Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
статья
В статье рассматриваются возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, что способствует повышению интереса к обучению, его эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи - Жижайкина Лариса Ивановна,
преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ г. Москвы «Политехнический колледж № 8
имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова»
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
В наш век всеобщей информатизации новые компьютерные технологии становятся неотъемлемой составляющей частью образовательного процесса и активно применяются при преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы - это не дань моде, а необходимость.
Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Человек познает окружающий мир с помощью органов чувств. Но пропускная способность зрительного, слухового и других каналов различна. Как показывают исследования, 90% информации обучающиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха и 1% – с помощью других органов.
При использовании информационных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (визуальным, аудиальным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы:
- увеличивает объем использования наглядности на уроке;
- позволяет сделать урок более интересным и динамичным;
- стимулирует познавательный интерес к предмету;
- придает учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
- формирует информационную культуру.
Информационные технологии используются в обучении на следующих этапах:
- при изложении нового материала (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска);
- на этапе повторения и закрепления изученного материала (программы-тренажеры);
- на этапе промежуточного и итогового контроля (программы для тестирования и контроля);
- при самостоятельной работе обучающихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы);
- во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. В этом может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.
Самой распространенной формой работы на уроках русского языка и литературы можно назвать работу с презентациями, выполненными в программе Power Point, так как основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи презентаций можно показать портреты писателей, иллюстрации к художественным произведениям, фотографии и многие другие изображения. Популярность использования презентации в учебном процессе вполне объяснима: современные дети в большинстве своём обладают «клиповым» мышлением, яркая компьютерная картинка привлекает их гораздо больше, чем, скажем, та же иллюстрация, прикреплённая кнопками на доске.
Активно использую презентации и на уроках русского языка. Здесь я использую разнообразные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов, алгоритмов и т.д. Слайды демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффектов анимации, «оживления» иллюстраций и т.д. Все это развивает интерес к уроку, делают его более интересным и результативным.
Нахожу в Интернете готовые презентации, создаю свои, размещаю в Интернете презентации, таким образом распространяя свой опыт. Также принимаю участие в конкурсах презентаций.
Создают презентации и студенты, получая опережающее домашнее задание к новой теме – подготовить свою мультимедийную презентацию. Самостоятельная творческая работа студентов по созданию компьютерных презентаций развивает познавательные навыки, повышает мотивацию к изучению русского языка и литературы. Студенты свои презентации также представляют на различных конкурсах и фестивалях.
Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе считаю проектную деятельность студентов. В проектной деятельности итоги исследовательской работы студенты представляют в виде презентаций. Таким образом, индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество.
Следующая форма работы, применяемая мною, - это использование программы Publisher для создания буклетов и т. п. Буклеты создают сами студенты. Готовые буклеты они представляют при защите исследовательских работ на различных конкурсах и конференциях. Представление буклета - одно из требований многих современных конкурсов.
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования возникли новые виды экскурсий – виртуальные. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, можно проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии, напоминающие по форме слайд-шоу или слайд-показы. В результате такие виртуальные прогулки превращаются в настоящее путешествие.
Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:
1) литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
2) литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
3) историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
4) литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам.
Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, например в Ясную Поляну, Спасское-Лутовиново, Щелыково, Мелихово и т.д. Виртуальная литературная экскурсия оживляет преподавание предмета.
Зачем нужны виртуальные экскурсии на уроках литературы? Во-первых, они расширяют кругозор учащихся. Во-вторых, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Овсянку, Константиново, поэтому такие экскурсии замещают "живые".
Следующая форма работы - использование на уроках видеолекций о жизни и творчестве поэтов и писателей. Часто обращаюсь к лекциям Доктора филологических наук, профессора МГУ, исследователя русской литературы 20 века - Алексея Николаевича Варламова, Игоря Леонидовича Волгина, Быкова Дмитрия Львовича, профессор МГИМО.
Еще в своей практике использую показ экранизации классики, так как многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы для создания проблемной ситуации, заставляют студентов провести сопоставительный анализ авторского текста и режиссерской трактовки. Преподаватель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.
Просмотр кинофильма не должен заменять чтение художественной литературы. Сначала чтение, затеи просмотр отрывков с обязательным последующим обсуждением этого эпизода. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, -это первый шаг к чтению. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.
Следующая форма работы - прослушивание аудиозаписей авторского и актерского чтения художественных произведений. После прослушивания выразительного чтения задаю вопросы не только по содержанию услышанного, но и вопросы, акцентирующие внимание студентов на правильной интонации. Таким образом, у студентов формируются навыки правильного выразительного чтения.
Есть возможность на уроках русского языка и литературы использовать готовые программные продукты:
- 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации - 330 тестовых заданий на 157 правил русского языка.
- Интерактивное учебное пособие по русскому языку - пособие содержит различные виды тестов. По завершении программы тестирующая программа предлагает подробный отчет с комментариями о ходе тестирования и его результатах в баллах.
- Тестовый комплекс по грамматике русского языка
- Уроки литературы Кирилла и Мефодия (в данный программный продукт входят мультимедийные уроки, интерактивные тренажеры, тесты по темам курса и т.д.)
Преимущества готовых программных продуктов в том, что большой объѐм информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные студентом. Привлечение большого иллюстрированного материала, использование аудио- и видео- сопровождений делают уроки литературы яркими, содержательными.
В последнее время активно использую буктрейлеры. Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.
Считаю, что использование информационных технологий обучения существенно влияет на формирование образовательных компетенций студентов: умение работать с информацией (поиск, отбор материала; сравнение, обобщение, вычленение существенного, анализ информации, полученной из разных источников, в том числе и в сети Интернет; применение её в практической деятельности в нестандартной ситуации).
Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы даѐт высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности студентов, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает интерес к предмету, развивает логическое мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...
Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-163929-1355506829.jpg)
Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186424-1358947250.jpg)
«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186424-1358947250.jpg)
Презентация к статье "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает публичному выступлению при освещении данной темы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-339515-1388093141.jpg)
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/01/picture-763392-1456833764.jpg)
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...