Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока (8 класс)

Батурина Светлана Олеговна

знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции;

уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока258.96 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА ФИО разработчика

Место работы

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):


Батурина Светлана Олеговна

МКОУ « Солигаличская СОШ»

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема урока        Тире между подлежащим и сказуемым

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения базовый (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Тип урока (укажите тип урока):        урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

1

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции;

уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): тире, подлежащее, сказуемое, интонация, падеж

Краткое описание

Ресурсы: http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки с заданием, листы самооценки.

Формы контроля: устные ответы, листы обратной связи, составление памятки, оценивание работы учащихся на уроке, выборочный диктант, вопросы для уточнения информации, письменная работа.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем плодотворной работы на этом уроке.

Послушайте внимательно стихотворение. Был у поэта письменный стол. Ящиков было в нем чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки;

2

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия, Черточки, точки, кавычки и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно. Пригоршней знаки берет из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки, Так же частенько и этак и так Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный, Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставит тире,

Порою кавычки, порой двоеточие. И не жалел для концов многоточия.

– О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?

– Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков.

В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

– Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом. Вариан т 1.

За поворотом дороги показалось море. Оно сверкало лучами солнца.

Залив был великолепен. Вариан т 2.

Ландыш свеж и душист.

3

Его аромат наполняет комнату. Весна – прекрасная пора

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

- Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно?

За поворотом виднелось море.

Книга-мост в мир знаний.

Книга-друг человека.

(Можно объединить второе и третье предложения. Это пословицы. В них говорится о пользе книг.)

Найдите в предложениях подлежащее.

- Найдите в предложениях сказуемое. Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цель нашего урока.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

- Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям .Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении?

В каком падеже стоят эти имена существительные?

4

(-Эти имена существительные стоят в именительном падеже.)

Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

(-Во втором предложении подлежащее книга и сказуемое друг выражены именами существительными в именительном падеже.)

Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

(Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.) – Обратите внимание на предложения.

Лес – наше богатство.

Лес – защита земли от засух и суховеев. Объясните смысл этих предложений и постановку тире.

– Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.

Обучающиеся должны усвоить, что тире ставится между подлежащим и сказуемым в следующих основных случаях:

а) на месте пропущенной связки (в составном именном сказуемом), причем в этом случае обычно оба главных члена выделены интонационно и выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) неопределенной формой глагола

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Выборочно-распределительный диктант.

– Выберите из текста слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах.

Наша задача – хорошо учиться.

Точность и краткость – первые достоинства прозы. (А.С.Пушкин.) Ум без книги как птица без крыльев. (Посл.)

Говорить не думая – стрелять не целясь. (К.Г.Паустовский.) Он порча, он чума, он язва здешних мест. (И.А.Крылов.)

Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (К.С.Станиславский.) Жизнь прекрасна и удивительна! (В.В.Маяковский.)

Сердце не камень. (Посл.)

5

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. (Посл.) – исключение из правила

- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку. 1-я гр упп а.

Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.

Март весна света апрель весна воды. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений. 2-я гр упп а.

На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики. Май красивый по-праздничному радостный месяц года

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

1. Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений, подпишите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

Скв..рец самая бли..кая к человеку птица.

Я люблю наблюдать за жизнью скв..рцов.

С..бака друг человека.

М..рфема это значимая часть слова.

Её голос тих и п..чален.

Моя мама р..ботает в школе. Она д..ректор.

Мой брат Дима учит..ся в школе. Дима школьник.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

Скв..рец самая бли..кая к человеку птица. По..вляют..ся скв..рцы весной. Их прилёт верный призн..к прибл..жающейся отт..пели. Весенняя песня

6

скв..рца хороша и бодра ведь он отличный подр..жатель многим птицам. То вдруг скв..рец пустит со..л..вьиную трель а то крякнет дикой уткой. Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Придумайте и запишите 5-7 предложений о ваших родственниках и знакомых – чем они занимаются, какие у них профессии и т.д. Используйте предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Задание можно выполнить на альбомном листе, сопроводив предложения иллюстрациями. Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Тест. 5 класс. «Предложение. Тире между подлежащим и сказуемым».

1. Каким членом предложения является выделенное слово : Россия – наша Родина. А. подлежащее; Б. сказуемое; В. определение; Г. дополнение; Д. обстоятельство. 2. Второстепенные члены в предложении: На небе сияет яркое солнце.

А. сияет, на, небе; Б. солнце, яркое; В. на, небе, яркое.

3. Укажи распространённое предложение: А. Бегут ручьи. Б. Вечереет. В. Весело поют птицы. 4. Укажи НЕраспространённое предложение:

А. Подул холодный ветер. Б. Кругом глубокая тишь. В. Улетают птицы.

5. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым? А. Тиха украинская ночь. Б. Дятел санитар леса.

В. Лес ослепительно сверкал в лучах солнца. Г. Воздух свежий и чистый. 6. После какого слова следует поставить тире в предложении:

Голубика это лучшие витамины и полезные соки. А. Голубика Б. Лучшие В. Это Г. Витамины 7. В каких предложениях НУЖНО поставить тире. 1. Лес пахнет дубом и сосной.

2. Глинка великий русский композитор. 3. В зарослях ивняка закричала какая-то птица. 4. Март это первый весенний месяц. 5. Мой папа водитель.

8. В каких предложениях НУЖНО поставить тире. 1. Бамбук самый легкий материал. 2. Мы изучаем историю и литературу. 3. Лев это царь зверей.

4. Долгий осенний закат догорел. 5. Моя мама швея.

9. Укажите предложение, в котором НУЖНО поставить тире между подлежащим и сказуемым.

1) Москва столица нашей Родины. 2) Это чудо. 3) Она врач. 4) Спина у акулы тёмно-синего цвета. 10. Укажите предложение, в котором НУЖНО поставить тире между подлежащим и сказуемым. 1) Он несправедливый человек. 2)Ученье путь к уменью. 3) Свет молнии озарил лес.

11. Укажите предложение, в котором НЕ НУЖНО ставить тире между подлежащим и сказуемым. 1) Муравьи санитары леса. 2) Знание высшее богатство.

3) Внизу ласково плескалось море. 4) Книга лучший дар дружбы. Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

7

Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

1) Самой простой приметой был дым костра.

2) Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

3) С детских лет путешествия были моей заветной мечтой.

4) Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.

5) Собака была его лучшим другом.

6) Старый охотник стал моим лучшим другом.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз:

Время – хлеб, - считает тракторист.

Километры, - вторит машинист.

Время – сталь, - отрубит сталевар.

Жар в котле, - дополнит кочегар.

Если песня оставляет след,

Время – строки, - говорит поэт.

( паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными.) БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

8

Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставить в них знаки препинания и объяснить их постановку. 1-я гр упп а

Все неудачники лгуны. Старость не радость. Человек вот правда жизни. Люди как реки.

2-я гр упп а Татьяна не дитя.

Великое дело новость. Пятью пять двадцать пять.

Погода несносная дорога скверная

– Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз:

– Время – хлеб, – считает тракторист. – Километры, – вторит машинист.

– Время – сталь,– отрубит сталевар. – Жар в котле, – дополнит кочегар. – Если песня оставляет след,

Время – строки, – говорит поэт.

Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

9

Для всех: карточка-схема (правило) Дифференцированная работа:

А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым. Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...