Программа школьной службы медиации.
календарно-тематическое планирование (7 класс)
Данная программа поможет участникам школы мирно сосуществовать.
Главная цель нашей медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
В нашей школе медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shsm_na_2022-2023_2.docx | 51.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никологорская средняя общеобразовательная школа
Вязниковского района Владимирской области»
Программа развития
Школьной службы медиации
Автор:
педагог-психолог
Горбунова Людмила Александровна.
89107719654
Никологоры 2022
Оглавление
1. Паспорт программы…………………………………………………….3
2.Постановка проблемы …………………………………………….…….7
3. Цели и задачи программы примирения…………………………….….9
4. План действий по достижению результатов………………………....10
5. Ожидаемые результаты………………………………………………...15
6. Какой мы видим нашу школу в будущем……………………………..16
7. Нормативные документы, регламентирующие деятельность
Школьной службы медиации………………………………………….….17
1. Паспорт программы
1. | Полное название школы. Полное название программы. | «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Программа развития службы школьной медиации на 2022-2023учебный год |
2. | Нормативные документы разработки программы | Положение о Школьной службе медиации утверждено приказом МБОУ «Никологорская средняя школа» от 30.08.2022 № 368 «О создании школьной службы медиации» |
3. | Дата принятия программы | Протокол педсовета школы № 368 от 30.08.2022 «Об утверждении программы Школьной службы медиации» |
4. | Заказчик Программы | Администрация МБОУ «Никологорская средняя школа», обучающиеся, педагоги, родители обучающихся. |
5. | Ответственные за программу | Заместитель директора по ВР Сырбу А.А. Педагог-психолог Горбунова Л.А. |
6. | Цель программы | Реализация эффективной модели школьной службы медиации (примирения) для всех категорий обучающихся, позволяющей снизить количество детей, стоящих на различных видах учета, и уменьшить количество конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе. |
7. | Задачи программы | -обеспечить освоение и внедрение в практику работы принципов восстановительной медиации, восстановительных процедур; -популяризировать деятельность ШСМ среди учеников, педагогов и родителей; -создать комфортную среду для развития навыков конструктивного взаимодействия в разных сферах жизни и школы; -систематизировать воспитательную работу, внеурочную деятельность, социальное проектирование на решение конфликтных вопросов всех участников образовательного процесса; -обеспечить обучение учащихся, педагогов и родителей восстановительным технологиям школьной медиации; -создать систему мониторинга: мониторинг конфликтов, мониторинг случаев обращения в службу, мониторинг завершенных программ по разным категориям детей -научить детей выходам из конфликтных ситуаций; -снизить число конфликтных ситуаций при взаимодействии в школе и дома. |
8. | Основные направления реализации программы | -реализация мероприятий, направленных на разрешение конфликтных ситуаций; -использование восстановительной технологии в примирительных программах; -пропаганда бесконфликтного общения и развитие толерантных отношений в образовательном пространстве школы; -волонтерская деятельность. |
9. | Сроки реализации программы. План. | 2022-2023 гг. |
Этап 1. | Подготовительный (сентябрь-декабрь 2022г.)
| |
Этап 2. | Практический (январь –март 2023г.) На этом этапе планируется: -реализация программы развития Школьной службы медиации; -совершенствование нормативно-правовой базы Школьной службы медиации; -освоение новых восстановительных практик: «Школьная конференция», круглый стол «Круги заботы», «Семейная конференция» и их применение; -участие в работе обучающих видео-лекций, семинарах, тренингах проводимых Службами медиации из других школ, учреждений дополнительного образования; -связь с социальными партнерами. | |
Этап 3. | Обобщающий (март-апрель 2023г.) На этом этапе планируется: -подведение итогов реализации программы; -создание банка данных из опыта работы Школьной службы медиации (кейсы, описание случаев, публикации в СМИ); -представление опыта работы Школьной службы медиации педсовету, Управляющему совету. | |
11. | Ожидаемые результаты | -создана и работает детско-взрослая команда медиаторов; -разработана и реализуется Программа обучения медиаторов - учащихся и медиаторов - родителей; -создано гуманное и безопасное пространство для развития, социализации детей и подростков, профилактики правонарушений, социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций; -повышено качество раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних; -разрешение конфликтов силами образовательного учреждения; -профилактика школьной дезадаптации; -оформлены и регулярно обновляются информационные стенды Школьной службы медиации; -информация о деятельности Службы размещена на сайте школы; -Школьная служба медиации работает в сотрудничестве с социальными партнерами; -наблюдается снижение уровня правонарушений. |
12. | Организация контроля за выполнением программы | Контроль за выполнением программы осуществляет заместитель директора по ВР |
14. | Кадровое обеспечение службы примирения | Сырбу А.А. - заместитель директора по воспитательной работе Горбунова Л.А. педагог-психолог. Глухова М.Ю. социальный педагог |
15. | Ответственные лица для контактов | Сырбу Александра Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работе. |
16. | Адрес школы Телефон (факс) | Почтовый адрес: Телефон: |
2. Постановка проблемы
Школа - это место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, и взрослых, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. Подростки и дети часто вовлекаются в конфликты, и нередко становятся нарушителями или жертвами. И наша школа не исключение. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам, родителям и педагогическому коллективу избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, научиться самостоятельно разрешать ситуации (в том числе возместить ущерб), избегать повторения подобного в будущем.
Главная цель нашей медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
В нашей школе медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Каждый второй подросток в России сталкивался с проблемами во взаимоотношениях в школе.
Со стороны сверстников 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет - в первую очередь жалуются на психологическую агрессию со стороны учеников других классов (32%).
По мнению подростков в возрасте от 15 до 18 лет, школьников чаще всего обижают за их внешний вид (43,8%) или принадлежность по национальности (33,6%).
Каждый пятый опрошенный (19,7%), говорит о случаях злобного отношения со стороны учителей. При этом 65% подростков считают атмосферу в своей школе дружелюбной.
В школе у нас обучаются разные категории детей.
1. Дети-инофоны – это дети, принадлежащие к иной языковой и культурной общности, чем большинство коренного населения страны, в которой они проживают и получают образование, слабо владеющие языком данной страны или вовсе не говорящие на этом языке. Этим детям очень часто требуется дополнительная помощь, как со стороны педагогического коллектива, так и со стороны одноклассников. Эти дети очень уязвлены.
2. Дети ОВЗ и дети-инвалиды.
Ребенок с ОВЗ - физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Ребенок-инвалид - физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.
Таким детям оказывается помощь во всех сферах взаимодействия с окружающими людьми. И медиация помогает не только в разрешении конфликтных ситуаций, а самое главное сразу научить детей быть снисходительными с теми, кто от нас немного отличается. В этом и состоит главная задача медиации со всеми участниками образовательного процесса.
3. Дети состоящие на различных видах учета:
-КДН
-ПДН
-ТЖС
-СОП
Данная категория детей самая конфликтная. Так как в основном дети из неблагополучных семей. И здесь программа примирения наиболее необходима в момент проблемы взаимоотношения между детьми.
4. Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.
Данные категории детей требуют наиболее тщательного отношения к своим проблемам. Именно поэтому создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. И всегда стоят на стороне детей, которые являются жертвами. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.
3. Цель и задачи программы
Цель: реализация эффективной модели школьной службы медиации (примирения) для всех категорий обучающихся, позволяющей снизить количество детей, стоящих на различных видах учета, и количество конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, предупреждение агрессивного поведения обучающихся.
Задачи:
-обеспечить освоение и внедрение в практику работы принципов восстановительной медиации, восстановительных процедур;
-популяризировать деятельность ШСМ среди учеников, педагогов и родителей;
-создать комфортную среду для развития навыков конструктивного взаимодействия в разных сферах жизни и школы;
-систематизировать воспитательную работу, внеурочную деятельность, социальное проектирование на решение конфликтных вопросов всех участников образовательного процесса;
-обеспечить обучение учащихся, педагогов и родителей восстановительным технологиям школьной медиации;
-создать систему мониторинга: мониторинг конфликтов, мониторинг случаев обращения в службу, мониторинг завершенных программ по разным категориям детей;
-научить детей выходам из конфликтных ситуаций;
-снизить число конфликтных ситуаций при взаимодействии в школе и дома.
4. План действий по достижению результатов
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Предполагаемый результат | Ответственный |
1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности | ||||
1.1. | Совещание участников ШСМ. Планирование текущей деятельности. Определение целей и задач. Утверждение плана работы на 2022-2023 год. | Сентябрь | Планирование работы службы Утверждение Плана работы | Руководитель ШСМ |
1.2. | Изучение федеральных нормативно- правовых документов по Службе примирения | Сентябрь-май | Информированность по «Восстановительным технологиям» | Руководитель ШСМ |
2. Организационно-методическая деятельность |
2.1. | Состав Школьной службы медиации | Сентябрь | Приказ об утверждении состава и организации работы ШСМ в 2022-2023 учебном году | Заместитель директора по УВР Руководитель ШСМ |
2.2. | Рабочие заседания актива ШСМ | В течение года | Повышение качества работы ШСМ | Руководитель, члены ШСМ |
2.3. | Ведение регистрационного журнала | В течение года | Учёт случаев конфликтных ситуаций | Руководитель ШСМ |
3. Просветительская деятельность | ||||
3.1. | Информирование участников образовательных отношений (учителей, учащихся, родителей) о задачах и работе ШСМ | Сентябрь-октябрь | Информированность педагогов, учащихся и родителей о ШСМ | Руководитель, члены ШСМ |
3.2. | Размещение информации о деятельности Школьной службы медиации на сайте школы | В течение года | Информация о деятельности ШСМ на сайте ОУ | Руководитель ШСМ, ответственный за сайт ОУ |
4. Работа с обучающимися | ||||
4.1. | Проведение восстановительных программ с подростками под конкретные случаи обращения в Службу | По запросу | Позитивное изменение в школьном сообществе, где внимание и уважение – основа отношений | Руководитель, члены ШСМ |
4.2. | Восстановительные программы при семейном конфликте | По запросу | Восстановление и сохранение психических и физических ресурсов человека, снижение напряженности в семье, | Руководитель, члены ШСМ |
личная ответственность за свои действия, за принятие решений, за свое будущее | ||||||||
4.3. | Дискуссионная площадка «Мы за ЗОЖ» 7-9 класс | Апрель | Сформировать представления у детей потребности в ЗОЖ, желания укреплять своё здоровье | Руководитель, члены ШСМ | ||||
4.4 | Работа со случаями с конфликтными детьми | В течение года | Воспитание толерантного сознания; снижение конфликтогенности, криминальности школьной среды и профилактика девиантного поведения | Руководитель, члены ШСМ | ||||
4.5 | Тематические классные часы | В течение года | Положительные изменения внутреннего мира, ценностных установок | Руководитель, члены ШСМ, классные руководители | ||||
4.6 | Поведение игр на сплочение в оздоровительном каникулярном лагере | октябрь, декабрь, июнь | Объединение участников для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу | Воспитатели | ||||
4.7 | Проектирование и реализация рабочих программ внеурочной деятельности, духовно-нравственной направленности: «Дорога добра» «Я и мое Отечество» | В течение года | Приобретение ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру | Педагоги | ||||
5. Работа с родителями | ||||||||
5.1 | Консультирование родителей, законных представителей, н/л, специалистов, работающих с участниками ВП | В течение года | Реабилитация участников конфликтной ситуации | Руководитель, члены ШСМ | ||||
5.2 | Проведение родительских собраний на тему: «Конструктивные выходы из конфликтных ситуаций» | По запросу | Психологическое просвещение законных представителей – конфликтные ситуации и способы их разрешения. | Руководитель, члены ШСМ | ||||
5.3. | Консультирование родителей, законных представителей в рамках проекта «Родительский университет» по вопросам воспитания детей | По запросу | Психологическое просвещение законных представителей – конфликтные ситуации и способы их разрешения. | Консультанты проекта «Родительский университет» | ||||
5.3 | Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на проведение восстановительных программ. | В течение года и по мере необходимости | Согласия законных представителей на проведения ВП. Разработанные рекомендации. | Руководитель, члены ШСМ | ||||
6. Реализация восстановительных программ | ||||||||
6.1 | Работа с обращениями | В течение года | Полная информация о ситуации | Руководитель, члены ШСМ | ||||
6.2 | Сбор информации о ситуации, с которой проводится восстановительная процедура | По мере необходимости | Информация для ШСМ | Руководитель,члены ШСМ | ||||
6.3 | Проведение программ примирения с написанием отчётов-самоанализов | В течение года | Защита законных интересов участников образовательных отношений | Руководитель,члены ШСМ | ||||
6.4 | Индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и разрешения конфликтных ситуаций | В течение года | Гармоничные отношения с ребёнком | Руководитель ШСМ | ||||
7. Межведомственное взаимодействие | ||||||||
7.1 | Организация взаимодействия служб школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, КДН и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования | В течение года | Защита законных интересов участников образовательных отношений, занятость детей доп. образованием | Зам.директора по ВР, руководитель ШСМ | ||||
8. Мониторинг реализации восстановительных программ | ||||||||
8.1. | Подготовка отчёта, заключения о работе с конкретной ситуацией | По окончанию работы с ситуациями | Предоставление отчётности по зафиксированным и отработанным случаям | Руководитель ШСМ | ||||
8.2. | Ведение мониторинга реализации восстановительных программ и предоставление отчётов | В течение года | Предоставление отчётности по зафиксированным и отработанным случаям | Руководитель ШСМ, члены ШСМ |
5. Ожидаемые результаты
- У всех учителей сформированы ключевые (главные) компетенции: принятие ценностей восстановительного подхода, принципов восстановительной медиации ко всем участникам образовательного процесса;
- 100% педагогов владеют технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения. В классах проводятся Круги сообщества.
- В учебном процессе в 100% уроках используются технологии сотрудничества, парные, групповые формы работы.
- Оформлен и регулярно обновляется информационный стенд для размещения информации о деятельности Службы школьной медиации; информации о деятельности Службы размещена на сайте школы; буклеты есть в каждом классе.
- Оборудован кабинет для проведения медиаций.
- 2 раза в год проводится мониторинг эффективности проведенных программ.
- 1 раз в год проводится анализ деятельности Службы школьной медиации.
- В школе создано гуманное и безопасное пространство для развития и социализации детей и подростков (в том числе, при возникновении трудных жизненных ситуаций), для профилактики правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций.
- В школе и ближайшем социуме наблюдается снижение уровня правонарушений, связанных с употреблением алкоголя и психотропных веществ.
- Повышено качество раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
- Наблюдается снижение количества правонарушений и правонарушителей, обучающихся и семей, состоящих на различных видах учета.
6. Какой мы видим нашу школу в будущем.
МБОУ «Никологорская средняя школа» в 2022-2023 гг. - это школа без конфликтов и агрессии, в которой учащиеся, педагоги и родители владеют навыками бесконфликтного общения и способностью урегулировать возникающие конфликты при помощи технологий восстановительного подхода.
Учащийся школы – ребенок, человек, готовый и способный вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, уважающий других людей;
- умеющий:
вести конструктивный диалог;
достигать взаимопонимания;
сотрудничать для достижения общих результатов;
самостоятельно решать свои проблемы;
отстаивать свою точку зрения;
осуществлять коммуникацию разными категориями людей;
- соблюдающий правила этикета, правила для учащихся, Устав школы;
- уважающий закон и порядок;
- сознающий ответственность перед семьей, общество, государством;
- обладающий способностью к саморегуляции.
Учитель - человек, воспринимающий ученика как личность, готовый к равноправным партнерским отношениям с ним; принимающий ценности восстановительного подхода и принципы восстановительной медиации, владеющий технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
Родитель (законный представитель) - человек, воспринимающий своего ребенка, как личность, уважающий субкультуру детства, принимающий ценности восстановительного подхода и принципы восстановительной медиации, доверяющий Школьной службе медиации и готовый поддерживать её.
7. Нормативные документы, регламентирующие деятельность Школьной службы медиации
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.45»Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
- Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014г. По реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017годы».
- Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014года №1430-р);
- Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная служба медиации
Инновационный метод воспитательной работы среди учащихся 5- 11 классов. Как можно создать данную службу у вас в школе? В презентации даются некоторые советы....
Проект "Школьная служба медиации"
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - ...
Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"
Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...
опыт работы школьной службы медиации
Из опыта работы школы по организаци работы в школьной службе медиации, конкретные примеры разбираемых случаев в школьной службе медиации, соблюдая все этапы конфликта....
Положение о школьной службе медиации
Родителям для ознаколения и пользования. В школе создана служба премирения, которая занимается урегулированием конфликтов...
Программа школьной службы медиации
В программе имеются цели и задачи медиации...
Программа школьной службы медиации
Школьная медиация- актуальная проблема для образовательной системы России. Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учител...