Классный час
материал
Предварительный просмотр:
Уважаемые классные руководители!
С 26 сентября в школе проходит операция «Антирэкет» (была запланирована на декабрь, но сверху спустили распоряжение – срочно). План операции в плане ВР школы.
Просим вас обязательно в течение рабочей недели посвятить разговору о вымогательстве в каждом классе (с 6 по 11) 15- 30 минут.
Прилагаю материалы (также их можно распечатать в воспитательном отделе).
Классный час в рамках республиканского
месячника «Антирэкет»
«Мы в ответе за свои поступки»
Цели проведения:
-профилактика правонарушений несовершеннолетних;
-пропаганда правовых знаний;
-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
- формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Форма проведения: беседа, дискуссия, работа в группах.
Ход классного часа:
1. Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки».
2. В настоящее время происходит рост агрессивности детей и подростков, часты случаи рэкета в школе, дома и на улице. Рэкет становится опасной инфекцией распространяющейся с невиданной скоростью. Так что же такое рэкет?
Рэкет – или Наезд (англ. racket от итал. ricatto — шантаж) — вымогательство, обычно принимающее формы организованной групповой преступности с применением угроз, жестокого насилия. Рэкет, мы все воспринимаем как негативное явление, а словосочетание школьный рэкет вызывает всеобщее недоумение, т.к казалось бы как в школе, где формируется человек, закладывается фундамент знаний, где по идее должен быть маленький мир спокойствия, света, добра, может царить такое криминальное явление, как школьный рэкет. Но к сожалению, можно констатировать, что школьный рэкет это явление распространённое по всему миру. Практически во всех странах имеется такая проблема. Так внешнюю сторону жизни подростков описывают СМИ:
«Известиям» удалось расследовать, как работают школьные банды в столице Бурятии Улан-Удэ – наиболее зараженном школьным рэкетом городе России. Организованные в банды местные школьники, вымогая деньги у одноклассников, формируют уголовный «общак» настоящих преступников. «Ты чей будешь?» – так в столице Бурятии Улан-Удэ обращаются друг к другу незнакомые дети и подростки. Это означает: кому ты платишь дань, кто твоя «крыша»? Если никому, значит, ты «лох», которого каждый в любой момент может «поставить на бабки». Если платят тебе – ты «крутой», тебя уважают. Жаловаться взрослым не принято
В городском УВД Екатеринбурга корреспонденту «Известий» Сергею Авдееву сообщили, что проблема актуальна и сейчас. Информация о «школьном рэкете» в сводках встречается часто.
В Башкирии, где проблема чрезвычайно остра, с рэкетом борются радикально. Инспектора по делам несовершеннолетних ходят по школам, убеждают детей не скрывать факты вымогательства, а сообщать о них взрослым. При обращении в милицию они берут на себя обязанности оперативников и сами выезжают на «стрелки», на которых должны передаваться деньги. Милиционеры дают потерпевшим ребятам меченые купюры и задерживают вымогателей с поличным, сообщает наш корреспондент Татьяна Майорова.
3. Дети вынуждены копить деньги, просить у родителей, и самое ужасное самим отбирать у младших, чтобы затем отдать рэкетирам. Настораживает то, что в основном дети даже не пытаются противостоять рэкетирам, т.к считают что это бесполезно и бессмысленно. Это говорит о том, что рэкет настолько крепко вошел в стены школы, что уже стал обычным явлением. Абсолютное большинство учеников, осведомленных о рэкете в школе, не обращались к учителям или администрации школы. Главная причина - "это бесполезно, они все равно не помогут". Вторая причина - боязнь, что рэкетиры после этого применят к жалобщику суровые меры. Третья причина - стыд. Основной причиной, почему школьники не рассказывали членам семьи о рэкете, является неверие в то, что можно изменить ситуацию. Кто же виноват в том, что школьный рэкет поразил систему образования? Данная проблема уже стала одним из наиболее опасных вызовов сегодняшнего времени. В решении этой проблемы заинтересованы в первую очередь родители, которые боятся отпускать своих детей в школу, администрация школы, безусловно сами школьники, которые страдают от этого явления и конечно, государство в лице Министерства образования и науки РБ, Министерство внутренних дел, Департамент по Защите детей.
Почему же возникает школьный рэкет?
В ходе дискуссий участники открыто говорили о том, что рэкет в школах действительно существует и принимает все большие масштабы. Основными причинами появления рэкета в общеобразовательных учебных заведениях были названы следующие:
1) проблемы семейного воспитания, выражающиеся в отсутствии должного контроля со стороны родителей, которые не уделяют своим детям достаточного внимания в связи с большой занятостью, выездом на заработки, в том числе за пределы республики;
2) стремление к самоутверждению в подростковой среде. Как отмечают педагоги, инспекторы ИДН и сами ребята, для некоторых подростков рэкет – это не только борьба за власть, стремление подавить других и держать их в страхе, но также способ и возможность попасть в «избранный круг» общения, преодолеть ложную боязнь быть не признанным в среде подростков;
3) отсутствие доверия со стороны детей, запуганных рэкетирами, по отношению к родителям и учителям, так как старшие зачастую подходят к разрешению подобного рода вопросов жестко, некорректно, подвергая тем самым жертву рэкета дополнительной опасности;
4) безнаказанность, которая возникает в результате молчания родителей из-за страха за здоровье своего ребенка («чтобы ребенку не было хуже»); молчания учащихся из-за страха быть избитыми или оскорбленными. В самом крайнем случае вымогателя лишь ставят на учет в ИДН, а чаще – вовсе освобождают от ответственности.
5) разный социальный статус семей учащихся;
6) отсутствие правильной организации досуга. Многими участниками форумов было отмечено, что важной причиной появления рэкета является незанятость ребят в свободное время, поскольку бюджетные кружки и секции практически отсутствуют;
7) усиливающееся влияние криминальной субкультуры, вызывающее особую озабоченность;
8) незнание детьми механизмов защиты своих прав и неумение противостоять агрессивным сверстникам, даже в том случае, если они слабее;
9) недостаточное финансирование государством структур, занимающихся воспитанием подрастающего поколения, низкий статус учителя в обществе;
10) большое количество игровых заведений и их доступность для детей всех возрастов;
11) слабая законодательная база («законы есть, но они не работают»);
ГРУППЫ РИСКА
Опираясь на практику и результаты обсуждений можно выделить детей, которые входят в группы риска.
Группы риска – это дети, которые могут быть либо вовлечены в совершение различных противоправных действий, либо стать жертвами этих действий.
Одну из таких групп, которая может совершать противоправные действия, составляют дети из обеспеченных и внешне вполне благополучных семьей. Эти дети привыкли брать и иметь то, что им захочется, родители им ни в чем не отказывают.
Другую группу риска составляют дети из семей со скромным достатком, у которых нет возможности получить желаемое другим способом.
Следует отметить, что как детей из бедных, так и из богатых семей на вымогательство толкает несформированность духовных ценностей, чувства человеческого достоинства. У преобладающего большинства детей отсутствуют знания о том, что те права, которые имеет один, имеет и другой.
Третью группу составляют «дети-жертвы». Как правило, это робкие, неуверенные в себе и тревожные дети с низкой самооценкой. Эти дети во избежание конфликта, сложностей во взаимоотношениях со сверстниками, легко подчиняются и становятся жертвами рэкетиров.
4. Одна из задач классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
• Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет
• Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
• Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
• Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений
«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:
• штрафом,
• обязательными работами,
• исправительными работами».
Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ; т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:
• ограничением свободы;
• арестом;
• лишением свободы».
«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
5. Варианты решения проблемы: 1) Оставить как есть.
2) Принимать меры по борьбе со школьным рэкетом.
Зачитываются предложенные меры каждой из четырех групп.
6. Как мы видим из предложенного пути решения, это достаточно сложный процесс. Проблема комплексная. И меры надо принимать комплексные. Но это то, что необходимо делать уже сегодня, сейчас, чтобы спасти наших детей: кому-то не стать рэкетиром, а кому-то их жертвой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...