Школьная Служба Примирения (медиации) – эффективный способ позитивной самореализации подростков
статья

Бутрина Ольга Витальевна

Медиация в школах является эффективным инструментом для профилактики и разрешения конфликтов, возникающих в образовательной среде, для профилактики проявления агрессивного поведения участников образовательного процесса, для формирования психологически безопасной образовательной среды, способствующей восстановлению отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная Служба Примирения (медиации) – эффективный  способ

позитивной самореализации подростков

Медиация в школах является эффективным инструментом для профилактики и разрешения конфликтов, возникающих в образовательной среде, для профилактики проявления агрессивного поведения участников образовательного процесса, для формирования психологически безопасной образовательной среды, способствующей восстановлению отношений.

Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка, на его дальнейшую судьбу. За время обучения подросток должен научиться строить отношения со сверстниками и взрослыми. Если в школе он не освоит принятые в обществе способы коммуникации, то может так случиться, что в будущем он не сможет правильно взаимодействовать с окружающими людьми  или станет отвергаемым, что приведет к правонарушениям, попыткам суицида, различного рода конфликтам.

Одним из главных качеств, которое необходимо развивать в детях, это самостоятельность. Воспитывая это качество, необходимо предоставлять ребенку возможность самому решать проблемные вопросы или находить выходы из конфликтных ситуаций. Такой способ воспитания существует – это деятельность школьной службы примирения, где подросток сам становится помощником урегулирования конфликтных ситуаций, посредником в разрешении споров.

В настоящее время в ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» обучается 103 человека, из них: 68 детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 24 ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, 11 детей с расстройством аутистического спектра. Школа  выполняет функцию коррекции отклонений в развитии детей средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. С 2015 года создана «Школьная служба примирения» (ШСП), которая является социальной службой школы, объединяющей всех  участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации.

Цель деятельности школьной службы примирения (медиации) -  формирование благополучного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации обучающихся.

В состав службы  входят педагоги и  обучающихся 5-9 классов, выбранные  большинством голосов из числа коллектива взрослых и детей. Куратором ШСП является Уполномоченный по правам ребёнка школы. Работа ведется по различным  направлениям: профилактика и разрешение конфликтных ситуаций; помощь в решении личностных проблем и проблем социализации; консультативная работа; пропаганда здорового образа жизни.

Школьная служба примирения использует различные формы работы: медиативные (примирительные) встречи, коррекционно-развивающие занятия, анкетирование, тестирование, беседы, школьные линейки, заседания членов ШСП.

Основная форма работы ШСП – организация медиативных (примирительных) встреч в целях урегулирования конфликтных ситуаций. Информация о конфликтных ситуациях поступает в  школьную службу примирения от администрации, педагогов, школьников, родителей или через «Почту доверия». Школьные конфликты разрешаются его прямыми участниками, потому что только они могут найти выход из спорной ситуации, удовлетворяющий конфликтующие стороны. В качестве посредников примирительных встреч (медиаторов) привлекаются сами подростки из числа членов ШСП. Конечно, детям с особыми образовательными потребностями трудно самостоятельно выстроить медиативную встречу, поэтому на каждой такой встрече присутствует куратор службы, который направляет при необходимости течение примирительной беседы.  Навыки, полученные школьниками-медиаторами в ходе проведения примирительных встреч, в дальнейшем могут пригодиться им во взрослой жизни.

 Важной задачей образовательной организации является не только разностороннее развитие каждого ребёнка, но и его социальная адаптация в обществе. В связи с этим, в план работы школьной службы примирения включено ежемесячное проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование у них навыков построения уважительных отношений с окружающими; приобретение навыков решения конфликтов посредством мирного диалога; воспитание умения слушать и слышать друг друга, принимать людей такими, какие они есть. Внеклассные мероприятия проводятся в форме интерактивных игр, конкурсных программ, познавательных занятий по сюжету детских мультфильмов из Программы «Просто о главном», которая успешно реализуется в школе. К организации и проведению таких мероприятий активно привлекаются обучающиеся, выбранные в состав ШСП.

Раньше считалось, что травле подвергаются лишь дети из незащищенных социальных слоев или имеющие физические отклонения. Но в последнее время стало очевидно — объектом травли может стать любой ребенок, даже занимающий позицию лидера в детском коллективе. В связи с этим новой и интересной формой для нас стали онлайн-тестирование и анкетирование педагогов и обучающихся в рамках Программы «Территория уверенности: как бороться с травлей в школе».  

Одной из задач деятельности ШСП является        обучение школьников их правам и обязанностям, то есть правовое воспитание. Для обучающихся коррекционной школы особенно необходима социализация в обществе, поэтому вместе с членами ШСП стараемся организовать мероприятия так, чтобы они были максимально приближены к реальной жизни. Например, выборы новых членов в школьную службу примирения проходят с соблюдением регламента всех этапов настоящих выборов: предварительная агитация, бюллетени, переносной и стационарный ящики для голосования, работа избирательной и счетной комиссий.

Проблема XXI века – это скорость. Люди живут в условиях быстрого обмена информацией в стремительно меняющемся мире. Поэтому для воздействия на человека необходимо выбирать краткие, наглядные и предельно простые формы выражения мысли. Для педагога – это переход от традиционной передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для детей – это переход от пассивного приёма информации к активному ее поиску, осмыслению, применению на практике.

Так в школе появилась агитбригада «Миротворцы». Деятельность агитбригады осуществляется волонтерами из числа обучающихся школы, которые участвуют в разработке и проведении профилактических акций, направленных на пропаганду основ медиативной культуры, и других информационных мероприятий.  Агитбригада, как форма работы, в которой взаимодействуют педагоги и ученики, дает наглядный и понятный результат. Это подходящее занятие для активных и творческих  детей. В агитбригаде, как и в любом игровом творческом театрализованном коллективе, результат зависит от множества факторов: от сценария, от индивидуального и коллективного актерского исполнения. Плоды своего труда члены агитбригады могут увидеть сразу в глазах своих зрителей, в их реакциях и эмоциях. Для зрителя агитбригада также является простым и понятным способом получения информации, поэтому подобную форму работы можно использовать при освоении любого материала. Основной темой  выступлений является медиация: поиск выхода из трудных ситуаций, разрешение конфликтов и споров, а так же популяризация деятельности ШСП.

Наша агитбригада – творческий коллектив, выступающий по различной тематике и затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает отрицательные стороны нашей жизни и показывает положительные. Это доступный жанр, в том числе и для коррекционной школы, практически удобная и мобильная форма профилактических мероприятий, лейтмотивом которой выступает привлечение внимания к значимым проблемам.

Проведение в рамках школьной службы примирения различных мероприятий в неформальной обстановке способствует укреплению взаимоотношений между школьниками, помогает понять важность бесконфликтного общения, повышает возможность устранения споров и  конфликтов. На этапе формирования личности такие мероприятия становятся наиболее эффективным инструментом не только для налаживания дружественных отношений между школьниками, но и для формирования взаимодействия с окружающим миром в будущей взрослой жизни.

Литература:

  1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения //Справочник заместителя директора школы. – 2008, № 2.

  1. Нормативно-правовое и методическое сопровождение деятельности Уполномоченных ОО по защите прав участников образовательных отношений/сост. Полывянная М.Т., Афонина А.В., Уварова О.А., Исаева Н.М., - Иваново: Автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области», 2014.

  1. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей. Ц.А.Шамликашвили,http://www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/7/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...

Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.

Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....

«Программа внедрения службы примирения (медиации)»

       Детский дом, или как сейчас принято говорить, центр содействия семейному воспитанию – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались больше сотни...

Положение о школьной службе примирения (медиации)

Целью службы примирения (медиации) является:1. Распространение среди обучающихся (воспитанников), работников образовательной организации и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликт...

Программа тренинговых занятий для подростков Школьной Службы Примирения

Цель  программы – подготовка медиаторов среди учащихся МБОУ СОШ №2  для разрешения конфликтных ситуаций.Школьная служба примирения(ШСП) – это команда школьников и взрослых, котор...

Школьная служба примирения (медиации)

Школьная служба примирения (медиации)...