Статья. Дистанционное обучение как диагностика и ресурс для развития волевых качеств и мотивационных сфер учащихся
статья (5 класс)
Статья о работе с мотивацией к обучению учеников, переведенных на дистанционный формат. Внешняя и внутренняя мотивация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дистанционное обучение. Учебная мотивация | 74.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьёва А.А.
педагог-психолог
ГБОУ СОШ №13
Дистанционное обучение как диагностика и ресурс для развития волевых качеств и мотивационных сфер учащихся
Ситуация массового перехода к дистанционному обучению явилась проблемной ситуацией для большого числа участников образовательного процесса. По сути, личностные черты, как учеников, так и преподавателей в данной ситуации оказались под нагрузкой, которая могла привести к декомпенсации различного рода дезаптационных тенденций личности и характера. Наиболее ярко в этом отношении показывали себя такие стороны личности как:
- Мотивационная сфера (учебная и рабочая мотивация)
- Локус контроля
- Уровень развития волевых качеств
- Коммуникативная компетентность
Если обратиться к теории мотивации, есть несколько вариантов классификации
классификация мотивов учения по Т. А. Ильиной
(опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи)
Если опираться на данную классификацию, то очевидно, что как при очном, так и при дистанционном обучении различий в успехах учеников практически не будет, они могут стать более явными, но общая тенденция сохраниться – ученики с мотивацией к достижению успеха будут более эффективны, чем те, кто стремиться к избеганию неудач.
И совсем другую картину мы получим, если возьмем классификацию учебных мотивов А.К. Марковой (характеризующий отношение к самой деятельности). Здесь процесс дистанционного обучения проявляет «во всей красе» и обнажает уровень зрелость мотивационной сферы ученика и ее структуру. Настолько разительно, что дети – обучавшиеся в течение года на 4 и 5, вдруг оказывались среди отстающих, а бывшие троечники – неожиданно показывали достойные результаты. Безусловно, такая картина была связана с различиями в мотивационной сфере учащихся и той декомпенсацией, которая произошла у одних и наоборот эффектом попадания в более благоприятные условия( дист.обучение) – других учащихся. Ниже представлена классификация учебных мотивов А.К. Марковой
На протяжение 2019-2020 уч.г. мною велась работа психологической поддержки учащихся ГБОУ СОШ №13, наиболее распространенным запросом со стороны учащихся – были коммуникативные трудности, а со стороны родителей – академическая неуспешность. Все учащиеся в начале работы с психологом проходили ряд диагностических процедур -в т.ч. диагностику локуса контроля – при помощи фрустрационного теста Розенцвейга, диагностика уровня школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой). При переходе на дистанционное обучение после прохождения адаптационного периода – который длился примерно неделю многие из учеников, продолжавших регулярные занятия с педагогом-психологом, переформулировали свой запрос. Обнаружился следующий эффект: ученики имеющие основным запрос – коммуникативные трудности – имели также проблемы с успеваемостью, но не озвучивали это как требующий проработки факт во время очного обучения – стали более успешными в академическом плане на дистанционном, и как правило это явления прямо коррелировало с наличием внутреннего локуса контроля, внутренней мотивацией к деятельности, данный эффект соседствовал с показателями снижения уровня тревоги и повышением психоэмоционального ресурса (диагностировался при помощи цветового теста Люшера в процессе работы с учащимся в он-лайн режиме) – что явилось прямым следствием отсутствия психотравмирующих ситуаций неуспешности в коммуникации со сверстниками. При самоотчете ребята отмечали, что и коммуникативная составляющая их жизни улучшилась, так как многие учителя в качестве мотивации вывешивали списки и озвучивали фамилии учеников – не имеющих задолженности и сдающих все в срок, многие из неуспешных в социальном плане ранее ребят попробовали себя в роли экспертов и сами давали консультации своим одноклассникам по учебным вопросам по телефону или при общении через интернет, как отмечали сами ученика – это дало им возможность почувствовать себя более значимыми, повысить самооценку. Таким образом, для данной категории ребят ситуация дистанционного обучения – стала ресурсной, и помноженная на активное проговаривание и осмысление с психологом полученного опыта, дала мощный толчок для личностного роста учащихся.
Обратный вектор, как диагностического, так и профилактического эффекта дистанционного образования обнаружился в том, что появилось огромное количество запросов от семей, где дети формально справлялись с обучением, были достаточно успешны и показывали высокий уровень коммуникативной компетентности при очном обучении. Но при переходе на дистанционную форму, явно обнаружилось преобладание внешнего мотива к обучению (одобрение учителя, сверстников, страх порицания со стороны окружения). При этом за консультативной помощью обращались родители – дети не признавали наличие трудностей- родители говорили о резком падении успеваемости, нежелании ребенка садиться за уроки и отправлять задания вовремя, забывчивость и пр. При диагностическом обследовании ( опрос родителей и он-лайн проведенный тест Розенцвейга) выяснялось, что ребенок обладает внешним локусом контроля, значительной незрелостью волевой сферы – но успешность при очном обучении достигалась достаточно развитыми коммуникативными навыками – умением выстраивать контакт как со сверстниками, так и с педагогами и привычкой работать в четких понятных условиях на очном уроке. В данном варианте, для того чтобы разрешить трудности с успеваемостью приходилось задействовать ресурсы семьи, проводить регулярные консультации с родителями, не только по проработке навыков тайм-менеджмента для их детей, но и для психологической разгрузки родителей, которым приходилось выносить всю тяжесть роли внешнего мотиватора для своих детей.
В заключение работы – подводились итоги и озвучивались те достижения, новый опыт, личностные приобретения внутри обеих проблемных групп. И если в первом варианте – это был рост самооценки, уверенности в себе, получения новых знаний о сильных сторонах своей личности, повышение внутригруппового статуса, то во втором случае – это был опыт командного взаимодействия семьи, опыт нахождения ненасильственных путей влияния на мотивацию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивационной сферы учащихся.
Формирование и развитие мотивов учения является важным вопросом в процессе обучения школьников. В данной работе представлена информация о мотивах учащихся, их видах, способов повышения ин...
Статья "Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся."
Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся....
: Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка
Данный опыт может быть востребован студентами в учебном процессе, молодым специалистам и учителям русского языка и литературы, которые готовы помочь учащимся в развитии коммуникативно-познавательных п...
Особенности волевых качеств и эмоциональной сферы, формирование самооценки у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья связана с тем, что разви...
Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.
В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....
Мотивационная сфера учащихся как фактор развития на занятиях УДО (объединение "Прикладное творчество")
Проблему формирования мотивации учения у школьников и учащихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из глав...
Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.
Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....