Презентация. Особенности диагностической работ ы педагога-психолога в сдетьми с тотальным недоразвитием ВПФ.
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ходоровская Людмила Витальевна

В материале освещаются особенности психодиагностики детей с тотальным недоразвитием ВПФ, проводимые на ТПМПК, признаки и отличия ЗПР от тотального недоразвития ВПФ и диагностические материалы и методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx87.4 КБ
Файл prezentatsiya.pptx87.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности диагностической работы педагога-психолога с детьми с тотальным недоразвитием ВПФ Подготовила педагог-психолог Демидовского ТПМПК Ходоровская Людмила Витальевна

Слайд 2

У отклоняющегося развития существует вариативность, которая определяется как механизмами, обеспечивающими сформированность непосредственно познавательной деятельности (регуляторным обеспечением психической активности и ментальными структурами), так и другими показателями.

Слайд 3

Для определения структуры отклоняющегося психического развития в каждом конкретном случае необходимо выделить элементы структуры, которые являются определяющими. Важное значение для психодиагностики имеет знание общих и специфических закономерностей психического развития. Психическое развитие детей с умственными и физическими недостатками подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие детей без таких недостатков.

Слайд 4

Исходя из общих представлений об основных закономерностях развития психической деятельности детей с психическими и физическими недостатками, о существенных компонентах, определяющих своеобразие структуры отклоняющегося психического развития и ее отличия от психологической структуры нормального развития, а также о различных вариантах соотношения этих компонентов при разных формах отклоняющегося развития, можно определить степень психологического развития ребенка, независимо от того, с помощью каких тестовых заданий эти данные получены.

Слайд 5

Единственным важным условием является достаточно полный охват обследованием всех основных компонентов структуры психологического развития. К таким компонентам относятся как совершенно очевидные, определяющие нарушения, связанные с физиологическими повреждениями, так и особенности речевого развития, развития мыслительной деятельности, а также потенциальные возможности усвоения нового материала, овладения новыми навыками (в частности и прежде всего навыками решения новых интеллектуальных задач) и возможности переноса усвоенного в новые условия.

Слайд 6

Соотношение проявлений всех перечисленных выше компонентов в структуре дефекта определяет психологическое своеобразие каждой категории отклоняющегося развития. Для характеристики нарушения развития, т.е. для отнесения обследуемого ребенка к конкретной категории (типу), должны быть определены первичное (основное) нарушение и наиболее существенные вторичные недостатки развития, степень выраженности первичного недостатка и потенциальные возможности познавательной деятельности ребенка.

Слайд 7

Психодиагностические методики, оценка результатов применения которых производится чисто количественно и основывается на математическом сопоставлении со среднестатистическими показателями (т.е. стандартизованные тесты), не позволяют осуществлять достоверную, надежную дифференциальную психодиагностику с точностью, необходимой для различения детей, представляющих разные категории, но имеющих некоторые сходные психологические проявления, в особенности в сфере мышления и речи. Вместе с тем так называемые качественные различия всегда представляют собой результат накопления количественных сдвигов (диалектический переход количества в качество). Именно поэтому для дифференциации нарушений развития целесообразно применять определенную количественную оценку состояния той или иной функции, чтобы при использовании всех показателей иметь возможность получить качественно своеобразную картину.

Слайд 8

Недостаточное развитие относится к одному из типов отклоняющегося развития Виды недостаточного развития : Тотальное недоразвитие. Парциальное недоразвитие ( недостаточность ) компонентов психической деятельности. Задержанное развитие.

Слайд 9

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИЙ ТОТАЛЬНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ВПФ

Слайд 10

Общие характерные проявления деятельности ; В первую очередь, недостаточность сказывается на познавательной деятельности и ее базовых структурных компонентов. Но и остальные компоненты психического развития (моторика, аффективно-эмоциональная сфера, личностные особенности) также сформированы недостаточно. Развитие ребенка с тотальной недостаточностью никогда не сможет даже приблизиться к нормативным показателям (как, например, в ситуации задержанного развития). Динамика психического развития, оцененная как тотально недостаточная, никоим образом не может быть условно-нормативной. К тотальному недоразвитию относятся те варианты отклоняющегося развития, для которых характерна выраженная недостаточная сформированность практически всех психических процессов и функций, и самой базовой структуры психической организации, определяющих развитие ребенка.

Слайд 11

Медицинские диагнозы при тотальном недоразвития ВПФ Простой уравновешенный тип (без поведенческих нарушений) «умственная отсталость», которая в МКБ -10 имеет шифр: (F70.х - F79.х). Иногда, при неявно выраженных нарушениях, медиками может быть выставлен диагноз «Легкое когнитивное расстройство» (шифр F06.7). Следует отметить, что данный диагноз не совсем «подходит» к описываемой категории детей, но он стал встречаться в медицинских заключениях довольно часто. Иногда, при сопутствующих специфических расстройствах поведения может быть выставлен и диагноз: « Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (шифр F84.4). В этом случае всегда следует проводить дифференциальную диагностику с нарушениями преимущественно аффективно-эмоционального развития.

Слайд 12

Тотальное недоразвитие, осложненное личностной дисгармонией и нарушениями поведения. Аффективно-неустойчивый (возбудимый) тип возникает в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Нарушение поведения по типу повышенной аффективности связано с ускоренным темпом полового созревания и наличием у подростков установок на более взрослый образ жизни Поэтому такой диагноз личностного расстройства вряд ли адекватен до 16-17-летнего возраста. «умственная отсталость (соответственной степени выраженности) со значительными поведенческими нарушениями, требующими внимания или лечебных мер» (F7x.1). Последнее шифруется каким-либо знаком после точки. Также могут присутствовать диагнозы: «Другое нарушение поведения» (F7x.8), « Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями» (F84.4).

Слайд 13

Тотальное недоразвитие. Тормозимо-инертный тип. • умственная отсталость с минимальными поведенческими нарушениями или отсутствием их» (F7x.0), • другие заболевания и ранние поражения ЦНС, сопряженные с подобной формой умственной отсталости, в том числе и наследственной природы, • синдром врожденного или рано приобретенного слабоумия (устаревшее, но иногда встречающееся определение), • синдром гиповозбудимости . При выраженной степени недоразвития познавательной деятельности и значимых аффективных нарушениях нередко ставится диагноз «умственная отсталость с аутизмом», что определяется в МКБ-10 как «атипичный аутизм» с подрубрикой «умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами» (F84.1).

Слайд 14

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ТОТАЛЬНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ВПФ

Слайд 15

Начнем с оценки состояния мыслительной деятельности. Достаточно надежно она может быть произведена только в том случае, если имеются данные, характеризующие все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это обязательно должно быть предусмотрено при подборе диагностических методик. Если при обследовании наблюдаются некоторые затруднения при решении задач наглядно-действенного характера, следует выяснить, не имеют ли они вторичной природы, а именно не связаны ли они с непониманием инструкции или с дефектами моторики. Для этого целесообразно использовать задания для оценки мелкой моторики, предложенные Н. И. Озерецким , например, укладывание спичек в коробок. Неловкость при решении задач наглядно-действенного характера не дает основания для снижения оценки успешности их решения.

Слайд 16

При оценке успешности решения словеснологических заданий не следует придавать значение недостаткам речевой формы ответов, некоторым неточностям, если в целом видно, что ребенок понимает смысл задания и его решение идет в правильном направлении. Приравнивать к нормальному уровню выполнения можно и решения, достигаемые ребенком после оказания ему помощи. Во всех случаях, при предъявлении любых заданий необходимо убедиться в том, что ребенок понял и усвоил инструкцию. Проводящему обследование важно всегда иметь в виду, что даже нормально развивающийся ребенок, н-р, в семь лет, в состоянии безошибочно воспринять и усвоить инструкцию объемом в среднем в семь-восемь слов. Когда объем инструкции увеличивается и превышает индивидуальный объем памяти хотя бы на одно слово, происходят как бы выпадения ее частей. В таких случаях следует расчленить инструкцию и давать ее в виде двух-трех коротких предложений, предлагая запоминать ее по частям.

Слайд 17

К тяжелой степени нарушения развития мыслительной деятельности относятся случаи невыполнения большинства заданий, несмотря на оказанную обследуемому ребенку помощь. В наиболее тяжелых случаях, при грубых нарушениях развития мышления и познавательной деятельности в целом, очевидные трудности возникают уже при восприятии и усвоении инструкции. Иногда при этом, даже добившись полного воспроизведения инструкции, обследующий обнаруживает, что ребенок ее не понимает.

Слайд 18

Категория нарушенного развития Степень выраженности недостаточности мышление речь обучаемость I II III I II III I II III Умственная отсталость * (*) * * Задержка психического развития * (*) * * Общее недоразвитие речи * (*) * * (*) I - норма; II - недостаточно; III - низкое

Слайд 19

Условия проведения процедуры обследования * Обследование необходимо начинать с заданий, заведомо доступных для ребенка. Затем можно постепенно усложнять задания. * Более сложные задания должны быть построены так, чтобы можно было оказывать ребенку дозированную, постепенно увеличивающуюся в объеме помощь. * Часть задания может выполнить экспериментатор, предлагая затем ребенку продолжить решение. Если это не удается, экспериментатор может выполнить задание сам, а затем попросить ребенка повторить решение и предложить другое, аналогичное задание. * При выполнении заданий наглядно-образного характера помощь может быть организована в форме замены мысленного, "образного" решения практическим действием: н-р, в матрице Ровена варианты заполнения недостающей части могут быть вырезаны и наложены на недостающую часть.

Слайд 20

* Обследование нужно проводить в отдельной комнате, без посторонних людей. Допускается присутствие одного из родителей при условии его полного невмешательства в действия психодиагноста и ребенка. * В помещении не должно быть лишних предметов, которые могут отвлекать внимание ребенка. * Надо иметь в виду, что помимо результатов выполнения заданий для оценки особенностей психического развития ребенка необходимо использовать ряд так называемых " надтестовых " показателей, к которым относятся такие, как легкость установления контакта с ребенком, его ориентировка в ситуации обследования, активность и целенаправленность в выполнении заданий, вербализация ребенком выполняемых заданий и результатов собственных действий, оценка им самим успешности собственной деятельности, эмоциональная реакция на успехи и неудачи.

Слайд 21

Именно на основе данных психодиагностики может быть определен психолого-педагогический диагноз, но поскольку ребенок должен быть обследован также и педагогом-дефектологом (причем в случае наличия трудностей в обучении или каких-либо других недостатков, в числе обследующих педагогов могут быть и другие специалисты), окончательный психолого-педагогический диагноз определяется вместе со специалистами. Важно подчеркнуть, что при затруднениях в дифференциальной диагностике лучше недооценить степень выраженности нарушения, чем переоценить, т.е. лучше всегда предполагать наличие у ребенка более высоких потенциальных возможностей.

Слайд 22

ЗАДАЧИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ Кроме основной задачи – выявления типа отклоняющегося развития – психодиагностика необходима для оценки продвижения детей с умственными и физическими недостатками в процессе обучения, а также для оценки эффективности коррекционных программ, методов и других средств и условий обучения.

Слайд 23

ФАКТОРЫ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Слайд 24

* Во-первых, неумелое или неадекватное использование тестов и других психодиагностических методик может травмировать проходящего обследование. * Во-вторых, (и это, очевидно, самая большая опасность), в результате неквалифицированного использования тестов могут быть получены неправильные представления о человеке, что в ряде случаев может привести к ошибочному решению, определяющему его дальнейшую судьбу. Неполноценная психодиагностика недостатков развития ребенка может явиться причиной того, что он будет направлен в специальную школу, тип которой не соответствует его особенностям. * Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На него не должны оказывать влияния общие впечатления о личности обследуемого: симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение.

Слайд 25

ОБЩЕНИЕ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ РАЗВИТИЯ Установление какого-либо недостатка у ребенка, в частности и прежде всего недостатка в умственном развитии, всегда болезненно для родителей. Не имея специальных психологических знаний, родители далеко не всегда правильно оценивают ход развития ребенка. Обычно им свойственна переоценка его возможностей, поэтому психолог должен доступно объяснить родителям сущность результатов обследования и важность выполнения рекомендаций, вытекающих из результатов обследования (в частности, важность обучения ребенка в условиях, соответствующих уровню и особенностям его психического развития).

Слайд 26

"Не навреди!"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности диагностической работы педагога-психолога с детьми с тотальным недоразвитием ВПФ Подготовила педагог-психолог Демидовского ТПМПК Ходоровская Людмила Витальевна

Слайд 2

У отклоняющегося развития существует вариативность, которая определяется как механизмами, обеспечивающими сформированность непосредственно познавательной деятельности (регуляторным обеспечением психической активности и ментальными структурами), так и другими показателями.

Слайд 3

Для определения структуры отклоняющегося психического развития в каждом конкретном случае необходимо выделить элементы структуры, которые являются определяющими. Важное значение для психодиагностики имеет знание общих и специфических закономерностей психического развития. Психическое развитие детей с умственными и физическими недостатками подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие детей без таких недостатков.

Слайд 4

Исходя из общих представлений об основных закономерностях развития психической деятельности детей с психическими и физическими недостатками, о существенных компонентах, определяющих своеобразие структуры отклоняющегося психического развития и ее отличия от психологической структуры нормального развития, а также о различных вариантах соотношения этих компонентов при разных формах отклоняющегося развития, можно определить степень психологического развития ребенка, независимо от того, с помощью каких тестовых заданий эти данные получены.

Слайд 5

Единственным важным условием является достаточно полный охват обследованием всех основных компонентов структуры психологического развития. К таким компонентам относятся как совершенно очевидные, определяющие нарушения, связанные с физиологическими повреждениями, так и особенности речевого развития, развития мыслительной деятельности, а также потенциальные возможности усвоения нового материала, овладения новыми навыками (в частности и прежде всего навыками решения новых интеллектуальных задач) и возможности переноса усвоенного в новые условия.

Слайд 6

Соотношение проявлений всех перечисленных выше компонентов в структуре дефекта определяет психологическое своеобразие каждой категории отклоняющегося развития. Для характеристики нарушения развития, т.е. для отнесения обследуемого ребенка к конкретной категории (типу), должны быть определены первичное (основное) нарушение и наиболее существенные вторичные недостатки развития, степень выраженности первичного недостатка и потенциальные возможности познавательной деятельности ребенка.

Слайд 7

Психодиагностические методики, оценка результатов применения которых производится чисто количественно и основывается на математическом сопоставлении со среднестатистическими показателями (т.е. стандартизованные тесты), не позволяют осуществлять достоверную, надежную дифференциальную психодиагностику с точностью, необходимой для различения детей, представляющих разные категории, но имеющих некоторые сходные психологические проявления, в особенности в сфере мышления и речи. Вместе с тем так называемые качественные различия всегда представляют собой результат накопления количественных сдвигов (диалектический переход количества в качество). Именно поэтому для дифференциации нарушений развития целесообразно применять определенную количественную оценку состояния той или иной функции, чтобы при использовании всех показателей иметь возможность получить качественно своеобразную картину.

Слайд 8

Недостаточное развитие относится к одному из типов отклоняющегося развития Виды недостаточного развития : Тотальное недоразвитие. Парциальное недоразвитие ( недостаточность ) компонентов психической деятельности. Задержанное развитие.

Слайд 9

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИЙ ТОТАЛЬНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ВПФ

Слайд 10

Общие характерные проявления деятельности ; В первую очередь, недостаточность сказывается на познавательной деятельности и ее базовых структурных компонентов. Но и остальные компоненты психического развития (моторика, аффективно-эмоциональная сфера, личностные особенности) также сформированы недостаточно. Развитие ребенка с тотальной недостаточностью никогда не сможет даже приблизиться к нормативным показателям (как, например, в ситуации задержанного развития). Динамика психического развития, оцененная как тотально недостаточная, никоим образом не может быть условно-нормативной. К тотальному недоразвитию относятся те варианты отклоняющегося развития, для которых характерна выраженная недостаточная сформированность практически всех психических процессов и функций, и самой базовой структуры психической организации, определяющих развитие ребенка.

Слайд 11

Медицинские диагнозы при тотальном недоразвития ВПФ Простой уравновешенный тип (без поведенческих нарушений) «умственная отсталость», которая в МКБ -10 имеет шифр: (F70.х - F79.х). Иногда, при неявно выраженных нарушениях, медиками может быть выставлен диагноз «Легкое когнитивное расстройство» (шифр F06.7). Следует отметить, что данный диагноз не совсем «подходит» к описываемой категории детей, но он стал встречаться в медицинских заключениях довольно часто. Иногда, при сопутствующих специфических расстройствах поведения может быть выставлен и диагноз: « Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (шифр F84.4). В этом случае всегда следует проводить дифференциальную диагностику с нарушениями преимущественно аффективно-эмоционального развития.

Слайд 12

Тотальное недоразвитие, осложненное личностной дисгармонией и нарушениями поведения. Аффективно-неустойчивый (возбудимый) тип возникает в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Нарушение поведения по типу повышенной аффективности связано с ускоренным темпом полового созревания и наличием у подростков установок на более взрослый образ жизни Поэтому такой диагноз личностного расстройства вряд ли адекватен до 16-17-летнего возраста. «умственная отсталость (соответственной степени выраженности) со значительными поведенческими нарушениями, требующими внимания или лечебных мер» (F7x.1). Последнее шифруется каким-либо знаком после точки. Также могут присутствовать диагнозы: «Другое нарушение поведения» (F7x.8), « Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями» (F84.4).

Слайд 13

Тотальное недоразвитие. Тормозимо-инертный тип. • умственная отсталость с минимальными поведенческими нарушениями или отсутствием их» (F7x.0), • другие заболевания и ранние поражения ЦНС, сопряженные с подобной формой умственной отсталости, в том числе и наследственной природы, • синдром врожденного или рано приобретенного слабоумия (устаревшее, но иногда встречающееся определение), • синдром гиповозбудимости . При выраженной степени недоразвития познавательной деятельности и значимых аффективных нарушениях нередко ставится диагноз «умственная отсталость с аутизмом», что определяется в МКБ-10 как «атипичный аутизм» с подрубрикой «умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами» (F84.1).

Слайд 14

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ТОТАЛЬНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ВПФ

Слайд 15

Начнем с оценки состояния мыслительной деятельности. Достаточно надежно она может быть произведена только в том случае, если имеются данные, характеризующие все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это обязательно должно быть предусмотрено при подборе диагностических методик. Если при обследовании наблюдаются некоторые затруднения при решении задач наглядно-действенного характера, следует выяснить, не имеют ли они вторичной природы, а именно не связаны ли они с непониманием инструкции или с дефектами моторики. Для этого целесообразно использовать задания для оценки мелкой моторики, предложенные Н. И. Озерецким , например, укладывание спичек в коробок. Неловкость при решении задач наглядно-действенного характера не дает основания для снижения оценки успешности их решения.

Слайд 16

При оценке успешности решения словеснологических заданий не следует придавать значение недостаткам речевой формы ответов, некоторым неточностям, если в целом видно, что ребенок понимает смысл задания и его решение идет в правильном направлении. Приравнивать к нормальному уровню выполнения можно и решения, достигаемые ребенком после оказания ему помощи. Во всех случаях, при предъявлении любых заданий необходимо убедиться в том, что ребенок понял и усвоил инструкцию. Проводящему обследование важно всегда иметь в виду, что даже нормально развивающийся ребенок, н-р, в семь лет, в состоянии безошибочно воспринять и усвоить инструкцию объемом в среднем в семь-восемь слов. Когда объем инструкции увеличивается и превышает индивидуальный объем памяти хотя бы на одно слово, происходят как бы выпадения ее частей. В таких случаях следует расчленить инструкцию и давать ее в виде двух-трех коротких предложений, предлагая запоминать ее по частям.

Слайд 17

К тяжелой степени нарушения развития мыслительной деятельности относятся случаи невыполнения большинства заданий, несмотря на оказанную обследуемому ребенку помощь. В наиболее тяжелых случаях, при грубых нарушениях развития мышления и познавательной деятельности в целом, очевидные трудности возникают уже при восприятии и усвоении инструкции. Иногда при этом, даже добившись полного воспроизведения инструкции, обследующий обнаруживает, что ребенок ее не понимает.

Слайд 18

Категория нарушенного развития Степень выраженности недостаточности мышление речь обучаемость I II III I II III I II III Умственная отсталость * (*) * * Задержка психического развития * (*) * * Общее недоразвитие речи * (*) * * (*) I - норма; II - недостаточно; III - низкое

Слайд 19

Условия проведения процедуры обследования * Обследование необходимо начинать с заданий, заведомо доступных для ребенка. Затем можно постепенно усложнять задания. * Более сложные задания должны быть построены так, чтобы можно было оказывать ребенку дозированную, постепенно увеличивающуюся в объеме помощь. * Часть задания может выполнить экспериментатор, предлагая затем ребенку продолжить решение. Если это не удается, экспериментатор может выполнить задание сам, а затем попросить ребенка повторить решение и предложить другое, аналогичное задание. * При выполнении заданий наглядно-образного характера помощь может быть организована в форме замены мысленного, "образного" решения практическим действием: н-р, в матрице Ровена варианты заполнения недостающей части могут быть вырезаны и наложены на недостающую часть.

Слайд 20

* Обследование нужно проводить в отдельной комнате, без посторонних людей. Допускается присутствие одного из родителей при условии его полного невмешательства в действия психодиагноста и ребенка. * В помещении не должно быть лишних предметов, которые могут отвлекать внимание ребенка. * Надо иметь в виду, что помимо результатов выполнения заданий для оценки особенностей психического развития ребенка необходимо использовать ряд так называемых " надтестовых " показателей, к которым относятся такие, как легкость установления контакта с ребенком, его ориентировка в ситуации обследования, активность и целенаправленность в выполнении заданий, вербализация ребенком выполняемых заданий и результатов собственных действий, оценка им самим успешности собственной деятельности, эмоциональная реакция на успехи и неудачи.

Слайд 21

Именно на основе данных психодиагностики может быть определен психолого-педагогический диагноз, но поскольку ребенок должен быть обследован также и педагогом-дефектологом (причем в случае наличия трудностей в обучении или каких-либо других недостатков, в числе обследующих педагогов могут быть и другие специалисты), окончательный психолого-педагогический диагноз определяется вместе со специалистами. Важно подчеркнуть, что при затруднениях в дифференциальной диагностике лучше недооценить степень выраженности нарушения, чем переоценить, т.е. лучше всегда предполагать наличие у ребенка более высоких потенциальных возможностей.

Слайд 22

ЗАДАЧИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ Кроме основной задачи – выявления типа отклоняющегося развития – психодиагностика необходима для оценки продвижения детей с умственными и физическими недостатками в процессе обучения, а также для оценки эффективности коррекционных программ, методов и других средств и условий обучения.

Слайд 23

ФАКТОРЫ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Слайд 24

* Во-первых, неумелое или неадекватное использование тестов и других психодиагностических методик может травмировать проходящего обследование. * Во-вторых, (и это, очевидно, самая большая опасность), в результате неквалифицированного использования тестов могут быть получены неправильные представления о человеке, что в ряде случаев может привести к ошибочному решению, определяющему его дальнейшую судьбу. Неполноценная психодиагностика недостатков развития ребенка может явиться причиной того, что он будет направлен в специальную школу, тип которой не соответствует его особенностям. * Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На него не должны оказывать влияния общие впечатления о личности обследуемого: симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение.

Слайд 25

ОБЩЕНИЕ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ РАЗВИТИЯ Установление какого-либо недостатка у ребенка, в частности и прежде всего недостатка в умственном развитии, всегда болезненно для родителей. Не имея специальных психологических знаний, родители далеко не всегда правильно оценивают ход развития ребенка. Обычно им свойственна переоценка его возможностей, поэтому психолог должен доступно объяснить родителям сущность результатов обследования и важность выполнения рекомендаций, вытекающих из результатов обследования (в частности, важность обучения ребенка в условиях, соответствующих уровню и особенностям его психического развития).

Слайд 26

"Не навреди!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы РМО педагогов-психологов и социальных педагогов г.Пролетарска Ростовской области на 2010-2011 учебный год

Данный материал является обязательным документом в работе руководителя РМО....

План работы школьного педагога-психолога

План работы школьного педагога-психолога с календарным планированием, соответсвует Профессиональному стандарту Психолога....

План работы наставника педагога-психолога Самойленко Г.В. с молодым специалистом

Цель: оказание методической помощи начинающему специалисту в повышении уровня организации коррекционно-образовательной деятельности.Задачи:Помочь в личностной и социально-педагогической адаптации...

Отчет и план по работе с педагогом-психологом

Отчет и план по работе с педагогом-психологом...

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в рамках школьного консилиума (ППк) (опыт представлен на Региональном уровне 2022г.)

Конкурс«Творческий учитель – 2022» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/56459Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: Педаг...