Методика И.О. Моткова
материал (8 класс)

Кристина Сергеевна Терехова

В 2021-2022 учебном году среди обучающихся 8Б класса был проведен мониторинг по методике И.О. Моткова, изучающий сферу интересов школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_motkov_sfera_interesov.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Сфера интересов»

(О.И. Мотков)

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству.

Методика  направлена  на выявление следующих ценностных ориентаций:

* активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

* наличие хороших и верных друзей;

* познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

* продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

* развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

* развлечения (необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

* творчество (возможность творческой деятельности);

* красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

* любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.

1 балл ставится, когда сфера незначима для учащегося.

2 балла – когда она малозначима.

3 балла – сфера средней значимости.

4 балла – когда сфера значима.

5 баллов – очень значима.

Напротив номера называемой сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оценок значимости интересов.

Текст.

1.Телевидение, радио.

2. Общение в семье.

3. Учеба.

4. Спорт, занятия физической культурой.

5. Общение с противоположным полом.

6. Домашний труд.

7. Общение с педагогом, с руководителем.

8. Музыка любая.

9. Бизнес.

10. Кино.

11. Коллектив класса, группы.

12. Одежда.

13. Самовоспитание личности.

14. Общение с друзьями.

15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.

16. Походы.

17. Экскурсии, краеведение.

18. Техническое творчество.

19. Общение с природой.

20. Чтение художественной литературы (вне программы).

21. Изготовление различных предметов своими руками.

22. Другие виды художественного творчества (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.).

23. Занятие без особой цели – ничегонеделание.

Ключ к методике (изучаемые стороны личности и соответствующие вопросы):

Широта интересов – по числу различных высокозначимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).

Интересы к трудоемким, активным видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.

Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)

Общение – №№ 2, 5, 7, 14,19.

Развлечения – №№ 1, 8, 10, 12, 20.

Творческая деятельность – №№ 15, 16, 18, 21, 22.

Коллектив группы – № 11.

Организуемый взрослыми труд – №№ 3, 6.

Самовоспитание – № 13.

С помощью качественного анализа учитель определяет, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для класса в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов. Если не удается выявить ни одного направления, можно предположить несформированность у ученика системы ценностей.

Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов».

Тест

Варианты ответов

Не значима 1

Мало значима 2

Средне значима 3

Значима 4

Очень значима

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Данные по классу представляются в виде таблицы.

Класс    _________    Дата _________

Определение уровня развития сферы интересов (количественная обработка результатов) производится в соответствии со следующей таблицей:

Уровень

По широте интересов

По активным видам деятельности

По области общения

5-9классы

Достаточный

16-22 (75-100%)

10-11 сфер

4-5 сфер

Средний

11-15

(50-74%)

8-9 сфер

2-3 сферы

Низкий

3-10 (11-49%)

6-7 сфер

1 сфера

Неудовлетворительный

1-2

(0-10%)

Менее 5сфер

0 сфер

                                                                                   

Вывод: в классе 20 учащихся, показавших следующий результат:

- Низкий уровень- 0%

-Средний уровень-80%

- Высокий уровень-20%

Наблюдается положительная динамика мотивации, проявление у обучающихся активной жизненной позиции, что свидетельствует об успешно формирующихся личностных универсальных действиях самоопределения и смыслообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.

Цели урока:1.      Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.2.      Учить использовать схемы при работе над задачей.3....

Соотношение методики Н. Аха и методики Л. Выготского-Н. Аха в исследовании генезиса понятий

Эссе об исследовательских методиках классиков психологии по исследованию понятийного мышления...

Методики на развитие воображения. Методики на владение своим голосом.

Ребенок выбирает определенную роль. Описывает как он выглядит, говорит, одевается, передвигается и т.д. Большое внимание уделяется тому, как он будет себя вести, чем заниматься, исполняя эту роль...

Методика изучения уровня воспитанности учащихся по методике Капустина

Данная методика позволяет классному руководителю выявить у учащихся уровень воспитанности - сформированности таких качеств, как бережное отношение к природе, школе, любознательность, прилежание, эстет...

Методика для изучения социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова)

Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...