План по самообразованию
материал

Надежда Владимировна Радькова

План по самообразованию за 2023 - 2025 учебные года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2_goda.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 27» __________________________________________________________________________________________

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Применение нейропсихологических игр и упражнений  

для повышения эффективности коррекционного процесса»

Составитель: учитель-логопед

Радькова Надежда Владимировна

г. Ачинск, 2023

Актуальность

Речевые процессы проявляются высшей психической функцией, развиваются в процессе онтогенеза, по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую указывая уровень актуального психического развития. Усвоение ребенком родного языка не является исключением и так же происходит строго запрограммированный путь, основанный на законах развития мозга.

По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации нейробиологической основы речевой системы – трех отделов головного мозга, –  в соответствии с учением А. Р. Лурии.

Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективного коррекционного процесса. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.

Цель: изучение и применение современных нейропсихологических методик для коррекции речи детей с ТНР.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
  2. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
  3. Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
  4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
  5. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
  6. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ТНР.
  7. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
  8. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.

Предполагаемый результат:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
  • желание улучшить образовательный процесс;
  • повышение эффективности логопедических занятий.

Этапы работы

  1. Ознакомительный

Цель: планирование работы по теме самообразования.

  • Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии.
  • Изучение инновационных нейропсихологических технологий.
  1. Практический

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.

  • Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми.
  • Составление перспективного плана занятий с учётом современных нейропсихологических технологий.
  • Составление конспектов занятий с применением выбранных нейропсихологических технологий.
  1. Отчётный

Цель: подведение итогов работы.

  • Выступление в рамках заседания РМО «Использование кинезиологического оборудования как инновационная технология в практической работе учителя-логопеда»
  • Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития для родителей.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы и медиа-информация;
  • семинары – практикумы, конференции;
  • дистанционные курсы повышения квалификации.

Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки реализации

Практический выход (результат)

1.

Ознакомительный

Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме самообразования.

2023 – 2024

Теоретическая база по заявленной теме самообразования

Обзор  передового педагогического опыта работы по нейропсихологии.

Опыт коллег по нейропсихологии

Знакомство с инновационными технологиями.

Актуализация информации

и систематизация теоретических знаний

2.

Практический

Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий

в коррекции речевого развития.

2023 – 2024

Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.

Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти.

Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения.

Картотека игр и упражнений для развития зрительно-пространственных представлений.

2.1

Работа с детьми

Нейропсихологическая диагностика дошкольников с нарушениями речевого развития.

2023 – 2024

2024 – 2025

Анализ показателей уровня развития детей

Внедрить в коррекционно-образовательный процесс современные нейропсихологические технологии.

2023 - 2025

Применение нейроупражнений на занятиях, проект «Логойога»

.2

Работа с родителями

Проведение родительских собраний

(1 полугодие и 2 полугодие)

2023 – 2024

Тема собрания: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»

Тема собрания: «Образовательная кинезиология»

Разработка памяток и буклетов для родителей

2023 – 2025

Картотека дыхательных упражнений.

Провести мастер-класс с родителями

2023 – 2024

«Умные мячики» как инновационная технология

в логопедической работе».

3.

Отчётный

Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования

2024

Аналитический материал: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения современных педагогических технологий».

Обобщение и трансляция опыта

2025

Демонстрация опыта в форме открытого занятия

с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития.

2024 – 2025

Публикация методического материала на образовательных порталах.

Оформление результатов работы по теме самообразования

2024 – 2025

Анализ работы по самообразованию, отчёт

о проделанной работе.

Литература:

  1. Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.
  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  3. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
  4. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 288 с.
  5. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 336 с.
  6. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
  7. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
  8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
  9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
  10. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
  11. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию

план по самообразованию по теме: здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе...

Личный перспективный план по самообразованию Автор: Трушакова С.А.учитель математики МОУ «КОРЧИНСКАЯ СОШ»

Тема:Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики....

план по самообразованию

план , которым я пользуюсь...

план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год

План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".

План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...

План по самообразованию учителя.

В публикации дается примерный план самообразования по одной из тем....

План по самообразованию учителя математики

В помощь учителям математики...