технология проектного обучения
статья
описание технологии проектного обучения, видов проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения
1. Сущность понятия технология проектной деятельности
2. Этапы реализации проектной технологии
3. Классификация проектов
Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве».
Проект - это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда и создание творческого продукта. Проект- это «обучение через делание». (Дж. Дьюи).
Технология проектной деятельности – личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта. То есть, технология проектной деятельности, в первую очередь, ориентирована на личность, зависит от ее характера и накопленного раннее опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим и творческим проектом.
Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития обучающегося.
Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например:
- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого- либо из жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- участники проекта вступают в дискуссии и т.д.
Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и обучающихся по разработке проекта.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых Обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Проектная технология предполагает:
-наличие проблемы, требующей интегрированных знаний, и исследовательского поиска решения. Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешними заказчиками. Для решения проблемы необходимо определенное количество информации из разных отраслей науки или искусства- в том заключается интегрированность знания.
-практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов. Другими словами, продукт, который получается в результате комплекса действии, должен быть в дальнейшем кем-то востребован, использоваться еще ни раз и нести в себе определенные знания, необходимые на данном этапе развития общества.
-самостоятельную деятельность обучающихся. Студент должен сам организовать свою исследовательскую деятельность, а педагог лишь отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует их действия.
-использование исследовательских методов (анкетирование, наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документации и других проектов).
-структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов. Проект-это достаточно трудоемкий и долгий процесс, состоящий из определенных стадий и этапов. И поэтому вся информация, накопленная на одном этапах должна периодически прорабатываться еще раз и иметь связь с информацией и знанием следующего или предыдущего этапа.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;
- комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий педагога и обучающихся
С целью выделения систем действий педагога и обучающихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
Таблица 2.
Стадии разработки и реализации проекта
Стадии | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся. | Обучающиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
Преподаватель предлагает обучающимся совместно отобрать тему проекта. | Группа обучающихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Обучающиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. | |
1.2. Выделение подтем в тем проекта | Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает обучающимся для выбора | Каждый обучающийся выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Обучающиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый обучающийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). | |
1.3.Формирование творческих групп | Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Обучающиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4.Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то Преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные обучающиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Преподаватель принимает участие в обсуждении | Обучающиеся в группах, а затем обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности |
2. Разработка проекта | Преподаватель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность | Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Преподаватель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность. | Обучающиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация | Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов внешних экспертов, старших студентов, родителей и др). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью обучающихся, учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
3. Классификация проектов.
По количеству обучающихся – индивидуальные и групповые;
По содержанию – монопредметные и межпредметные.
По продолжительности проектной деятельности – краткосрочные (мини- проекты, выполняются за несколько учебных занятий), среднесрочные (1-4 недели), долгосрочные проекты ( от 4 недель до года);
По доминирующему виду проектной деятельности - информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные.
- Информационный проект предполагает сбор, обработку и анализ информации по какой-либо учебной проблеме или теме. Этот тип проектов направлен на формирование у обучающихся умений и навыков поиска информации, её обобщения и представления в виде рефератов, статей, докладов, схем, таблиц, фото- и видеоматериалов.
- Исследовательский проект предполагает моделирование ситуации реального научного поиска. Такая работа проводится на основе определения цели, объекта, предмета исследования, выдвижения гипотезы, проведения
экспериментов, формулировании выводов в соответствии с целью и задачами исследования.
Результаты такого проекта могут быть выражены в научной публикации, научном отчёте, участии в конкурсе проектов.
- Творческий проект имеет свои специфические черты и создаёт условия для развития у обучающихся творческих способностей. Формами представления такого проекта может быть сценарий, концерт, постановка театрализованного представления, конкурсная программа, подготовка фотовыставки, создание видеофильма.
- Практико-ориентированный проект связан с необходимостью создания социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике как самим участникам проектного обучения, так и другим людям, например, изучение имиджа и лица учебного заведения, а затем создание нового имиджа, изучение статистики (причин и их количества) и разработка плана мероприятий.
В реальной практике проекты носят комбинированный характер, сочетая в себе различные признаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-3549-1355344042.jpg)
Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»
Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/19/picture-282289-1376936631.jpg)
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по новым ФГОС с применением элементов развивающей, групповой технологий и технологии проектного обучения
Технологическая карта урока английского языка по теме "Школьные клубы" в 5 классе по учебнику Биболетовой...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-771358-1458598225.jpg)
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-771358-1458598225.jpg)
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-763552-1574710182.jpg)
Эссе к модулю Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения.
Эссе к модулю Современные образовательные технологии.Технология проектного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1185226-1573995962.jpg)
Статья "Технологии проектного обучения на уроках технологии", 2019
Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации л...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980245-1512032862.jpg)
ДОКЛАД на тему: Альтернативные технологии в структуре урока: Технология проектного обучения
Инновационные технологии обучения приобретают в образовании все большую популярность и востребованность. Обучение, ориентированное только на запоминание материала, уже не может удовлетворять современн...