"Развитие речи раннего возраста"
консультация

Назарова Светлана Байдугановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_rannego_vozrasta.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда                Консультация для родителей

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПОВСЕДНЕВНОМ ОБЩЕНИИ И В СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ИГРАХ»

Игры, формирующие правильное звукопроизношение

«Лошадка»

Цель: обучение произношению звука «и».

Оборудование: Игрушечная лошадка.

Взрослый показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем предлагает ребенку поиграть с заводными лошадками, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».

«Барабан»

Цель: формирование правильного произношения звука «б» (бь), обучение регулированию силы голоса.

Оборудование: Барабан.

Взрослый показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поёт барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания – громко и тихо.

Игры, способствующие пониманию

и формированию грамматических конструкций

«Спрячь мячик»

Цель: формирование у детей навыка понимания предложных конструкций.

Оборудование: Мяч.

Взрослый предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т.д. При этом воспитатель спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя словарь по теме.

«Где машина?»

Цель: обучение пониманию предложные конструкции.

Оборудование: Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Взрослый раскладывает картинки перед детьми, затем просит показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, не мосту и т.д. Активизирует речь малыша вопросом: «Где машина?».

«Кто что ест?»

Цель: закрепление правильного употребления существительных в винительном падеже, активизация в речи ребенка глаголов «ест», «грызет», «лакает».

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

Ход игры тот же, только вместо творительного падежа, существительные употребляются в винительном падеже. Например: медведь ест ягоду, заяц грызет капусту, кошка лакает молоко, собака грызет косточку.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

«Кто что услышит?»

Цель: развитие слухового внимания, активизация словаря, развитие фразовой речи.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.  

«Угадай, что делать»

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание; координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

«Громко – тихо»

Цель: развитие умения изменять силу голоса (громко- тихо).

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Взрослый показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

«Идем с нами играть!»

Цель: закрепление навыка пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

Игры, развивающие речевое дыхание

«Листопад»

Цель: обучение плавному, свободному выдоху.

Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

Взрослый объясняет ребенку, что такое листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2-3 раза.

«Снежинки»

Цель: развитие речевого дыхания, формирование навыка делать плавный и длительный выдох.

Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Взрослый показывает на вату: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок (А. Барто)

Игры, способствующие развитию понимаемой речи

«Принеси игрушку»

Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).

На столе или ковре расставлены игрушки. Взрослый просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это? Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.

Подготовил: учитель-логопед Назарова С.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответст...

Аннотация к рабочей программе" Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)"

Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи  (ранний возраст)...