статья для научно-практической конференции _Роль музеев в решении трудных вопросов преподавания истории России
материал

Оксимец Наталия Сергеевна

статья для научно-практической конференции "Трудные вопросы истории:методы преподавания и новые подходы в науке"

Тема: Роль музеев в решении трудных вопросов преподавания истории России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль музеев в решении трудных вопросов преподавания истории России: Ставрополье в условиях оборонительного этапа битвы за Кавказ и нацистской оккупации (из опыта работы молодого педагога).

          Здравствуйте, меня зовут Оксимец Наталия Сергеевна, я учитель истории и обществознания в школе № 8 села Русского.

Стаж моей работы весьма скромен, всего лишь  3 года, но   есть опыт работы в социальной сфере, и уже появились идеи, которые я стараюсь воплотить в реальность.  Моя специальность по первому образования «Социальная работа». Я считаю, что в педагогической деятельности мне это очень помогает. Мы рождаемся, живем и развиваемся в социуме. Понимать основы его существования, анализировать, сравнивать, проводить аналогию между  событиями прошлого и будущего крайне важно для понимания картины происходящего.  Для меня важно, чтобы современные школьники относились с уважением к прошлому своей страны. Чтобы не заучивали, а понимали суть событий. Чтобы с уверенностью и осознанностью  смотрели в будущее и делали правильные выводы о происходящем. Особенно сегодня, когда окружающий нас мир так стремительно меняется, когда на наших глазах пишется, а иногда и переписывается  история. Сегодня как никогда важно не бездумно подписываться под мнением большинства, не слепо принимать чужую точку зрения, а смотреть и видеть суть происходящего, как говориться «зрить в корень».

На своих уроках я много вниманию уделяю теме Великой отечественной войны и роли нашей малой родины, наших земляков в достижение этой победы. Как каждый гражданин, каждый житель нашей необъятной Родины привнес свою крупицу в эту блистательную победу, так и каждый Ставропольчанин не остался в стороне. Сколько еще тайн скрывают наши степи? Скольким бойцам они стали последним пристанищем? Сколько имен еще скрывают ставропольские просторы?

В 2022 году наша страна будет отмечать юбилейную дату, приуроченную к Битве за Кавказ (25 июля 1942-9 октября 1943 гг.).  и многие общественные организации и объединения на территории Северокавказских  республик  готовятся к этой дате. Борьба советской армии с фашистскими захватчиками на Кавказе длилась 442 дня и стала вторым по продолжительности сражением Великой Отечественной войны после обороны Ленинграда. Эта битва вошла в историю военного искусства как комплекс оборонительных и наступательных операций, успешно проведенных на обширной территории в сложных условиях. В России эта дата официально объявлена Днем воинской славы. Год от года все дальше отодвигаются от нас события Великой Отечественной войны. Меняются средства вооруженной борьбы, взгляды на ее ведение. Однако ее итоги, важнейшие уроки и сегодня имеют огромное теоретическое и практическое значение

         Мне близка эта тема. Волею судьбы, в 2021 году я принимала участие в районном этапе конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют». И для этапа «Открытый урок» в 10 классе я выбирала именно эту тему «Битва за Кавказ».  В контексте уроков истории тема войны, к сожалению очень сжата. Время, отведенное на эту тему ограниченно, а материала имеется много, хочется столько всего рассказать, со столькими выдающимися личностями познакомить. А одному из важнейших  этапов войны, имевшему переломное значение для ее исхода, «Битве за Кавказ» и вовсе досталось несколько почетных строк в учебнике. А ведь это непосредственно часть  истории нашей малой Родины. При разработке своего открытого урока, я использовала краеведческие материалы.

Когда-то в свои школьные годы я сама состояла в краеведческом кружке. Вместе с ребятами, под руководством  своего учителя истории-Галушко В.Н., мы по крупицам собирали информацию о нашем селе, ходили в гости к ветеранам, брали у них интервью. С азартом участвовали в конкурсах, соревновались с другими ребятами нашего района и даже ставили мини-постановку на произведение «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. До сих пор помню тексты советских, военных песен, которые мы использовали в работе. Мой учитель научила меня не только знать историю, работать с краеведческими материалами, но и ценить эту историю, гордиться ей, беречь ее. Но к сожалению, в мои школьные годы мы просто копили всю собранную информацию и материалы,  так как размещать их было негде.

Сегодня же  в нашей школе, как и в большинстве  школ края, есть свой музей, он действует с 9 мая 2009 года. И у сегодняшних учащихся школы  есть возможность не только демонстрировать свою работу, но и пользоваться уже собранной базой музея. Так же в нашем районе с 2015 года действует замечательный Курский районный музей. На базе музея регулярно проходят выставки к памятным датам, встречи с писателями и другие мероприятия, участниками , которых регулярно становится наша школа.   Для подготовки своего урока я так же активно использовала материалы музея, библиотеки и просторы интернета. Привлекала старшеклассников своей школы. В процессе работы выяснила, что современные школьники «недолюбливают» сплошные тексты, ну не привыкли они «лопатить» кучу книг в поисках нужной информации, все-таки они поколение привыкшее получать информацию в готовом виде. Поэтому для того чтобы заинтересовать ребят на урока, нужны были другие способы. Что если построить урок и подачу информации  по аналогии с компьютерной игрой? По типу «найди предмет/ключ», реши головоломку и двигайся дальше в следующую локацию. Как оказалось когда детей подстегивает азарт, чувство командного духа или наоборот конкуренции они с удовольствием будут штудировать книги (например, у меня на уроке это била книга памяти нашего района), газеты и другие издания,  в поисках важного «ключа»,  будут изучать исторические карты и отмечать на них важные события.

Сегодня мы,  взрослые, родители и педагоги, конечно,  говорим детям об огромном значении победы, о той цене, которую заплатили наши прадеды. Но часто, для них это торжественные и важные слова, но имеют ли они эмоциональный отклик в их сердцах?  Ведь, к сожалению, в большинстве своем, современные дети  уже не видели живых ветеранов, не слушали их истории. Как говориться пока не примеришь на себя чужую обувь, не пройдешь его путь, не поймешь, не почувствуешь.  Наши же школьники, посещая школьный музей, могут в прямом смысле прикоснуться к истории, пропустить ей через свою жизнь и сердце. Мальчишки, как правило, интересуются оружием, примеряют на себя. И вот тут-то к ним быстрее приходит понимание, насколько было тяжело советским бойцам, насколько тянет плечо личное оружие или сколько нужно приложить усилий, чтобы перезарядить автомат. Девочки конечно, больше тянуться к эмоциональному, к чувствам. Ведь во время суровых испытаний войной,  люди так же любили, женились, ждали и теряли. И если в учебниках это сухие факты, цифры, то в музее это письма, пронизанные любовью и надеждой на встречу, фотокарточки со спонтанных, но таких удивительно-красивых свадеб посреди фронтовых будней. Такое уже не забудешь, такое не выветриться с годами. Такая история останется в сердце, и запомниться. Такая история придаст совсем другой оттенок общеизвестным фактам.

С прошлого года также в помощь педагогам, во всех школах края появился предмет «История Ставропольского края». В нашей школе подобный спецкурс существовал и раньше, в 10-11 классе. Информации было немного, приходилось подолгу готовиться к уроку. Сегодня имея на вооружении новые учебные пособия, ярко иллюстрированные, содержательные, привлекательные, хочется сказать  спасибо авторам учебников за такой большой, но плодотворный труд. Урок «Истории Ставрополья» как раз и позволяет развернуться со всем тем, что хотелось донести до детей на уроке, но были ограниченны временем.

Так же на уроках активно пользуюсь материалами  такого замечательного проекта как «Перерыв на  кино», активно сотрудничающего с образовательными организациями.         Молодёжный кинофестиваль короткого метра «Перерыв на кино» был учреждён в 2014 г. как часть одноимённого независимого проекта по сохранению памяти и привлечению молодёжи к теме Великой Отечественной войны средствами, отличными от привычных, традиционно сопровождающих памятные военные даты. К участию в конкурсе принимаются короткометражные фильмы студентов киновузов, независимых режиссёров (до 35 лет), а также любителей и новичков, для которых предусмотрены отдельные номинации. В течение года в рамках кинофестиваля проходят тематические всероссийские показы, приуроченные к памятных датам, а также организуется телемост с героями  фильмов кинопоказа, где им можно задать интересующий вопрос о событиях ВОВ. С 2017 г. реализация мероприятий кинофестиваля проходит с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Такие проекты прекрасная возможность взглянуть на нашу историю под новым углом. Они интересны, понятны и привлекательны для подрастающего поколения.

         Таким образом, исходя из своего небольшого педагогического опыта, могу сделать вывод: Когда у известных событий появляется вполне конкретная осязаемая форма, лицо, вполне реальных людей,  со своими радостями и горестями, присущими всякому живому - история превращается из букв и строчек учебника, в народную память, в учителя жизни во все времена. Сегодня в нашей стране существует множество проектов для развития и поддержки школьников, молодежи. Но не менее важно и саморазвитие педагога. А это хорошо не только самообразованием в теории, но и на практике. Педагогам нужно иногда отвлекаться от «бумажной работы», выходить за рамки привычного и приобщаться к истории, что называется в живую.

История России  учит и  воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. Ведь, если мы не будем знать своей истории, обязательно найдется тот, кто захочет ее переписать по своему усмотрению. Прошлое нашей страны непростое. Будущее же зависит от нас. ... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века (11 класс)

Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными ...

Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)

Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...

Комплексный подход к организации учебной и производственной практики будущих учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век» (2013г.) Форма участия: очная Тема доклада: "Комплексный подход к...

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

Обретение утраченных Святынь /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2018, под ред. Т.А.Антопольской

Интеграция духовного краеведения и английского языка позволяет знакомить детей с духовной историей Белгорода иностранных студентов БелГУ. Завязалась крепкая связь, обмен культурами. Проводятся совмест...

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 2016, под ред. Т.А.Антопольской

В статье рассматриваются инновационные методы и приемы в изучении краеведения, что позволяет сформировать ценностное отношение личности к окружающему миру через приобщение к православно-ориентированны...