Особенности воспитательного процесса в вечерней школе ИК №5 город Нижний Новгород
материал

Малюдина Елена Борисовна
Особенности воспитательного процесса в вечерней школе ИК №5 город Нижний Новгород

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности воспитательного процесса

 в вечерней школе ИК  №5 город Нижний Новгород»

Работу выполнила

Учитель МБОУ «Вечерняя школа №28»

Малюдина Елена Борисовна

       

                                                               2024 год

  Основная функция общеобразовательного учреждения при исправительной колонии –создание условий для получения общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Обучение осужденных рассматривается действующим уголовно-исполнительным законодательством как одно из основных средств их исправления и подготовки к жизни после освобождения.

 Находясь на территории ИК строго режима, наша школа призвана работать в пенитенциарном режиме, то есть выполнять не только образовательные функции, но и способствовать нравственному воспитанию личности. Особенность школы в том, что ученики существуют в двух пластах: осужденные исправительного учреждения и учащиеся вечерней школы. Наши ученики выпадают из социально–образовательных норм и весьма разнородны по вариантам дидактической запущенности, по социальному и возрастному составу от 18 до 50 лет, развитости  учебно – познавательных способностей и мотивации учебной деятельности и по иным показателям социализации. Необходимость повторного включения личности в учебный процесс, восстановление учебного поведения учащихся, формирование позитивной мотивации к учебной деятельности и навыков самостоятельной познавательной работы – это лишь неполный перечень сложных задач эффективной организации процесса обучения и перевоспитания личностно зрелых школьников.  Дидактическая запущенность учащихся сопровождается шлейфом психологических проблем: пониженной или отсутствующей мотивацией к учебе, барьером «ученик - учитель», «ученик - одноклассник», личностной тревожностью, агрессивностью. При этом ученикам-осужденным свойственна тяга к внешнему процессу получения знания, к традиционным атрибутам школы: учебный кабинет, общение с педагогом, заинтересованность в «отличной» отметке, успехе и похвале учителя и пр. Для осужденных важно, чтобы их выслушали, поняли, дали добрый совет, посочувствовали, ведь многие в своей прошлой жизни были лишены этого с детства. Практика показывает, что проблема «услышать другого» остро стоит среди наших подопечных. Здесь действует еще один фактор — педагоги для осужденных не начальство, а «люди с воли», отношения с которыми как бы моделируют их будущие отношения с социумом. Отсюда – особая миссия школы при колонии: перевоспитание образованием.В школе сложился коллектив учителей, понимающих, что обучение и перевоспитание осужденных имеет свои особенности и трудности, с которыми нельзя не считаться. Многие учителя, благодаря имеющемуся опыту работы и личностным качествам, справляются с возникающими нетипичными педагогическими ситуациями в процессе обучения и воспитания такого крайне неординарного и специфического контингента учащихся. Миссия «вечерки» — создание условий для исправления осужденных средствами гуманизации образовательного процесса. Исправление — это воздействие на нарушенную психику словом, делом, жестом и созданием коррекционной среды. В наших условиях процессы коррекции и саморазвития учащихся взаимосвязаны. Механизмы исправления — это информация о себе (самопознание) и о мире (познание необходимости); рефлексия; целеполагание; планирование. Следовательно, исправлением осужденных является их саморазвитие.  Осужденный — уже сложившаяся личность. Его житейский опыт выступает

психологическим барьером, определяющим избирательное отношение к нашим воспитательным воздействиям. Гуманистический подход предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков человека, его разумных потребностей, приобщение к духовным ценностям.

 Задача педагога в том, чтобы помочь учащимся осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Задача нашей школы — помощь и стимулирование саморазвития личности.

Условия реализации концепции.

1 Переориентация педагогов с авторитарного на личностно-ориентированный подход.

2.Подход к содержанию образования на основе межпредметных связей (неделя математики).

3 Коррекция системы оценки знаний учащихся.

4 Внедрение в систему воспитания технологии педагогической поддержки.

 Наши приоритеты в обучении: создание условий для мотивации познания мира и себя; развития умений и навыков, выявление и развитие способностей.

 В воспитании: осуществление комплексных коррекционно – развивающих мер; создание условий для коррекции ценностной ориентации учащихся, их социализации.

   Оптимальной моделью развития школы в условиях пенитенциарного режима является именно модель адаптивного общеобразовательного учреждения, отвечающая назначению деятельности школы исправительной колонии- «Перевоспитание образованием. Возвращение человека в общество».

    Основными задачами работы школы являются:

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения

обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

  • адаптация обучающихся к жизни в обществе после освобождения из Колонии;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам

человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • формирование личностных качеств законопослушных граждан;
  • формирование здорового образа жизни;
  • обеспечение необходимых условий для образования обучающихся,
  • организация образовательного процесса в соответствии с учебными планами и

программами с учетом особенностей режима отбывания наказания обучающихся;

  • изучение и внедрение современных педагогических технологий, приемлемых и

необходимых в условиях особого социума Колонии;

  • формирование адаптивной образовательной среды;
  • оказание помощи администрации Колонии в духовно-нравственном воспитании

и обеспечении полезной занятости осужденных, в работе по их социальной

адаптации.

      Находясь на территории исправительного учреждения, наша школа призвана

работать в пенитенциарном режиме, то есть выполнять не только образовательные

функции, но и способствовать нравственному возрождению личности.

      Учебно-воспитательная работа ведется с учетом специфики деятельности

исправительного учреждения. Задачи воспитания реализуются в совместной деятельности педагогического и ученического коллективов школы, самодеятельных организаций осужденных исправительной колонии и Отдела воспитательной работы Колонии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

Особенности учебно-воспитательного процесса в школах пенитенциарной̆ системы

Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государс...

Сценарий празднования Дня города Нижнего Новгорода для детей старшего дошкольного возраста

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу; вызвать у детей чувство гордости за свой город, свою страну.Задачи:Пробуждать в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру чело...