Пути духовно-нравственного воспитания в современной школе
статья

Капля Вера Ивановна

В статье обсуждаются способы и методы духовно-нравственного воспитания в современной школе, приводятся примеры работы воспитателя в школе-интернате с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Капля В.И.

Государственное бюджетное образовательное учреждение  «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат» г. Алексеевка

Пути духовно-нравственного воспитания в современной школе

 «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни», - писал К.Д. Ушинский. Как точно это высказывание определяет главенствующую роль воспитания в жизни ребенка. Духовность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами, известно из толкового словаря Ушакова. Говоря о духовности невозможно не соотносить это понятие с понятием нравственность. В самом определении духовности лежит глубокий смысл и понимание. Говоря другими словами, духовность – это тот массив, на который накладывается нравственность, то самое начало души, без которого нравственность потеряла бы всякий смысл.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.  

Задача учителя в первую очередь прививать детям понимание собственной культуры, традиций, идеалов, расставляя акценты на общенациональные ценности, делая их значимыми. В этом и заключается воспитание нравственности. Учитель объясняет детям, что они должны научиться сопереживать за свою страну, за других людей. Ключевым понятием является понимание слов «российский народ».

  Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания волновали общество во все времена. Сейчас, когда всё чаще  можно встретить жёсткость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания  становится всё более актуальной.  В настоящее время стала очевидной  необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

Наша задача – пробудить душу ребёнка, вызвать у него стремление к духовному росту, раскрыть природную потребность быть добрым, мудрым, щедрым, милосердным, благородным. Учить его учиться творить, трудиться, любить, прощать, оберегать красоту. И всё же всё приходится признать, что те образовательные процессы и приёмы, методы и методики, которые мы используем, совершенно недостаточны для воспитания того, что принято называть духовностью. Не каждый взрослый человек способен противостоять злу, тем более ребёнок. Между тем исторический опыт нашей страны, да и всего человечества, неоспоримо свидетельствует: благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственного и духовного состояния, от нравственных ценностей подрастающего поколения.

Духовное возрождение нации не может быть достигнуто без восстановления исторической преемственности традиций русской народной жизни и святынь православной веры. Сегодня каждый современный учитель должен вспомнить отечественную историю, где прослеживается история православия, так как судьба православия тесно переплетается с духовностью русской культуры, системой воспитания и образования. И, конечно, без глубокого научного сознания истории мировой и отечественной культуры учитель не поймёт духовного смысла современного воспитания, не раскроет тайну живой души, истоков святости и веры.

Возрождая традиции и принципы русского воспитания, полезно вспомнить педагогическое наследие Владимира Мономаха, направленное на воспитание таких качеств, как честность, правдивость, милосердие, доброжелательность, доверие к людям.

В нашей школе огромное внимание уделяется духовно – нравственному воспитанию. Именно нам выпала честь в сложное время больших перемен не только передать детям всё богатство мировой и отечественной культуры, но и учить беречь его, сохранять высшие ценности, нести нравственные идеалы, развивать духовные традиции России. В начальной школе даются самые главные, основополагающие понятия: добро, зло, грех, добродетель, совесть, поступки и многое другое. Главным средством духовно – нравственного развития личности ребёнка является приобщение его к православной культурной традиции.

Наш опыт показывает, что дети лучше всего воспринимают праздники и сказки. Детский праздник – это важная часть жизни ребёнка. Праздники духовно обогащают ребёнка,  расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстановить старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. В восприятии детьми праздников есть удивительная особенность. В памяти остаются ароматы хвои на Рождество, берёзки на Троицу, ванильный вкус куличей, крашение – на Пасху.

Православные праздники  - это особые праздники. Сначала детям подробно объясняют некоторые традиции, обычаи. Знакомят ребят  с доступными для их понимания историями о земной жизни Христа, о жертвенной любви Бога к человечеству и пути спасения человека. К празднику дети делают подарки, украшения, разучивают стихи, песни и танцы. В совместной деятельности дети легче усваивают правила доброй и благочестивой жизни.

Русская народная сказка способна раскрыть особое отношение к действительности, к мироощущению. Младший школьник на ступени начального общего образования нуждается в некоем ориентире нравственности и духовности, он попросту неспособен отличать частное от общего. Русская народная сказка способна раскрыть потенциал к восприятию и пониманию духовной нравственности, прежде всего по тому, что это не сухой научный труд, а сложное произведение, сотканное разнообразными литературными нитями, которые способствуют восприятию сказки, как целостного труда русского народа, что как нельзя легче может восприниматься младшими школьниками.  

Сочетание тысячелетней истории народа и искусства создания образов, наделения их важнейшими нравственными качествами, становиться мощным помощником в борьбе за создание высокодуховной личности младшего школьника и ответственного компетентного гражданина России.  

 

Литература

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №11. – С. 68-71.
  2. Бородина А. В. Основы православной культуры. М.Покров,2003 (1,с.35)
  3. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. – 2008. - №9. – С. 88-93
  4. Моторин А.В. Духовно-нравственные основы культуры и образования. – Великий Новгород, 2008. – 38 с.
  5. Шевченко Л.Л. »Добрый мир» Православная культура для малышей. Методическое пособие.-М. Центр поддержки культурно- исторических традиций отечества.2014г. (2, с.208)
  6. Шитякова Н.П., Гильгенберг И.В. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 79 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Прочтите внимательно и вдумайтесь (Из "Поучения" сыновьям Владимира Мономаха) "...Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь нач...

"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"

Сегодня перед школой стоит много задач - главная, дать возможность ребенку  раскрыться во всем егосвоеобразии, во всей полноте его задатков и особенностей. Но современным детям, на сегодняшний де...

Духовно-нравственное воспитание в современной школе и в частности МОУ "Днестровская СШ№1"

Во все времена люди ценили духовно-нравственную воспитанность .Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению , обнищанию человеческих душ . Моей целью работы в данном направл...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание в современной школе"

Презентация о духовно - нравственном воспитании в современной школе...

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Учитель рассказывает о подготовке и проведении в МОУ гимназия №24 мероприятий, посвященных 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского...