План по самообразованию
материал
План по самообразованию за 2023 - 2025 учебные года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2_goda.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 27» __________________________________________________________________________________________
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Применение нейропсихологических игр и упражнений
для повышения эффективности коррекционного процесса»
Составитель: учитель-логопед
Радькова Надежда Владимировна
г. Ачинск, 2023
Актуальность
Речевые процессы проявляются высшей психической функцией, развиваются в процессе онтогенеза, по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую указывая уровень актуального психического развития. Усвоение ребенком родного языка не является исключением и так же происходит строго запрограммированный путь, основанный на законах развития мозга.
По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации нейробиологической основы речевой системы – трех отделов головного мозга, – в соответствии с учением А. Р. Лурии.
Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективного коррекционного процесса. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.
Цель: изучение и применение современных нейропсихологических методик для коррекции речи детей с ТНР.
Задачи:
- Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
- Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
- Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
- Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
- Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ТНР.
- Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
- Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
- желание улучшить образовательный процесс;
- повышение эффективности логопедических занятий.
Этапы работы
- Ознакомительный
Цель: планирование работы по теме самообразования.
- Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии.
- Изучение инновационных нейропсихологических технологий.
- Практический
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.
- Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми.
- Составление перспективного плана занятий с учётом современных нейропсихологических технологий.
- Составление конспектов занятий с применением выбранных нейропсихологических технологий.
- Отчётный
Цель: подведение итогов работы.
- Выступление в рамках заседания РМО «Использование кинезиологического оборудования как инновационная технология в практической работе учителя-логопеда»
- Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития для родителей.
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- интернет-ресурсы и медиа-информация;
- семинары – практикумы, конференции;
- дистанционные курсы повышения квалификации.
Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
№ | Этапы работы | Содержание работы | Сроки реализации | Практический выход (результат) | |
1. | Ознакомительный | Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме самообразования. | 2023 – 2024 | Теоретическая база по заявленной теме самообразования | |
Обзор передового педагогического опыта работы по нейропсихологии. | Опыт коллег по нейропсихологии | ||||
Знакомство с инновационными технологиями. | Актуализация информации и систематизация теоретических знаний | ||||
2. | Практический | Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития. | 2023 – 2024 | Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий. | |
Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти. | |||||
Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения. | |||||
Картотека игр и упражнений для развития зрительно-пространственных представлений. | |||||
2.1 | Работа с детьми | Нейропсихологическая диагностика дошкольников с нарушениями речевого развития. | 2023 – 2024 2024 – 2025 | Анализ показателей уровня развития детей | |
Внедрить в коррекционно-образовательный процесс современные нейропсихологические технологии. | 2023 - 2025 | Применение нейроупражнений на занятиях, проект «Логойога» | |||
.2 | Работа с родителями | Проведение родительских собраний (1 полугодие и 2 полугодие) | 2023 – 2024 | Тема собрания: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Тема собрания: «Образовательная кинезиология» | |
Разработка памяток и буклетов для родителей | 2023 – 2025 | Картотека дыхательных упражнений. | |||
Провести мастер-класс с родителями | 2023 – 2024 | «Умные мячики» как инновационная технология в логопедической работе». | |||
3. | Отчётный | Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования | 2024 | Аналитический материал: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения современных педагогических технологий». | |
Обобщение и трансляция опыта | 2025 | Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития. | |||
2024 – 2025 | Публикация методического материала на образовательных порталах. | ||||
Оформление результатов работы по теме самообразования | 2024 – 2025 | Анализ работы по самообразованию, отчёт о проделанной работе. |
Литература:
- Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
- Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
- Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 288 с.
- Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 336 с.
- Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
- Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
- Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию
план по самообразованию по теме: здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе...
Личный перспективный план по самообразованию Автор: Трушакова С.А.учитель математики МОУ «КОРЧИНСКАЯ СОШ»
Тема:Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики....
план по самообразованию
план , которым я пользуюсь...
план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год
План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...
План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".
План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...
План по самообразованию учителя.
В публикации дается примерный план самообразования по одной из тем....
План по самообразованию учителя математики
В помощь учителям математики...