Неделя психологии как инструмент развития психологической культуры участников образовательного процесса.
статья
В статье рассматривается потенциал проведения ежегодных недель психологии в школе в процессе развития психологической культуры участников образовательного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Неделя психологии как инструмент развития психологической культуры участников образовательного процесса.
С.С. Седенкова, педагог-психолог МБОУ «Большееланская СОШ»
«Ценность образования тем выше, чем дальше и
глубже оно вводит человека все в новые и новые культурные миры:
мир знания, мир сознания и самосознания, мир деятельности, мир
чувств, мир собственной личности...» [1, 67].
В современном мире более очевидным становится факт, что психология не может оставаться в стороне от решения насущных социальных проблем. Справедливо отмечается, что общественное сознание стало терять главное – понимание ценности человека, его жизни, что люди становятся эмоционально более глухими, нередко не понимают чужого горя. Данное замечание справедливо не только относительно взрослого населения, но и детей. Дети изучают в школе огромное количество законов физики, химии, биологии, общественной жизни, но не изучают законов и свойств человеческой души. В массовой школе не учат, как понимать себя и другого человека, не учат, как правильно общаться, вести диалог, сотрудничать с другими людьми, осуществлять с ними совместную деятельность.
Многие проблемы современной жизни детей и взрослых обусловлены недоразвитием психологической культуры. Как отмечает И. В. Дубровина, «в нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных поступках, отношениях, переживаниях и т. п.» [4, 58].
Овладение культурой начинается с момента рождения человека и продолжается в годы его детства, отрочества, юности, молодости. Как отмечает И. А. Зимняя, «...общая культура определяется сформированностью, устойчивостью основных планов отношения к миру, к себе и характером их выраженности в поведении… Она предполагает внутреннюю культуру (такт, достоинство, уважение другого, ответственность, саморегулируемость)» [2, 18]. Как раз эта «внутренняя культура» есть не что иное, как «психологическая культура», т. е. определенное качество внутренней психической жизни человека как субъекта, личности и индивидуальности» [2, 19].
Л. С. Колмогорова и О. Г. Холодкова так определяют общую психологическую культуру личности: «это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью» [3, 48].
В книге «Психологическая помощь и консультирование в практической психологии» дается следующее определение психологической культуры: «…это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям…» [5, 7].
Психологическая культура состоит из нескольких компонентов:
- когнитивный, представляет собой систему психологических знаний о людях и о себе, умение применять эти знания на практике, а также определенный уровень развития интеллекта, способность к творчеству;
- рефлексивно-перцептивный, состоит из наблюдательности, психологической проницательности, умения адекватно воспринимать самого себя, других людей, прогнозировать их поведение;
- эмоционально-чувственный, представлен богатством переживаний, высокой эмпатией, способностью к идентификации;
- коммуникативный, выраженный умением общаться, адекватно воспринимать и передавать информацию;
- регулятивный, включающий нравственную саморегуляцию, самоконтроль, владение собой, умение управлять своими состояниями и своим умом;
- подсистема опыта социального взаимодействия – это умения и навыки социального взаимодействия: архетипы, установки и стереотипы культурного поведения;
- ценностно-смысловой: нормы, ценности и отношения к ним, включенные в смысловые личностные образования, мировоззрение, совесть [6, 34].
Таким образом, психологическая культура – это многомерный феномен, который заключается в системе психологических знаний, умений их применить в жизни, а также развитой наблюдательности и эмпатии, умении владеть собой и управлять своим состоянием в зависимости от определенной ситуации, готовности общаться и умением прогнозировать поведение других людей.
Возникает вопрос, а откуда может взяться психологическая культура участников образовательного процесса, если в систематическом школьном обучении не предусмотрено изучение хотя бы элементарных основ психологии?
С этой целью в нашем районе ежегодно проводятся Недели психологии во всех школах. Неделя психологии – это комплекс мероприятий, направленных на актуализацию психологических знаний, активизацию разнообразных видов общения и взаимодействия. Неделя психологии традиционно проводится в середине ноября и приурочена к российскому дню психолога 22 ноября. Каждый год тематика Недель психологии разная: «Что такое темперамент и с чем его едят» (2018-2019 учебный год), «Знания психологии – в жизнь!» (2019-2020 учебный год), «Планета эмоций» (2020-2021 учебный год).
Неделя психологии в этом 2021-2022 учебном году назвалась «Солнечный ветер» и была посвящена созданию новых качественных свойств личностно-развивающей образовательной среды, условий для развития психологической культуры, психологической компетентности всех субъектов образовательной среды. Неделя психологии проводилась в соответствии с планом, каждый день имел своё предназначение, информация представлена в Таблице 1.
Таблица 1.
План Недели психологии в МБОУ «Большееланская СОШ»
2021-2022 учебный год
Название дня | Задачи дня | Мероприятия |
День психолога | расширение знаний обучающихся и педагогов о науке психологии, о роли и месте психологических знаний в жизни человека; активизация размышлений учащихся о месте и роли знаний психологии в собственной жизни, жизни людей. |
|
День настроения и радости. | создание общего настроения оптимистической тональности в школьной среде, настрой на «психологическую волну». |
|
День общения. | развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся. |
|
День позитивной психологии | формирование чувства сопричастности, единения обучающихся и педагогов. |
|
День психологии личности | развитие стремлений обучающихся к самопознанию, рефлексии; способствовать личностному росту педагогов и учеников; |
|
Зачастую основное внимание школьного образования уделяется усвоению знаний обучающихся, развитию их интеллектуальной сферы, подготовки к поступлению в СУЗ или ВУЗ. Неделя психологии же создает условия для развития эмоциональной, нравственной сферы, способствует развитию уважительного отношения к людям – взрослым и сверстникам, культурному взаимодействию с ними, развитию мировоззрения как системы знаний человека не только о мире, но и о своем месте в этом мире. Обычно после Недели психологии участников образовательного процесса захватывают сильные переживания, позитивные эмоции. В ходе подобных мероприятий учащиеся, педагоги и родители получают психологические знания, пробуют применять полученные знания на практике, развивают восприимчивость и наблюдательность по отношению друг к другу и др [7]. Неделя психологии позволяет проявить обучающимся творческий потенциал, инициативность и индивидуальность; актуализировать потребность в самопознании и в самореализации; помогает в решении индивидуальных задач взросления, создает возможности самоорганизации, самостоятельного и коллективного действия подростков в школе .
Анализируя имеющийся опыт организации и проведения Недель психологии в стенах нашей школы, вполне заслуженно можно считать данный комплекс мероприятий эффективным инструментом повышения психологической культуры участников образовательного процесса.
Список литературы:
- Дубровина И. В. Психологическое просвещение: от психологической грамоты к психологической культуре. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-prosveschenie-ot-psihologicheskoy-gramotnosti-k-psihologicheskoy-kulture/viewer
- Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. Н., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М. : Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1999. 66 с.
- Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 47-56
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: учебник для студентов высших и средний специальных учебных заведений. - М. : ТЦ «Сфера», 2000. 528 с.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. - СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», 1999. 352 с.
- Семикин В.В. Психологическая культура и образование. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-kultura-i-obrazovanie/viewer
- Школьный сайт http://bolelan.uoura.ru/index.php/sotsialno-psikhologicheskoe-testirovanie/423-nedelya-psikhologii/908-nedelya-psikhologii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как метод психологической помощи участникам образовательного процесса
Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально...
Организация деятельности педагога-психолога в рамках повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса
В статье рассмотрены виды деятельность педагога-психолога, направленные на повышение психологической культуры субьектов образовательного процесса....
Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...
"Создание условий для укрепления и сбережения психологического здоровья участников образовательного процесса"
Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, - важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению...
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...
Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст
Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...
Использование онлайн-инструментов для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Одной из задач национального проекта РФ «Образование» является «Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступ...