Методическая разработка "Ценностные ориентации"
методическая разработка (7 класс)
Данная методика, разработанная на основе методик изучения ценностных ориентаций М. Рокича и Л.А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности личности ребенка, занимающегося в учреждении дополнительного образования детей. Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.
Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому данную методику целесообразно проводить для учащихся 12-16 лет.
Методика основана на приеме прямого ранжирования списка ценностей (перечень из 15 ценностей), когда на первое место ребенку предлагается поставить наиболее значимые для него жизненные ценности, а на последнее место - наименее значимые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_tsennostnye_orientatsii.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Ценностные ориентации»
Данная методика, разработанная на основе методик изучения ценностных ориентаций М. Рокича и Л.А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности личности ребенка, занимающегося в учреждении дополнительного образования детей. Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.
Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому данную методику целесообразно проводить для учащихся 12-16 лет.
Методика основана на приеме прямого ранжирования списка ценностей (перечень из 15 ценностей), когда на первое место ребенку предлагается поставить наиболее значимые для него жизненные ценности, а на последнее место - наименее значимые.
Анкетирование проводится анонимно.
Анкета
Дорогой друг!
Каждый человек выбирает для себя наиболее важные жизненные ценности и стремится к ним. Выбери, пожалуйста, из приведенных ниже характеристик жизненных ценностей, те которые являются важными для тебя и пронумеруй их по степени важности от 1 до 15 в соответствии с твоими предпочтениями.
Ценности | Степень важности |
- Материально обеспеченная жизнь |
|
- Свобода, независимость, самостоятельность |
|
- Здоровье |
|
- Образование, общая культура |
|
- Семья |
|
- Дружба |
|
- Творчество |
|
- Работа, трудолюбие, исполнительность |
|
- Познание, интеллект (умственные способности) |
|
- Духовность |
|
- Честность, принципиальность, чистая совесть |
|
- Самодисциплина, самоконтроль |
|
- Развлечения, приятное времяпровождение |
|
- Забота о всеобщем благе |
|
- Человеческое общение |
|
- Что еще: |
|
Обработка и интерпретация данных.
При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям жизненных ценностей, и вычисляется их среднеарифметическое значение:
- Материальные ценности
- Личностные морально-волевые ценности
- Личные семейно-бытовые ценности
- Ценности познания и творчества
- Духовно-культурные ценности
- Коммуникативные ценности
Полученные значения дают возможность выстроить иерархию (рейтинг) ценностных ориентаций учащегося. Это может стать для педагога основой разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом наиболее значимых для него целей. При этом следует учитывать, что важнейшей педагогической задачей является не только учет ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимости их развитие.
Кроме того, проведение методики «Ценностные ориентации» в детском коллективе позволяют определить общие тенденции и специфику ценностей-целей группы учащихся, что позволит педагогу корректировать содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы.
Анкетирование учащихся с целью выявления рейтинга их ценностных ориентаций рекомендуется проводить 1 раз в начале учебного года, либо 2 раза – в начале и, как контрольный срез, в конце учебного года.
Часто возникает вопрос как часто нужно оценивать учащихся?
На каждом занятии педагог оценивает учащихся по следующим показателям:
- качество выполнения задания;
- уровень самостоятельности в ходе выполнения задания;
- степень сложности выполняемого задания;
- проявление активности и творческих способностей;
- зафиксированные данные проставляет в личном журнале (по 5 балльной системе).
- И один раз в месяц педагог проставляет в таблицу баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у обучающегося. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающихся», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения воспитанников в сфере деятельности изучаемой образовательной программы. Здесь могут быть отмечены результаты участия в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.
В целях более целостного представления о системе мониторинга результатов освоения воспитанниками дополнительных программ предлагаем Вашему вниманию алгоритм данной системы:
· определение критериев индивидуальной оценки деятельности воспитанника в творческом объединении ДО;
· система оценки индивидуальных достижений воспитанников и работы творческих объединений в целом;
· анализ индивидуальных и групповых достигнутых результатов;
· принятие решений по совершенствованию системы работы в объединении и их реализация;
· мониторинг результативности принятых решений и их корректировка;
· получение ожидаемого результата. (и все повторяется вновь)
Выстроенная система мониторинга дает возможность управлять процессом гармоничного и динамичного развития личности обучающегося и всей системы дополнительного образования в целом
Апробация предложенной системы диагностики результатов образовательного процесса выявила определенные трудности:
Ø необходимость дополнительных финансовых вложений для обеспечения педагогов и учащихся тестовыми материалами,
Ø наличия в штате учреждения психологов или специально подготовленных педагогов для проведения и грамотной интерпретации результатов психологической диагностики.
Ø значительные временные затраты педагогов, связанные с выявлением, фиксацией и анализом результатов каждого учащегося.
Сегодня каждому педагогу предоставляется возможность выбрать для практического использования тот материал, который является для них наиболее важным и отвечает поставленным в образовательных программах целям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"
Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...
Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей
В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...
Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»
Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...
Компьютерная презентация методической разработки по направлению "Коррекция ценностных ориентаций школьников"
Значимость методической разработки деятельности социального педагога по направлению " Коррекция ценностных ориентаций школьников" обусловлена приоритетной направленн...
Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе»
Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельн...
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...
Методическая разработка «Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»
Визитная карточка проекта«Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»Фамилия, имя, отчество автораИванова Наталья Александровна - методист, педагог – психолог.Название обр...