Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
статья

Жижайкина Лариса Ивановна

В статье рассматриваются возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, что способствует повышению интереса к обучению, его эффективности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Автор статьи - Жижайкина Лариса Ивановна,

преподаватель русского языка и литературы

ГАПОУ г. Москвы «Политехнический колледж № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова»

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

В наш век всеобщей информатизации новые компьютерные технологии становятся неотъемлемой составляющей частью образовательного процесса и активно применяются при преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы - это  не дань  моде,  а  необходимость.

        Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Человек познает окружающий мир с помощью органов чувств. Но пропускная способность зрительного, слухового и других каналов различна. Как показывают исследования, 90% информации обучающиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха и 1% – с помощью других органов.

При использовании информационных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (визуальным, аудиальным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы:

  • увеличивает объем использования наглядности на уроке;
  • позволяет сделать урок более интересным и динамичным;
  • стимулирует познавательный интерес к предмету;
  • придает учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
  • формирует информационную культуру.

            Информационные технологии используются в обучении на следующих этапах:

  • при изложении нового материала (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска);
  • на этапе повторения и закрепления изученного материала (программы-тренажеры);
  • на этапе промежуточного и итогового контроля (программы для тестирования и контроля);
  • при самостоятельной работе обучающихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы);
  • во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям.

Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. В этом может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.

        Самой распространенной формой работы на уроках русского языка и литературы можно назвать работу с презентациями, выполненными в программе Power Point, так как основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи презентаций можно показать портреты писателей, иллюстрации к художественным произведениям, фотографии и многие другие изображения. Популярность использования презентации в учебном процессе вполне объяснима: современные дети в большинстве своём обладают «клиповым» мышлением, яркая компьютерная картинка привлекает их гораздо больше, чем, скажем, та же иллюстрация, прикреплённая кнопками на доске.

Активно использую презентации и на уроках русского языка. Здесь я использую разнообразные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов, алгоритмов и т.д. Слайды демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффектов анимации, «оживления» иллюстраций и т.д. Все это развивает интерес к уроку, делают его более интересным и результативным.

        Нахожу в Интернете готовые презентации, создаю свои, размещаю в Интернете  презентации, таким образом распространяя свой опыт. Также принимаю участие в конкурсах презентаций.

        Создают презентации и студенты, получая опережающее домашнее задание к новой теме – подготовить свою мультимедийную презентацию. Самостоятельная творческая работа студентов по созданию компьютерных презентаций развивает познавательные навыки, повышает мотивацию к изучению русского языка и литературы. Студенты свои презентации также представляют на различных конкурсах и фестивалях.         

Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе считаю проектную деятельность студентов. В проектной деятельности итоги исследовательской работы студенты представляют в виде презентаций. Таким образом, индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество.

        

        Следующая форма работы, применяемая мною, - это использование программы Publisher для создания буклетов и т. п. Буклеты создают сами студенты. Готовые буклеты они представляют при защите исследовательских работ на различных конкурсах и конференциях. Представление буклета - одно из требований многих современных конкурсов.

        В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования возникли новые виды экскурсий – виртуальные. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет,  можно проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии, напоминающие по форме слайд-шоу или слайд-показы. В результате такие виртуальные прогулки превращаются в настоящее путешествие. 

Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:

1) литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
2) литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
3) историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
4) литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам.        

        Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, например в Ясную Поляну, Спасское-Лутовиново, Щелыково, Мелихово и т.д. Виртуальная литературная экскурсия оживляет преподавание предмета.        

Зачем нужны виртуальные экскурсии на уроках литературы? Во-первых, они расширяют кругозор учащихся. Во-вторых, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Овсянку, Константиново, поэтому такие экскурсии замещают "живые". 

Следующая форма работы - использование на уроках видеолекций о жизни и творчестве поэтов и писателей. Часто обращаюсь к лекциям Доктора филологических наук, профессора МГУ, исследователя русской литературы 20 века - Алексея Николаевича Варламова, Игоря Леонидовича Волгина, Быкова Дмитрия Львовича, профессор МГИМО.

Еще в своей практике использую показ экранизации классики, так как многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы для создания проблемной ситуации, заставляют студентов провести сопоставительный анализ авторского текста и режиссерской трактовки. Преподаватель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.

Просмотр кинофильма не должен заменять чтение художественной литературы. Сначала чтение, затеи просмотр отрывков с обязательным последующим обсуждением этого эпизода. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, -это первый шаг к чтению. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.

        Следующая форма работы - прослушивание аудиозаписей авторского и актерского чтения художественных произведений. После прослушивания выразительного чтения задаю вопросы не только по содержанию услышанного, но и вопросы, акцентирующие внимание студентов на правильной интонации. Таким образом, у студентов формируются навыки правильного выразительного чтения.

Есть возможность на уроках русского языка и литературы использовать готовые программные продукты:

  • 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации - 330 тестовых заданий на 157 правил русского языка.
  • Интерактивное учебное пособие по русскому языку - пособие содержит различные виды тестов. По завершении программы тестирующая программа предлагает подробный отчет с комментариями о ходе тестирования и его результатах в баллах.
  • Тестовый комплекс по грамматике русского языка
  • Уроки литературы Кирилла и Мефодия (в данный программный продукт входят мультимедийные уроки, интерактивные тренажеры, тесты по темам курса и т.д.)

Преимущества готовых программных продуктов в том, что большой объѐм информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные студентом. Привлечение большого иллюстрированного материала, использование аудио- и видео- сопровождений делают уроки литературы яркими, содержательными.

        В последнее время активно использую буктрейлеры.  Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Считаю, что использование информационных технологий обучения существенно влияет на формирование образовательных компетенций студентов: умение работать с информацией (поиск, отбор материала; сравнение, обобщение, вычленение существенного, анализ информации, полученной из разных источников, в том числе и в сети Интернет; применение её в практической деятельности в нестандартной ситуации).

Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы даѐт высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности студентов, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает интерес к предмету, развивает логическое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...