Программа профилактики буллинга
методическая разработка

Носкова Людмила Борисовна

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktiki_bullinga_2024_2029.docx114.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Южно-Александровская средняя общеобразовательная школа №5»

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

"Южно-Александровская СОШ № 5"

________________________

Л.А. Коврижных

11-од  от 30.01.2024г.

Рабочая программа

профилактики    буллинга

на 2024– 2029 учебные года

2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным ООН насилию в образовательной организации подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в 2 раза больше, чем в среднем по европейским странам. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении        подростков и молодых людей совершается в системе образования.

В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Данные мероприятия гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

В современных условиях педагоги и психологи все чаще обращаются к вопросам толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства защищенности. Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явления.

Англоязычное слово «буллинг» (bullying) становится в последнее время общепринятым для обозначения школьной травли и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание. Однако это явление имеет много «лиц». Так, моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей этого опасного явления. И для того, чтобы определить направления профилактической

работы, субъекты воздействия, необходимо дифференцировать вышеуказанные понятия.

Моббинг (англ. mob – толпа) это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.

Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой-либо целью. Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».

Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».

Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.

Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.

Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.

Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинге зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.

По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.

Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных,        и        др.)        учреждений.

Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».

Хейзинг встречается и в обычных образовательных учреждениях, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д.

В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.

Кибермоббинг и кибербуллинг – интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.

Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.

Интернет-травля позволяет обидчику непойманным.


отличается сохранить


от        других        видов анонимность        и


насилия        тем,                что вероятность        быть

Наиболее часто употребляемым в настоящее время понятием, обозначающим все указанные явления, выступает «буллинг». И сегодня буллинг – это социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе, группе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости детей.

Предпосылками буллинга являются:

  • зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
  • желание подчинить, контролировать кого-то;
  • виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность,

доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).

Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности и в жизни до самоубийства жертвы.

Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.

Цель, задачи, методы, направления работы.

Цель программы:

  1. формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
  2. повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;
  3. повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
  4. воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой сущности человека;
  5. формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах поведения у опасных ситуациях.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. профилактика всех форм насилия над учащимися дома, в образовательной организации, в общественных местах;
  2. организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных

жизненных ситуациях;

  1. сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты и т.п.

Основные группы методов профилактики:

  • Групповая и индивидуальная психодиагностика.
  • Индивидуальные и групповые тренинговые занятия с учащимися, а также классные часы, беседы, психологические гостиные и т.д.,

направленные на повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии, сплочение коллектива.

  • Наблюдение.
  • Изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка.
  • Родительские собрания, лектории, индивидуальные консультации для родителей .

Направления работы:

  1. Направления работы на уровне ОУ:
  • диагностика психоэмоциональной среды ОУ и мотивационно- образовательная работа с администрацией;
  • программы формирования благоприятного психологического климата ОУ
  • мероприятия, направленные на сплочение образовательного сообщества
  1. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:
  • консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;
  • программы повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов)
  1. Направления работы с учащимися
  • консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;
  • информационно-просветительская работа с коллективом учащихся
  • повышение уровня коммуникативной культуры учащихся
  • профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
  • профилактика асоциального поведения школьников
  • развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции.

Мероприятия должны осуществляться на трех уровнях: образовательной организации, группы и индивидуальном.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследования.

Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:

тип агрессора:

  • Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
  • Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
  • Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.
  • реальность буллинга;
  • его длительность;
  • характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления;
  • участники (инициаторы и исполнители);
  • их мотивация;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (пострадавшего);
  • динамика происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.

Первичная профилактика реализуется по 3 направлениям:

  1. Создание условий недопущения буллинга.
  2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
  3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.

На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.

На третьем – реализуется выработанный план.

Вторичная профилактика сводится   к   своевременному подростков

патологических последствий буллинга квалифицированной комплексной помощи.

Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное

поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция образовательного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если   ею   будут   вплотную и   серьезно   заниматься   все   участники   образовательного   процесса,   то высока вероятность избежать многих конфликтов.

Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению

качества его жизни и поведения.

Необходимо   организовывать   информационные    часы,   основными

идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Педагоги-психологи должны проводить с детьми тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Задачи профилактики буллинга:

  • подготовка учителей для работы с трудными детьми; • содействие улучшению социального самочувствия;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
  • снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
  • развитие        и        формирование        самостоятельности        и        социальной компетентности;
  • изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

Объединение        профилактических        мероприятий        в        единую        систему позволит        создать                в        образовательной        организации                безопасное

психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию

определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.

Структура и особенности программы

Программа составлена для учащихся 1-9 классов. И направлена на сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка, формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся.

Данную программу можно использовать как фрагментарно, так и комплексно. Темы, формы и цели занятий могут корректироваться в зависимости     от результатов        диагностик, эмоциональ-ного состояния обучающихся.

Ожидаемый результат

  • Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими у всех участников программы.
  • Развитие навыков самоконтроля, эмпатии у всех участников программы.
  • Повышение ответственности за принятие решений и свои действия у всех участников программы.
  • Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в классных коллективах.
  • Снятие        психологического        напряжения        у        обучающихся        в психотравмирующей ситуации.
  • Повышение комфортности психологического климата образовательной организации.

Оценка психологического климата и контроль

реализации программы

Для        оценки        эффективности        реализации        программы используются следующие методики (на выбор педагога-психолога):

  • Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку);  Метод психодиагностической беседы;
  • Анкетирование педагогического состава, родительской

общественности на тему уровня психологического комфорта и его динамики;

  • Метод социометрических измерений (Дж. Морено);
  • Методика определения уровня комфортности обучающихся (Щуркова Н. Е. «Круги»);
  • Методика определения психологического климата в классе (анкета Л. Г. Федоренко);
  • Метод незаконченных предложений (С. Леви);
  • Методика на выявление «буллинг-структуры» (Норкина Е. Г.)

Кроме этого, эффективность программы может быть определена при помощи анализа успеваемости (на уровне «положительная» -

«отрицательная»).

Примерный комплексный план мероприятий по профилактике явлений буллинга в МБОУ « Южно-Александровская СОШ №5»

Цель: создание благоприятных условий для успешной социализации и развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.

Задачи:

  • оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания;
  • предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;
  • развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам;
  • обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.

План мероприятий

№п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

Организационно-методическая деятельность

1

Разработка и утверждение

плана мероприятий по профилактике

буллинга ,кибербуллинга, агрессии, жестокости в школьной среде

Сентябрь

педагог - психолог

2

Наблюдение за классными коллективами. Выявление несовершеннолетних, находящихся в

социально- опасном положении, проживающих в неблагополучных

семьях.(семьи и дети «группы риска»)

постоянно

педагог – психолог,

соц.педагог,

кл.руководители

3

Посещение семей«группы риска» и в СОП

При

социальной

необходимости

соц.педагог,

кл.руководители

4

Выявление в ходе

профилакти-ческих бесед несовершеннолетних в эмоционально- неустойчивом состоянии.

постоянно

педагог – психолог,

соц.педагог,

кл.руководители

Работа с обучающимися

1

Оценка психологического

Сентябрь,

педагог –

климата

май/при

необходимости

психолог(1-9кл)

2

Разработка и распространение среди обучающихся памяток по профилактике буллинга, кибер- буллинга, агрессии, жестокости

в школьной среде.

Сентябрь-май

педагог – психолог,

кл.руководители (1-9кл)

3

Проведение мероприятий

направленных на профилактику буллинга, кибербуллинга,

агрессии, жестокости в школьной среде.

1. Информационные часы,

беседы (примерная тематика).

7-11 лет:

  • Законы сохранения доброты.
  • Я не дам себя обижать.
  • Наш Центр живет без насилия.
  • Давайте жить дружно!
  • Мы против насилия. Как защитить себя?
  • Будем добрыми.
  • Как я отношусь к насилию.
  • Как научиться жить без драки. 12-15 лет:
  • Бояться страшно. Действовать не страшно.
  • О правилах поведения и безопасности на улице.
  • Буллинг как стадный допинг. Что такое агрессия?
  • Добро против насилия.
  • Как не стать жертвой насилия.
  • Способы решения конфликтов с ровесниками.

16-17 лет:

  • Навыки саморегуляции.
  • Воспитание характера.
  • Предупреждение насилия и жестокости в жизни.
  • • Как бороться с конфликтами.
  • Нравственный закон внутри каждого.
  • Моя жизненная позиция

Просмотр и обсуждение художественных фильмов:

  • «Чучело» (1983 г.).
  • «Класс» (2007 г.).
  • «Розыгрыш» (2008 г.).

  • «Школа» (телесериал, 2010 г.) Читательские конференции по

В соответствии с планом, в течении года

в течение уч. года(на

каникулах)

педагог – психолог,

соц.педагог,

кл.руководители

книгам, раскрывающим проблему буллинга:

  • В.К. Железняков «Чучело». зав. библиотекой • Хосе

Тассиес «Украденные имена».

  • В.Н. Ватан «Заморыш».
  • Е.В. Мурашов «Класс коррекции».
  • Стивен Кинг «Кэрри».
  • Алексей Сережкин «Ученик».
  • Андрей Богословский

«Верочка».

  • Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»

в течение уч. года(на

каникулах)

4

Коррекционно- развивающая

работа с обучающимися в рамках адаптации (1,5кл)

В соответствии с планом

педагог - психолог

5

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися

«группы риска»

Сентябрь - май

Педагог- психолог,

социальный педагог(1-9кл)

6

Разрешение конфликтных

ситуаций, случаев проявления буллинга, кибербуллинга,

агрессии, жестокости в школьной среде с помощью школьной службы медиации (примирения).

В случае возникновения

педагог- психолог, социальный педагог,

классные руководители, служба

медиации

Работа с педагогами

1

Разработка методических рекомендаций в помощь

классному руководителю для организации работы с

учащимися по профилактике буллинга, кибербуллинга,

агрессии, жестокости в школьной среде

Сентябрь - май

Педагог- психолог,

социальный педагог(1-9кл)

2

Проведение мероприятий, направленных на

психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения подростков

Лекторий для педагогического коллектива на тему: «Буллинг (моббинг) как социально-

педагогическая проблема»: Лекция 1. Буллинг как форма насилия в ученическом

Сентябрь - май

Педагог- психолог,

социальный педагог

коллективе.

Лекция 2. Буллинг: причины и последствия

Лекция 3. Буллинг как дискриминация прав ребенка на образование

Лекция 4. Как педагогу противостоять травле детей

Работа с родителями

1

Организация и проведение тематических родительских собраний «Профилактика преступных посягательств в отношении

несовершеннолетних» Что такое

«буллинг», чем он опасен и как с ним бороться?»

В соответствии с планом

педагог – психолог,

соц.педагог

2

Проведение мероприятий, направленных на

психологическое просвещение в вопросах:

  • тактики поведения в

конфликтных ситуациях с детьми, при возможных

манипуляциях со стороны детей;

  • выработки способов

реагирования в кризисных ситуациях;

  • коррекции детско- родительских отношений.

. Общее родительское собрание:

-«Буллинг (моббинг) в детской среде»

-Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?

В соответствии с планом

педагог – психолог,

соц.педагог

3

Размещение на официальном сайте школы, а также в

социальных сетях рекомендаций по профилактике буллинга,

кибербуллинга, агрессии,

жестокости в школьной среде.

В течение  года

педагог – психолог,

соц.педагог

Заключение

Предупреждение буллинга (моббинга) в образовательной среде требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических мероприятий.

Буллинг (моббинг) – это сложноорганизованное явление, представленное целой совокупностью форм его проявления, что составляет основу для многоплановой разработки мероприятий. Знание основных личностных особенностей, возрастных характеристик участников буллинга (моббинга) позволяет выявить конкретные формы взаимодействия с ними, разработать тактику профилактической работы. Индивидуальная работа с учащимися должна быть организована на основании изученных особенностей поведения подростков в целом, их индивидуальных качеств и возможных психоповеденческих отклонений.

Профилактическая работа с данной проблемой должна начинаться с выявления причин и последствий буллинга (моббинга) в конкретной образовательной среде, так как они имеют четкую взаимосвязь и составляют совокупность асоциальных факторов девиации подростков. Самой распространенной причиной являются конфликтогенность в ученическом коллективе, а также отсутствие надлежащего контроля за ситуацией в группе со стороны педагога, в связи с чем подростки лишаются возможности развиваться физически и нравственно в психологически благоприятных условиях.

В настоящее время проблема буллинга (моббинга) еще недостаточно проработана как отечественными исследователями, так и на законодательном уровне. Однако, данное явление существует в образовательной среде и требует разработки и реализации предупредительных мер. Необходим комплекс мероприятий, который будет направлен, прежде всего, на проработку системы отношений в детском коллективе, с учетом особенностей членов группы, на индивидуальную работу с каждым участником, а также на просвещение всех субъектов образовательных отношений (администрации, педагогического коллектива, родителей и учащихся) в рамках настоящей проблемы и в области разработки направлений профилактики буллинга (моббинга).

Главным принципом как в проведении профилактической работы в рамках проблемы буллинга (моббинга), так и в отношениях, в общении на разных уровнях должен стать «Не навреди!».

Очень точно отражает последствия буллинга (моббинга) данная притча:

К Учителю подходит ученик и говорит: «Учитель, мне очень тяжело живётся, потому что меня обижают люди. И я подолгу обижаюсь на людей. Что мне делать?» Учитель дал ему мешочек с гвоздями и сказал: «Каждый раз, когда ты будешь обижаться, ты должен забивать один гвоздь в стену».

В первый день в стену было вбито 26 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в стену гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни

разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему Учителю и тот сказал: «Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, ты может вытащить из стены один гвоздь».

Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить Учителю о том, что в стене не осталось ни одного гвоздя. Тогда Учитель взял его за руку и подвел к стене: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в стене дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».

«А что же мне делать с отверстиями в стене, которые остались после гвоздей?», - спрашивает ученик. Учитель ответил: «А вот с ними тебе придётся жить всю жизнь».

Феномен с буллинга        присутствует                в        повседневной        жизни.        Мы сталкиваемся с ним не только в образовательном учреждении, но и во взрослой жизни. Злоба, зависть, ненависть, раздражение всегда способствуют возникновению        буллинговых        ситуаций.        Поэтому        нам        всем                необходимо научиться противостоять моральному и физическому давлению, чтобы не оставалось «шрамов после гвоздей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

"Профилактика буллинга"

Программа для классных руководителей "Профилактика буллинга"...

Буклет. Профилактика буллинга в школе.

Буллинг -  школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактики буллинга «КАЖДЫЙ ВАЖЕН» 2021–2022 учебный год

Актуальность проблемыТравля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увели...

Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения.

Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика  Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения....