Использование информационно-компьютерных технологий в деятельности учителя-логопеда
статья по информатике и икт по теме

В работе представлены варианты использования современных компьютерных технологий для повышения знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konferentsiyu_po_ikt.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийной презентации для повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками, имеющими нарушение речи.

Бобрикова Инна Алексеевна

учитель-логопед МБОУ СШ №21
г. Нижневартовск

        Двадцать первый век это эпоха информационного общества. Современная школа предполагает использование инновационного образования, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

         Одним из актуальных направлений  внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

        Они включают в себя совокупность компьютерных технологий, использующих несколько информационных сред: видео, графику, текст, информацию, фотографию, звуковые эффекты.

        Целью и результатом применения презентации, как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирования знаний, умений, навыков.

        Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе школьного логопеда помогает решать следующие задачи:

  • Образовательные:
  • развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  • уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.
  • Коррекционные:
  • развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности;
  • развитие психических процессов;
  • развитие тонкой и общей моторики.
  • Воспитательные:
  • воспитание сотрудничества, инициативы, взаимопонимания.

        Главными неоспоримыми достоинствами презентаций являются: наглядность , то есть визуализация, динамика и звук. При такой организации материала на логопедическом занятии у детей  включаются три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная, что, в свою очередь, способствует прочному усвоению знаний, формированию качественных речевых навыков.

        Преимущества подачи информации с помощью мультимедийной презентации:

  1. Игровая форма подачи материала с героями сказок, значками вместо оценок символами на экране компьютера у младших школьников   вызывает интерес и желание к деятельности с ними.
  2. Решение проблемных задач, тестов, ответов на вопросы являются стимулом  познавательной активности, если сам компьютер при верном выборе ответа поощряет ребёнка звуковым сигналом, определённым зрительным  образом.
  3. При работе с компьютером могут  моделироваться различные ситуации, необычные эффекты т. д.
  4. Мультимедийные презентации  в сочетании с традиционными  формами повышают мотивационнную активность детей, способствуют более тесной взаимосвязи ребёнка и логопеда, делают разнообразными способы подачи материала.

        Все перечисленные факторы позволяют существенно  сократить время на преодоление речевых нарушений , повысить уровень знаний, развить высшие психические функции.

        В своей работе я довольно часто решаю учебно-коррекционные задачи с помощью разнообразных компьютерных технологий. Они занимают неотъемлемую часть во всей коррекционной деятельности . Выбор средств воздействия определяю в соответствии с коррекционно-образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ученика .Для этого была скомплектована информационно практическая база. Она включает в себя развивающие и обучающие игры, различные мультимедийные презентации.

        Обоснованным считаю использование мультимедийных презентаций на каждом этапе занятия в соответствии с целями  и задачами решаемыми входе коррекционного процесса.

         При организационном моменте, динамических паузах  на экране могут появляться схематичные гимнастические позы человека с синхронным ритмичным музыкальным сопровождением.

        В основной части логопедического занятия существенным подспорьем могут служить интернет ресурсы, собственные наработки. Текстовый и иллюстративный материал, например, картинки идущие в режиме слайд-шоу:

  • "Отгадай первый звук в слове";
  • Речевые игры (группировка предметов по определённому признаку, например: "Назови как нас зовут", "Третий лишний").

        Создание  карточного материала по грамматическим темам с индивидуальными заданиями, слоговые таблицы для чтения, познавательные тексты, схемы слов, предложений.

        Здесь могут быть использованы авторские презентации по конкретным темам например: "Сезонные изменения в природе", "Автоматизация звук "Р", "Гласные буквы".         Все они должны органично вплетаться вход занятия, быть подчинены теме занятия и решению конкретных задач, например: коррекция лексико-грамматических нарушений, развитие произвольной моторики пальцев рук, совершенствование навыка звукового анализа и синтеза и т. д.

        Заключительный этап. Задания тестового характера, Поощрительный момент - компьютерная игра.

        Таким образом, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, мы можем оптимизировать педагогический процесс, повысить качество обучения школьников с речевыми нарушениями, а значит и эффективность работы учителя- логопеда.

Литература:

1. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Сборник материалов научно-практическиой конференции: Санкт-Петербург, 2011.

2. Берестова Л.В. Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР. - Материалы научно-практических конференций 2006-2008/ Под редакцией Яковлевой Н.Н. - АППО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда

Доклад на тему: «Использование элементов  ИКТ - технологий в работе учителя - логопеда, как способ повышения  мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы  в у...

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.

В основе реализации  ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление,  которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадле...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.

В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...

Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...

Актуальность использования информационно – коммуникативных технологий в практике учителя – логопеда.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационно - коммуникативных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса инф...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС»

Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни,  становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...