Содержание работы с одаренными детьми в дополнительном образовании
материал
Разрабатывая программу для детей младшего школьного возраста необходимо продумывать содержание на большую мыслительно-логическую деятельность, предусматривать задачи, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, предполагают исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.
В содержании занятий использовать индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.
При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь одаренных детей, не предлагая готовых знаний. Для этого необходимо создавать такие проблемные ситуации, которые способны вызвать заинтересованность детей и развивать познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_prezentatsii_po_odarennym_detyam.docx | 38.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы с одаренными детьми в дополнительном образовании
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании детей осуществляется по следующим направлениям:
- Выявление одаренных детей, аналитико-диагностическую деятельность:
- анкетирования детей и родителей;
- наблюдение;
- беседы.
2. Разработка индивидуальных программ и планов по работе с одаренными детьми.
3. Работа с родителями
- психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;
- создание информационной среды;
- совместная практическая деятельность ребенка и его родителей;
- поддержка и поощрение родителей на уровне администрации учреждения.
4. Поиск партнеров по поддержке одаренных детей.
Особенности работы с одаренными детьми младшего
и старшего подросткового школьного возраста
Младший возраст
Разрабатывая программу для детей младшего школьного возраста необходимо продумывать содержание на большую мыслительно-логическую деятельность, предусматривать задачи, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, предполагают исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.
В содержании занятий использовать индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.
При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь одаренных детей, не предлагая готовых знаний. Для этого необходимо создавать такие проблемные ситуации, которые способны вызвать заинтересованность детей и развивать познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.
Средний возраст
Учитывая психологические особенности одаренных детей среднего возраста, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой обучающиеся поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность обучающихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям.
Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, мышление, память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков обучающихся используются творческие задания.
Проводятся викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности, конкурсы и конференции различного уровня.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми является проектирование.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными обучающимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении и контроле.
Старший подростковый возраст
В работе с одаренными детьми старшего и подросткового возраста важны не только ИКТ-технологии. Инновационный педагогический процесс не может протекать без внедрения современных педагогических технологий:
- проблемного обучения,
- критического мышления,
- развивающего обучения,
- игровых и тренинговых технологий,
- диспутов и дебатов,
- проектных и кейс-технологий.
- в то же время, сегодня очень важны технологии самодиагностики успешности и результативности: тестовые, рейтинговые, рефлексивные, создание портфолио.
Педагогические технологии в работе с одаренными детьми
Одной из очень выжных педагогических технология является педагогическая поддержка
Педагогическая поддержка – особое направление педагогической деятельности, последовательно развивающее принципы личностно-ориентированного образования.
Под педагогической поддержкой педагог-новатор О.С.Газман понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни». Нужно подчеркнуть важность совместного решения проблем и нахождение путей их преодоления. Ведь одаренный ребенок подчас и сам не знает как ему распорядиться своим талантом.
Цель педагогической поддержки: педагог должен создать условия для проявления ребенком активности и самостоятельности в поиске решений собственных проблем.
Предмет педагогической поддержки – проблема ребенка.
В педагогической поддержке проблема принципиально рассматривается как ситуация открытых возможностей: для ребенка стать усешным настолько, насколько он сможет сам, для педагога – оказать поддержку возможностям ребенка и создать условия для их развития с учетом реальных перспектив.
ПРИМЕР 1. Представьте ребенка, который пытается решить трудную задачу. Мимо проходит взрослый и говорит: «Эх ты. Вот как надо!» И решает задачу. Ребенок списывает решение, не вникая в суть, назавтра получает «пятерку». Но во время контрольной работы такую же задачу сам остоятельно решить не сможет.
ПРИМЕР 2. Взрослый пытается объяснить ребенку готовое решение, но тот хочет смотреть телевизор, объяснений не слушает: ведь решение есть. Результат тот же.
ПРИМЕР 3. Ребенок решает задачу, она не получается. Он спрашивает взрослого, как решается эта задача.
Взрослый: «Не уверен, что знаю, но попробовать можно. А как ты ее решил, давай посмотрим, что получилось?»
По ходу решения можно спросить, почему именно такой путь выбирался, что не получилось, можно ли поискать что-то другое, где искать.
В каком из показанных приемов используется технология педагогической поддержки?
Вопросы, задаваемые ребенку, - не подсказка в решении, это способ организации рефлексии того, что ребенок проделал уже сам, переключение его сознания на поиск и оценку эффективности выбираемых средств и алгоритмов решения. Педагог может предлагать версии, но выбор формы решения всегда остается за ребенком. При этом сохраняется его авторство на успех, а в случае неудачи – содружество со взрослым, который не отказывается вновь искать с ним пути к правильному ответу.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их обучающимися с помощью педагога.
Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов). Например: проблема Добра и Зла в русских народных сказках; проблема нравственного выбора и ответственности за него в реальных условиях жизни.
Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий:
- выявление проблемы, осознание, выявление противоречия;
- формулирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
- поиск решения, решение;
- общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.
Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Это позволяет обучающимся приобрести определенный опыт творческой деятельности.
Технология проектного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
Проектирование - это распространенная форма включения в исследовательскую деятельность. С учетом интересов и уровней дарования конкретных обучающихся им предлагается выполнить тот или иной проект:
- проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.
Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку и учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.
Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет обучающимся учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует их познавательные интересы, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Типы проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- игровые;
- информационные;
- социально-значимые.
Исследовательские проекты
Примеры исследовательских проектов: «Выращивание луковичных растений», «Когда родилась музыка», «Народный костюм – наше достояние».
Творческие проекты - это может быть стенгазета, разработка сценария праздника.
Игровые проекты также называют ролевыми. В качестве примера можно назвать игровой проект «Дебаты».
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта можно отнесли работу «Блокадный город», «Ленинград – город герой», «Нет в России семьи такой, где б ни был памятен свой Герой...».
Большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Примерами социально-значимых проектов могут стать проекты: «Дом, в котором я живу», «Чистый город», «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой Герой».
Многие педагоги ЦВР используют в своей работе проектную деятельность:
- «Культурной столице – культурные жители», Филиппова Л.В.
- «Создание музыкального спектакля», Сироткин А.С.
- «От истоков к современной моде», Новоселова Т.И.
- «Люблю тебя, моя Россия! Ярославль», Руннова И.Б.
- «Путешествие на родину композитору», Шефф И.Н.
- «Создание городской детской объединенной организации
«Доброе дело», Хамдамов Р.А.
Технология педагогических мастерских
Основная идея «мастерских» заключается в убежденности, что все обучающиеся способны строить свое знание самостоятельно.
Сущность технологии «Педагогическая мастерская» состоит в том, что специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство позволяет ребенку приходить к «открытию» знания, источником которого при традиционном обучении является только педагог.
Принципами построения педагогических мастерских являются:
- Создание педагогом атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
- Педагог включает в образовательный процесс эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, активизирует личную заинтересованность ребенка в изучении поблемы (темы).
- Педагог-мастер работает вместе со всеми, он равен ученику на занятиях.
- Он не торопится с ответами на вопросы.
- Необходимую информацию педагог подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребенка.
- Исключает оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок), а через публичное обсуждение работ дает возможность появления самооценки и ее изменения.
С опыто работы педагогических мастерских вас познакомит педагог дополнительного образования Ходак В.А.
В работе с одаренными детьми используются и другие технологии личностно-ориентированного характера:
- технология уровневой дифференциации;
- технология дистанционного обучения;
- технология коммуникативного обучения;
- технология саморазвивающего обучения и другие.
Каждая из них отличается своими особенностями содержания и методики. Выбор каждой методики подчинен одной цели – обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности одаренного ребенка, который является не просто субъектом образовательного процесса, субъектом приоритетным.
Все личностно-ориентированные технологии направлены на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Любая из этих технологий должна создавать новый продукт – будь то знание (субъективно новое) или личностное новообразование.
Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к разработке индивидуальных маршрутов и программам обучения для интеллектуально одаренных детей.
Стратегия разработки программ
Ускорение (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения, т.е. быстрое продвижение к высшим познавательным уровням). Ведь когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.
Занятия одаренного ребенка в коллективе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания педагога. У невнимательного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
Поэтому в этой ситуации очень целесообразно использовать стратегию ускорения.
В дополнительном образовании в условиях разновозрастной группы одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми более старшего возраста.
Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного коллектива. Проявляется это в том, что педагог организовывает индивидуализацию обучения для одного или нескольких одаренных детей.
Стратегия ускорения нуждается в сочетании со стратегиями обогащения и углубления.
Углубление. Данная стратегия эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение. Эта стратегия ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем, за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
Она предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Одаренный ребенок в этом случае получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому и программы для одаренных обучающихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Обогащенное обучение возможно для отдельных групп обучающихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.
В этом случае для одаренных детей осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным запросам.
Ребенка оценивают перед тем, как он начинает осваивать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения.
Одаренные дети обучаются в коллективе вместе с другими, чтобы научиться жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними. Это позволит создать условия и для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой, до определенного времени, одаренности.
Формы работы с одаренными детьми
Формы и приемы в рамках отдельного занятия должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Каждая направленность образовательной программы определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений практической работы или творческих зачетов и т. п.
Рекомендуемые активные формы познавательной деятельности
для использования на занятиях с одарёнными детьми
1. Система творческих конкурсов.
2. Детские научно-практические конференции.
3. Индивидуальные творческие задания, проекты.
4. Ролевые и познавательные игры, диспуты.
5. Обсуждение сообщений, докладов, рефератов.
6. Турниры.
7. Викторины.
8. Аукцион знаний.
9. Мозговой штурм.
11. Брейн-ринг, КВН.
12. Встреча со специалистами, по направленности образовательной программы.
13. Час вопросов и ответов.
14. Смотр знаний и умений.
15. Эстафета
16. Интеллектуальный марафон.
Для успешной работы с одаренными детьми необходимо определить пути решения проблемы в рамках своего коллектива: составить план, продумать приемы и методы, разработать программу по организации работы с одаренными детьми, определить стратегию и тактику деятельности по сотрудничеству родителей, детей и педагога в формировании личности ребенка.
В заключение хотелось бы сказать, что работа педагогов с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных.
Литература
1. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. 1996.
2. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. Под редакцией В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. Москва, изд. AKADEMA, 2006 г.
Интернет-источники
do.gendocs.ru Воспитание и обучение одаренных детей
festival.1september.ru/articles/417776/
Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одарёнными детьми в дополнительном образовании
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании (в декоративно-прикладном творчестве)...
Модель работы с одаренными детьми в дополнительном образовании
Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образовани...
Презентация на тему: "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании"
Презентация на тему: "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании"...
Обновление содержания работы методической службы в системе дополнительного образования детей в процессе введения и реализации профстандарта
Переход к стандартам нового поколения обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей — это н...
«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в центре детского творчества. В последние годы система дополнительного образования детей из &l...
Обобщение инновационного педагогического опыта «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании».
Цель опыта:1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития.2. Обучение педагоги...