Мы разные, но мы вместе!
план-конспект

Улитина Лариса Евгеньевна

«Мы разные, но мы вместе!»

Цель: создание условий для расширения знаний учащихся по знакомству с многонациональной культурой народов России посредством знакомства с национальными костюмами, воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности, укрепление межнациональных и межкультурных связей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мы разные, но мы вместе!»

Цель: создание условий для расширения знаний учащихся по знакомству с многонациональной культурой народов России посредством знакомства с национальными костюмами, воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности, укрепление межнациональных и межкультурных связей.

Каждому из вас знакомо изречение «По одежке встречают…» Но в старину, когда родилась эта поговорка, ее смысл был гораздо глубже. Еще 100 лет назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о роде занятий и легко определяли девицу-невесту или «мужнюю» жену. Национальная одежда кроме своего главного предназначения-предохранять человека от воздействия внешней среды, напрямую связана с традициями народа, его верой, представлениями о добре и зле.

Слайд 2

Россия – страна множества народов. Каждый из них бережно хранит свою богатую культуру, в том числе национальный костюм. Национальный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, это часть традиции, которую надо помнить и свято чтить.

И сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по России от горного Кавказа до ее северных широт. Во время которого мы познакомимся с национальным костюмом народов России.

Слайд 3

На территории России проживает множество народов. Каждый из них имеет свою культуру и традиции, и конечно же свой национальный костюм. На европейской части России проживает преимущественно русское население. И когда мы говорим о русском национальном костюме, сразу же представляем девушку в длинном красном сарафане с кокошником на голове.

Слайд 4

Но это не верно. Основа южного русского национального костюма длинный сарафан у женщин и подпоясанная рубаха-косоворотка у мужчин, преимущественно красного и белого цвета с вышивкой золотом. По талии сарафан подпоясывали узкими или широкими ткаными поясами, которые часто заканчивались пышными кистями. По, верх носили передник ("запон", "фартук"), который к праздникам изготавливали из покупных тканей, соответствовавших виду и цветовой гамме материалов сарафана и рубахи, а в будни' из холста или дешевых бумажных материй. Прежде других были распространены передники (рукавами или без, которые одевались через голову ("нарукавники", "крылатики" и т.д.) и могли богато расшиваться по груди, подолу Расшитые бисером и камнями кокошники украшают голову красавиц.

И чем севернее мы продвигаемся, то видим главное отличие женского костюма северных красавиц: вместо сарафана – понева, а на голове кичка-(обшитая тканью берестяная или кожаная шапочка)

Слайд 5

На костромской земле костюм дополняет жилет, обычно сшитый из парчи, либо фуфайка с бахромой.

А на воронежской земле мы видим уже белые вышитые фартуки, клетчатые юбки и широкие пояса

Обязательным предметом одежды был головной убор, по которому иногда можно было определить социальный статус человека. Незамужние девушки часто заплетали косы, оборачивали их вокруг головы и покрывали лёгким платком или повязкой.

Слайд 6

Удмурты, здесь мы видим клетчатые рубахи, как у мужчин, так и у женщин. Голова плотно повязана платком, а грудь украшают серебряные монетки, своеобразный оберег.

Основным отличием мордовского женского костюма являются манишки: изобилие украшений из бус и бисера. Головные уборы, украшенные вышивкой и помпонами.

Слайд 7

Башкиры. Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян — костюм с рукавами на подкладке. Его могли украшать аппликациями и позументом, а позднее в моду вошли декоративные наплечники — эполеты. Кашмау – национальный головной убор замужних башкирских женщин, состоящий из шапочки-шлема с отверстием на макушке, плотно обтягивающей голову, и спускающейся на спину неширокой ленты-наспинника, покрытой кораллами и монетами. Костюм состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. Основу женской одежды составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой

Основу башкирского костюма почти всегда составляли рубаха, похожая на тунику, штаны с широким шагом и верхняя одежда, напоминающая халат. Мужские рубахи были длинные, до колен, с широким воротником и центральным вырезом. Женские – без ворота и удлиненные, почти до пола. Под рубахой женщины носили тканевый нагрудник.

Слайд 8

Основной материал для женской одежды мордвы – белый холст, рубашка туникообразной формы. Которая украшается плотной вышивкой из шерсти краснокирпичного и черного цвета. Украшения из металла, бисера и раковин (сюлгамы, ожерелья, и разнообразные подвески), плетеную из лыка обувь (так называемый мордовский тип лаптя), ременные оборы, сапоги «гармошкой», закрепленной наглухо, а также обычай обертывать ноги портянками и онучами так, чтобы они были ровными и толстыми.

Слайд 9

Татарский национальный костюм. Основой татарского орнамента является цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Самые распространенные цвета в татарских национальных узорах: зеленый, желтый, красный, черный, коричневый, голубой, белый и прочие. Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток.

Слайд 10

Буряты. В древних горах Южной Сибири, среди бескрайних просторов Байкала, таится богатое наследие бурятской культуры. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур и хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Наряды Бурятии изготавливались из меха, кожи, шерсти и различных тканей. Одежды бурят отражают религиозные верования, они заключали в себе массу сакральной символики и указывали на пол, возраст, этническую и родовую принадлежность, социальное положение в обществе, существующие культы предков и тип хозяйствования. Малгай носили все мужчины, дети и женщины вне зависимости от возраста. Он представлял собой шапку конической формы, отделанную бархатом или мехом. Изделие украшали серебряным навершием с красной бусиной и красными шелковыми кистями.  Шитьем и украшением одежды занимались мастерицы-женщины, в то время как изготовление узоров на головных уборах считалось привилегией мужчин. 

Слайд 11

Ханты-Манси. Глухая меховая одежда, не имеющая разреза спереди, была трех видов: малица, гусь (кумыш) и парка. Первую носили мехом к телу, а гусь и парку — мехом наружу. Мужчины подпоясывали все виды верхней одежды поясами.

Повседневное женское платье, украшенное оборками и вышивкой, называется кулдэк. На него обычно надевали расшитый монетами нагрудник, который, по поверьям, защищал от злых духов. Также женщины обязательно покрывали головы платками или шалями.

Слайд 12

Тундра, океан, киты-Чукотка привлекает своей самобытностью. Чукотская одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Как приморские, так и оленные чукчи шили одежду из шкур молодых оленей и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху (русские ее называли кухлянкой или кукашкой) длиной до колен или короче; нижняя рубаха надевалась мехом внутрь, верхняя — мехом наружу. Она шилась настолько широкой, что можно было свободно внутри нее вытащить руку из рукава. Подол, рукава, а часто и ворот рубахи, обшивались собачьим или росомашьим мехом. Штаны были также двойные (верхние из оленьего меха, камуса или из тюленьей шкуры; нижние, как правило, из оленьих шкур), узкие, длиной до щиколоток, плотно обтягивающие ноги. Обувь носили короткую с меховым чулком. Подошва обуви обычно делалась из кожи лахтака или из оленьих щеток (шкура с жесткой шерстью из-под копыт оленя). Кухлянка подпоясывалась ремнем, так что образовывался напуск. К ремню привешивался нож, кисет и другие предметы.  Головные уборы чукчи носили редко, даже зимой они ходили с непокрытой головой, надевая шапку главным образом в дороге. Летнюю одежду и обувь шили из нерпичьих шкур. В дождливую погоду приморские чукчи надевали одежду, сшитую из кишок моржа.

Женская одежда состояла из мехового комбинезона (керкер) длиной до колен, с широкими рукавами и воротом; зимой комбинезон был двойным, летом одинарным, мехом внутрь. Женская обувь делалась такого же покроя, как и мужская, но до колен.

Слайд 13

Давайте отправимся на самый юг России, это Северный Кавказ. Здесь живут такие народы как ингушеты, осетины, чеченцы, адыгейцы

Калмыкия-то регион, который славится своей уникальной природой, единственная в Европе буддийская республика. Калмыцкий мужской костюм выглядит следующим образом: нижние рубаха и штаны из белой бязи, поверх надевался приталенный распашной халат или кафтан бюшмюд, который имел множество сборок у пояса, рукава на плечах вшиты буфами или сборками. Рукав был намного длиннее руки, к кисти он сужался, собираясь складками. Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан.
Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. В отличие от мужчин и девушек, никогда не выходивших из дома не подпоясавшись
, замужние женщины и вдовы поясов не носили.


Слайд 14

Чечня расположена на востоке Северного Кавказа. Здесь живет гостеприимный и добродушный народ.

Чеченский национальный мужской костюм состоял из бешмета, черкески и штанов. Также неотъемлемыми частями этого наряда являлись папаха, пояс и кинжал. Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля. Основой мужского национального костюма были сужающиеся книзу штаны и бешмет — суконный полукафтан чуть выше колен, который застёгивался на пуговицы-узелки, сплетённые из шнурка. По праздникам поверх цветного бешмета надевали черкеску — кафтан с треугольным вырезом на груди и традиционными для народов Кавказа кармашками для пороха — газырями. Черкеску всегда носили застёгнутой и подвязывали узким поясом.

Женские костюмы были более яркими и разнообразными. Основным элементом гардероба служило платье-туника до щиколоток. Рукава были широкими и обязательно полностью закрывали руки, а иногда и вовсе могли касаться пола.

Под тунику надевали широкие штаны с оборками, а поверх — нагрудник, украшенный серебряными и золотыми нитями или драгоценными камнями. Завершало наряд яркое верхнее платье из атласа, парчи, сукна или бархата, которое застёгивали только на талии и украшали бисером, вышивкой и камнями. Такой декор выгодно подчёркивал статную фигуру обладательницы костюма. Верхние платья разрешалось носить только девушкам: считалось, что для женщин старшего возраста они слишком яркие.

Слайд 15

Главный предмет мужской одежды в Дагестане — длинная рубаха. Поверх неё обычно носили черкески — приталенные суконные кафтаны с широкими длинными рукавами. На черкесках обязательно были нашиты газыри — кармашки, в которых хранили пули или порох.

В холодную погоду мужчины носили бурки из овчины и папаху — высокий головной убор из меха. Последняя была особенно важна: папаху сбивали или насильно снимали с головы человека, чтобы показать ему своё неуважение и оскорбить. А чтобы побрататься и выразить почтение, головной убор преподносили в качестве подарка.

Женские наряды народов Дагестана отличались большим разнообразием. По цвету, отделке и особенностям кроя одежды часто можно было определить принадлежность к определённой народности, социальный статус и примерный возраст её владелицы.

Слайд 16

«Зипуны-то у нас серые,

 да ум-то бархатные.»

Казачья пословица        

Вы догадались о ком мы сейчас речь поведем?

Слайд 17

 Правильно, о наших земляках Донских казаках.

Казака издалека узнаешь по одежде. Каждый элемент гардероба несет в себе духовный смысл. Если одежду сшила мама или жена она выполняла роль оберега. Бешмет, например, надевали на свадьбы и праздники. Чекмень-верхняя одежда удобная для верховой езды. Бурка - и одеяло для привала, и палатка, и накидка для тепла. Башлык – это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения от холода, дождя и солнечного зноя. Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. По цвету башлыка различали откуда казак родом- с Дона или Кубани.

Слайд 18

Темно-синий, длинный, несколько приталенный мундир с разрезом для посадки на седле. На обшлагах его рукавов, стоячем воротнике была красная окантовка. Темно-синие шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Особое значение имели лампасы. Лампасы знаменовали принадлежность их хозяина к вольному воинству.  Ну а головной убор самый важный элемент одежды. Ведь казак мог продать и пропить все, кроме шапки. Фуражка имела темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.

Сапоги. Они шились из черного шевро или хрома и имели высокое голенище. На казачьих сапогах каблук имел большую площадь, чем на сапогах у кавалеристов. Это делалось потому, что казачьи сапоги никогда не имели шпор, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. В отличие от современных высоких сапог, офицерские казачьи сапоги имели голенища, сшитые по икре, поэтому правые и левые голенища были разной формы.  Повседневная одежда казаков обычно донашивалась после службы, либо изготавливалась по образцу формы, но не так строго, как по Уставу.

Слайд 19

К началу XX века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой. Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок.  Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом. Из той же ткани шилась кофта сложного кроя. Кофта, плотно облегала фигуру, как правило, с баской (оборкой по нижнему краю), подчеркивая природную стать казачек. Они имели воротник-стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами. Такой костюм назывался парочка. 

Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Шлычка— колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Затягивалась шлычка на голове, спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка. Яркие шелковые и шерстяные шали с рисунком на красном, зеленом или белом фоне носили в праздничные дни, хранили и передавали из поколения в поколение. Характерно было обилие кружев. Когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. С повседневным и праздничным костюмом надевали фартуки, которые назывались по-разному: завески, занавески. Праздничные фартуки дополнялись кружевами, лентами, прошивками (узкими полосками материала, вшиваемыми в швы изделия).

Слайд 20

Более ста народов нашей страны уже несколько веков живут вместе, у каждого из них есть своя культура и обычаи, что тоже является большим плюсом в объединении народов. Но русский язык является немаловажным фактором в объедении народов, ведь в нашей стране на нем говорят практически все и не возникает проблем в общении между отдельными представителями национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мы очень разные, но мы вместе»

 Проект« Мы очень разные, но мы вместе»...

«Мы разные, но мы вместе»

Проект направленный на профилактику проявления ксенофобий в подростковой и молодежной среде....

Методическая разработка конференции "Мы разные, но мы вместе"

Конференция "Мы разные, но мы вместе" включает в себя ряд мероприятий направленных на развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социал...

Программа по воспитательной работе в классе "Мы разные,но мы вместе !"

Данная  программа направлена  на развитие личности каждого ребенка, разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям....

Мы все разные, но мы вместе

развлекательное мероприятие...

"Мы разные, но мы вместе"

Классный час на тему "Мы разные. но мы вместе"!!! целью этого классного часа является создание условий для успешной социализации личности каждого обучающегося, коллектива класса. Основными задачи данн...

Мы разные, но мы вместе - Россия!

Защита проекта, посвящённого Дню толерантности "Мы разные, но мы вместе - Россия!"...