«Сказочный край Большого Кавказа».
проект (11 класс)

Хадикова Лариса Владимировна

      Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Владикавказ, РСО-Алания.

   Каждый день мы  ходим по знакомым улочкам нашего города, республики,  спешим по делам. Часто  не замечаем вещи, которые нам кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Узнать об историческом прошлом своего  народа мы можем из книг по истории, кинофильмов, рассказов старших и учителей. А ещё об историческом прошлом нам многое могут рассказать памятники, которые есть в нашей республике.

    В нашем родном крае много памятников, но люди мало знают об их истории,  не все памятники известны жителям нашего города и ещё меньше они знают о событиях, в честь которых установлены эти памятники. Почему?

     Но ведь памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Народная молва гласит: "Не зная прошлого, нельзя жить в настоящем". Любовь к Родине начинается именно с любви к родному краю. Наш край связан со многими великими событиями и интересными людьми. Вот почему для нас было важно заняться вопросом изучения истории создания арт объектов,  важно, чтобы люди помнили историю.

Так возникла идея исследовательского проекта «Сказочный край Большого Кавказа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Исследовательская работа:

           «Сказочный край Большого Кавказа».

                                   Хадикова Лариса Владимировна

                 учитель родного (осетинского) языка и литературы

       МБОУ СОШ №15  им.Героя Советского Союза Мильдзихова Х.З.

                                     

                                 

                                              г. Владикавказ, 2024

                               

                                       Оглавление

- арт-объект - первая буква осетинского алфавита - Æ.

- арт-объект  барс

-Хъисын фæндыр

-двухтонная «Чаша нартов»

-меч в камне

-колесо Балсага

-стрелы нарта Сослана

-портрет Коста Хетагурова

- танец с кинжалами

- Рог

- Сложенные ладони, из которых растет дерево

-Въезд в Северную Осетию могут украсить восьмиметровые скульптуры воинов-алан

-  выводы, мнения

                                 

                                         Введение.  

 

      Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Владикавказ, РСО-Алания.

   Каждый день мы  ходим по знакомым улочкам нашего города, республики,  спешим по делам. Часто  не замечаем вещи, которые нам кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Узнать об историческом прошлом своего  народа мы можем из книг по истории, кинофильмов, рассказов старших и учителей. А ещё об историческом прошлом нам многое могут рассказать памятники, которые есть в нашей республике.

    В нашем родном крае много памятников, но люди мало знают об их истории,  не все памятники известны жителям нашего города и ещё меньше они знают о событиях, в честь которых установлены эти памятники. Почему?

     Но ведь памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Народная молва гласит: "Не зная прошлого, нельзя жить в настоящем". Любовь к Родине начинается именно с любви к родному краю. Наш край связан со многими великими событиями и интересными людьми. Вот почему для нас было важно заняться вопросом изучения истории создания арт объектов,  важно, чтобы люди помнили историю.

Так возникла идея исследовательского проекта «Сказочный край Большого Кавказа».

Цель проекта: Расширять представление о том, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями.

Объект исследования: Арт объекты Осетии.

Предмет исследования: история создания Арт объектов Осетии.

Продукт проекта:  презентация "Сказочный край Большого Кавказа"

   

                                   

                                        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

      Есть на свете горная страна, где живут потомки древних богатырей-аланов. Это Осетия. Кто хоть раз побывал в тех сказочных краях, никогда уже не забудет золотых и изумрудных долин, пронзительного синего неба, звезд, которые сверкающими алмазами падают в горы. Там не вода, а божья роса течет в горных реках и хрустальных ключах. А воздух такой вкусный – хоть ножом его режь и на хлеб намазывай. Давайте ненадолго отправимся в этот сказочный край.

Северная Осетия-Алания – северо-кавказская республика на юге европейской части России, которая славится суровыми горами, дикими ущельями, широкими зеленеющими долинами, множеством памятников культуры и природы, и конечно, осетинским гостеприимством. В высокогорных районах запрятаны поселения, сохранившие национальный колорит, а их жители могут поведать немало преданий о былых временах и традициях.

Удивительным образом Республика Северная Осетия-Алания стала обителью для более 100 национальностей, которые живут в мире и согласии. Эти национальности имеют разные традиции, разное вероисповедание, разную культуру. Но всех их объединяет одно – любовь к своему региону. Региону, который пережил много трагических событий, на теле которого до сих пор заживающие раны. И видя сплетение всех этих народностей и культур воедино, вольно-невольно возникает чувство восторга и гордости от их мирного и продуктивного сосуществования на такой крохотной территории.

Осетины являются наследниками богатейших культурных традиций, которые насчитывают самые разные обряды и ритуалы, многие из которых прошли многовековой путь, сохранившись и в наше время. Многие знаменитые историка со всего мира посещали Северную Осетию для изучения феномена их предков – легендарных скифов, сармат и алан. Крупные мировые музеи считают за большую удачу иметь в своей экспозиции предметы искусства и быта, относящиеся к известной Кобанской культуре. Осетины – единственные из Северо-Кавказских народов, чей язык относится к индо-иранской группе. «Нартовский эпос» - сказание о легендарных богатырях, своеобразный свод нравственных правил древних осетин, энциклопедия их воззрений на природу и общество, оставленный предками Осетин своим потомкам, является предметом пристального изучения всех серьезных исследователей иранистов.

      Осетия имеет богатую и древнюю историю, первое поселение людей было основано в Алании около 150 тысяч лет назад, а первое государственное образование на этих землях появилось еще в I веке н.э, когда сарматы Юго-Восточной Европы объединились под новым названием – аланы.

Трудно представить сколько легионов, армий и орд прошло через эти земли. Были здесь скифы и сарматы, аланы, византийцы и представители различных кавказских народов, а в XVIII столетии Осетия вошла в состав Российской империи, представители которой оставили крупный след в культуре и истории этого края.

Республика - один из лидеров среди регионов страны по популярности у российских туристов. Такое внимание к Северной Осетии со стороны отдыхающих аналитики связывают не только с ограничениями, закрывшими доступ на заграничные курорты, но и с реализацией ряда нестандартных проектов в отрасли.

В их числе - установка 10 арт-объектов, которые сразу обратили на себя внимание гостей в разных частях республики. Не устроить там фотосессию - все равно что не побывать в Осетии.

- Все арт-объекты прямо или косвенно связаны с Кавказом и Северной Осетией, - рассказывает председатель комитета РСО - Алания по туризму Заурбек Кодзаев. - Они формируют у туристов общее представление о республике. О каждом из монументов невольно хочется узнать побольше: что это такое, почему здесь находится? Гиды рассказывают о мифах, обычаях, традициях и истории Северной Осетии. Наши гости узнают, что символ республики - барс, а колесо Балсага - атрибут Нартского эпоса. Меч в камне намекает на осетинский след в легендах о короле Артуре. Профиль человека в шляпе, сделанный из металлических брусьев, принадлежит Коста Хетагурову - поэту, основателю осетинской литературы и словесности. 

           

                     Первая буква осетинского алфавита - Æ.

Очень популярен у туристов арт-объект - первая буква осетинского алфавита - Æ. Она установлена на холме между Даргавсом и Куртатинским ущельем и облицована планками из натурального дерева. На закругленные формы прописной буквы можно прилечь для отдыха. Отсюда открывается потрясающий вид на гору, где, согласно преданиям, живет Афсати - покровитель животных в Нартском эпосе. 

В 1844 году филолог Андреас Шегрен создал современную осетинскую письменность, а буквенные знаки он взял из латиницы. Почти век спустя, в 1923 году — весь язык перешел на латинскую основу, а в 1938 году был переведен на кириллицу. Все буквы алфавита приобрели иное начертание, кроме одной — Æ/æ.

                              Арт-объект  Барс

Ярким арт-объектом стал барс, притаившийся на скале в Кадаргаванском каньоне. Скульптура сделана из бетона и покрыта маленькими зеркалами. В итоге с одной стороны туловище барса отражает окружающий пейзаж и становится невидимым. Что неудивительно, ведь это скрытное животное.

Барс на фоне гор - историческая эмблема Осетии, в средние века служившая гербом осетинского государства. Круглый (восточный) щит - традиционная для Осетии геральдическая форма. Красное поле щита в соответствии с общепринятой мировой (и осетинской национальной) символикой геральдических красок обозначает право, силу и мужество.
 Барс является историческим символом осетинской государственности и твердой власти. Золотой цвет символизирует верховенство, величие и уважение.
 Горный кряж воспроизводит космологический образ Мировой Горы с восемью вершинами - древнейшей модели мира у предков осетин и других индоевропейских народов. На верхнем уровне - одна вершина (божественный абсолют, верховная власть), на среднем уровне - три вершины (мир людей, три социальных функции индоевропейцев), на нижнем уровне - четыре вершины (стороны света, географические пределы страны). Значение серебряного цвета - чистота, мудрость, радость.

В древности и в Средние века в горах Алании этого зверя можно было встретить довольно часто. Но позже он исчез, сейчас его популяцию пытаются восстановить.

В августе 2020 года на территории Турмонского заказника были выпущены на свободу двухлетние барсы - Агунда и Батраз.

Как сообщает пресс-служба проекта института и РусГидро, Агунда хорошо освоила территорию обширного лесного массива и прошла с момента выпуска путь в 867 километров. Она осторожна и не попадается в объективы фотоловушек, однако по данным с ее ошейника ученые отмечают, что у нее зарегистрировано 23 кластера – мест, где она регулярно добывает себе жертву.

Самец Батраз пропал из поля зрения ученых на некоторое время - с 21 октября прошлого года его ошейник перестал подавать сигнал о местоположении. Специалисты опасались, что леопард был убит браконьерами, однако в феврале в волонтерский центр "Барс" передали видео, на котором барс отбежал вверх по склону от трассы. Позже ученые подтвердили, что это был самец Батраз. Всего до того момента, как пропал сигнал с ошейнка, хищник освоил территорию в 747 квадратных километров.

                                   

                                   Арт-объект «Хъисын фæндыр» 

     Возле Галиатского водопада стоит «Хъисын фæндыр» - арт-объект в виде древнего осетинского струнного смычкового инструмента. Внешне он похож на скрипку, но играть на нем нужно поставив в вертикальное положение.

     В прошлом, с помощью игры на музыкальных инструментах осетины общались с духами божественного мира. Об этом свидетельствуют упоминания инструментов в эпосе и в многочисленных осетинских народных сказках. По традиционным верованиям осетин, звучание музыкальных инструментов привлекало в дом фарн - небесную благодать. Именно поэтому головку струнных инструментов изготавливали в форме барана с рогами или просто бараньих рогов —визуального символа фарна в осетинской культуре.

     Хъисын фæндыр применяли во время поисков тел погибших под снежными обвалами. Инструмент менял звучание, если под толщей снега находился человек. Считалось, что этот музыкальный инструмент мог предсказывать погоду —при грядущей перемене его звук становился тусклым и безжизненным. Наконец, игра на хъисын фæндыре сопровождала традиционные танцевальные гуляния.

     Процесс изготовление музыкальных инструментов в традиционной культуре осетин имел сакральное значение. Прежде чем срубить дерево для его изготовления, было принято помолиться. При этом человек с нечистой совестью не мог быть изготовителем инструмента.

     По мнению народных музыкантов, инструменты, сделанные из деревьев, растущих на южных солнечных склонах, звучат ярче, сильнее и обладают наилучшими акустическими свойствами. Кроме того, их изготавливают преимущественно из средней части ствола.

     Чудесное происхождение инструмента хъисын фæндыр  связано с образом Хамыца - одного из героев осетинского нартовского эпоса, представителя второго поколения нартов, обладающего чудесным зубом, благодаря которому он мог обольстить любую женщину.

Гордостью были сказители, которые под звуки инструмента рассказывали нартский эпос, исполняли шуточные или героические песни.

   

                           

                           Двухтонная «Чашу нартов»

Двухтонную «Чашу нартов» установили в РСО-Алании

 «Чаша нартов», или Нартамонга появилась на возвышенности набережной реки Таргайдон в Ардоне не случайно. Согласно осетинскому эпосу, чаша поила неиссякаемым чудесным напитком нартских героев, а тех, кто привирал о своих подвигах, отпугивала варевом с ящерицами. 

Из современной «Чаши нартов»выпить не получится — её вес две тонны. Идея установить такой арт-объект пришла к самим местным жителям, воплотил её скульптор Таймураз Зангиев.

Прекрасный объект с барельефным изображением состязающихся воинов . В центре композиции изображен старейшина, который возносит молитву перед началом состязаний. «Раз в семь лет скифы делали куывд , собирали всю бронзу со своего оружия и отливали из нее большой котел. Потом этот котел расплавлялся и вновь использовался для изготовления оружия. Мы назвали композицию “Котел Арианта”», – пояснил Таймураз Зангиев.
Время на изготовление у мастера было ограничено, воплотить задумку в жизнь удалось всего за 6 месяцев.

Таймураз Зангиев, скульптор: «Они принесли мне проект, и в проекте была чаша – просто гладкая чаша на постаменте. Я подумал, что чаша чашей, но в голову пришел скифский котел, думаю – это же спорткомплекс, надо там сюжета соревнований по фризу, чтобы привязать к тому месту, где он будет стоять».

Уже много лет Таймураз управляет глиной и металлом, оживляет образы давно ушедших лет и наполняет форму содержанием. 

Помимо скульптуры, Таймураз занимается живописью, а еще начал работать над мультипликацией. Свой жизненный выбор мастер считает предопределенным судьбой.

Работая над эскизом скульптуры в Ардоне, Таймураз Зангиев вспомнил легенду о царе Арианте. Скифский царь велел отлить котел из наконечников стрел своих воинов – его использовали в ритуальных целях. А при необходимости, металл котла мог вновь пойти на изготовление оружия. Так, предусмотренная по проекту чаша, воплотилась в котел Арианта.

Установка котла стала частью благоустройства набережной реки Таргайдон.

                                      МЕЧ В КАМНЕ

Меч в камне установлен в очень живописном месте - в долине Мидаграбинских водопадов и поражает своим размером: клинок, воткнутый в скалу, поистине исполинский. Фоном ему служит красивое ущелье, где вдали со скал низвергаются водопады. Конечно, у туристов сразу возникает вопрос: какое отношение меч Экскалибур, вынутый из камня легендарным королем Артуром, имеет к Осетии?

Дело в том, что английский ученый Говард Рейд провел исследование и попытался доказать, что прибывший в Британию во времена Римской империи отряд сарматов-аланов со своим вождем сделались героями легенд о короле Артуре. Согласно свидетельству античных авторов, император Марк Аврелий принял на службу восемь тысяч опытных всадников с Кавказа - сарматов. Около пяти тысяч из них были посланы на стену Адриана в Британии в помощь передовым заставам. По словам Говарда Рейда, это было примерно в 175 году нашей эры. Необычные для того региона солдаты стали прообразами воинов из легенд о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Интересно, что многие сказания Нартского эпоса перекликаются с рассказами о приключениях Артура.

Согласно преданиям, сарматы-аланы служили в Британии и стали прообразами воинов из легенд о короле Артуре. 

                                 КОЛЕСО  БАЛСАГА

Колесо Балсага из Нартского эпоса - персонифицированное всесокрушающее огненное колесо. Скульптуру установили в Даргавском ущелье. Здесь туристов познакомят с мифом о нартском герое Сослане, дочери Солнца, которую он оскорбил, и колесе Балсага.  Эта история поражает всех гостей республики, поскольку и начинается, и заканчивается столь неожиданно, что по ней впору снимать голливудский блокбастер.       Балсагово Колесо – Балсæджы цалх (Ойнони цалх) – небожитель, мифический персонаж в Нартовском эпосе, загадочное существо, имеющее вид колеса, состоящее на службе у Бога и Фыдыуани. Это страшное существо, способное к перевоплощению, наделено человеческими способностями, даром речи, необычайной силой. По велению хозяина Балсагово Колесо отсекает ноги Сослану за оскорбление дочери Солнца Ацырухс.

Васо Абаева говорил, – мы имеем дело с солнечным божеством и что само колесо есть символ солнца. Подтверждается это и тем, что в практикуемых у многих народов обрядах в праздник равноденствия или солнцеворота колесо фигурирует как небесный символ

                                     

                                     СТРЕЛЫ НАРТ  СОСЛАНА

 Стрелы нарт Сослана в Мацуте. Нарт Сослан - это герой осетинского эпоса - богатырь, которому нет равного в доблести, славе и харизме.

В селении Мацута Ирафского района молодые художники установили арт-объект - Стрелы нарта Сослана.

Мацута в переводе с дигорского диалекта означает «Дальше хода нет», название появилось то ли во времена вторжения Тамерлана, то ли во время чумы.

Главной достопримечательностью Мацуты является могила нарта Сослана. Выше склепового захоронения можно увидеть в земле углубления, идущие цепочкой до леса. Считается, что это следы Сослана. В 1880 г. археолог В. Миллер изучил захоронение и обнаружил в нем скелет «действительно замечательных размеров».

По легенде, когда к селу приближались враги, жители бежали к склепу и кричали: «Сослан, фадис!» (Сослан, тревога!). На крик выскакивал могучий нарт, и враг был разбит. Как-то один из мальчиков решил пошутить и крикнул возле склепа «Сослан, фадис!». Сослан выскочил, увидел мальчика, понял, что тревога была ложной, развернулся и ушел в склеп. Больше на зов людей он не отзывался.

Приблизился уаиг Бызгуана к своему замку. Пустил в него Сослан первую стрелу, и уаиг закачался. Выпустил Сослан вторую стрелу – рухнул уаиг на землю и сказал Сослану.

– Не убивай меня, Сослан, лучше забери все мое добро.

– Такому злодею, как ты, лучше умереть, чем жить.

– Ну, раз так, когда убьешь меня, вырви седой волос на макушке моей, обмотай им свой палец, и к твоей силе добавится дважды столько.

Пустил Сослан третью стрелу в уаига, и умер уаиг Бызгуана. Сослан вырвал седой волос, который рос на макушке уаига, но не сделал так, как просил его сделать уаиг перед смертью. Сначала обмотал он волос вокруг дерева, и дерево раскололось надвое. На второе дерево намотал он волос – то же самое. Так подряд срезал он семь деревьев. Потом намотал он волос на свой мизинец, и силы его удвоились. Потом соединил он скот уаига Бызгуана с угнанными табунами нартов и погнал их, а замок уаига подарил его работнику.

Нарты встретили Сослана в Гомдзых-лесу и воздали ему почести.

С тех пор имя Сослана стало еще прославленней среди нартов.

                                       КОСТА  ХЕТАГУРОВ

Не меньшее впечатление на туристов производит портрет Коста Хетагурова. Коста Хетагуров в районе водохранилища Зарамагской ГЭС - это дань памяти осетинскому поэту, драматургу и публицисту, этнографу и живописцу. Общественному деятелю, основоположнику осетинского языка и литературы. Арт-объект установлен на обзорной площадке, где можно любоваться водохранилищем Зарамагской ГЭС. Искусственное озеро, зажатое со всех сторон горами, напоминает норвежский форд. Объект из вертикальных металлических брусьев сначала вызывает удивление. Но когда идешь вдоль него, в какой-то момент узкие полоски складываются в профиль человека в шляпе - самый известный портрет Косты Хетагурова. Делаешь еще несколько шагов - и картина снова распадается на тонкие линии. Портрет словно висит в воздухе. 

солнца».

                                 ТАНЕЦ С КИНЖАЛАМИ

 Скульптура Танец с кинжалами установлена в Верхнем Згиде. Посвящена национальному танцу на носках, в котором требуется мастерство фехтования сразу не Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов ХIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства.

 Старинный парный танец с кинжалами на носках. По рассказам стариков, в старину у осетин бытовал лишь один парный танец с кинжалами, который исполнялся одновременно, на носках. Современный танец со многими кинжалами старики называли мальчишеским танцем для запугивания женщин и детей и прочих слабонервных. Танец парный с кинжалами на носках требовал действительно от танцоров огромного уменья: искусного танца с ловкими и быстрыми движениями и сильные ноги, чтобы держаться все время на согнутых пальцах ног, и фехтования на кинжалах. Начинался танец обычно с круга, в котором один шел впереди, а другой сзади.

1. Полы черкесок туго закладывались у пояса.

2. Каждому танцору вручалось в каждую руку по одному кинжалу, значит, по два на каждого.

3. В таком виде проделывали еще круга два.

4. Затем танцоры, танцуя все время на носках, поворачивались друг к другу лицом.

5. Танцуя и кружась на носках, они проделывали движения с кинжалами, делая вид, что один хочет заколоть другого, а тот, в свою очередь изворачиваясь, наносит (ложный, конечно) укол своему противнику.

6. Движения становились все быстрее, кинжалы сверкали, как молнии, танцоры входили в азарт.

7. Окружающие подчас сами не выдерживали, боясь, что танцоры могут поранить в азарте друг друга, и силой разнимали танцоров.

8. Вслед выступала следующая пара таких же танцоров.

Танец с двумя и со многими кинжалами

Заключался танец в умении насадить эти кинжалы в рот, за воротник и прочее. Движения танцора начинались с обычного круга Зилга кафта.

1. Затем танцору подавали по два кинжала разновременно по мере хода его танца.

2. Танцор насаживал иногда до 14-ти кинжалов за воротник, в рот, под шапку.

3. После, в процессе танца, он начинает скидывать кинжалы один за другим.

4. С последними двумя кинжалами танцор проделывает самыеопасные номера, делая движения обеими руками, будто он вкалывает их себе попеременно то в левую, то в правую ногу.

                                                 Р О Г

В Северной Осетии появился новый арт-объект «Рог изобилия». Автором работы вновь выступила творческая мастерская Mah Kond. «Символ изобилия расположился в Буроне, он стал шестым из десяти запланированных», – пояснили создатели. Напомним, ранее сообщалось о создании таких объектов как «Скифский акинак», «Хъисын фæндыр», «Стилизованная скамейка в виде рога», «Зеркальный барс», «Стрелы нарта Сослана». Программное мероприятие «Обустройство мест показа» реализуются комитетом Северной Осетии по туризму.

История

Установленный арт-объект стилизован под сувенирный Рог изобилия, который часто вешают на стенах в гостиной осетинских домов.

Рога животных в качестве сосудов для питья использовали и кельты, и германские племена, и викинги. А в Осетии рог для напитков приобрел практически национальное значение.

                                                            ЛАДОНИ

 Сложенные ладони, из которых растет дерево

Арт-объект в виде сложенных ладоней, из которых растет дерево, появился в Алагирском районе Северной Осетии. Об этом сообщает Ossetia News.

Арт-объект установил предприниматель Валерий Авдольян. По его словам, главный посыл – призыв беречь природу.

"Граница моего участка проходит рядом с заповедником. Я часто общаюсь с егерями, которые там работают, с людьми, которые занимаются охранной деятельностью. Они рассказывают, что в заповеднике часто срубают елки, мусорят, не совсем бережно относятся к природе", – сказал

                         ВОИНЫ - АЛАНЫ

Въезд в Северную Осетию могут украсить восьмиметровые скульптуры воинов-аланов

Въезд в Северную Осетию могут украсить восьмиметровые скульптуры воинов-аланов

Аланские воины будут встречать путников на границе республики с Кабардино-Балкарией. Величественные скульптуры могут установить по обе стороны дороги. Проект абсолютно бесплатно разработали братья Зангиевы. Таймураз Зангиев — член союза художников России, а Аслан – разрабатывал дизайн госфилармонии.

«К нам обратилась инициативная молодежь республики с просьбой создать величественную композицию воинов-аланов. Проработав несколько вариантов, мы все же решили, что это должны быть 8-ми метровые воины-аланы, вылитые из бронзы и расположенные на бетонных постаментах напротив друг друга. Наш проект уже видел глава республики Вячеслав Битаров и даже одобрил его», — рассказал Ossetia News один из авторов проекта Аслан Зангиев.

Сейчас ведется работа по созданию общественного фонда, благодаря которому можно будет собрать необходимую сумму. Также планируется привлечь бизнесменов и меценатов.

«Если бы на сегодняшний день у нас была необходимая сумма, мы смогли бы за год реализовать задуманное. Разумеется, не без помощи историков и археологов. Как только приступим к работам, будет обсуждаться каждая деталь», — добавил Зангиев.

                                 Заключение:

Арт-объекты — символы Северной Осетии установлены в самых живописных уголках республики.
Проект реализовала творческая группа "Mah Kond" при поддержке местного Комитета по туризму. Цель — повысить туристическую привлекательность региона.
Арт-объекты формируют у туристов представление о культуре, эпосе и традициях республики.

Выводы.

    В ходе проведённой работы было установлено, что все Арт объекты  имеют огромную ценность, отражают историю нашей республики. Они  являются хранителями памяти о тех событиях, которые были в разные времена, о людях, которые творили историю.

Предложения.

 Выступить с презентацией своей работы для учащихся нашей школы с целью популяризации знаний об истории Арт объектов нашей республики.

  

      Проходя мимо того или иного Арт объекта, задумываешься,  вспоминаешь, удивляешься. Оказывается, многие исторические события не прошли мимо нашей республики. Культурное наследие, доставшееся нам, необходимо содержать в порядке, следить за тем, чтобы  не подвергались разрушению. Ведь нельзя  строить будущее, не зная своего прошлого.

    Наша задача не только содержать ,  а знать историю своего народа, города, района и эти знания передавать потомкам.

    Они являются напоминанием о нашей богатой истории, являются связующим звеном с нашими предками. Ведь человеческая мудрость гласит: "Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего".  

" Пока человек не прикоснётся к истории, он пребывает во младенчестве, ибо существует днём сегодняшним. Каждое поколение оставляет плоды своего труда и умственной деятельности, но много ли это наследие значит, если прервётся связь времён, и потомкам нашим мы не сумеем передать исторической памяти? " – это строки из книги С. Бахмустова " Разорванное ожерелье".

Использованная литература:

 https://region15.ru/v-ardone-ustanovlena-installyatsiya-chasha-nartov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра "Мой край и я: чем больше узнаю, тем больше берегу"

Интеллектуально-познавательная игра, направленная на формирование патриотических чувств, гражданственности и любви к родному краю....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию навыков ориентировки в большом пространстве «Сказочное путешествие»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков ориентировки в макро пространстве для детей старшей группы.Задачи:1. Познакомить детей с элементарной схемой постройки.2. Учить...

Большой Кавказ

природа кавказа...

Большой Кавказ.

Природа Большого Кавказа....

Интегрированный урок по литературе и географии "Урал - сказочный край"

Данный урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”, с разнообразием горных пород....

«Сказочный край Большого Кавказа».

    Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Владикавказ, РСО-А...