Использование информационно-компьютерных технологий в деятельности учителя-логопеда
статья по информатике и икт по теме
В работе представлены варианты использования современных компьютерных технологий для повышения знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konferentsiyu_po_ikt.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мультимедийной презентации для повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками, имеющими нарушение речи.
Бобрикова Инна Алексеевна
учитель-логопед МБОУ СШ №21
г. Нижневартовск
Двадцать первый век это эпоха информационного общества. Современная школа предполагает использование инновационного образования, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.
Они включают в себя совокупность компьютерных технологий, использующих несколько информационных сред: видео, графику, текст, информацию, фотографию, звуковые эффекты.
Целью и результатом применения презентации, как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирования знаний, умений, навыков.
Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе школьного логопеда помогает решать следующие задачи:
- Образовательные:
- развитие навыков языкового анализа и синтеза;
- уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.
- Коррекционные:
- развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности;
- развитие психических процессов;
- развитие тонкой и общей моторики.
- Воспитательные:
- воспитание сотрудничества, инициативы, взаимопонимания.
Главными неоспоримыми достоинствами презентаций являются: наглядность , то есть визуализация, динамика и звук. При такой организации материала на логопедическом занятии у детей включаются три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная, что, в свою очередь, способствует прочному усвоению знаний, формированию качественных речевых навыков.
Преимущества подачи информации с помощью мультимедийной презентации:
- Игровая форма подачи материала с героями сказок, значками вместо оценок символами на экране компьютера у младших школьников вызывает интерес и желание к деятельности с ними.
- Решение проблемных задач, тестов, ответов на вопросы являются стимулом познавательной активности, если сам компьютер при верном выборе ответа поощряет ребёнка звуковым сигналом, определённым зрительным образом.
- При работе с компьютером могут моделироваться различные ситуации, необычные эффекты т. д.
- Мультимедийные презентации в сочетании с традиционными формами повышают мотивационнную активность детей, способствуют более тесной взаимосвязи ребёнка и логопеда, делают разнообразными способы подачи материала.
Все перечисленные факторы позволяют существенно сократить время на преодоление речевых нарушений , повысить уровень знаний, развить высшие психические функции.
В своей работе я довольно часто решаю учебно-коррекционные задачи с помощью разнообразных компьютерных технологий. Они занимают неотъемлемую часть во всей коррекционной деятельности . Выбор средств воздействия определяю в соответствии с коррекционно-образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ученика .Для этого была скомплектована информационно практическая база. Она включает в себя развивающие и обучающие игры, различные мультимедийные презентации.
Обоснованным считаю использование мультимедийных презентаций на каждом этапе занятия в соответствии с целями и задачами решаемыми входе коррекционного процесса.
При организационном моменте, динамических паузах на экране могут появляться схематичные гимнастические позы человека с синхронным ритмичным музыкальным сопровождением.
В основной части логопедического занятия существенным подспорьем могут служить интернет ресурсы, собственные наработки. Текстовый и иллюстративный материал, например, картинки идущие в режиме слайд-шоу:
- "Отгадай первый звук в слове";
- Речевые игры (группировка предметов по определённому признаку, например: "Назови как нас зовут", "Третий лишний").
Создание карточного материала по грамматическим темам с индивидуальными заданиями, слоговые таблицы для чтения, познавательные тексты, схемы слов, предложений.
Здесь могут быть использованы авторские презентации по конкретным темам например: "Сезонные изменения в природе", "Автоматизация звук "Р", "Гласные буквы". Все они должны органично вплетаться вход занятия, быть подчинены теме занятия и решению конкретных задач, например: коррекция лексико-грамматических нарушений, развитие произвольной моторики пальцев рук, совершенствование навыка звукового анализа и синтеза и т. д.
Заключительный этап. Задания тестового характера, Поощрительный момент - компьютерная игра.
Таким образом, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, мы можем оптимизировать педагогический процесс, повысить качество обучения школьников с речевыми нарушениями, а значит и эффективность работы учителя- логопеда.
Литература:
1. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Сборник материалов научно-практическиой конференции: Санкт-Петербург, 2011.
2. Берестова Л.В. Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР. - Материалы научно-практических конференций 2006-2008/ Под редакцией Яковлевой Н.Н. - АППО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда
Доклад на тему: «Использование элементов ИКТ - технологий в работе учителя - логопеда, как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в у...
Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.
В основе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании ИКТ. Информационные технологии принадле...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.
В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному развитию школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...
Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.
В статье представлены варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...
Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационно - коммуникативных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса инф...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС»
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...