Программа профилактики буллинга
методическая разработка
Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_bullinga_2024_2029.docx | 114.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Южно-Александровская средняя общеобразовательная школа №5»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
"Южно-Александровская СОШ № 5"
________________________
Л.А. Коврижных
11-од от 30.01.2024г.
Рабочая программа
профилактики буллинга
на 2024– 2029 учебные года
2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы
Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным ООН насилию в образовательной организации подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в 2 раза больше, чем в среднем по европейским странам. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования.
В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Данные мероприятия гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
В современных условиях педагоги и психологи все чаще обращаются к вопросам толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства защищенности. Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явления.
Англоязычное слово «буллинг» (bullying) становится в последнее время общепринятым для обозначения школьной травли и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание. Однако это явление имеет много «лиц». Так, моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей этого опасного явления. И для того, чтобы определить направления профилактической
работы, субъекты воздействия, необходимо дифференцировать вышеуказанные понятия.
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой-либо целью. Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».
Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».
Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.
Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.
Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.
Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинге зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.
Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений.
Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».
Хейзинг встречается и в обычных образовательных учреждениях, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д.
В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.
Кибермоббинг и кибербуллинг – интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.
Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.
Интернет-травля позволяет обидчику непойманным.
отличается сохранить
от других видов анонимность и
насилия тем, что вероятность быть
Наиболее часто употребляемым в настоящее время понятием, обозначающим все указанные явления, выступает «буллинг». И сегодня буллинг – это социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе, группе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости детей.
Предпосылками буллинга являются:
- зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
- желание подчинить, контролировать кого-то;
- виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность,
доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).
Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности и в жизни до самоубийства жертвы.
Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.
Цель, задачи, методы, направления работы.
Цель программы:
- формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
- повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;
- повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
- воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой сущности человека;
- формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах поведения у опасных ситуациях.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- профилактика всех форм насилия над учащимися дома, в образовательной организации, в общественных местах;
- организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных
жизненных ситуациях;
- сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты и т.п.
Основные группы методов профилактики:
- Групповая и индивидуальная психодиагностика.
- Индивидуальные и групповые тренинговые занятия с учащимися, а также классные часы, беседы, психологические гостиные и т.д.,
направленные на повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии, сплочение коллектива.
- Наблюдение.
- Изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка.
- Родительские собрания, лектории, индивидуальные консультации для родителей .
Направления работы:
- Направления работы на уровне ОУ:
- диагностика психоэмоциональной среды ОУ и мотивационно- образовательная работа с администрацией;
- программы формирования благоприятного психологического климата ОУ
- мероприятия, направленные на сплочение образовательного сообщества
- Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:
- консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;
- программы повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов)
- Направления работы с учащимися
- консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;
- информационно-просветительская работа с коллективом учащихся
- повышение уровня коммуникативной культуры учащихся
- профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
- профилактика асоциального поведения школьников
- развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции.
Мероприятия должны осуществляться на трех уровнях: образовательной организации, группы и индивидуальном.
Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга.
Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследования.
Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:
тип агрессора:
- Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
- Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
- Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.
- реальность буллинга;
- его длительность;
- характер (физический, психологический, смешанный);
- основные проявления;
- участники (инициаторы и исполнители);
- их мотивация;
- свидетели и их отношение к происходящему;
- поведение жертвы (пострадавшего);
- динамика происходящего;
- прочие важные для диагностики обстоятельства.
Первичная профилактика реализуется по 3 направлениям:
- Создание условий недопущения буллинга.
- Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
- Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.
На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.
На третьем – реализуется выработанный план.
Вторичная профилактика сводится к своевременному подростков
патологических последствий буллинга квалифицированной комплексной помощи.
Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное
поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.
Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция образовательного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.
Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению
качества его жизни и поведения.
Необходимо организовывать информационные часы, основными
идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Педагоги-психологи должны проводить с детьми тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачи профилактики буллинга:
- подготовка учителей для работы с трудными детьми; • содействие улучшению социального самочувствия;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
- снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
- развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
- изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволит создать в образовательной организации безопасное
психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию
определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.
Структура и особенности программы
Программа составлена для учащихся 1-9 классов. И направлена на сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка, формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся.
Данную программу можно использовать как фрагментарно, так и комплексно. Темы, формы и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностик, эмоциональ-ного состояния обучающихся.
Ожидаемый результат
- Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими у всех участников программы.
- Развитие навыков самоконтроля, эмпатии у всех участников программы.
- Повышение ответственности за принятие решений и свои действия у всех участников программы.
- Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в классных коллективах.
- Снятие психологического напряжения у обучающихся в психотравмирующей ситуации.
- Повышение комфортности психологического климата образовательной организации.
Оценка психологического климата и контроль
реализации программы
Для оценки эффективности реализации программы используются следующие методики (на выбор педагога-психолога):
- Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку); − Метод психодиагностической беседы;
- Анкетирование педагогического состава, родительской
общественности на тему уровня психологического комфорта и его динамики;
- Метод социометрических измерений (Дж. Морено);
- Методика определения уровня комфортности обучающихся (Щуркова Н. Е. «Круги»);
- Методика определения психологического климата в классе (анкета Л. Г. Федоренко);
- Метод незаконченных предложений (С. Леви);
- Методика на выявление «буллинг-структуры» (Норкина Е. Г.)
Кроме этого, эффективность программы может быть определена при помощи анализа успеваемости (на уровне «положительная» -
«отрицательная»).
Примерный комплексный план мероприятий по профилактике явлений буллинга в МБОУ « Южно-Александровская СОШ №5»
Цель: создание благоприятных условий для успешной социализации и развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.
Задачи:
- оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания;
- предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;
- развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам;
- обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.
План мероприятий
№п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный | |
Организационно-методическая деятельность | ||||
1 | Разработка и утверждение плана мероприятий по профилактике буллинга ,кибербуллинга, агрессии, жестокости в школьной среде | Сентябрь | педагог - психолог | |
2 | Наблюдение за классными коллективами. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально- опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях.(семьи и дети «группы риска») | постоянно | педагог – психолог, соц.педагог, кл.руководители | |
3 | Посещение семей«группы риска» и в СОП | При социальной необходимости | соц.педагог, кл.руководители | |
4 | Выявление в ходе профилакти-ческих бесед несовершеннолетних в эмоционально- неустойчивом состоянии. | постоянно | педагог – психолог, соц.педагог, кл.руководители | |
Работа с обучающимися | ||||
1 | Оценка психологического | Сентябрь, | педагог – |
климата | май/при необходимости | психолог(1-9кл) | |
2 | Разработка и распространение среди обучающихся памяток по профилактике буллинга, кибер- буллинга, агрессии, жестокости в школьной среде. | Сентябрь-май | педагог – психолог, кл.руководители (1-9кл) |
3 | Проведение мероприятий направленных на профилактику буллинга, кибербуллинга, агрессии, жестокости в школьной среде. 1. Информационные часы, беседы (примерная тематика). 7-11 лет:
16-17 лет:
Просмотр и обсуждение художественных фильмов:
| В соответствии с планом, в течении года в течение уч. года(на каникулах) | педагог – психолог, соц.педагог, кл.руководители |
книгам, раскрывающим проблему буллинга:
Тассиес «Украденные имена».
«Верочка».
| в течение уч. года(на каникулах) | ||
4 | Коррекционно- развивающая работа с обучающимися в рамках адаптации (1,5кл) | В соответствии с планом | педагог - психолог |
5 | Коррекционно-развивающая работа с обучающимися «группы риска» | Сентябрь - май | Педагог- психолог, социальный педагог(1-9кл) |
6 | Разрешение конфликтных ситуаций, случаев проявления буллинга, кибербуллинга, агрессии, жестокости в школьной среде с помощью школьной службы медиации (примирения). | В случае возникновения | педагог- психолог, социальный педагог, классные руководители, служба медиации |
Работа с педагогами | |||
1 | Разработка методических рекомендаций в помощь классному руководителю для организации работы с учащимися по профилактике буллинга, кибербуллинга, агрессии, жестокости в школьной среде | Сентябрь - май | Педагог- психолог, социальный педагог(1-9кл) |
2 | Проведение мероприятий, направленных на психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения подростков Лекторий для педагогического коллектива на тему: «Буллинг (моббинг) как социально- педагогическая проблема»: Лекция 1. Буллинг как форма насилия в ученическом | Сентябрь - май | Педагог- психолог, социальный педагог |
коллективе. Лекция 2. Буллинг: причины и последствия Лекция 3. Буллинг как дискриминация прав ребенка на образование Лекция 4. Как педагогу противостоять травле детей | |||
Работа с родителями | |||
1 | Организация и проведение тематических родительских собраний «Профилактика преступных посягательств в отношении несовершеннолетних» Что такое «буллинг», чем он опасен и как с ним бороться?» | В соответствии с планом | педагог – психолог, соц.педагог |
2 | Проведение мероприятий, направленных на психологическое просвещение в вопросах:
конфликтных ситуациях с детьми, при возможных манипуляциях со стороны детей;
реагирования в кризисных ситуациях;
. Общее родительское собрание: -«Буллинг (моббинг) в детской среде» -Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)? | В соответствии с планом | педагог – психолог, соц.педагог |
3 | Размещение на официальном сайте школы, а также в социальных сетях рекомендаций по профилактике буллинга, кибербуллинга, агрессии, жестокости в школьной среде. | В течение года | педагог – психолог, соц.педагог |
Заключение
Предупреждение буллинга (моббинга) в образовательной среде требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических мероприятий.
Буллинг (моббинг) – это сложноорганизованное явление, представленное целой совокупностью форм его проявления, что составляет основу для многоплановой разработки мероприятий. Знание основных личностных особенностей, возрастных характеристик участников буллинга (моббинга) позволяет выявить конкретные формы взаимодействия с ними, разработать тактику профилактической работы. Индивидуальная работа с учащимися должна быть организована на основании изученных особенностей поведения подростков в целом, их индивидуальных качеств и возможных психоповеденческих отклонений.
Профилактическая работа с данной проблемой должна начинаться с выявления причин и последствий буллинга (моббинга) в конкретной образовательной среде, так как они имеют четкую взаимосвязь и составляют совокупность асоциальных факторов девиации подростков. Самой распространенной причиной являются конфликтогенность в ученическом коллективе, а также отсутствие надлежащего контроля за ситуацией в группе со стороны педагога, в связи с чем подростки лишаются возможности развиваться физически и нравственно в психологически благоприятных условиях.
В настоящее время проблема буллинга (моббинга) еще недостаточно проработана как отечественными исследователями, так и на законодательном уровне. Однако, данное явление существует в образовательной среде и требует разработки и реализации предупредительных мер. Необходим комплекс мероприятий, который будет направлен, прежде всего, на проработку системы отношений в детском коллективе, с учетом особенностей членов группы, на индивидуальную работу с каждым участником, а также на просвещение всех субъектов образовательных отношений (администрации, педагогического коллектива, родителей и учащихся) в рамках настоящей проблемы и в области разработки направлений профилактики буллинга (моббинга).
Главным принципом как в проведении профилактической работы в рамках проблемы буллинга (моббинга), так и в отношениях, в общении на разных уровнях должен стать «Не навреди!».
Очень точно отражает последствия буллинга (моббинга) данная притча:
К Учителю подходит ученик и говорит: «Учитель, мне очень тяжело живётся, потому что меня обижают люди. И я подолгу обижаюсь на людей. Что мне делать?» Учитель дал ему мешочек с гвоздями и сказал: «Каждый раз, когда ты будешь обижаться, ты должен забивать один гвоздь в стену».
В первый день в стену было вбито 26 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в стену гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни
разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему Учителю и тот сказал: «Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, ты может вытащить из стены один гвоздь».
Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить Учителю о том, что в стене не осталось ни одного гвоздя. Тогда Учитель взял его за руку и подвел к стене: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в стене дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».
«А что же мне делать с отверстиями в стене, которые остались после гвоздей?», - спрашивает ученик. Учитель ответил: «А вот с ними тебе придётся жить всю жизнь».
Феномен с буллинга присутствует в повседневной жизни. Мы сталкиваемся с ним не только в образовательном учреждении, но и во взрослой жизни. Злоба, зависть, ненависть, раздражение всегда способствуют возникновению буллинговых ситуаций. Поэтому нам всем необходимо научиться противостоять моральному и физическому давлению, чтобы не оставалось «шрамов после гвоздей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»
30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...
"Профилактика буллинга"
Программа для классных руководителей "Профилактика буллинга"...
Буклет. Профилактика буллинга в школе.
Буллинг - школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактики буллинга «КАЖДЫЙ ВАЖЕН» 2021–2022 учебный год
Актуальность проблемыТравля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увели...
Выступление на заседании круглого стола по профилактике буллинга по теме "Служба Школьной медиации в профилактике буллинга"
Выступление на заседании круглого стола по профилактике буллинга...
Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения.
Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения....
Программа профилактики буллинга
Профилактика...