Программа шахматы
рабочая программа
Рабочая программа « Шахматы» направлена на освоение теоретических основ шахматный игры, приобретение турнирного опыта, развитие таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, формирование творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty_2024_.docx | 121.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании методического совета протокол № 2024 г. | Утверждаю: Директор ______Р.А.Глазырин приказ № 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШАХМАТЫ»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 6-17 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Ерохин Виктор Владимирович
с. Никольское – 2024 год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания разработки Программы:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Программа « Шахматы» направлена освоение теоретических основ шахматный игры, приобретение турнирного опыта, развитие таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, формирование творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Новизна: Заключается в формировании у учащихся творческих и мыслительных способностей, которые в дальнейшем помогут учащимся быть объективным в повседневной жизни уметь принимать правильные решения.
Актуальность: дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» обусловлена потребностью детей и их родителей, ориентирована на социальный заказ общества на программы физкультурно-спортивной направленности. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умении анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, развивают умение концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, учат анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детей некоммуникативного типа. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов. Программа «Шахматы» разработана с учетом современных требований компетентностного подхода и направлена на формирование творческих
качеств личности, развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, избирательности в оценке разнообразных факторов, ответственности, дисциплины мыслительной деятельности. Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей. Это уникальный инструмент развития творческого мышления. Играя с соперником, ребенок постепенно начинает также играть и с самим собой, моделируя ситуацию и последствия ходов в уме. Мозг ребенка постепенно начинает работать не только
на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. В игре ребенок начинает ощущать себя творческой личностью, даже если чувствует подчас неудовлетворенность. Развивая и дисциплинируя мысль, шахматы могут помочь ребёнку реализовать себя в будущем, в избранной сфере деятельности, состояться как личность.
Отличительные особенности программы: Поэтапное освоение обучающимися курса, дает возможности детям с разным уровнем развития освоить те этапы, сложности, которые соответствуют их способностям. На занятиях больше отводится времени на практические игры: сеанс одновременной игры и игры между собой способствует развитию интереса у учащихся к игре в шахматы. Развитие личности ребенка через шахматную игру происходит на основе ее спортивной направленности. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, концентрацию внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке .
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана для детей в возрасте от 6-17 лет, группа комплектуется из всех желающих мальчиков и девочек заниматься шахматами. Программа рассчитана на детей, не имеющих специальной подготовки и впервые приступивших к занятиям. Специальных знаний по предмету не требуются. Программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания, учащиеся получают одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.
Для закрепления пройденного материала учащимся даются задания для самостоятельного решения либо задания на разыгрывание.
Практические занятия проводятся в форме решения задач, разыгрывания позиций, проведения учебно-тренировочного турнира и игровых конкурсов.
Наполняемость учебной группы: 12 человек.
В каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств - возрастная сензетивность т.е. повышенная чувствительность для развития определенного свойства психики.
Возрастные особенности:
В 6 – 7 лет идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно- сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы, познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время.
В 8-10 лет развиваются такие качества как любознательность, конкретность мышления, подвижность и высокая впечатлительность. Дети в этот период подражают взрослым и ровесникам, но наряду с этим начинают проявлять индивидуальность. Они все еще не умеют долго концертировать свое внимание на чем-либо.
В 11-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку.
В 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
В 16-17 лет мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы. Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе. Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции. Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. Потребность в неформальном, доверительном общении с взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.
Объём и сроки реализации программы: Общий срок реализации программы -2 года. Общее количество часов по программе -288 часов, из них первый год обучения -144ч., второй год обучения-144ч.
Форма обучения: очная
Пояснительная записка
Рабочая программа « Шахматы» направлена на освоение теоретических основ шахматный игры, приобретение турнирного опыта, развитие таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, формирование творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы:
физкультурно-спортивная
2. Форма организации деятельности – очная, групповая. Состав группы – разновозрастной.
3. Год обучения по дополнительной общеобразовательной программе: двухгодичная.
4. Особенности организации образовательного процесса в 2024-2025 учебном году: занятия проходят в кабинете МКОУ Никольская СОШ с. Никольское , ул. Ленина, 97.
Количество часов | Год обучения |
2 | |
Количество часов в неделю | 4 |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных часов по программе | 144 |
Количество учебных часов согласно расписанию | 144 |
5. Цель программы:
Развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, посредствам обучения игре в шахматы.
6.Задачи на 2024-2025уч.год:
-способствовать овладению обучающимися приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
-сформировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
-способствовать формированию у обучающихся конкретного системного мышления, долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
-развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление внимательность, усидчивость;
-воспитывать уважения к партнёру, чувство ответственности и взаимопомощи, доброжелательность, правильное поведение во время игры;
- воспитывать целеустремлённость, самодисциплину, трудолюбие;
- сформировать потребность в здоровом образе жизни;
- способствовать формированию ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы.
7.Режим занятий:
1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа, академический час - 45 минут, общее количество часов в год -144.
2 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа, академический час -45 минут, общее количество 144 часа в год.
Программа реализуется с сентября по май, 36 учебных недель.
8.Формы проведения занятий: практическое занятие, беседа, лекция, открытое занятие, соревнование, турнир, сеанс одновременной игры, блиц- турнир.
9. Критерии оценивания результата
Для отслеживания теоретических результатов применяются опросные методы и зачетная система оценки результатов. Для отслеживания результатов практической деятельности применяется метод наблюдения и индивидуального контроля.
Планируемые результаты 1 года обучения:
Личностные:
Развиты:
- устойчивый интерес к шахматной игре как средству досуга;
- качества личности: сосредоточенность и внимание, логическое мышление и память;
- способности ориентироваться во времени;
- потребность к интеллектуальному творчеству.
Метапредметные:
сможет:
- оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
- выслушивать других, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение;
- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации.
Предметные:
Учащиеся будут знать:
- правила шахматной игры;
- шахматную нотацию, порядок записи ходов партии и их отличия от записи позиций;
- все об игре с механическими и электронными часами;
- правила обращения к арбитру на турнире и последствия нарушения этих правил;
- простейшие тактические приёмы; способы нападения и защиты;
- законы развития фигур в начале партии;
- законы элементарного эндшпиля; значение материального преимущества;
- простейшие тактические приемы.
уметь:
- разыграть партию с противником;
- расставлять позиции на шахматной доске;
- самостоятельно работать с шахматной доской;
- правильно вести диалог с арбитром;
- полностью записывать шахматную партию;
- грамотно откладывать или заканчивать партию, правильно рассчитывать время в шахматной партии;
- отслеживать турнирные результаты.
10. Формы подведения итогов освоения содержания программы
Открытое занятие, контрольная работа, соревнование, турнир.
Оценочные материалы:
Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
« Шахматы» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля:
− текущий контроль
− промежуточный контроль
− итоговый контроль
Уровни освоения содержания программы:
–высокий, средний и низкий (либо оптимальный, достаточный и недостаточный). Педагогом отслеживается динамика индивидуального развития учащихся, их личные достижения.
Входная диагностика
Проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей. Формы: беседа, педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств обучающихся. Формы: беседа, педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
Промежуточный контроль предусмотрен по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения. Контроль является переводным на следующий год обучения.
Формы: тестирование, игровые формы проведения занятий, спортивные соревнования. Приложение (1,2,3,)
Итоговый контроль
Проводится по итогам освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы. Формы: открытое занятие (в разной форме) для педагогов и родителей. Учащиеся на занятии должны продемонстрировать уровень овладения теоретическим и практическим программным материалом, участие в соревнованиях.
Учебный план:
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на два года обучения.
Содержание программы
Учебный план первого года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Беседа, выполнение практических заданий, наблюдение, анализ |
2. | Общие сведения о шахматной игре и шахматном спорте | 6 | 4 | 2 | Беседа, наблюдение |
3. | Правила игры в шахматы | 20 | 10 | 10 | тестирование |
4. | Как научиться играть в шахматы | 20 | 6 | 14 | Тестирование Решение задач |
5. | Особенности фигур | 4 | 2 | 2 | Игровой конкурс |
6. | Об особенностях шахматной борьбы | 26 | 6 | 20 | Решение задач Разыгрывание партий |
7. | Шахматные окончания | 5 | 2 | 3 | |
8. | Элементы шахматной партии | 28 | 0 | 28 | Решение задач Разыгрывание партий |
9. | Три стадии партии | 6 | 2 | 4 | Решение задач Разыгрывание партий |
10. | Основные цели дебюта | 4 | 1 | 3 | Тестирование |
11. | Развитие фигур и борьба за центр в дебютах | 22 | 8 | 14 | Тестирование Решение задач |
12. | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | |
Итого: | 144 | 42 | 102 |
Содержание учебного плана программы 1 года обучения
1. Вводное занятие(1 ч.).
Теория (1ч.) Инструктаж по ТБ. Цели и задачи первого года обучения. История возникновения шахмат. Легенды о шахматах, их развитие, родственные игры. Великие шахматисты мира. Игра по истории шахмат.
2. Общие сведения о шахматной игре и шахматном спорте(6ч.)
Теория(4ч.) Анализ творчества чемпионов мира и их краткая биография. Рассказ о шахматной игре. Доска и фигуры. Дебют (начало партии). Главное правило сильного шахматиста: «Улучшай положение своих фигур и ухудшай положение фигур соперника.
Практика(2ч.) Ознакомление учащихся с правилами игры. Обучение ходить фигурами и ставить мат. Решение задач.
3. Правила игры в шахматы(20ч.)
Теория(10ч.) Формирование команд. Доска и фигуры. Шахматная партия. Цель игры. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация. Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Разыгрывание позиций.
Практика(10ч.) Решение задач.
4. Как научиться играть в шахматы(20ч.)
Теория(6ч.): Эндшпиль (окончание партии). Матование одинокого короля. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур. Дебют (начало партии). Десять правил игры в дебюте для начинающих. Нападай и создавай угрозы. Активность – важнейший принцип шахматной игры. Главное правило сильного шахматиста: «Улучшай положение своих фигур и ухудшай положение фигур соперника.
Практика(14ч.): Решение задач.
5. Особенности фигур(4ч.)
Теория( 2 ч.): Ладья. Слон. Ферзь. Король. Пешка. Конь.
Практика(2 ч.): Разбор диаграмм для каждой фигуры. Упражнения. Нападай на фигуру соперника. Нападай на две фигуры соперника. Составить позицию, где одновременная угроза на 3-4 фигуры. Построить «лабиринт» и пройти по «лабиринту». Построить позицию для любых фигур и поочерёдное их взятие. Мат в один ход. Мат в два хода. Упрощенная учебная игра.
6. Об особенностях шахматной борьбы(26ч.)
Теория(6 ч.): Особенности шахматной борьбы. «Силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. Шахматист предвидит будущее. Оценка позиции. Вечный шах. Как правильно предлагать ничью. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. Как заканчивается шахматная партия. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.
Практика(20ч.) Решение задач. Этюды.
7. Шахматные окончания (5ч.)
Теория((2ч.) Правило квадрата. Когда королю мешает собственная пешка. Король и пешка против короля. Оппозиция. «Золотое» правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией. Король гуляет «по треугольнику». Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный король – как лишняя фигура.
Практика(3ч.) Элементы шахматных партий. Разыгрывание позиций. Решение задач.
8. Элементы шахматной партии(28ч.)
Практика(28ч.): Разбор учебных партий. Учебная игра.
9. Три стадии партии(6ч.)
Теория(2ч.): Три стадии шахматной партии и стратегические цели.
Практика(4ч.) Разбор партий. Решение задач.
10. Основные цели дебюта(4ч.)
Теория( 1ч.) Быстрое развитие фигур, направленное на центр. Безопасность короля. Расположение пешек. Пешечные слабости. Классификация дебютов (открытые дебюты, полуоткрытые дебюты, закрытые дебюты)
Практика(3ч.) Разбор учебных партий. Учебная игра.
11. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах(22ч.)
Теория(8ч.) Быстрое развитие фигур, направленное на центр. Безопасность короля. Расположение пешек. Пешечные слабости. Классификация дебютов. Учебная игра. Дебют четырёх коней. Защита двух коней. Шотландская партия. Испанская партия. Французская защита. Сицилианская защита.
Практика(14ч.) Разбор учебных партий. Учебная игра.
12. Итоговое занятие
Практика(2ч.): Блиц-турнир. Подведение итогов учебно-тренировочного турнира. Итоги учебного года.
Календарно-тематическое планирование к дополнительной образовательной программе физкультурно-спортивной направленности « Шахматы» первого года обучения
№ п\п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма проведения занятия |
1.Вводное занятие(1ч.) | ||||||
1 | Инструктаж по ТБ. Цели и задачи первого года обучения. | 1 | 1 | беседа | ||
2. Общие сведения о шахматной игре и шахматном спорте(6ч.) | ||||||
2 | Анализ творчества чемпионов мира и их краткая биография. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
3 | Рассказ о шахматной игре. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
4 | Доска и фигуры. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
5 | Дебют (начало партии). | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
6 | Главное правило сильного шахматиста: «Улучшай положение своих фигур и ухудшай положение фигур соперника. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
Правила игры в шахматы(20ч.) | ||||||
7 | Формирование команд. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
8 | Доска и фигуры. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
9 | Шахматная партия. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
10 | Цель игры. Ходы фигур. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
11 | Шах и мат. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
12 | Шахматная позиция. | 1 | 0,5 | 05 | Решение задач Разыгрывание партий | |
13 | Шахматная нотация. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
14 | Запись партии. Пат. Ничья | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
15 | Рокировка. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
16 | Превращение пешки. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
17 | Взятие на проходе. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
18 | Разыгрывание позиций. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
Как научиться играть в шахматы(20ч.) | ||||||
19 | Эндшпиль (окончание партии). | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
20 | Матование одинокого короля. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
21 | Нападение и защита | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
22 | Размен. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
23 | Сравнительная ценность фигур. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
24 | Дебют (начало партии). | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
25 | Десять правил игры в дебюте для начинающих. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
26 | Нападай и создавай угрозы. | 2 | 1 | 1 | беседа Решение задач Разыгрывание партий | |
27 | Активность – важнейший принцип шахматной игры. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
28 | Главное правило сильного шахматиста: «Улучшай положение своих фигур и ухудшай положение фигур соперника. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
Особенности фигур(4ч.) | ||||||
29 | Ладья. | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа Решение задач Разыгрывание партий | |
30 | Слон. Конь. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
31 | Ферзь. Король. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
32 | Пешка. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
Об особенностях шахматной борьбы(26ч.) | ||||||
33 | Особенности шахматной борьбы. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
34 | «Силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
35 | Форсированный вариант. | 3 | 3 | беседа Решение задач Разыгрывание партий | ||
36 | Шахматист предвидит будущее. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
37 | Оценка позиции. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
38 | Вечный шах. | 2 | 1 | 1 | беседа Решение задач Разыгрывание партий | |
39 | Как правильно предлагать ничью | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
40 | Шахматные часы. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
41 | Контроль. Цейтнот. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
42 | Как заканчивается шахматная партия. | 3 | 1 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | |
43 | Шахматные разряды и звания. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
44 | Рейтинг-лист. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
Шахматные окончания (5ч.) | ||||||
45 | Правило квадрата. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
46 | Когда королю мешает собственная пешка. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
47 | Король и пешка против короля. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
48 | Оппозиция. «Золотое» правило оппозиции. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
49 | Лишняя пешка – никогда не лишняя. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
Элементы шахматной партии(28ч.) | ||||||
50 | Разбор учебных партий. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
51 | Разбор учебных партий. | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
52 | Разбор учебных партий. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
53 | Разбор учебных партий. | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
54 | Разбор учебных партий. | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
55 | Разбор учебных партий. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
56 | Разбор учебных партий. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
57 | Учебная игра. | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
58 | Учебная игра. | 2 | 2 | Решение задач | ||
59 | Учебная игра. | 2 | 2 | Решение задач | ||
60 | Учебная игра. | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
61 | Учебная игра. | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
62 | Учебная игра. | 2 | 2 | Разыгрывание партий | ||
63 | Учебная игра. | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
Три стадии партии(6ч.) | ||||||
64 | Три стадии шахматной партии | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
65 | Дебют. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
66 | Миттельшпиль. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
67 | Эндшпиль. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
68 | Стратегические цели. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
Основные цели дебюта(4ч.) | ||||||
69 | Быстрое развитие фигур, направленное на центр. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
70 | Безопасность короля. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
71 | Расположение пешек. Пешечные слабости. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
72 | Классификация дебютов (открытые дебюты, полуоткрытые дебюты, закрытые дебюты) | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
Развитие фигур и борьба за центр в дебютах(22ч.) | ||||||
73 | Быстрое развитие фигур, направленное на центр. | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
74 | Безопасность короля. | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
75 | Расположение пешек. | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
76 | Пешечные слабости. | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
77 | Классификация дебютов | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
78 | Учебная игра. | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
79 | Дебют четырёх коней. | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
80 | Защита двух коней. | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
81 | Шотландская партия | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
82 | Испанская партия. | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
83 | Французская защита. | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
84 | Сицилианская защита | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
Итоговое занятие(2ч.) | ||||||
85 | Блиц-турнир. Подведение итогов учебно-тренировочного турнира. | 1 | 1 | |||
86 | Итоги учебного года. | 1 | 1 | |||
Итого: | 144 | 42 | 102 |
Планируемые результаты 2 года обучения:
Ожидаемые результаты 2 года обучения
Личностные:
разовьет:
- внимание, усидчивость, логическое и аналитическое мышление и память ;
- творческое воображение, изобретательность, фантазию, интуицию;
- нравственные качества по отношению к сопернику: доброжелательность, уважение;
- волевые качества личности: объективность, самокритичность, настойчивость, самообладание, самоконтроль, уверенность в себе.
Метапредметные:
сможет:
- оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
-выслушивать других, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение;
- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Предметные:
Учащийся будет знать:
- историю возникновения и развития шахмат, выдающихся шахматистов;
- элементарные понятия шахматной игры;
- сравнительную ценность фигур (абсолютную и относительную);
- основные принципы разыгрывания дебюта и первые ходы, идейную направленность нескольких открытых дебютов;
- в пешечном эндшпиле приемы оппозиции, цугцванга.
- будет иметь:
- умения и навыки по основам шахматной игры;
- опыт игры в соревнованиях.
будет уметь:
- решать комбинации на разные темы;
- самостоятельно анализировать позицию;
- видеть в позиции разные варианты;
- анализировать.
будет владеть:
- шахматной нотацией;
- шахматной терминологией;
- основными тактическими приемами и стратегией шахматной игры.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Беседа, выполнение практических заданий, наблюдение, анализ |
2. | Различные виды преимуществ | 16 | 4 | 12 | Тестирование Решение задач |
3. | Курс шахматных окончаний | 44 | 14 | 30 | Тестирование Решение задач |
4. | Шахматная комбинация | 8 | 4 | 4 | Тестирование Решение задач |
5. | Основы миттельшпиля | 28 | 8 | 20 | Решение задач Разыгрывание партий |
6. | Основы эндшпиля | 28 | 8 | 20 | Решение задач Разыгрывание партий |
7. | Основы дебюта | 17 | 7 | 10 | Тестирование Решение задач |
8. | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Блиц-турнир |
Итого | 144 | 46 | 98 |
Содержание учебного плана программы 2 года обучения
1.Вводное занятие(1ч.)
Теория(1ч.) Цель и задачи учебного года. Инструктаж по ТБ. Повторение пройденного материала.
2. Различные виды преимуществ(16ч.)
Теория(4ч.): Материальное преимущество. Преимущество в развитии. Преимущество в пространстве. Владение открытыми линиями. Слабые и сильные поля. Ослабление позиции короля.
Практика(12ч.): Учебные игры.
3.Курс шахматных окончаний(44ч.)
Теория (14ч.) Отдалённая проходная пешка. Как малыми силами удержать
превосходящие силы противник. Защищённая проходная пешка. Чья пешка первая проходит в ферзи. Как король гонится «за двумя зайцами» (этюд Рети). Пешечный прорыв. Цугцванг. Не меняй последнюю фигуру, если пешечное окончание проигранное. Переход в выигранное пешечное окончание – надёжный путь к победе. Ферзь, ладья, слон, конь против пешки. Позиционная ничья. Ладьи врываются в тыл противника по открытым вертикалям. Мат или вечный шах по последней горизонтали, Мат, вечный шах или большие материальные приобретения на предпоследней горизонтали. Ладья и пешка против ладьи. Ладейные окончания с проходными пешками. Активность ладьи и короля . Что такое активная фигура? Активизация ладьи – основной способ атаки и защиты. Владение предпоследней горизонталью и отрезание короля. Активный король – большое преимущество. Использование открытой вертикали. Пешечные слабости. Дополнительные ничейные ресурсы. Черырёхладейные окончания. Слоны одноцветные. Слон и пешка против слона. Окончания с большим числом пешек. Хорошие и плохие слоны. Слоны разноцветные. Особенности эндшпиля с разноцветными слонами. Окончания с большим числом пешек.
Общие замечания о достоинствах и недостатках слона и коня. Слон сильнее коня. Конь сильнее слона. Ферзь и пешка против ферзя. Окончания с большим числом пешек. Ладья против слона. Ладья против коня. Ладья и слон против ладьи. Ладья и конь против ладьи. Многопешечные окончания. Ладья против коня с пешкой и двух пешек. Ладья с пешками против коня с пешками.20 правил игры в эндшпиле.
Практика(30ч.) Элементы шахматных партий. Разыгрывание позиций. Решение задач.
4. Шахматная комбинация(8 ч.)
Теория (4ч.)
Мотив или обстановка, указывающую на возможность проведения комбинации. Идея — способ осуществления комбинации. Цель — результаты, достигнутые комбинацией.
Практика(4ч.)
Решение задач.
5. Основы миттельшпиля(28ч.)
Теория(8ч.) Общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Практика(20ч.) Игровая практика. Дидактическое задание “Выигрыш материала”.
6. Основы эндшпиля(28ч.)
Теория(8ч.) Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.
Практика(20ч.). Дидактические задания “Мат в 2 хода, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”, “Квадрат”? “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика.
7. Основы дебюта(17ч.)
Теория(7ч.) Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”
Практика(10ч.) “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”, “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”, “Защита от мата”, “Выведи фигуру”. “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”.
7. Итоговое занятие(2ч.).
Практика(2ч.) Проведение турнира. Подведение итогов учебного года.
Календарно-тематическое планирование к дополнительной образовательной программе физкультурно-спортивной направленности « Шахматы» второго года обучения
№ п\п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма проведения занятия |
1.Вводное занятие(1ч.) | ||||||
1 | Цель и задачи учебного года. Инструктаж по ТБ. Повторение пройденного материала. Разыгрывание позиций. | 1 | 1 | беседа | ||
2. Различные виды преимуществ(16ч.) | ||||||
2 | Разыгрывание позиции | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
3 | Материальное преимущество. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
4 | Преимущество в развитии. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
5 | Преимущество в пространстве. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
6 | Владение открытыми линиями | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
7 | Владение полуоткрытыми линиями | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
8 | Слабые поля | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
9 | Сильные поля. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
10 | Ослабление позиции короля. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
11 | Ослабление позиции короля. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
12 | Учебная игра. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
13 | Учебная игра. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
3. Курс шахматных окончаний(44ч.) | ||||||
14 | Отдалённая проходная пешка. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
15 | Как малыми силами удержать превосходящие силы противник | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
16 | Защищённая проходная пешка. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
17 | Чья пешка первая проходит в ферзи. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
18 | Как король гонится «за двумя зайцами». | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
19 | Пешечный прорыв. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
20 | Цугцванг. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
21 | Не меняй последнюю фигуру | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
22 | Переход в выигранное пешечное окончание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
23 | Ферзь, ладья против пешки. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
24 | Слон, конь против пешки | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
25 | Позиционная ничья | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
26 | Ладья по открытым вертикалям | 1 | 1 | беседа Решение задач Разыгрывание партий | ||
27 | Мат или вечный шах | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
28 | Мат | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
29 | Ладья и пешка против ладьи | 1 | 1 | беседа Решение задач Разыгрывание партий | ||
30 | Ладейные окончания с проходными пешками | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
31 | Активность ладьи и короля | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
32 | Что такое активная фигура? | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
33 | Активный король | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач Разыгрывание партий | |
34 | Использование открытой вертикали. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
35 | Пешечные слабости | 2 | 1 | 1 | беседа Решение задач Разыгрывание партий | |
36 | Дополнительные ничейные ресурсы. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
37 | Слон и пешка против слона. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
38 | Окончания с большим числом пешек. | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
39 | Хорошие и плохие слоны | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
40 | Слоны разноцветные. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
41 | Особенности эндшпиля с разноцветными слонами | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
42 | Окончания с большим числом пешек. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
43 | Общие замечания о достоинствах и недостатках слона и коня. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
44 | Слон сильнее коня. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
45 | Конь сильнее слона. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
46 | Ферзь и пешка против ферзя. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
47 | Окончания с большим числом пешек. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
48 | Ладья против слона. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
49 | Ладья против коня. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
50 | Ладья и слон против ладьи. Мотив или обстановка, указывающую на возможность проведения комбинации. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
4. Шахматная комбинация(8 ч.) | ||||||
51 | Мотив или обстановка, указывающую на возможность проведения комбинации. Ладья и конь против ладьи | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
52 | Общие рекомендации, как играть в миттельшпиле | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
53 | Идея — способ осуществления комбинации. Цель — результаты, достигнутые комбинацией. Игра в середине шахматной партии | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
54 | Решение этюдов | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
5. Основы миттельшпиля(28ч.) | ||||||
55 | Игра в миттельшпиле | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
56 | Тактические приемы в миттельшпиле | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
57 | Связка в миттельшпиле | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
58 | Связка в миттельшпиле | 2 | 1 | 1 | Решение задач | |
59 | Двойной удар | 2 | 1 | 1 | Решение задач | |
60 | Двойной удар миттельшпиле | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
61 | Открытое нападение | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
62 | Игра в миттельшпиле шахматной партии | 1 | 1 | Решение задач | ||
63 | Тактические приемы | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
64 | Связка в миттельшпиле | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
65 | Двойной удар | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
66 | Открытое нападение | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
67 | Открытый шах | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
68 | Открытый шах в миттельшпиле | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
69 | Двойной шах | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
70 | Двойной шах в миттельшпиле | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
71 | Игровая практика | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
72 | Дидактическое задание «Выигрыш материала» | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
6. Основы эндшпиля(28ч.) | ||||||
73 | Элементарные окончания | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
74 | Ферзь против слона | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
75 | Ладья против ладьи | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
76 | Матование двумя слонами (простые случаи). | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
77 | Матование слоном и конем (простые случаи). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
78 | Пешка против короля | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
79 | Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля | 2 | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | |
80 | Правило “квадрата”. | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
81 | Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
82 | Дидактические задания | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
83 | Мат в три хода | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
84 | “Выигрыш фигуры”, | 1 | 1 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
85 | «Квадрат» | 2 | 2 | Беседа, Решение задач Разыгрывание партий | ||
86 | «Квадрат» | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
87 | Проведи пешку в ферзи” | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
88 | Проведи пешку в ферзи” | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
89 | Игровая практика. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
90 | Игровая практика. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
91 | Игровая практика. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
92 | Игровая практика. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
93 | Игровая практика. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
7. Основы дебюта(17ч.) | ||||||
94 | Двух- и трехходовые партии | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
95 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
96 | Игра на мат с первых ходов. | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
97 | Детский мат и защита от него. | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
98 | Игра против “повторюшки-хрюшки” | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
100 | “Мат в 1 ход” | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
Поставь детский мат” | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | |||
102 | Поставь мат в 1 ход нерокированному королю” | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
103 | “Поймай ладью” | 2 | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | |
104 | Поймай ферзя”, “Защита от мата” | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
105 | “Выведи фигуру” | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
106 | “Поставить мат в 1 ход “повторюшке” | 1 | 1 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
107 | Итоговое занятие. Проведение турнира | 2 | 2 | Решение задач Разыгрывание партий | ||
Итого: | 144 | 46 | 98 |
Ожидаемые результаты 2 года обучения
Личностные:
разовьет:
- внимание, усидчивость, логическое и аналитическое мышление и память ;
- творческое воображение, изобретательность, фантазию, интуицию;
- нравственные качества по отношению к сопернику: доброжелательность, уважение;
- волевые качества личности: объективность, самокритичность, настойчивость, самообладание, самоконтроль, уверенность в себе.
Метапредметные:
сможет:
- оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
-выслушивать других, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение;
- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Предметные:
Учащийся будет знать:
- историю возникновения и развития шахмат, выдающихся шахматистов;
- элементарные понятия шахматной игры;
- сравнительную ценность фигур (абсолютную и относительную);
- основные принципы разыгрывания дебюта и первые ходы, идейную направленность нескольких открытых дебютов;
- в пешечном эндшпиле приемы оппозиции, цугцванга.
- будет иметь:
- умения и навыки по основам шахматной игры;
- опыт игры в соревнованиях.
будет уметь:
- решать комбинации на разные темы;
- самостоятельно анализировать позицию;
- видеть в позиции разные варианты;
- анализировать.
будет владеть:
- шахматной нотацией;
- шахматной терминологией;
- основными тактическими приемами и стратегией шахматной игры.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1. | 1-ый год обучения | 02.09.24 | 30.05.25 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю, по 2 часа |
2. | 2-ой год обучения | 01.09.25 | 30.05.26 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю, по 2 часа |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Оборудованный учебный кабинет:
-стол для педагога, столы для учащихся, стулья, шахматные доски, шахматные часы.
- Технические средства обучения: ноутбуки, проектор, экран, сеть интернет.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- учебно-методическое обеспечение: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, рабочая программа;
учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, методические рекомендации, сборники материалов и задач по шахматам, мониторинг по дополнительной образовательной программе;
-учебный комплект на обучающегося: тетрадь, ручка, карандаши.
Информационное обеспечение: книги по шахматам, видео, интернет-источники в поиске нужной темы, презентации по темам программы, сборники задач по шахматам для обучающихся.
Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим среднее специальное или высшее педагогическое образование.
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, тестирование, протокол соревнований, сертификат.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, контрольная работа, соревнование, турнир.
Оценочные материалы:
Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
« Шахматы» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля:
− текущий контроль
− промежуточный контроль
− итоговый контроль
Уровни освоения содержания программы:
–высокий, средний и низкий (либо оптимальный, достаточный и недостаточный). Педагогом отслеживается динамика индивидуального развития учащихся, их личные достижения.
Входная диагностика
Проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей. Формы: беседа, педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств обучающихся. Формы: беседа, педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
Промежуточный контроль предусмотрен по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения. Контроль является переводным на следующий год обучения.
Формы: тестирование, игровые формы проведения занятий, спортивные соревнования. Приложение (1,2,3,)
Итоговый контроль
Проводится по итогам освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы. Формы: открытое занятие (в разной форме) для педагогов и родителей. Учащиеся на занятии должны продемонстрировать уровень овладения теоретическим и практическим программным материалом, участие в соревнованиях.
Методические материалы:
Особенности организации образовательного процесса: программа реализуется очно.
Методы обучения:
-словесный(беседа, лекция, обсуждении, рассказ, анализ);
-наглядный( показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации);
- практический(турниры, блицтурниры, решение комбнаций и шахматных задач, тренинги, анализ решений);
-объяснительно-иллюстрационный: обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
-исследовательский- овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы- это самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров учебных партий;
- аналитический –анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов рения задач, разбор учебных партий;
частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии;
-игровой.
Методы воспитания: поощрение, стимулирование, убеждение, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, лекция, открытое занятие, соревнование, турнир, сеанс одновременной игры, блиц- турнир.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.
Подготовительная часть занятия включает в себя приветствие, определение темы занятия, ее обсуждение, сообщение задач и намеченного содержания занятия.
Основная часть занятия включает в себя беседу по теме занятия, практическую работу.
Заключительная часть - подведение итогов занятия, определение полноты решения намеченных задач, ориентирование обучающихся на очередные цели. Рефлексия занятия.
Дидактические материалы
Наглядные пособия следующих видов:
− естественный или натуральный вид наглядных пособий;
− объёмный;
− схематический или символический: (оформленные стенды схемы, и т.п.);
− картинный и картинно-динамический (слайды и др.);
-смешанный(видеозаписи, учебные кинофильмы);
− дидактические пособия (вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания и др.).
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Список используемой литературы:
Список литературы для педагога:
1. Авербах Ю., Котов А., Юдович М., "Шахматная школа", Ростов-на-Дону "Феникс", 2004 г.
2. Ботвинник М.М., "Аналитические и критические работы. Статьи и воспоминания.", "ФиС", 1987 г.
3.Бронштейн Д., Фюрстенберг Т., "Учебник чародея: Учебник шахматной стратегии и тактики", Пер. с англ., "РИПОЛ классик", 2004 г.
4. Глигорич С., Рагозин В., "Турнир претендентов. Блед. Загреб. Белград", 1959 г.
5. Бондарь Л.А., Лившиц А.И., Любошиц А.И. Шахматные семестры. – Мн.: Вышэйшая школа, 1984. – 240 с.
6. Ботвинник И.М., Каждан М.В. Урок ведет тренер. – Мн.: Полымя, 1992. 272 с.
7. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 288 с.
8. Каган И.Л. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986. – 244 с.
9. Калиниченко Н.М. Книга начинающего шахматиста. – М.: Астрель: АСТ, Владимир: ВКТ,2008. – 416 с.
10. Костенюк А.К. Как стать гроссмейстером в 14 лет. – М.: ЭПИцентр, «АЯКС», 2001. – 208 с.
11. Макарычев С.Ю., Макарычева М.И. От А до … – М.: «64», 1995. – 192 с.
12. Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы. – П.: Лениздат, 1976. – 256 с.
13. Бондаревский И.З. Комбинации в миттельшпиле. – Ростов н/Д: Феникс. 2001. – 128 с.
14. Конотоп В.А. Конотоп С.В. Тесты по тактике для начинающих шахматистов. – Краснодар: Кубанькино, 2005. – 160 с.
Список литературы для учащихся:
1. Бареев И.А. Гроссмейстеры детского сада. – М.: редакция журнала «Наш малыш», 1995. –128 с.
2. Давлетов Д., Костров В. Шахматы для детей и родителей: Учебник для начинающих. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 1996. – 186 с.
3. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: Тера-Спорт, 2001. – 344с.
4. Кастор Х. Играем в шахматы. – М.: Machaon, 1998. – 32 с.
5. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. -7-е изд.- М.: Тера-Спорт, 2001.- 4с. 6.
6. Пожарский В.А. Шахматный учебник. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
7. Фишер Р. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991. 280 с.
8. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат. 64 урока для новичков и не очень опытных игроков. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 544 с.
9. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций: В 2 т. – М.: Russian chess house, 2002.
10. Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник. 1 год. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 128 с.
Интернет-ресурсы
6. Chess Light
Приложение №1
Вопросы тестирования по итогам первого года обучения
№
№ | Развиваемые предметные компетенции |
1. | Знание основных стратегических идей игры в дебюте: - быстрая мобилизация фигур; - усиление позиции всех мобилизованных фигур; - размен своих «плохих» фигур; - оттеснение сильно расположенные фигуры соперника; - создание противнику трудные ситуации; - проведение тактических операций; - укреплять отдельных пунктов, имеющих важное стратегическое и тактическое значение. |
2. | Знания об особенностях игры в простейших окончаниях |
3. | Умение оценивать простейшие позиции и реализовывать материальное преимущество |
4. | Способность реализовывать позиционное преимущество в малофигурных окончаниях |
5. | Представление о последовательности приёмов при мате легкими фигурами |
6. | Знание основных тактических ударов и приёмов |
7. | Умение применять в игре простейшие тактические приёмы: двойного удара, связка, прорыв и др |
8. | Навыки самостоятельной работы над шахматами |
9. | Первичные навыки по анализу собственной партии |
10. | Способность производить расчёт вариантов |
11. | Знание основных видов соревнований |
Вопросы тестирования по итогам второго года обучения
№ | Развиваемые предметные компетенции |
1. | Знать основы шахматного кодекса, уметь записывать партию. Определять цвет полей шахматной доски по названным координатам «вслепую». |
2. | Знать историю вопроса о происхождении шахмат и распространения их на Востоке. |
3. | Показать знания простейших дебютных принципов |
4. | Уметь определять названия и идеи основных тактических приемов |
5. | Владеть простейшими принципами реализации материального преимущества. |
6. | Уметь ставить мат одинокому королю: ферзем, ладьей, двумя слонами. |
7. | Показать знания стратегических идей некоторых дебютных систем (итальянская, испанская партия). |
8. | Знать системы соревнований по шахматам, уметь пользоваться таблицей очередности игры, определять цвет фигур, знать разновидности контроля времени на обдумывание ходов. |
9. | Владеть понятием «атака в шахматной партии», знать основные проблемы и виды центра в шахматной партии. |
10. | Понимать необходимость изучения шахматной литературы для совершенствования знаний. |
11. | Участвовать в турнирах. |
Диагностика освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы проводится в конце учебного года по двум показателям: теоретическая подготовка учащегося и практические навыки игры в шахматы.
Диагностики освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной программы
Показатели | Критерии | Уровень освоения | Количе- ство баллов | Формы проведения |
Теоретические знания по разделам программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | Низкий, средний, высокий | 1 2 3 | Контрольные задания Тестирование |
Практические навыки игры в шахматы | Умение играть в шахматы | Низкий, средний, высокий | 1 2 3 | Учебно- тренировочный турнир |
Критерии оценивания параметров наблюдения
Баллы | Расшифровка |
3 | Параметр наблюдения выражен ярко. Задание, направленное на установление уровня параметра, выполняется без ошибок |
2 | Параметр наблюдения выражен на высоком уровне. При выполнении задания допускаются 1-2 незначительных недочета |
1 | Параметр наблюдения выражен на среднем уровне. При выполнении задания допускаются более 2 незначительных недочетов или 1-2 грубые ошибки |
Приложение № 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Основные методы и принципы реализации программы
В программе используются важнейшие принципы обучения:
1. Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения.
2. Принцип сознательности и активности. Изучение учащимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе.
3. Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание учащихся с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего учащиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания.
4. Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с
этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков.
5. Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности.
Методы обучения:
Словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентаций.
Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
Методические разработки, дидактический и лекционный материал:
- рабочие тетради для записи;
- дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам, пакеты контрольных работ);
- судейские и организационные документы (турнирные таблицы, протоколы, карточки участников);
- шахматная литература (учебники, задачники и периодика) и др.
- тесты для проверки теоретических знаний по изучаемым темам.
Приложение №3
Диагностическая карта результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы»
Срок реализации ДООП – 2 года
Ф.И.О. педагога __________________________________
Год обучения ___, № группы ___
Дата заполнения «____»___________20 г.
№ | Фамилия, имя учащегося | Параметры | Участие в соревнованиях | Уровень личностных качеств учащегося | Уровень социальной воспитанности учащегося | Всего баллов | Уровень освоения программы | |
Теоретические знания в соот- ветствии с разделами программы | Практические навыки (учебно тренировочный турнир) | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа Шахматы
Рабочая программа составлена на основе Закона "Об образовании", Концепции развития ФК до 2015 года, федеральных.и республиканских законов в области физической культуры и спорта, на базе современных тр...
программа шахматы
Программа для шахматы 6-8 классов...
ПРОГРАММА "ШАХМАТЫ В СФЕРЕ ДОСУГА"
Направленность данной программы – физкультурно-спортивная.Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, п...
рабочая программа Шахматы
программа для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы"
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, дает возможность учить детей...
Рабочая программа "Шахматы"
Данный материал - программа модуля "Шахматы", который с 2017-2018 учебного года реализуется в МОУ "Никулинская СОШ" с 5 класса за счет третьего часа физической культуры....
Образовательная программа "Шахматы"
Министерство образования и науки РБМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА" ЕРАВНИНСКОГО РАЙОНА «Утвержд...