Модель организации духовно-нравственного воспитания
материал
Предварительный просмотр:
Модель организации духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности с 5 по 8 класс
- Концептуально-целевой компонент
Выбор приоритетного вектора организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности в школе обусловлен потребностью детей в формировании духовно-нравственной культуры.
Концептуальный замысел модели: передача детям значимых культурных и жизненных ценностей выполняет не семья, а общеобразовательная организация. Кроме того в нашем случае, речь идет о детях, с ранних лет видевших падение нравственности – проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм. Результатом этого является низкий уровень нравственной культуры большинства обучающихся нашей школы, отсутствие умений самоконтроля и самооценки, неразвитость чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации.
Ключевыми для модели являются такие понятия, как «духовность», «нравственность», «национальная культура», «воспитание».
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного выпускника школы.
Добиться достижения данной цели возможно путем решения ряда задач:
- обеспечить нравственное развитие личности, предполагающее осознание обучающимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей;
- формировать моральные качества (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыт нравственного поведения;
- формировать чувства патриотизма и гражданственности, основанные на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям;
- формировать трудовые и жизненные навыки, что означает воспитание у обучающихся творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности; развитие у них умений прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к постоянному самообразованию навыков самообслуживания и безопасного поведения;
- формировать навыки здорового образа жизни, проявляющиеся в отношении к своему здоровью как к жизненной ценности, умениях и навыках вести здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты
Для обучающегося: становление личности, укореняющейся в культурно- исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.
Для родителей (законных представителей): становление родителя, опирающегося на традиции православной культуры, принимающего воспитание как добровольное крестоношение, жертвенную любовь, труд, усилия, направленные на установление отношений духовной общности в семье.
Для школы: создание системы продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированного на формировании духовно-нравственной культуры.
Для социума: преобразование окружающей действительности в
совместной деятельности.
- Содержательный компонент
К содержательному компоненту модели организации духовно-нравственного воспитания отнесены: внеурочная деятельность и воспитательная деятельность.
В ходе внеурочной деятельности реализуются:
¬ планы модулей внеурочный деятельности («Связь времен» 5-9 классы; «Календарь Смоленских Святых» 5-6 классы; «Календарь событий» 5-9 классы»), направленные на формирование основ гражданской и социальной активности обучающихся средствами музейнопедагогической деятельности, создание условий для развития нравственной, социально-адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, воспитание любви к родной природе и бережного отношения к ней и т.д.;
Воспитательная деятельность подразумевает включение обучающихся в:
¬ процесс социального творчества, через организацию работы органов ученического самоуправления, разработку и реализацию социально-значимых проектов;
¬ волонтерское движение, которое более других способствует формированию милосердия, доброжелательности, отзывчивости;
¬ изучение краеведческого компонента через организацию поисково-краеведческой деятельности;
¬ активизацию деятельности, как школьного музея, так и сотрудничество с музеем города;
¬ организацию досуговых мероприятий направленных на знакомство учащихся с обычаями, бытом, традициями русского народа на основе традиционных православных праздников.
- Операционно-деятельностный компонент
Структурными элементами, способствующими успешному внедрению компонентов модели, определили направления, методы, формы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно-нравственное образование обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества; потребность в правопорядке. Понятия: «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество»; об этических категориях «свобода и ответственность»; о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «достоинство», «справедливость», «доверие» и др.
Формирование базовых ценностей происходит в ходе: внеклассных мероприятий, информационных часов, круглых столов «День памяти жертв политических репрессий», «День народного единства», «День героев Отечества», «Главный закон государства», «Международный день памяти жертв Холокоста», «900 дней и ночей», «Сталинградская битва», «День воссоединения Крыма с Россией», «Первый человек в космосе», «День Победы», «День защиты детей».
- Воспитание духовности, нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания, терпимость, активная жизненная позиция; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, духовных ценностях народов России.
Понятия: «добро», «зло», «истина», «ложь», «смысл и ценность жизни», «проблема нравственного выбора», «достоинство», «любовь», «нравственная ответственность личности», «толерантность», «миролюбие», «социальное партнерство», «противостояние социальной агрессии, экстремизму и терроризму» и др.
Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: Блиц-интервью «Мир моих - увлечений»; написание мини-сочинения «Быть грамотным – что это?»; мероприятия посвященные дню матери «Самый дорогой человек», «Международный день толерантности»; дискуссия «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает»; час раздумья «Сквернословие – привычка или болезнь», «В чем цель жизни?»; диспут «Что такое счастье?»; информационный час «День славянской письменности и культуры».
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость, ответственность, лидерских качеств, организаторских способностей, умения работать в коллективе.
Понятия: «уважение к человеку труда», «трудовая и творческая деятельность», «профессиональная ориентация», «потребности в сфере труда и творчества», «ответственное отношение к труду и творчеству». Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе мероприятий: заочная экскурсия «Береги нашу землю», «Путешествие в город мастеров»; операция «Зеленый подоконник», «Теплый класс»; час раздумья «Куда пойти учиться»; экскурсии в учебные заведения города и района; выставка «Мастер на все руки».
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: ценность здоровья (физического, нравственного и социальнопсихологического), стремление к здоровому образу жизни, занятий физической культурой и спортом.
Понятия: «культура здорового образа жизни», «навыки сохранения собственного здоровья», «здоровьесберегающие технологии», «ответственное отношение к состоянию своего здоровья», «профилактика вредных привычек и асоциального поведения».
Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: классный час «Курить – здоровью вредить», «Мы за здоровый образ жизни»; оформление стенда «За здоровый образ жизни»; первенство школы по баскетболу и настольному теннису»; День защитника Отечества «Вперед, мальчишки»; ток- шоу «Пусть говорят» на тему «Наркомания – соблазн, приводящий к зависимости».
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества, достижений общечеловеческой и национальной культуры, индивидуальных творческих способностей, эстетического идеала и ценности, мировой и отечественной культуры.
Понятия: «культурный продукт», «эстетический идеал», «творческие способности», «эстетические предпочтения», «эстетические эталоны различных культур и эпох» «технологии диалога культур», «мировая и отечественная культура», «русская и зарубежная литература», «театр и кинематограф», «культура зрителя».
Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: фан-игра «О красоте и мужестве»; беседа «Что такое духовное богатство человека»; конкурс-выставка «Осенний букет»; диалог «Гость в доме – хозяину радость»; брей-ринг «Этикет и мы»; конкурс новогодних плакатов «Новогодний калейдоскоп»; конкурс рисунков «Природа громка плачет», «Мы и космос», «День Победы».
- Аналитико-резулътативный компонент
Для диагностики духовно-нравственной сферы обучающихся предлагается ряд методик.
Личностные особенности обучающихся, уровень воспитанности, отношение к нравственным категориям:
- Уровень воспитанности обучающихся Н.П. Капустин.
- Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова.
- Методика «Изучение социализированности личности обучающегося» М.И. Рожков.
- Методика «Изучение уровня воспитанности» М.И. Шилова.
- Диагностика личностного роста И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев.
Межличностные отношения:
- Методика изучения удовлетворенности школьной жизнью А.А. Андреев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Организация духовно-нравственного развития студентов СПО в условиях современных вызовов.
Духовно - нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела. Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается...
Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"
В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания»
Выступление на педагогическом совете по теме: «Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания»...
Статья "Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения"
Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения...
Модель формирования духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности
Особое место в многообразии форм воспитательной работы, видов деятельности школьников, направленных на всестороннее и гармоничное развитие личности, занимает туристско-краеведческая деятельность. Прак...