Использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе школы
учебно-методический материал

Штучкина Наталья Ивановна

Материал для использования в работе учителя, классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_7.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе школы

Где та мудрость, которую мы потеряли в знании?
Где то знание, которое мы потеряли в информации?
Т.С. Элиот

Задача школы, существующей в современном обществе, – подготовить своих учеников к возможности ориентироваться в информационном пространстве, овладевать информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернета в школьном процессе и важен переход на качественно новый уровень технологий во всех областях деятельности школы.

Интернет-технологии (ИТ) – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы.

Применительно к обучению можно выделить следующие ИТ:

  • компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);
  • обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
  • интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
  • распределенные базы данных по отраслям знаний;
  • средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и так далее;
  • электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Перечисленные технологии можно разделить на две большие группы:

  • с избирательной интерактивностью;
  • с полной интерактивностью.

(Интерактивность – непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ).

К первому виду принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде – банки данных, базы данных. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме, а информация предоставляется как услуга. Пользователю не разрешается вводить новую информацию.

Ко второму виду принадлежат технологии, которые обеспечивают прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью ЭВМ: электронную почту, телеконференцсвязь и т.д.

Одна из задач совершенствования образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной техники.

Задача информатики как учебного предмета – дать учащимся основные базовые понятия современной науки, привить навыки работы на компьютере в качестве пользователя, научить способам индивидуального поиска информации и ее творческой переработки, а также грамотно работать с различными носителями информации.

В современных условиях наиболее актуальными стали не навыки программирования, а умение использовать информационные технологии в конкретном виде деятельности.

Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью информационной культуры человека.

Компьютерные технологии и, прежде всего, Интернет, не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации и главным преимуществом является возможность быстро найти нужную информацию.

Использование такой технологии Интернет, как Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;
  • доступ к различным источникам информации;
  • запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

Рассмотрим возможности использования ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения:

  1. Организация образовательного процесса с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и активным привлечением Интернет-ресурсов (ИР) (проведение уроков с использованием ИКТ; написание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов; использование тестовых оболочек и ЦОРов (цифровых образовательных ресурсов), в большом количестве имеющихся в Интернете).
  2. Внеурочная деятельность включает в себя организацию досуга школьников, вовлечение учащихся в проектную деятельность, конкурсы с использованием ИР; участие в сетевых образовательных проектах. Появление дистанционных школ дало возможность дополнительного образования по ИКТ. Широко используются ИР при создании и поддержке школьного сайта.
  3. Повышение квалификации и методическая поддержка учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (посещение курсов по основам ИКТ для начинающих, ИКТ в деятельности учителя-предметника; разработка УМК; наполнения содержания элективных курсов и средствами сети Интернет; знакомство с полезными ссылками, адресами и сайтами содержащими различные ИР, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса. В них можно найти богатейшие методические материалы: разработки уроков, тесты, программы, календарно-тематические планы, виртуальные лаборатории, контрольные работы, электронные учебники).

Работа по выше перечисленным направлениям с использованием ресурсов сети Интернет повышает развивающий потенциал урока и информационную культуру учащихся и учителей. Дает возможность освоения современных информационных технологий, позволяет пользоваться современными материалами, что обеспечивает доступ к качественному образованию или помогает учащимся изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины. Использование ИР переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков.

Рассмотрим вопрос применения ИТ с позиции организации познавательной деятельности обучающихся.

Электронная почта (e-mail) является чрезвычайно важным инфор-мационным ресурсом Интернет. Помимо того, что она представляет собой самое массовое средство электронных коммуникаций, через нее можно принять или послать сообщения еще в два десятка международных компьютерных сетей, часть из которых не имеют on-line сервиса (т.е. прямого подключения к Интернет).

Например, можно выделить некоторые педагогические условия использования электронной почты в обучении:

  • в начале обучения целесообразно разбить учащихся на пары, в которые включить как имеющих опыт использования электронной почты, так и не имеющих этого опыта;
  • в ходе обучения учитель должен помогать учащимся, давая им краткие рекомендации по использованию электронной почты;
  • учитель должен учитывать различные уровни подготовки учащихся и строить процесс обучения так, чтобы не было скучно успевающим и «неуспевающим».

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

"Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы"

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные ...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

Особенности использования интернет-ресурсов при обучении лексике в основной школе

В статье описываются проблемы обучения лексике на английском языке и говорится о том, что традиционные методы обучения не обеспечивают максимального результата на уроке, вследствие чего необходимо вы...

Использование интернет-ресурсов на уроках экономики в старшей школе

Использование интернет-ресурсов в процессе обучения безусловно положительно влияет на уровень и качество знаний учащихся. Указанные в статье интернет-ресурсы  помогут сделать уроки экономики...