Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Медиатор ОЦО"
рабочая программа

Валентина Александровна Класс

Программа «Медиатор ОЦО» – комплексная программа психолого-педагогической работы, посвященная формированию конфликтной компетентности подростков, развитию рефлексии в процессе конфликтного взаимодействия, повышению мотивации конструктивного поведения в конфликте, росту конфликтоустойчивости за счёт снижения эмоциональных помех в коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.programma_vneurochnoy_deyat-ti_mediator_otso_klassva.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГБОУ НСО «ОЦО»)

ПРИНЯТО

Решением методического совета

Протокол от __ августа № __

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности

«Медиатор ОЦО»

5-11 класс

Срок освоения: 1 год

Составитель:

Класс В.А., куратор ШСП

п. Тулинский

2024

Пояснительная записка

В образовательном учреждении, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Добавляется максимализм подросткового возраста и борьба за свой статус.

Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.

Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая наука: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта.

Помочь сторонам конфликта может посредник – медиатор, организующий своеобразный диалог между ними. Чем раньше человек освоит умения управления конфликтной ситуацией, научится помогать восстанавливать отношения между людьми, тем эффективнее он будет решать свои личностные и профессиональные задачи.

Программа «Медиатор ОЦО» – комплексная программа психолого-педагогической работы, посвященная формированию конфликтной компетентности подростков, развитию рефлексии в процессе конфликтного взаимодействия, повышению мотивации конструктивного поведения в конфликте, росту конфликтоустойчивости за счёт снижения эмоциональных помех в коммуникации.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС с учетом ФООП.

Новизна программы «Медиатор ОЦО» основана на привлечении волонтеров («группы равных») из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в ГБОУ НСО «ОЦО».

Программа внеурочной деятельности «Медиатор ОЦО» ориентирована на обучающихся 5-11 классов, интересующихся вопросами восстановительной медиации и готовыми быть членами школьной службы примирения.

Данный курс рассчитан на 1 учебный год. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Цели программы:

  1. Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной организации.
  2. Формирование личностных качеств учащихся, снижающих конфликтность личности.
  3. Формирование компонентов конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).

Задачи программы:

  1. Сформировать у участников представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов в подростковой среде;
  2. Создать условия для освоения участниками позиции медиатора;
  3. Ознакомить участников с программами, подходами, техниками медиации с подростками;
  4. Способствовать развитию коммуникативных навыков у участников.
  5. Усовершенствовать навыки прогнозирования, разрешения и контролирования протекания конфликта;
  6. Развить конфликтоустойчивость, эмпатию, рефлексию;
  7. Повысить уровень мотивации конструктивного поведения в конфликте.
  8. Сформировать положительную «Я-концепцию»
  9. Сформировать способность к самопознанию, саморазвитию.

Программа предусматривает следующие формы и методы проведения занятий:

  • тренинговые и интерактивные занятия;
  • ролевая игра;
  • разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия);
  • проектирование;
  • обратная связь;
  • диспут;
  • мозговой штурм;
  • лекция;
  • беседа.

Ведущей формой организации занятий является групповая работа.

Основные принципы составления и реализации программы:

  1. Принцип системности. Программа влияет на развитие не только профессионально важных качеств, но и на развитие личности в целом.
  1. Принцип поэтапности развития. Каждое занятие программы проистекает одно из другого, знания добавляются к уже имеющимся.
  2. Принцип субъект-субъектного общения. Участие в программе предполагает активную позицию на занятиях.
  3. Принцип безопасности. Программа учебного курса внеурочной деятельности составлена таким образом, чтобы не провоцировать враждебные и агрессивные отношения среди её участников.

Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности:

  1. Сформированность личностных качеств учащихся подросткового возраста, направленных на снижение количества межличностных конфликтов в образовательной организации.
  2. Повышение информированности о способах урегулирования конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства).
  4. Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений.
  5. Способность объективно оценивать поведение других людей и собственное.
  6. Сформированность компоненты конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).

Содержание программы учебного курса внеурочной деятельности «Медиатор ОЦО»

№ п/п

Название разделов

Содержание раздела

Виды и формы деятельности

1

Введение в курс.

Цели и задачи школьной службы примирения (медиации).

Общее представление о медиации.

Изучение нового материала,

Беседа ознакомительная,

притча,

дискуссия

2

Раздел 1. Познай себя... «Я-концепция»

Что такое самопознание. Нужно ли человеку учиться познавать себя. Навыки самораскрытия.

Что такое эмоции? Позитивное и разрушительное влияние эмоций. Темперамент: типы, характеристики. Способы регулирования эмоционального состояния. Определение эмоций по внешним признакам, обогащение словарного состава обозначениями эмоциональных состояний, установление связей между внутренним состоянием и внешними проявлениями эмоций, развитие внимания к эмоциональной сфере собеседника. Определение причин возникновения эмоциональной реакции на события.

Создание позитивного эмоционального состояния.

Применение на уроках игровых форм,

работа с иллюстрациями, конкурс ,

групповые дискуссии,

тест,

тренинг

3

Раздел 2. Медиация в нашей жизни

Что такое медиация? Кто такой медиатор? Школьная служба примирения. Совместная работа в группе.

Задачи школьной службы примирения (медиации).

Притча «Спор под апельсиновым деревом».

Работа службы примирения. Переговоры.

Установление зрительного контакта с собеседником. Расположение к себе собеседника. Умение задавать правильные вопросы. Умение слушать и слышать. Стимулирование принятие решения. Доводы. Работа с аргументами.

Сбор информации в медиации. Теория и практика. Работа с интересами сторон. Привлечение представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации. Особенности разрешения споров в школьных конфликтах с помощью медиации.

Понятие “конфликт”. Основные стадии протекания конфликта Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Взаимодействие в конфликте Самоконтроль в общении. Анализ и разрешение конфликтных ситуаций

Изучение нового материала,

лекция,

тест,

просмотр и обсуждение видеофильма, беседы,

игры,

анкетирование,

тренинг

4

Раздел 3. Общение в контексте взаимодействия людей

Общение как воздействие на партнёра. Вербальная и невербальная

коммуникация.

Язык тела. Восприимчивость, интуиция, предчувствие.

Основные коммуникационные жесты. Как научиться говорить на языке жестов.

Хорошо знакомые учащимся игры "Мафия" и "Крокодил", новый взгляд на них.

Анкетирование.(Диагностика эмпатии: опросник А.Меграбяна и Н.Эпштейна).

Итоговое занятие. Интерактивная игра «Медиация в нашей жизни»

анкетирование,

тренинг,

игры, тест

Тематическое планирование

        

№ п/п

Тема учебного занятия, раздела

Количество часов

1

Введение в курс. Цели, задачи. Общее представление о медиации

2

2

Раздел 1. Познай себя... «Я-концепция»

18

3

Раздел 2. Медиация в нашей жизни.

28

4

Раздел 3. Общение в контексте взаимодействия людей

20

Итого:

68 часов

Тематическое планирование

68 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

1

Введение в курс. Цели, задачи. Общее представление о медиации

2

2

Раздел 1. Познай себя... «Я-концепция»

2

3

Базовые ценности человеческого общества. Развитие умения сказать комплимент собеседнику. Принятие себя. Тренинг

2

4

Познаем себя. Я - личность. Особенности подросткового возраста

2

5

Темперамент и характер человека. Определение типа темперамента. Тест Айзенка

2

6

Тест «ваш тип характера»

2

7

Феномен агрессии в медиации: мотивы агрессивного поведения; способы снижения агрессии в конфликте

2

8

Тактики и приемы работы с агрессией. Уровень агрессивного поведения человека. Тест Б.Басс, Р.Дарки

2

9

Работа с гневом и злостью. Тренинг

2

10

Тренинг по работе с собственным эмоциональным состоянием. Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов. Практика

2

11

Раздел 2. Медиация в нашей жизни. Что такое медиация? История возникновения. Кто такой медиатор? Типы медиаторов. Принципы медиации

2

12

Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»

2

13

Виды школьных конфликтов. Стадии протекания конфликтов. Изучение правил ведения спора.

2

14

Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Практикум. Тест "Стратегии поведения в конфликте" (К. Томас)

2

15

11 табу в конфликтной ситуации. Кодекс поведения в конфликте

2

16

Техника активного слушания. Практикум. Тест «Умеете ли вы слушать?»

2

17

Деятельность школьной службы медиации. Программа примирения (этапы и задачи)

2

18

Компетенции медиатора на этапах примирительных программ. Качества и навыки медиатора

2

19

Как провести беседу с участниками конфликта? Восстановительные технологии медиации. Коммуникативные техники в работе медиатора

2

20

Проведение переговорной игры.

Проведение учебной медиации (Отработка полученных знаний, умений и навыков ведения медиации)

2

21

Отработка первого и второго этапов – получение дела, предварительная встреча с обидчиком и с потерпевшим

2

22

Отработка третьего этапа – примирительной встречи конфликтующих сторон

2

23

Обсуждение потребности обидчика на встрече. Обсуждение потребности жертвы на встрече

2

24

Заключение примирительного договора. Заполнение документации по программам примирения

2

25

Раздел 3. Общение в контексте взаимодействия людей

2

26

Тренинг «Выстраивание отношений с партнером через невербальное и вербальное общение»

2

27

Понятие "метаязык" или язык разговора. Язык телодвижений. Практикум. Умение распознать язык разговора и язык телодвижений (игры "Мафия" и "Крокодил", новый взгляд на них)

2

28

Формирование навыков социального взаимодействия 

2

29

Сущность процесса восприятия одним человеком другого. Эффекты восприятия и оценки партнеров по общению

2

30

Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, рефлексия, идентификация

2

31

Игра «Сглаживание конфликтов»

2

32

Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Разноцветный мир эмоций»

2

33

Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Мастерская общения»

2

34

Итоговое занятие

2

Всего:

68 часов

Литература:

  1. Электронный ресурс А.Ю.Коновалова http://www.8-926-145-87-01.ru/
  2. «В помощь школьным службам примирения» Сборник методических материалов. Сост. Макурина Ю.В., Грихутик Н.Н. 2008 г.
  3. «Медиация как способ решения конфликтов в образовательном процессе» Кузичкина Л.А.
  4. «Школьная служба примирения – способ позитивной самореализации подростков» Халабузарь А.Б.,2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов

Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »

 Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....