ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИИ
статья
В статье рассматривается проблема формирования метакогнитивных навыков у школьников, уточняются понятия «метапознание» и «метакогнитивные навыки», под которыми понимаются знания учащихся об их собственных когнитивных процессах и осознанное использование этих знаний для регулирования этих когнитивных процессов; рассматриваются факторы, способствующие развитию метакогнитивных навыков при онлайн-обучении в школе. Также в статье рассматриваются основыне компоненты метапознания: стратегии (включают в себя знания о том, какие способы могут быть эффективными для достижения определенных целей и при каких условиях), метакогнитивная регуляция (умственные процессы, необходимые школьникам для планирования, контроля и оценки своего обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponikarovskih_metapoznanie.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИИ
FORMING METACOGNITIVE SKILLS IN STUDENTS DURING ONLINE LEARNING
УДК
Поникаровских Светлана Александровна, учитель математики, информатики, музыки, Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругина, с. Троица
e-mail:
Ожгибесова Нина Юрьевна, доцент Тюменского государственного университета, г. Тюмень
Ponikarovskih Svetlana Alexandrovna, Teacher of Mathematics, Information Technologies, Music, Podprugin Secondary General Education School, Troitsa
e-mail:
Ozhgibesova Nina Yurjevna, Associate Professor, University of Tyumen, Tyumen
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования метакогнитивных навыков у школьников, уточняются понятия «метапознание» и «метакогнитивные навыки», под которыми понимаются знания учащихся об их собственных когнитивных процессах и осознанное использование этих знаний для регулирования этих когнитивных процессов; рассматриваются факторы, способствующие развитию метакогнитивных навыков при онлайн-обучении в школе. Также в статье рассматриваются основыне компоненты метапознания: стратегии (включают в себя знания о том, какие способы могут быть эффективными для достижения определенных целей и при каких условиях), метакогнитивная регуляция (умственные процессы, необходимые школьникам для планирования, контроля и оценки своего обучения).
Annotation
The article deals with the problem of metacognitive skills formation among students, clarifies the concepts of “metacognition” and “metacognitive skills”, which are understood as students' knowledge about their own cognitive processes and conscious use of this knowledge to regulate these cognitive processes; the factors contributing to the development of metacognitive skills in online learning at school are considered. The article also discusses the basic components of metacognition: strategies (which include knowledge about what ways can be effective for achieving certain goals and under what conditions), metacognitive regulation (mental processes necessary for students to plan, control, and evaluate their learning).
Ключевые слова: метапознание, метакогнитивные навыки, онлайн-обучение, стратегии.
Keywords: metacognition, metacognitive skills, online learning, strategies.
За последние годы онлайн-образование получило широкое распространение, стало частью непрерывного образования и удобной формой обучения. Возникает ряд трудностей в связи с активным внедрением новых форм обучения. И одна из трудностей связана с недостаточным развитием метакогнитвных навыков у школьников. Онлайн образование подразумевает вовлечение школьника в самостоятельную работу, проявление саморегуляции интеллектуальной деятельности и самоорганизации в учебном процессе. Многие исследователи отмечают неготовность студентов работать онлайн, снижение активности и успешности в обучении.
Цель статьи уточнить сущность понятия «метакопознание» и определить факторы, способствующие развитию метакогнитивных навыков в онлайн-обучении в школе. Анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований позволил уточнить содержательные характеристики метакогнитивных навыков, выявить их специфику, значимость для академической успешности, личностного и профессионального развития школьников.
Метапознание включает в себя знания учащихся об их собственных когнитивных процессах и осознанное использование этих знаний для регулирования этих когнитивных процессов. Джон Флэйвелл первый ввел понятие метапознания, отмечая, что метакогнитивные знания включают в себя знания о переменных личности, задачи и стратегии [4]. Соответственно, знание о познании и регулирование познания считаются двумя важнейшими компонентами метапознания. Другие исследователи классифицировали знания о познании как осознание учащимися самих себя, учебных стратегий и ситуаций, в которых конкретная стратегия является наиболее эффективной [1]. Также важным компонентом метапознания является самопознание (осознание) своих сильных и слабых сторон. У каждой задачи есть свои цели и требования. Соответственно, выбираются и подходящие когнитивные стратегии. Стратегии включают в себя знания о том, какие способы могут быть эффективными для достижения определенных целей и при каких условиях. Метакогнитивная регуляция, которая тоже является частью метапознания, включает в себя умственные процессы, необходимые школьникам для планирования, контроля и оценки своего обучения. Планирование - это способы, с помощью которых учащиеся планируют свою познавательную деятельность, такие как постановка целей, выбор подходящих стратегий, планирование времени и стратегий. Мониторинг включает в себя «осознание учащимися понимания задачи и ее выполнения» [2]. Оценка относится к оцениванию и анализу процессов регуляции и продуктов деятельности. Исследователи отмечают, что эти два компонента метапознания - знание о познании и регуляция познания - коррелируют друг с другом, поэтому они оба важны для повышения успеваемости. В соответствии с этой идеей было высказано предположение, что метапознание с двумя основными компонентами способствует осознанию студентами своих собственных процессов обучения и мышления; метапознание помогает им регулировать и контролировать свои познания таким образом, что это непосредственно повышает их успеваемость [5].
Исследователи также отмечают, что мотивация играет огромную роль в процессе развития метакогнитивных спосбностей [1], [2], [3], [5]. Эти исследования в целом показывают, что ожидания производительности и цели достижения учащихся связаны с их метапознанием. Ожидания производительности относятся к ожиданиям студентов относительно того, насколько хорошо они справятся с учебной деятельностью. Студенты с высокими ожиданиями в отношении выполнения задачи ставят перед собой сложные цели, пробуют альтернативные стратегии, прилагают больше усилий для достижения успеха. Так, студенты, которые чувствуют себя уверенными в процессе обучения, склонны использовать различные метакогнитивные стратегии, которые позволяют им глубоко изучать и понимать материал. Кроме того, цели достижения студентов, то есть причины, по которым они выполняют академические задания, связаны с различными видами метакогнитивной деятельности.
В научных трудах многих авторов также говорится о том, что на метапознание учащихся может влиять обстановка в классе. Согласно соответствующим исследованиям, метапознание учащихся может быть развито в такой учебной среде, где учащимся предоставляется возможность автономии, получения и развития навыков путем использования такого инструмента как челлендж в образовательной среде. В такой обстановке у учащихся есть возможность использовать различные стратегии и возможность поразмыслить об их эффективности. Однако если учащиеся воспринимают учебные задания как потенциальную угрозу для себя, такое восприятие может быть связано с дезадаптивными результатами. Другими словами, если задания в классе ориентированы на соревнование, поведенческое управление, то при заучивании наизусть студенты, как правило, концентрируются на выполнении заданий, не тратя времени и усилий на развитие понимания. Эти учащиеся, скорее всего, воспринимают учебную среду как враждебную, неконтролируемую и непредсказуемую и вовлекаются в деятельность поверхностно, не проявляя метакогнитивной активности на высоком уровне.
Таким образом, формирование у школьников метакогнитивных навыков способствует развитию саморегуляции и самоорганизации у учащихся, вовлечению их в самостоятельную работу, повышению активности при работе онлайн и успешности в обучении.
Литература
- Герцен С. М., Бабич О. А., Шутова Е. Ю., Ожгибесова Н. Ю. Эффективность метакогнитивных стратегий онлайн-чтения на иностранном языке в вузе // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 3. – С. 24–42. DOI:
- Aziz A., Nordin N., Yatim A., Shaidin S., Saad N., Rahmat N. A Study of the Relationship between Metacognitive Reading Strategies among Undergraduates International // Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. – 2023. – Vol. 13 (6). – P. 253–267.
- Butler D. Enabling educators to become more effective supporters of SRL: Commentary on a special issue // Metacognition and Learning. – 2021. – Vol. 16 (3). – P. 667–684.
- Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring a new area of cognitive developmental Inquiry // American Psychologist. 34(10): 906–911, 1979.
- Teng M., Huang J. The effects of incorporating metacognitive strategies instruction into collaborative writing on writing complexity, accuracy, and fluency // Asia Pacific Journal of Education. – 2021. – Vol. 43 (4) – P.
Literature
- Gertsen S. M., Babich O. A., Shutova E. Yu. A., Shutova E. Y., Ozhgibesova N. Y. Effectiveness of metacognitive strategies of online reading in a foreign language in higher education // Science for Education Today. - 2024. - Т. 14, № 3. - С. 24-42. DOI:
- Aziz A., Nordin N., Yatim A., Shaidin S., Saad N., Rahmat N. A Study of the Relationship between Metacognitive Reading Strategies among Undergraduates International // Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. – 2023. – Vol. 13 (6). – P. 253–267.
- Butler D. Enabling educators to become more effective supporters of SRL: Commentary on a special issue // Metacognition and Learning. – 2021. – Vol. 16 (3). – P. 667–684.
- Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring a new area of cognitive developmental Inquiry // American Psychologist. 34(10): 906–911, 1979.
- Teng M., Huang J. The effects of incorporating metacognitive strategies instruction into collaborative writing on writing complexity, accuracy, and fluency // Asia Pacific Journal of Education. – 2021. – Vol. 43 (4) – P.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование каллиграфических навыков младших школьников
Дидактический материал по отработке каллиграфических навыков. Можно использовать как раздаточный материал для индивидуальной работы (есть возможность освободить строчки для записи)....
Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знан...
Использование занимательных технологий в формировании вычислительных навыков у школьников с интеллектуальной недостаточностью
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностью учащегося, - одна из наиболее важныхв теории специальной педагогики и практики школы...
О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.
О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения ПО ГЕОГРАФИИ...
Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса
Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....
Формирование произносительных навыков младших школьников
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Эффективностью произнош...
Формирование певческих навыков младших школьников на начальном этапе хорового обучения
Методическая разработка созданна в помощь педагогам вокально-хоровых дисциплин и детям детских школ искусств. Она является ценным методическим материалом для организации самообразования и высокоэффект...