Программа школьной службы медиации.
календарно-тематическое планирование (7 класс)

Горбунова Людмила Александровна

Данная программа поможет участникам школы мирно сосуществовать.

Главная цель нашей медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

В нашей школе медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

  Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shsm_na_2022-2023_2.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никологорская средняя общеобразовательная школа

Вязниковского района Владимирской области»

Программа развития

Школьной службы медиации

                           

Автор:

педагог-психолог

Горбунова Людмила Александровна.

89107719654

Никологоры 2022

Оглавление

1. Паспорт программы…………………………………………………….3

2.Постановка проблемы …………………………………………….…….7

3. Цели и задачи программы примирения…………………………….….9

4. План действий по достижению результатов………………………....10

5. Ожидаемые результаты………………………………………………...15

6. Какой мы видим нашу школу в будущем……………………………..16

7.  Нормативные  документы, регламентирующие деятельность

Школьной службы медиации………………………………………….….17

1. Паспорт программы

1.

Полное название школы.

Полное название программы.

 «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никологорская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области»

Программа развития службы  школьной медиации

на 2022-2023учебный  год

2.

Нормативные документы разработки программы

Положение о Школьной службе медиации утверждено приказом МБОУ «Никологорская средняя школа» от  30.08.2022 №  368 «О создании школьной службы медиации»

3.

Дата принятия программы

Протокол педсовета школы №  368   от 30.08.2022

 «Об утверждении программы  Школьной службы медиации»

4.

Заказчик Программы

Администрация МБОУ «Никологорская средняя школа», обучающиеся, педагоги, родители обучающихся.

5.

Ответственные за программу

Заместитель  директора по ВР Сырбу А.А.

Педагог-психолог Горбунова Л.А.

6.

Цель программы

Реализация эффективной модели школьной службы медиации (примирения) для всех категорий обучающихся, позволяющей снизить количество детей, стоящих на различных видах учета, и уменьшить количество конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.

7.

Задачи программы

-обеспечить освоение и внедрение в практику работы принципов восстановительной медиации,  восстановительных процедур;

-популяризировать деятельность ШСМ среди учеников, педагогов и родителей;

-создать комфортную среду для развития навыков конструктивного взаимодействия в разных сферах жизни  и школы;

-систематизировать  воспитательную работу, внеурочную деятельность, социальное проектирование на решение конфликтных вопросов всех участников образовательного процесса;

-обеспечить обучение учащихся, педагогов и родителей восстановительным технологиям  школьной медиации;

-создать систему мониторинга: мониторинг конфликтов, мониторинг случаев обращения в службу, мониторинг завершенных программ по разным категориям детей

-научить детей выходам из конфликтных ситуаций;

-снизить число конфликтных ситуаций при взаимодействии в школе и дома.

8.

Основные направления реализации программы

-реализация мероприятий, направленных на разрешение конфликтных ситуаций;

-использование восстановительной технологии в примирительных программах;

-пропаганда  бесконфликтного общения и развитие толерантных отношений в образовательном пространстве школы;

-волонтерская деятельность. 

9.

Сроки   реализации программы. План.

2022-2023 гг.

Этап 1.

Подготовительный  (сентябрь-декабрь 2022г.)

  • -разработать нормативно-правовую базу школьной службы медиации;
  • -разработать программу развития школьной службы медиации;
  • -изучить восстановительные технологии – школьная  медиация и опыт применения в субъектах Российской Федерации;
  • -создать группу школьных медиаторов из числа педагогов школы и учащихся;
  • -начать применение восстановительных технологий  школьная служба примирения при урегулировании парных и групповых конфликтов;
  • -внедрить элементы восстановительных технологий в разные сферы школьной жизни;
  • -организовать обучение педагогов-медиаторов и учащихся – медиаторов восстановительным практикам;
  • -совершенствовать материально-техническое оснащение для проведения восстановительным программ.

Этап 2.

Практический (январь –март 2023г.)

На этом этапе планируется:

-реализация программы развития Школьной службы медиации;

-совершенствование  нормативно-правовой базы Школьной службы медиации;

-освоение новых восстановительных практик: «Школьная конференция», круглый стол «Круги заботы», «Семейная конференция» и их применение;

-участие в работе обучающих видео-лекций, семинарах, тренингах проводимых Службами медиации из других школ, учреждений дополнительного образования;

-связь с социальными партнерами.

Этап 3.

Обобщающий (март-апрель  2023г.)    

На этом этапе планируется:

-подведение итогов реализации программы;

-создание банка данных из опыта работы Школьной службы медиации (кейсы, описание случаев, публикации в СМИ);

-представление опыта работы Школьной службы медиации педсовету, Управляющему совету.

11.

Ожидаемые результаты

-создана и работает детско-взрослая команда  медиаторов;

-разработана и реализуется Программа обучения медиаторов - учащихся и медиаторов - родителей;

-создано гуманное и безопасное пространство для развития, социализации детей и подростков, профилактики правонарушений, социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций;

-повышено качество раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних;

-разрешение конфликтов силами образовательного учреждения;

-профилактика  школьной  дезадаптации;

-оформлены и регулярно обновляются информационные стенды Школьной службы медиации;

-информация о деятельности Службы размещена на сайте школы;

-Школьная служба медиации работает в сотрудничестве с социальными партнерами;

-наблюдается снижение уровня правонарушений.

12.

Организация контроля  за выполнением программы

Контроль за выполнением программы  осуществляет  заместитель директора по ВР

14.

Кадровое обеспечение службы примирения

Сырбу А.А. - заместитель директора по воспитательной работе

Горбунова Л.А. педагог-психолог.

Глухова М.Ю. социальный педагог

15.

Ответственные лица для контактов

Сырбу Александра Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работе.

16.

Адрес школы

Телефон (факс)

 Почтовый адрес:
601422, Владимирская область, Вязниковский район, поселок Никологоры, улица 2-ая Пролетарская, дом 57 а


nicschool1@yandex.ru

Телефон:
8(49233)5-15-52

2. Постановка проблемы

Школа - это место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, и взрослых, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. Подростки и дети часто вовлекаются в конфликты, и нередко становятся нарушителями или жертвами. И наша школа не исключение. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам, родителям и педагогическому коллективу  избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, научиться  самостоятельно разрешать ситуации (в том числе возместить ущерб), избегать  повторения подобного в будущем.

        Главная цель нашей медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

В нашей школе медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

  Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Каждый второй подросток в России сталкивался с проблемами во взаимоотношениях  в школе.

Со стороны сверстников 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет - в первую очередь  жалуются на психологическую агрессию со стороны учеников других классов (32%).

По мнению подростков в возрасте от 15 до 18 лет, школьников чаще всего обижают за их внешний вид (43,8%) или принадлежность по национальности (33,6%).

Каждый пятый опрошенный (19,7%), говорит о случаях злобного отношения со стороны учителей. При этом 65% подростков считают атмосферу в своей школе дружелюбной.

          В школе у нас обучаются разные категории детей.

1.  Дети-инофоны – это дети, принадлежащие к иной языковой и культурной общности, чем большинство коренного населения страны, в которой они проживают и получают образование, слабо владеющие языком данной страны или вовсе не говорящие на этом языке. Этим детям очень часто требуется дополнительная помощь, как со стороны педагогического коллектива, так и со стороны одноклассников. Эти дети очень уязвлены.

2. Дети ОВЗ и дети-инвалиды.

Ребенок с ОВЗ - физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

 Ребенок-инвалид - физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.

Таким детям оказывается помощь во всех сферах взаимодействия с окружающими людьми. И медиация помогает не только в разрешении конфликтных ситуаций,  а самое главное сразу научить детей быть снисходительными с теми, кто от нас немного отличается. В этом и состоит  главная задача медиации со всеми участниками образовательного процесса.

3. Дети состоящие на различных видах учета:

-КДН

-ПДН

-ТЖС

-СОП

Данная категория детей самая конфликтная. Так как в основном дети из неблагополучных семей. И здесь программа примирения наиболее необходима в момент проблемы взаимоотношения между детьми.

4. Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.

Данные категории детей требуют наиболее тщательного отношения к своим проблемам. Именно поэтому создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. И всегда стоят на стороне детей, которые являются жертвами.  Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.

3. Цель и задачи программы

Цель: реализация эффективной модели школьной службы медиации (примирения) для всех категорий обучающихся, позволяющей снизить количество детей, стоящих на различных видах учета, и количество конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, предупреждение агрессивного поведения обучающихся.

 Задачи:

-обеспечить освоение и внедрение в практику работы принципов восстановительной медиации,  восстановительных процедур;

-популяризировать деятельность ШСМ среди учеников, педагогов и родителей;

-создать комфортную среду для развития навыков конструктивного взаимодействия в разных сферах жизни  и школы;

-систематизировать  воспитательную работу, внеурочную деятельность, социальное проектирование на решение конфликтных вопросов всех участников образовательного процесса;

-обеспечить обучение учащихся, педагогов и родителей восстановительным технологиям  школьной медиации;

-создать систему мониторинга: мониторинг конфликтов, мониторинг случаев обращения в службу, мониторинг завершенных программ по разным категориям детей;

-научить детей выходам из конфликтных ситуаций;

-снизить число конфликтных ситуаций при взаимодействии в школе и дома.

4. План действий по достижению результатов

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Ответственный

1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности

1.1.

Совещание участников ШСМ.

Планирование текущей

деятельности. Определение целей и задач. Утверждение плана работы на 2022-2023 год.

Сентябрь

Планирование работы службы Утверждение Плана работы

Руководитель ШСМ

1.2.

Изучение федеральных нормативно- правовых документов по Службе

примирения

Сентябрь-май

Информированность по

«Восстановительным технологиям»

Руководитель ШСМ

2. Организационно-методическая деятельность

2.1.

Состав Школьной службы медиации

Сентябрь

Приказ об утверждении состава и организации работы ШСМ в 2022-2023 учебном году

Заместитель директора по УВР

Руководитель ШСМ

2.2.

Рабочие заседания актива ШСМ

В течение года

Повышение качества работы

ШСМ

Руководитель, члены

ШСМ

2.3.

Ведение регистрационного журнала

В течение года

Учёт случаев конфликтных

ситуаций

Руководитель ШСМ

3. Просветительская деятельность

3.1.

Информирование участников образовательных отношений (учителей, учащихся, родителей) о задачах и работе

ШСМ

Сентябрь-октябрь

Информированность педагогов, учащихся и родителей о ШСМ

Руководитель, члены ШСМ

3.2.

Размещение информации о деятельности Школьной службы медиации на сайте школы

В течение года

Информация о деятельности ШСМ на сайте ОУ

Руководитель ШСМ, ответственный за сайт ОУ

4. Работа с обучающимися

4.1.

Проведение восстановительных программ с подростками под конкретные случаи

обращения в Службу

По запросу

Позитивное изменение в школьном сообществе, где

внимание и уважение – основа отношений

Руководитель, члены ШСМ

4.2.

Восстановительные программы при семейном конфликте

По запросу

Восстановление и сохранение психических и физических ресурсов человека, снижение

напряженности в семье,

Руководитель, члены ШСМ

личная ответственность за свои действия, за принятие

решений, за свое будущее

4.3.

Дискуссионная площадка «Мы за ЗОЖ»  7-9 класс

Апрель

Сформировать представления у детей потребности в ЗОЖ, желания укреплять своё

здоровье

Руководитель, члены ШСМ

4.4

Работа со случаями с конфликтными детьми

В течение года

Воспитание толерантного сознания; снижение

конфликтогенности, криминальности школьной среды и профилактика

девиантного поведения

Руководитель, члены ШСМ

4.5

Тематические классные часы

В течение года

Положительные изменения внутреннего мира,

ценностных установок

Руководитель, члены ШСМ, классные руководители

4.6

Поведение игр на сплочение в

оздоровительном каникулярном лагере

октябрь, декабрь, июнь

Объединение участников  для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу 

Воспитатели

4.7

Проектирование и реализация

рабочих программ

внеурочной деятельности,

духовно-нравственной направленности:

«Дорога добра»

«Я и мое Отечество»

В течение года

Приобретение ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру

Педагоги

5. Работа с родителями

5.1

Консультирование родителей, законных

представителей, н/л, специалистов, работающих с участниками ВП

В течение года

Реабилитация участников конфликтной ситуации

Руководитель, члены ШСМ

5.2

Проведение родительских собраний на тему: «Конструктивные выходы из конфликтных ситуаций»

По запросу

Психологическое просвещение законных представителей –

конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Руководитель, члены ШСМ

5.3.

Консультирование родителей, законных

представителей в рамках проекта «Родительский университет» по вопросам воспитания детей

По запросу

Психологическое просвещение законных представителей –

конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Консультанты проекта «Родительский университет»

5.3

Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на

проведение восстановительных программ.

В течение года и по мере необходимости

Согласия законных

представителей на проведения ВП. Разработанные

рекомендации.

Руководитель, члены ШСМ

6. Реализация восстановительных программ

6.1

Работа с обращениями

В течение года

Полная информация о

ситуации

Руководитель, члены

ШСМ

6.2

Сбор информации о ситуации, с которой проводится восстановительная процедура

По мере необходимости

Информация для ШСМ

Руководитель,члены ШСМ

6.3

Проведение программ примирения с написанием отчётов-самоанализов

В течение года

Защита законных интересов участников образовательных отношений

Руководитель,члены ШСМ

6.4

Индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и разрешения конфликтных ситуаций

В течение года

Гармоничные отношения с ребёнком

Руководитель ШСМ

7. Межведомственное взаимодействие

7.1

Организация взаимодействия служб школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, КДН и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования

В течение года

Защита законных интересов участников образовательных отношений, занятость детей доп. образованием

Зам.директора  по ВР, руководитель ШСМ

8. Мониторинг реализации восстановительных программ

8.1.

Подготовка отчёта, заключения о работе с конкретной ситуацией

По окончанию работы с ситуациями

Предоставление отчётности по зафиксированным и отработанным случаям

Руководитель ШСМ

8.2.

Ведение мониторинга реализации восстановительных программ и предоставление отчётов

В течение года

Предоставление отчётности по зафиксированным и отработанным случаям

Руководитель ШСМ, члены ШСМ

5. Ожидаемые результаты

  1. У всех учителей  сформированы ключевые (главные) компетенции: принятие ценностей восстановительного подхода, принципов восстановительной медиации ко всем участникам образовательного процесса;
  2.  100% педагогов владеют технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения. В классах проводятся Круги сообщества.
  3. В учебном процессе в 100% уроках используются технологии сотрудничества, парные, групповые формы работы.
  4. Оформлен и регулярно обновляется информационный стенд для размещения информации о деятельности Службы школьной медиации; информации о деятельности Службы размещена на сайте школы; буклеты есть в каждом классе.
  5. Оборудован кабинет для проведения медиаций.
  6. 2 раза в год проводится мониторинг эффективности проведенных программ.
  7. 1 раз в год проводится анализ деятельности Службы школьной медиации.
  8. В школе создано гуманное и безопасное пространство для развития и социализации детей и подростков (в том числе, при возникновении трудных жизненных ситуаций), для профилактики правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций.
  9. В школе и ближайшем социуме наблюдается снижение уровня правонарушений, связанных с употреблением алкоголя и психотропных веществ.
  10.  Повышено качество раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
  11.  Наблюдается снижение количества правонарушений и правонарушителей, обучающихся и семей, состоящих на различных видах учета.

        

6. Какой мы видим нашу школу в будущем.

МБОУ «Никологорская средняя  школа» в 2022-2023 гг. - это школа без конфликтов и агрессии, в которой учащиеся, педагоги и родители владеют навыками бесконфликтного общения и способностью урегулировать возникающие конфликты при помощи технологий восстановительного подхода.

Учащийся  школы – ребенок, человек, готовый и способный вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, уважающий других людей;

 - умеющий:

вести конструктивный диалог;

достигать взаимопонимания;

сотрудничать для достижения общих результатов;

самостоятельно решать свои  проблемы;

отстаивать свою точку зрения;

осуществлять коммуникацию разными категориями людей;

- соблюдающий правила этикета, правила для  учащихся, Устав школы;

- уважающий закон и порядок;

- сознающий ответственность перед семьей, общество, государством;

- обладающий способностью к саморегуляции.

Учитель - человек, воспринимающий ученика как личность, готовый к равноправным партнерским отношениям с ним; принимающий ценности восстановительного подхода и принципы восстановительной медиации, владеющий технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Родитель (законный представитель) - человек, воспринимающий своего ребенка, как личность, уважающий субкультуру детства, принимающий ценности восстановительного подхода и принципы восстановительной медиации, доверяющий Школьной службе медиации и готовый поддерживать её.

7. Нормативные  документы, регламентирующие деятельность Школьной службы медиации

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. Семейный кодекс Российской Федерации;
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.45»Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся);
  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
  7. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р «О плане  первоочередных мероприятий до 2014г. По реализации важнейших положений Национальной стратегии  действий в интересах детей на 2012- 2017годы».
  8. Концепция развития сети служб медиации в целях реализации  восстановительного правосудия в отношении  детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших  возраста, с которого  наступает уголовная ответственность  в Российской Федерации (утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 30 июня 2014года №1430-р);
  9. Межведомственный план  комплексных мероприятий по реализации Концепции  развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших  общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого  наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба медиации

Инновационный метод воспитательной работы среди учащихся 5- 11 классов. Как можно создать данную службу у вас в школе?  В презентации даются некоторые советы....

Проект "Школьная служба медиации"

     В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - ...

Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"

Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...

опыт работы школьной службы медиации

Из опыта работы школы по организаци работы в школьной службе медиации, конкретные примеры разбираемых случаев в школьной службе медиации, соблюдая все этапы конфликта....

Положение о школьной службе медиации

Родителям для ознаколения и пользования. В школе создана служба премирения, которая занимается урегулированием конфликтов...

Программа школьной службы медиации

В программе имеются цели и задачи медиации...

Программа школьной службы медиации

  Школьная медиация- актуальная проблема для образовательной системы России. Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учител...