технология проектного обучения
статья

Наталья Викторовна Дудкина

описание технологии проектного обучения, видов проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnoe_obuchenie.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

1. Сущность понятия технология проектной деятельности

2. Этапы реализации проектной технологии

3. Классификация проектов

Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве».

Проект - это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда и создание творческого продукта. Проект- это «обучение через делание». (Дж. Дьюи).

Технология проектной деятельности – личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта. То есть, технология проектной деятельности, в первую очередь, ориентирована на личность, зависит от ее характера и накопленного раннее опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим и творческим проектом.

Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития обучающегося.

Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например:

  • участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого- либо из жизни;
  • участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
  • участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
  • участники проекта организуют себя на дело;
  • участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
  • участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и обучающихся по разработке проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых Обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Проектная технология предполагает:

-наличие проблемы, требующей интегрированных знаний, и исследовательского поиска решения. Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешними заказчиками. Для решения проблемы необходимо определенное количество информации из разных отраслей науки или искусства- в том заключается интегрированность знания.

-практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов. Другими словами, продукт, который получается в результате комплекса действии, должен быть в дальнейшем кем-то востребован, использоваться еще ни раз и нести в себе определенные знания, необходимые на данном этапе развития общества.

-самостоятельную деятельность обучающихся. Студент должен сам организовать свою исследовательскую деятельность, а педагог лишь отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует их действия.

-использование исследовательских методов (анкетирование, наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документации и других проектов).

-структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов. Проект-это достаточно трудоемкий и долгий процесс, состоящий из определенных стадий и этапов. И поэтому вся информация, накопленная на одном этапах должна периодически прорабатываться еще раз и иметь связь с информацией и знанием следующего или предыдущего этапа.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  1. в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;
  2. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;
  3. индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;
  4. комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;
  5. глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Системы действий педагога и обучающихся

С целью выделения систем действий педагога и обучающихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Таблица 2.

Стадии разработки и реализации проекта

Стадии

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Разработка проектного

задания

1.1. Выбор темы проекта

Преподаватель отбирает возможные темы и

предлагает их обучающимся.

Обучающиеся обсуждают и принимают общее

решение по теме.

Преподаватель предлагает обучающимся совместно отобрать тему проекта.

Группа обучающихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Обучающиеся самостоятельно подбирают темы        и предлагают классу для

обсуждения.

1.2. Выделение подтем в тем проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает обучающимся для выбора

Каждый обучающийся выбирает себе подтему или предлагает новую.

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Обучающиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый обучающийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3.Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Обучающиеся уже определили свои роли и группируются         в соответствии с ними в малые команды

1.4.Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для  команд, отбор литературы

Если проект объемный, то Преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности        и литературу

Отдельные обучающиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим

обсуждением.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Обучающиеся в группах, а затем обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности

2.        Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность

Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность

3.        Оформление

результатов

Преподаватель консультирует,

координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность.

Обучающиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов внешних экспертов, старших студентов, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью обучающихся, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

3. Классификация проектов.

По количеству обучающихся – индивидуальные и групповые;

По содержанию – монопредметные и межпредметные.

По продолжительности проектной деятельности – краткосрочные (мини- проекты, выполняются за несколько учебных занятий), среднесрочные (1-4 недели), долгосрочные проекты ( от 4 недель до года);

По доминирующему виду проектной деятельности - информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные.

  •  Информационный проект предполагает сбор, обработку и анализ информации по какой-либо учебной проблеме или теме. Этот тип проектов направлен на формирование у обучающихся умений и навыков поиска информации, её обобщения и представления в виде рефератов, статей, докладов, схем, таблиц, фото- и видеоматериалов.
  •  Исследовательский проект предполагает моделирование ситуации реального научного поиска. Такая работа проводится на основе определения цели, объекта, предмета исследования, выдвижения гипотезы, проведения

экспериментов, формулировании выводов в соответствии с целью и задачами исследования.

Результаты такого проекта могут быть выражены в научной публикации, научном отчёте, участии в конкурсе проектов.

- Творческий проект имеет свои специфические черты и создаёт условия для развития у обучающихся творческих способностей. Формами представления такого проекта может быть сценарий, концерт, постановка театрализованного представления, конкурсная программа, подготовка фотовыставки, создание видеофильма.

  •  Практико-ориентированный проект связан с необходимостью создания социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике как самим участникам проектного обучения, так и другим людям, например, изучение имиджа и лица учебного заведения, а затем создание нового имиджа, изучение статистики (причин и их количества) и разработка плана мероприятий.

В реальной практике проекты носят комбинированный характер, сочетая в себе различные признаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Эссе к модулю Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения.

Эссе к модулю Современные образовательные технологии.Технология проектного обучения....

Статья "Технологии проектного обучения на уроках технологии", 2019

Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации л...

ДОКЛАД на тему: Альтернативные технологии в структуре урока: Технология проектного обучения

Инновационные технологии обучения приобретают в образовании все большую популярность и востребованность. Обучение, ориентированное только на запоминание материала, уже не может удовлетворять современн...