Диагностика мотивационной сферы
материал

Кристина Сергеевна Терехова

На протяжении 2 учебных лет проходила диагнностика мотивационной сферы обучающихся, Уфимцева Л.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_k_obucheniyu.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация обучающихся к предмету

ДИАГНОСТИКА  МОТИВАЦИОННОЙ  СФЕРЫ   УЧ-СЯ

/ Уфимцева Л.П. /

            1  часть:  Определение   мотивов   учебной  деятельности.

   Цель:   Выявить  отдельные  мотивы  учебной  деятельности.

   Выводы:  Если  тестируемый  выбирает  утверждения:

 

      А)  1; 7; 11 – это  соответствует  познавательному  мотиву;

      Б)   социальному   мотиву  соответствуют  следующие  утверждения:

                                        а)  –  3; 4  – широкий  социальный  мотив  (СМ);

                                        б)  –  6;10 – узкий  социальный  мотив  (СМ);

                                        в)  –  2 ; 9 – избегание   неприятностей;

                               г)  –  5 ; 8 – ориентация   на  одобрение.  

(Можно  анализировать  1 часть  отдельно  от  2 части  или  в  сочетании со  2  частью).

                                 Аналитический  бланк  опроса № 1

Ф.И.О.

Познавательный

мотив

Социальный   мотив  (СМ)

Выводы

Широкий

СМ

Узкий

СМ

Избегание

неприятностей

Ориентация

на  одобрен.

1

7

11

3

4

6

10

2

9

5

8

                             

АНКЕТА – 1

Инструкция:  Внимательно  прочитай  анкету  и  подчеркни  только  те  пункты,  которые  соответствуют  твоим  стремлениям  и  желаниям.

Помни, что  можно  подчеркнуть  не  более  трёх  пунктов.

      1.   Учусь  потому  что  на  уроках  интересно.

      2.   Учусь  потому  что,  ругают  за  плохие  отметки.

  1. Учусь  потому  что  хочу  больше  знать.

  1. Учусь  потому, чтобы  было  легко  работать.

  1. Учусь  потому,  чтобы  доставить  радость  родителям.

  1. Учусь  потому,  чтобы  не  отставать  от  товарищей.

  1. Учусь  потому  что,  нравится  учиться.

  1. Учусь  потому  что,  хвалит  учитель  за  хорошие  успехи.

  1. Учусь  потому  что,  родители  наказывают  за « 2 ».

    10.   Учусь  потому  что  за  хорошую  учёбу,  ставят  в  пример  другим.

    11.   Учусь  потому  что  узнаю  много  нового.             

2  часть:  Отношение  к  учению.

     Цель:  Определить  общее  отношение  к  школе, к  учению.

   Выводы:  Все  ответы  на  вопросы  и  информация  о  характере  отношения

                    к  школе  отметить  «+» или  « – ».  Определить  доминирование  

                    учебных  или  внеучебных  интересов;  отметить  наличие  или  

                   отсутствие  «–»  переживаний  в  школе.

Сочетание  этих  трёх  характеристик  определяет  уровень  отношения  к  школе,  к  ученью:

     3  уровня:      ---  высокий  (общее  отношение  к  школе «+»;  доминирует    

                                  познавательный  интерес;  отсутствуют  « – » переживания).

                     

                           ---  средний  (при  общем  «+» отношении  к  школе  и  доминировании

                                 учебных, познавательных  интересов  всё  же   выявляются  области  

                                 «–»   переживаний.

                          ---  низкий  (общее «–»  отношение  к  школе;  доминирует  внеучебный  

                                интерес;  наличие  «–»   переживаний.

(Можно  анализировать  2  часть  отдельно  от  1  части  или  в  сочетании  с  1  частью).

Аналитический    бланк   опроса  №2

Ф.И.О.

Общее  отношение   к  школе    

                     Интересы

                 Переживания

                Выводы

( уровни)

«+»

« – »

Учебный

Вне -

учебный

ЕСТЬ

НЕТ

                                         

АНКЕТА – 2

Инструкция:  Внимательно  прочитай  анкету  (можно  под  диктовку)  и  ответь  на  вопросы.

  1. Что  ты  считаешь  самым  важным  в  школе? Почему?

  1. Какой  день  недели  ты  любишь  больше  всего?  Почему?

  1. Что  в  школе  для  тебя  самое  интересное?

  1. Чем  бы  ты  хотел  заниматься,  придя  из  школы?

                  5)   Что  в  школе  для  тебя  самое  не  интересное?

                  6)   А что  для  тебя  самое  неприятное  в  школе  и  почему?

ОБЩИЕ  ВЫВОДЫ   О   ФОРМИРОВАНИИ   УЧЕБНОЙ   МОТИВАЦИИ

                                                                    / Проводится  по  анкете – 1   и  анкете – 2 /

Общий  вывод  о  формировании  учебной  мотивации  делается  на  основе

анализа  взаимосвязи  общего  отношения  к  школе  (анкета – 2)  и сформированности  учебных  мотивов  (анкета – 1).

Высокий  уровень: ---   высокий  уровень  общего  отношения  к  ученью,  

                                         к  школе;  преобладание  познавательных  мотивов

                                         ученья.

Средний  уровень:  ---   средний  уровень  общего  отношения  к  ученью,

                                         к  школе; преобладание  социальных  мотивов ученья.

 

Низкий  уровень:   ---    низкий  уровень  общего  отношения  к  ученью,

                                         к  школе, преобладание  социальных  мотивов  ученья  

                                        ( в основном  мотивов  избегания  и   непринятия).

                             

                        Общий  (сводный)  бланк  по  анкете –1  и  анкете –2 .  

Ф.И.О.

Уровень  обще

го  отношения

к  обучению

Позна-

ватель-

ный

мотив

Социальный  мотив

Общие

выводы

высокий

сред

ний

низкий

широ-

кий

узкий

избегание

непр-стей

одоб-

рение

 

Целью диагностического обследования – оценка уровня школьной мотивации учащихся.

С помощью методики изучения школьной мотивации мы смогли выявить уровень заинтересованности учащихся учебой в школе.

2020-2021 учебный год входная

6В класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

3 (16,5%)

Средний уровень школьной мотивации

12 (67%)

Низкая школьная мотивация

3 (16,5%)

Всего учащихся

18

2020-2021 учебный год итоговая

6 В класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

4 (22 %)

Средний уровень школьной мотивации

12 (67%)

Низкая школьная мотивация

2 (11)

Всего учащихся

18

2021/2022 учебный год входная

7 В класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

4 (25%)

Средний уровень школьной мотивации

8 (50%)

Низкая школьная мотивация

4(25%)

Всего учащихся

16

2021/2022 учебный год итоговая

7 В класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

4 (25%)

Средний уровень школьной мотивации

10 (62,5%)

Низкая школьная мотивация

2(12.5%)

Всего учащихся

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка

презентация по теме "Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка"...

Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ)

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только ос...

Диагностика и развитие мотивационной сферы личности детей в условиях системы дополнительного образования.

Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее. Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. - М., 2010.-С.254-257....

Статья. Дистанционное обучение как диагностика и ресурс для развития волевых качеств и мотивационных сфер учащихся

Статья о работе с мотивацией к обучению учеников, переведенных на дистанционный формат. Внешняя и внутренняя мотивация....

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧ-СЯ (5-9кл.) / Уфимцева Л.П. /

 Цель:   выявить  отдельные  мотивы  учебной  деятельности....

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧ-СЯ (4кл.) (5-9кл.) / Уфимцева Л.П. /

Цель:   Выявить  отдельные  мотивы  учебной  деятельности....