Рабочая программа воспитания старшей интернированной группы 2024-2025 учебный год
рабочая программа (8, 9 класс)
Данная программа представляет собой разработанный курс воспитательской деятельности для воспитанников старшей интернированной группы в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) КГБОУ «Зеленогорская школа- интернат», рабочей программой воспитания 2022-2027 г. КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат», обучающей (просветительской) программой «Здоровое питание школьника», календарем общеобразовательных событий 2024 -2025 учебным годом.
Программа реализуется непосредственно в образовательной организации, где созданы все условия для полноценного пребывания в течение дня обучающихся с умственной отсталостью, в содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitaniya_starshey_internirovannoy_gruppy_24-25.docx | 49.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская школа-интернат»
Утверждаю
Директор школы
___________ О.В. Пиго
« _____» ___________ 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитания старшей интернированной группы
на 2024 -2025учебный год
Разработчик: Дарбека Л.А.,
воспитатель первой квалификационной категории
Программа обсуждена и рекомендована на заседании школьного методического объединения Руководитель ШМО _______________ Протокол от «____» ________2024г. №_____ | Согласовано зам. директора по ВР _Н.В.Вавулина______ |
2024 г.
Пояснительная записка.
Данная программа представляет собой разработанный курс воспитательской деятельности для воспитанников старшей интернированной группы в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) КГБОУ «Зеленогорская школа- интернат», рабочей программой воспитания 2022-2027 г. КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат», обучающей (просветительской) программой «Здоровое питание школьника», календарем общеобразовательных событий 2024 -2025 учебным годом.
Программа реализуется непосредственно в образовательной организации, где созданы все условия для полноценного пребывания в течение дня обучающихся с умственной отсталостью, в содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Цель воспитания обучающихся: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях; развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, настойчивость в достижении результата.
воспитывать положительное отношение к своему национальному языку и культуре; формировать чувство причастности к коллективным делам;
- развивать навыки осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- формировать уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
- формировать положительное отношение к семейным традициям и устоям.
Основу воспитательной деятельности составляют: традиционные дела, события, мероприятия, общешкольные дела, через которые осуществляется достижение воспитательных целей и задач.
Программа рассчитана на 34 учебные недели (170 часов), предусматривает распределение работы по 5 направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Основные виды деятельности:
Внеклассная познавательная деятельность осуществляется в ходе проведения познавательных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.
Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является формирование отношений к труду: желания трудиться, убеждения в том, что трудиться необходимо.
Участвуя в самообслуживании, общественно-полезном труде, изготовлении игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие заботиться об окружающих людях, природе, школе, своем коллективе.
Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспитание у детей отношения к прекрасному. Занятия музыкой, танцами, рисованием, лепкой обогащают внутренний мир детей, помогают им полнее реализовать себя, свои представления о красоте.
Физкультурно-спортивная деятельность формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни. Умелая организация физкультурно-спортивной деятельности украшает жизнь детского коллектива веселыми подвижными играм», гимнастическими и ритмическими, спортивными праздниками, эстафетами.
Социально-ориентационная деятельность, в процессе которой у детей формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, его традициям, языку, к природе, к себе как гражданину. Дети знакомятся с общественным устройством своей страны, ее государственным строем, символикой, узнают о своих правах. Именно в этой деятельности происходит социализация личности.
Ценностно-ориентировочная деятельность. Назначение данной деятельности в том, чтобы формировать отношение к общечеловеческим ценностям, ориентировать детей на эти ценности.
Процесс воспитания выражается в таких формах, как:
- индивидуальные (выполнение заданий творческого характера, поручения);
- групповые (кружки, студии, секции, классные часы, соревнования);
- массовые (смотры, конкурсы, фестивали, выставки, экскурсии, общешкольные праздники
- беседы, экскурсии, конкурсы, рейды, акции, воспитательские часы, коллективные творческие дела, общешкольные мероприятия, режимные моменты, специально организованные занятия, викторины, концерты;
- внешкольная деятельность (праздники, кино, театр, поездки, походы, экскурсии).
Тематический план на каждое направление
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободе и обязанностям человека. 35 занятий.
№ | Мероприятия | Кол-во занятий |
1. | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 8 |
2. | Правовое воспитание | 9 |
3. | Информационная безопасность обучающихся | 9 |
4. | Краеведение. | 9 |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 34 занятия.
№ | Мероприятия | Кол-во занятий |
1. | Воспитание нравственных чувств | 8 |
2. | Семейное воспитание | 9 |
3. | Коммуникативная культура | 9 |
4. | Сибирский календарно – обрядовый цикл | 8 |
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
33 занятий.
№ | Мероприятия | Кол-во занятий |
1. | Формирование здорового образа жизни | 8 |
2. | Культура безопасности | 8 |
3. | Здоровое питание | 9 |
4. | Экология | 8 |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 35 занятий
№ | Мероприятия | Кол-во занятий |
1. | Красота природы, труда и творчества (экскурсии, музеи, выставки, праздники) | 9 |
2. | Национальная культура | 9 |
3. | Творческая мастерская | 8 |
4. | В человеке все должно быть прекрасным | 9 |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 68 занятий.
№ | Мероприятия | Кол-во занятий |
1. | Творческая мастерская « Портняжка» | 22 |
2. | Творческая мастерская «Народная кукла» | 30 |
3. | Трудовой десант «Чистый двор» | 8 |
4. | Профориентация. | 8 |
Целевые ориентиры:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- знать и любить свою малую родину, свой край, иметь представление о Родине — России;
- иметь понятия о символах России (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
-уметь положительно относиться к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;
-обладать опытом ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-проявлять неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- уважительно относиться к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливо относиться к младшим;
-уметь оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- знать традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное отношение к ним;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни элементарные представления о различных профессиях:
- проявлять положительное отношение к учебному труду.
- иметь первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
--потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание:
- иметь первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей;
- проявлять стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
умения оценивать правильность поведения людей в природе:
- обладать элементарными здоровьесберегающими умениями и навыками, навыками личной гигиены и активного образа жизни;
- соблюдать правила взаимоотношений с незнакомыми людьми, правила безопасного поведения в общественном транспорте;
иметь навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде;
- бережное относиться к природе, растениям и животным;
- иметь элементарный опыт природоохранительной деятельности;
Материально-технического обеспечения воспитательной деятельности.
Спортивный зал, спортивный корд, школьная библиотека.
Компьютер, телевизор, музыкальная колонка, настольные игры, игрушки, конструктор, детские книги, Спортивный инвентарь: мячи футбольные, - мячи волейбольные, - мячи баскетбольные, скакалки, бадминтон.
Тематический план.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 35 занятий.
Цель: формирование гражданского самосознания, патриотизма; основ правового воспитания.
Задачи:
- представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится Организация;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному;
- начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.
П/№ | Мероприятие | Кол-во занятий | Технологии |
Воспитание гражданственности, патриотизма – 8 занятий. | |||
1. | «День солидарности в борьбе с терроризмом» | 1 | Информационный час |
2. | «Я – россиянин» | 1 | Воспитательский час |
3. | 3 декабря: Международный день инвалидов | 1 | Информационный час |
4. | «Мой гражданский долг» | 1 | Беседа. |
5. | «День неизвестного солдата» | 1 | Информационный час |
6. | Празднование Дня Победы: Акция «Георгиевская ленточка»; Парад; Бессмертный полк; «ВОВ в кинохронике и художественных фильмах»; Поздравление ветеранов | 3 | КТД. Просмотр худ.фильмов ВОВ (кино-хроника) |
Правовое воспитание – 9 занятий | |||
7. | Обсуждение правил жизни в интернате: «Мы разные, но мы вместе» | 1 | Беседа-обсуждение |
8. | «Знатоки права» | 1 | Викторина |
9. | «Как привлекают подростков в деструктивные группы» | 1 | Ситуативная беседа-диалог |
10. | «Виды ответственности несовершеннолетнего гражданина за правонарушения и преступления» | 3 | Час общения |
11. | «Твои права, подросток» | 1 | Беседа |
12. | «Большие права – маленьким детям» | 1 | Информационный стенд |
13. | «Правовое колесо» | 1 | Познавательная игра |
Информационная безопасность обучающихся – 9 занятий | |||
14. | «Безопасность школьников в сети интернет» | 1 | Беседа |
15. | «Основные виды киберугроз» | 1 | Информационный час |
16. | «Мобильное здоровье. Как пользоваться мобильной связью не причиняя вред своему здоровью». | 2 | Обсуждение |
17. | Фиксики - Фикси-советы. Осторожней в Интернете! | 3 | Просмотр мультфильмов |
18. | Показ мультфильмов | 1 | Викторина |
19. | «Нормы поведения в сети» | 1 | Беседа |
Краеведение – 9 занятий | |||
20. | «Мой город» | 4 | Экскурсия |
21. | «Белая береза – символ Родины моей» | 1 | Конкурс рисунков |
22. | «Моя малая родина - Сибирь» | 1 | Воспитательское занятие |
23. | Достопримечательности г. Зеленогорска | 2 | Экскурсия |
24. | «История в названиях улиц» | 1 | Обзорная прогулка |
Воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения. 34 занятия.
Цель: приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи:
- стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;
- представления о правилах этики, культуре речи представления о возможном негативном влиянии на морально- психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
П/№ | Мероприятие | Количество занятий | Технологии |
Воспитание нравственных чувств – 8 занятий | |||
1. | «Правила поведения в школе, интернате» | 1 | Беседа |
2. | «Подари заботу и внимание старшему поколению» | 2 | КТД |
3. | Цикл занятий по нравственному воспитанию. «Культурный человек» «Каким я хочу быть» «Дом, в котором ты живешь» «Долг платежом красен» «Мы разные, но мы вместе» | 5 | Воспитательское занятие |
Семейное воспитание – 9 занятий | |||
4. | «Наша дружная семья» | 1 | Воспитательское занятие |
5. | «Искусство жить в семье» | 1 | Беседа |
6. | Беседы и сказки о семье для детей и взрослых — А. Лопатина, М. Скребцова «Моя будущая семья» «Школа семьи» «Счастливая семья» «Наши братья и сестры» | 4 | Чтение. Обсуждение |
7. | «Важность семейных ценностей и традиции» | 1 | Беседа |
8. | «Семейное древо» | 1 | |
Коммуникативная культура – 9 занятий | |||
9. | Я в мире людей | 1 | Беседа |
10. | Умение вести беседу | 1 | Воспитательский час |
11. | Общение в жизни человека | 1 | Час общения |
12. | Почему люди ссорятся | 1 | Беседа |
13. | Святая наука – расслышать друг друга» | 1 | Игра-занятие |
14. | Барьеры общения | 1 | Ролевая игра |
15. | Предотвращение конфликтов | 1 | Игра-занятие |
16. | Учимся слушать друг друга | 1 | Воспитательский час |
17. | «Критика в мою сторону» | 1 | Час общения |
Сибирский календарно-обрядовый цикл – 8 занятий | |||
18. | «Воздвижение – праздник урожая» | 1 | Информационный час |
19. | Покров день, капустинские вечерки. | 1 | Празднично-игровая программа |
20. | «Николай зимний» | 1 | Спортивный час. Начало катания на санках |
21. | «Крещение Господне» | 1 | Информационный час |
22. | «Март – весновей» | 1 | Прогулка |
23. | «Масленичные гуляния» | 1 | Праздничная программа |
24. | Благовещение. | 1 | Информационный час |
25. | Вербное воскресенье | 1 | Информационный час |
26. | «Светлая Пасха» | 1 | Празднично-игровая программа |
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
33 занятия.
Цель: социально-педагогическая поддержка в сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- формирование установок на использование здорового питания;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
Формирование здорового образа жизни – 8 занятий | |||
П/№ | Мероприятие | Кол-во занятий | Технологии |
1. | «Твой режим, значение режима дня для здоровья». | 1 | Беседа с медицинским работникам |
2. | «Режим дня - основа жизни человека» «Как сохранить улыбку здорово» «Почему надо беречь зрение» | 3 | Беседа |
3. | «Всемирный день сердца» | 1 | Информационный час |
4. | «Вся правда об электронных сигаретах» | 1 | Беседа |
5. | «Наше здоровье – в наших руках» | 1 | Воспитательский час |
6. | «Мы – новое поколение. Мы за здоровый образ жизни!!!» | 1 | Рисунки |
7. | Посещение бассейна | Еженедельно | |
8. | «Культурно-гигиенические навыки» | Ежедневно | Практикумы |
Культура безопасности – 8 занятий | |||
9. | «Правила безопасности на дороге, улице, во дворе» | 3 | Прогулка-практикум. Минутки безопасности. |
10. | «Месячник безопасной жизнедеятельности» | 2 | Беседы – практикум. Д/и. Прогулки – практикумы. |
11. | «Культура безопасности жизнедеятельности в школе» | 3 | Беседы. Практикумы. Минутки безопасности. |
12. | «Минутки безопасности» | Ежедневно | |
Здоровое питание - 9 занятий | |||
13. | «Культура приёма пищи» | 3 | Беседа-практикум. |
14. | «Продукты быстрого питания, вред и польза?» | 1 | Беседа-обсуждение |
15. | «Ты-покупатель: срок хранения продуктов» | 2 | Экскурсия - практикум |
16. | Желудок. Строение желудка - познавательный мультфильм для детей | 1 | Мультфильм для обсуждения |
17. | «Роль витаминов и минеральных веществ в организме человека» | 1 | Информационный стенд |
18. | «Фикси - советы – Как правильно питаться! (белки, жиры и углеводы)» | 1 | Мультфильм для обсуждения |
Экология - 8 занятий | |||
19. | «Лесные тайны» | 2 | Экскурсия |
20. | «Природа – дом для всех» | 1 | Экологическая викторина |
21. | «Мусору нет!» | 1 | Экологическая акция |
22. | «Экологический мультфильм для детей "Мальчик и Земля" | 1 | Просмотр мультфильма. Обсуждение. |
23. | «Синичкин день» | 1 | Тематическая прогулка |
24. | «Покормите птиц» | 1 | Практическая работа |
25. | Всемирный день защиты животных. «Мой питомец» | 1 | Рисунки |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 35 занятий.
Цель: формирование у воспитанников навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию и приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуре.
Задачи:
- формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;
- формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;
- развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);
- закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
П/№ | Мероприятие | Кол-во занятий | Технологии |
Красота природы, труда и творчества (экскурсии, музеи, выставки, праздники) – 9 занятий. | |||
1. | «Осенний калейдоскоп» «Новогодняя фантазия» «С праздником 8 Марта» «Светлая Пасха» «День Победы» | 5 | Выставки рисунков и поделок в течении года |
2. | «Красавица осень» «Городская елка» | 2 | Экскурсия |
3. | « День Защитника Отечества» «Международный женский день 8 Марта» | 2 | Праздничное мероприятие |
4. | Посещение музеев, выставок | В течении года | |
Национальная культура – 9 занятий. | |||
5. | «Национальные традиции» | 1 | Презентация |
6. | «Национальный костюм» | 3 | Творческая мастерская |
7. | «Народные промыслы» | 1 | Презентация |
8. | «Эта русская матрешка» | 1 | Рассказ |
9. | «Устное народное творчество» | 1 | Воспитательский час |
10. | «Семейные традиции» | 1 | Беседа |
11. | «Русская кухня» | 1 | Беседа |
В человеке все должно быть прекрасным – 9 занятий | |||
12. | Культура поведения в обществе. «Правила поведения в общественных местах»; «Правила поведения в библиотеке»
| 2 | Сюжетно-ролевая игра Экскурсия в осенний сквер Игровой практикум Практикум |
13. | «Мой внешний вид» | 1 | Игровой практикум |
14. | «Потому что я- человек», рассказ В.А. Сухомлинского | 1 | Чтение, обсуждение |
15. | «Горящее сердце Данко» легенда М. Горького | 1 | Чтение, обсуждение |
16. | В мире доброты и красоты. «О вежливости» «Уроки гостеприимства. Я в гостях» | 3 | Игровой практикум |
14. | «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» | 1 | Час общения |
Творческая мастерская - 8 занятий | |||
15. | Изготовление поделки «Осенняя фантазия» | 2 | Работа с природным материалом. |
16. | «Новогодняя фантазия» | 3 | Творческая работа |
17. | Изготовление подарков «23 февраля» | 1 | Творческая работа |
18. | «Весенний букет» | 2 | Творческая работа |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 68 занятий
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Задачи:
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;
- соблюдение порядка на рабочем месте.
П/№ | Мероприятие | Кол-во занятий | Технологии |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду- 60 занятий | |||
1. | Творческая мастерская « Портняжка» | 22 | Практические занятия |
2. | Творческая мастерская «Народная кукла» | 30 | Практические занятия |
3. | Трудовой десант | 8 | Практическая работа |
Профориентация - 8 занятий | |||
«Выбор профессии – дело серьёзное» | 5 | Экскурсия в промышленный магазин, парикмахерскую, ателье, обувную мастерскую | |
«Выбор будущей профессии». | 1 | Воспитательский час | |
«Мир профессий» | 1 | Викторина | |
«Что важнее: «Кем быть» или «Каким быть»? | 1 | Открытый разговор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы , учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и с учётом рабочей программы воспитания.
Аннотация, Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы на 2023-2024 год.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....
Рабочая программа по немецкому языку 2024-2025 5 класс
Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному...
Рабочая программа по немецкому языку 2024-2025 8 класс
Рабочаяпрограмма по немецкому языку как второму иностранному...
Рабочая программа по немецкому языку 2024-2025 10 класс
Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному...
Рабочая программа по немецкому языку 2024-2025 11 класс
Рабочая программа понемецкому языку как второму иностранному...
Рабочие программы по труду (технологии) 2024-2025
рабочие программы по Труду (технологии) 5-9 кл....