Духовно-нравственное воспитание на уроках географии
материал

Сальникова Татьяна Викторовна

Духовно-нравственное воспитание на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstven._vospitanie.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках географии

В свое время Н. Н. Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». В целях осуществления духовно- нравственного воспитания учитель географии должен решать следующие задачи:

– показывать могущество нашей Родины – Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства ее природы;

– воспитывать бережное отношение к природным богатствам и к тому, что создано трудом человека;

– знакомить учащихся на уроках географии с Основным Законом страны – Конституцией Российской Федерации;

– освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, знакомить с местами боевой славы;

– широко использовать краеведческий материал;

– знакомить учащихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и других наук, с достижениями НТР;

– пользоваться материалами СМИ.

Основные принципы духовно-нравственного воспитания на уроках географии:

а) принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающийся в эмоциональной подаче смыслового материала урока;

б) принцип связи с жизнью. Связь обучения географии с жизнью для воспитания патриотизма имеет несколько аспектов:

– краеведческий аспект, самый благодатный для  воспитания духовности, зависящий от глубокого знания учителем местной истории и географии;

– политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках новейших политических событий;

– научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники;

– природоохранительный, правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами РФ, воспитывающий бережное отношение к природе;

– практический (профориентационный), готовящий учащихся для работы, для службы в армии;

в) принцип межпредметных связей, заключающийся в привлечении истории, биологии, химии, экономики, экологии для патриотического воспитания.

Духовно-нравственное воспитание не может складываться из отдельных более или менее удачных воспитательных моментов, вносимых от случая к случаю в отдельные уроки. Оно будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.

Географическое образование является надёжной основой для воспитания как рачительного хозяина своей страны  и Земли, так и  общего дома человечества. Уникальность  школьного курса географии заключается в том, что это единственный  предмет, объединяющий знания о социально-экономическом  окружении подростка.  Географические знания могут стать базой для разнообразной  практической  деятельности, повседневным  фактором творческого роста личности.  География как учебный предмет направлена на создание ярких, целостных, запоминающихся образов. Из моих практических наблюдений – чем разнообразнее  предоставляемая информация об изучаемом объекте, тем выше познавательный интерес к материалу, разнообразнее и плодотворнее деятельность учащихся. « Все поразительные местоположения, великие явления природы,- утверждал  Н.В. Гоголь,- должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы». Прочитав однажды это высказывание, я решила взять его за основу в своей работе по предмету. Придя работать в школу, я обратила внимание  на низкую духовную и нравственную сторону детей. И главной моей задачей стало – научить школьников понимать прекрасное  в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном  искусстве. А предмет география имеет большие возможности  пробудить творческую мысль детей. Необходимо  развивать  чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение  понимать  и ценить  произведения искусства ,памятники  истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, родного края. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, необходимо вызывать  положительные эмоции.

       В курсе физической географии  опираясь на знания учащихся , я ставлю перед ребятами следующие вопросы: «Какие профессии требуют знания географии?», «Какие науки связаны с географией?», «Каких отечественных географов, путешественников вы знаете?»

Часть материала о накапливании географических знаний и современных географических исследованиях изучается обзорно, но для воспитания патриотических чувств учащихся я на своих уроках рассказываю о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, а вклад российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса не знает себе равных в мире. Где и когда был запущен первый искусственный спутник Земли? О чем свидетельствовало это событие? Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.

В разделе «Литосфера и рельеф» для духовно-нравственного воспитания можно использовать несколько тем.     При изучении внутреннего строения Земли, говоря об исследовании земных глубин, я рассказываю о большом вкладе в мировую науку российских ученых, инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Глубинное бурение, приоткрывающее тайны строения планеты, – сложный геологический процесс, ставящий нашу страну в число пионеров научно-технического прогресса в этой области.

На уроке по теме «Горы» я использую иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны. Предлагаю ребятам несколько вопросов о том, какие горы им известны в России, кто когда-либо бывал в горах, прошу описать красоту горных мест.   На уроке по теме «Равнины» я знакомлю школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Даю понять учащимся, что равнинная форма рельефа наиболее характерна для России, еще раз даю почувствовать величие нашей Родины, разнообразие и красоту ее природы.  Урок о реках используется для воспитания глубокой любви к Родине. Раскрывая сущность понятий «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», я говорю о том, что во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Многие человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей, была защитницей, кормилицей, служила транспортным путем. Жизнь человека была бы невозможной без речной воды. А как огромна радость, приносимая общением с рекой. Сколько прекрасных картин, песен, стихов, книг посвящено рекам. На уроке мы с ребятами рассматриваем репродукции картин русских художников – Левитана, Шишкина, воспевших красоту наших рек.  Ребята рассказывают  свои истории общения с рекой.

Хорошую возможность воспитания любви к природе родного края дает урок на тему «Времена года». Я даю ученикам опережающее задание, разбив класс на группы. Каждая группа получает задание собрать краеведческий, научный и художественный материал о временах года. Каждая группа оформляет альбом или стенгазету «Времена года». Начинается увлекательный поиск, а главное, возникает интерес к родной природе. На уроке я провожу конкурс на лучшую защиту работы, оценивая научность и художественность, интересное оформление работы и выступление ребят. Появляется возможность дать наиболее образную характеристику времен года, что позволяет еще раз почувствовать красоту природы своего края.

В 9 классе при изучении природы и экономики России, провожу целый цикл уроков по нашей стране. Но это не традиционное изучение материала. Проведению  уроков  предшествует большая творческая работа детей, а затем редактируем материал и проводим насыщенные, яркие уроки, которые, как говорил Н. В.Гоголь: «Что действует на воображение, то не скоро выбьется из головы»

В разделе «Население Земли» речь идет о численности населения, плотности и его приросте. Наша страна занимает 8 место в мире по населению (143 млн. чел.). Однако, эта цифра была бы значительно больше, если бы развивалась исключительно в мирных условиях. Тяжкими, непоправимыми жертвами заплатил наш народ за независимость своей Родины в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Более 26 млн. человек недосчиталась страна после победы над гитлеровской Германией. Это огромная цифра и забывать ее нельзя. Глубоко воздействуют на души учеников стихи Расула Гамзатова:

От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,

Где путь, как на вершину, был не прям,

Еще мы женам снимся молодыми,

И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов

И, в окнах свет покуда не погас,

Мы все, от рядовых до генералов

Находимся незримо среди вас.

Мною приведены только несколько примеров уроков, с помощью которых я постепенно прививаю любовь  к Родине, гордость за свою страну, восхищение красотой её просторов. Чтобы воспитывать  эти чувства  к России, к нашей республике, необходимо их знать. А  ведь известно, что любовь к большой Родине  начинается с любви к малой. После проведения таких мероприятий ученики становятся намного добрее, душевнее. Они дают возможность почувствовать величие подвигов нашего народа, зажечь жажду познания, стремление  узнать о великом прошлом своего края, собирать и накапливать материал о земляках – участниках этих событий. Задача каждого учителя состоит в воспитании у школьников чувства патриотизма потому, что возрождение великой России, будущее русского народа, будет зависеть от тех,  кто является настоящим патриотом своей Родины.

В заключении хочется отметить, что патриотические и духовно-нравственные взгляды формируются на основе глубоких и разносторонних знаний о своей стране, ее героическом прошлом и настоящем. Особенно, большое значение имеет ознакомление школьников с природными особенностями нашей страны, а также того региона, где живут ребята. Эти знания дети приобретают именно на уроках географии. Поэтому - так велико значение этой науки в духовно-нравственном воспитании. Я уверена, что познав и полюбив свою Родину, сегодняшние школьники смогут сделать ее богаче и привлекательнее в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. " Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»

Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ, всего содержания...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время

Доклад на тему "Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время"...

Духовно-нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжени...

Духовно-нравственное воспитание на уроках географии

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...

Духовно-нравственное воспитание на уроках географии

выступление наРМО учителей географии...

Духовно-нравственное воспитание на уроках географии

Методические подходы к формированию духовности и нравственности на уроках географии...