Методическая разработка "Ценностные ориентации"
методическая разработка (7 класс)

Федорова Татьяна Васильевна

Данная методика, разработанная на основе методик изучения ценностных ориентаций М. Рокича  и Л.А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности личности ребенка, занимающегося в учреждении дополнительного образования детей. Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.

Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому данную методику целесообразно проводить для учащихся 12-16 лет.

Методика основана на приеме прямого ранжирования списка ценностей (перечень из 15 ценностей), когда на первое место ребенку предлагается поставить наиболее значимые для него жизненные ценности, а на последнее место - наименее значимые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tsennostnye_orientatsii.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Ценностные ориентации»

Данная методика, разработанная на основе методик изучения ценностных ориентаций М. Рокича  и Л.А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности личности ребенка, занимающегося в учреждении дополнительного образования детей. Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.

Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому данную методику целесообразно проводить для учащихся 12-16 лет.

Методика основана на приеме прямого ранжирования списка ценностей (перечень из 15 ценностей), когда на первое место ребенку предлагается поставить наиболее значимые для него жизненные ценности, а на последнее место - наименее значимые.

Анкетирование проводится анонимно.

Анкета

Дорогой друг!

Каждый человек выбирает для себя наиболее важные жизненные ценности и стремится к ним. Выбери, пожалуйста, из приведенных ниже характеристик жизненных ценностей, те которые являются важными для тебя и пронумеруй их по степени важности от 1 до 15 в соответствии с твоими предпочтениями.

Ценности

Степень важности

-            Материально обеспеченная жизнь

 

-            Свобода, независимость, самостоятельность

 

-            Здоровье

 

-            Образование, общая культура

 

-            Семья

 

-            Дружба

 

-            Творчество

 

-            Работа, трудолюбие, исполнительность

 

-            Познание, интеллект (умственные способности)

 

-            Духовность

 

-            Честность, принципиальность, чистая совесть

 

-            Самодисциплина, самоконтроль

 

-            Развлечения, приятное времяпровождение

 

-            Забота о всеобщем благе

 

-            Человеческое общение

 

-            Что еще:

 

Обработка и интерпретация данных.

При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям жизненных ценностей, и вычисляется их среднеарифметическое значение:

  1. Материальные ценности
  2. Личностные морально-волевые ценности
  3. Личные семейно-бытовые ценности
  4. Ценности познания и творчества
  5. Духовно-культурные ценности
  6. Коммуникативные ценности

Полученные значения дают возможность выстроить иерархию (рейтинг) ценностных ориентаций учащегося. Это может стать для педагога основой разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом наиболее значимых для него целей. При этом следует учитывать, что важнейшей педагогической задачей является не только учет ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимости их развитие.

Кроме того, проведение методики «Ценностные ориентации» в детском коллективе позволяют определить общие тенденции и специфику ценностей-целей группы учащихся, что позволит педагогу корректировать содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы.

Анкетирование учащихся с целью выявления рейтинга их ценностных ориентаций рекомендуется проводить 1 раз в начале учебного года, либо 2 раза – в начале и, как контрольный срез, в конце учебного года.

Часто возникает вопрос как часто нужно оценивать учащихся?

На каждом занятии педагог оценивает учащихся по следующим показателям:

  • качество выполнения задания;
  • уровень самостоятельности в ходе выполнения задания;
  • степень сложности выполняемого задания;
  • проявление активности и творческих способностей;
  • зафиксированные данные проставляет в личном журнале (по 5 балльной системе).
  • И один раз в месяц  педагог проставляет  в таблицу баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у обучающегося. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающихся», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения воспитанников в сфере деятельности изучаемой образовательной программы. Здесь могут быть отмечены результаты участия в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.

В целях более целостного представления о системе мониторинга результатов освоения воспитанниками дополнительных программ предлагаем Вашему вниманию алгоритм данной системы:

·        определение критериев индивидуальной оценки деятельности воспитанника в творческом объединении ДО;

·        система оценки индивидуальных достижений воспитанников и работы творческих объединений в целом;

·        анализ индивидуальных и групповых достигнутых результатов;

·        принятие решений по совершенствованию системы работы в объединении и их реализация;

·        мониторинг результативности принятых решений и их корректировка;

·        получение ожидаемого результата.       (и все повторяется вновь)

Выстроенная система мониторинга дает возможность управлять процессом гармоничного и динамичного развития личности обучающегося и всей системы дополнительного образования в целом

Апробация предложенной системы диагностики результатов образовательного процесса  выявила определенные трудности:

Ø необходимость дополнительных финансовых вложений для обеспечения педагогов и учащихся тестовыми материалами,

Ø наличия в штате учреждения психологов или специально подготовленных педагогов для проведения и грамотной интерпретации результатов психологической диагностики.

Ø значительные временные затраты педагогов, связанные с выявлением, фиксацией и анализом результатов каждого учащегося.

Сегодня каждому педагогу предоставляется  возможность выбрать для практического использования тот материал, который является для них наиболее важным и отвечает поставленным в образовательных программах целям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...

Компьютерная презентация методической разработки по направлению "Коррекция ценностных ориентаций школьников"

        Значимость методической разработки деятельности социального педагога по направлению " Коррекция ценностных ориентаций школьников" обусловлена приоритетной направленн...

Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе»

Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельн...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Методическая разработка «Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»

Визитная карточка проекта«Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»Фамилия, имя, отчество автораИванова Наталья Александровна - методист, педагог – психолог.Название обр...