Потенциал региональных музеев в преподавании русской родной литературы
презентация к уроку (7 класс)
Актуальность исследования продиктована современными теориями в лингводидактике, где приоритетным является коммуникативно-деятельностный подход и коммуникативный метод, который можно реализовать, опираясь на культурно-образовательный потенциал музея, в частности форм и методов музейной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potentsial_regionalnyh_muzeev_v_prepodavanii_russkoy_rodnoy_literatury.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования продиктована современными теориями в лингводидактике, где приоритетным является коммуникативно-деятельностный подход и коммуникативный метод, который можно реализовать, опираясь на культурно-образовательный потенциал музея, в частности форм и методов музейной педагогики.
Предмет исследования – учебные экскурсии, применяемые в обучении родной русской литературы в контексте коммуникативно-деятельностного подхода.
Цель исследования – создание и теоретическое обоснование методики обучения русской литературы, основанной на использовании музейного пространства, а также форм, методов и технологий музейной педагогики.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи : 1.установить место музея в системе культуры ; 2.определить образовательные возможности музейной среды ; 3.выявить методический потенциал музея и музейной педагогики для обучения языку; 4.рассмотреть экскурсию как специфическую форму интерактивной деятельности в преподавании русской родной литературы;
« Музей – это культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия»
Проходившая в 2007 г. в Вене конференция выработала следующее определение: « Музей - некоммерческое учреждение на постоянной основе, действующее на благо общества и его прогресса, открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, пропагандирует и экспонирует – в целях обучения, образования и удовольствия – материальные и нематериальные свидетельства деятельности человека, а также объекты окружающей среды».
Первый этап ее становления связан с основанием первого протомузея – Александрийского мусейона (III век до н. э.). Подобные протомузеи обычно создавались по инициативе представителей светской или религиозной власти. Так, в России к подобным протомузейным формам относятся великокняжеские сокровищницы, церковные ризницы, культурные сады, храмы, аптеки, аптекарские огороды, арсеналы, зверинцы.
Второй этап – это довольно длительный период постепенного формирования основных функций музея – хранения, систематизации, исследования, экспонирования (показ), функции образования и воспитания. В это время музеи начинают дифференцироваться по профилю – исторические, художественные, естественно - научные и т.д. В России зарождение первых музеев происходит с конца XVII в., и в 1714 г. открыт первый официальный музей – Кунсткамера. Уже в XIX – середине ХХ вв. музейный мир становится особой сферой культурной жизни, составной и неотъемлемой частью российской культуры, наделённой статусом «культурной нормы». В это время закладывается термины «музейный предмет» и «музейная экспозиция».
Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Использование музейной педагогики на основе компетентностного подхода позволяет приобщать детей к музейной культуре с раннего возраста, развивает личностные и творческие способности, приобщает к различным формам коммуникации.
Базисом музейной педагогики является музейная коммуникация – визуальный и вербальный канал связи между передатчиком (музейным педагогом), посредником (музейный предмет / экспонат либо экспозиционно-выставочный комплекс) и приемником (музейным зрителем/ музейным учащимся). Музейный педагог является медиатором, транслятором социокультурной информации. Его задача – разработать эффективный способ подачи музейной информации и найти возможности достижения адекватного восприятия ее аудиторией.
Особенностью обучения в музее является также возможность максимально реализовать свои интеллектуальные способности и удовлетворить культурные потребности, оно стимулируется экспрессивностью и тематическим разнообразием музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружках. Музейный урок или занятие преимущественно используется как форма работы музея с учащимися средних школ, гимназий, лицеев и колледжей. Развитие креативности является третьей, высшей ступенью постижения музейной информации.
План урока-экскурсии Организационно-мотивационная часть . Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ. Актуализация опорных знаний . Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии. Непосредственно экскурсионная часть , в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы , делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.). Обобщение и систематизация знаний, рефлексия . Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями. Итоги . Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом : сделать фотоотчет , презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.
Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Изучая произведения художественной литературы, читая и разбирая различные тексты на уроках русского языка, можно «приблизить» и «оживить» прошлое, совершить увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.
Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Использование музейной педагогики на основе компетентностного подхода позволяет приобщать детей к музейной культуре с раннего возраста, развивает личностные и творческие способности, приобщает к различным формам коммуникации.
В настоящее время музейная педагогика осуществляет свои задачи с опорой на методологические подходы, которые считаются общепризнанными в педагогике: личностный, деятельностный , диалогический (коммуникативный), культурологический, системный, средовой, компетентностный .
Виртуальные экскурсии можно использовать на уроках литературы, когда мы ведем разговор о биографии писателя, знакомимся с его творчеством в целом, а также на уроках развития речи по русскому языку. Эти экскурсии носят характер наглядности и обеспечивают видеоряд к той информации, которую мы хотим сообщить ученикам.
Для формирования и развития информационных компетенций подбираются различные задания (загадки, загадки с подвохом, ребусы, шифровки, анаграммы). Они не только научились находить информацию к занятиям и урокам, но и правильно систематизировать её, исходя из поставленной задачи.
Таким образом, использование элементов музейной педагогики делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным. Музейная педагогика помогает прожить ребенку не одну свою жизнь, а сотни других жизней, о которых расскажет каждый экспонат музея. Музейная педагогика -это интеграция музея в систему образования. Обращение к музейной педагогике помогает формировать потребность во взаимодействии с памятниками культуры, понимание исторических эпох.
Музей Льва Николаевича Толстого
Музей Максима Горького и Фёдора Шаляпина
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка, литературы и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
План работы над методической темой...
Рабочая программа по учебному предмету "Русская родная литература"
Рабочая программа по учебному предиету "Русская родная литература" в 9 классе. Программа по родной литературе (русской литературе) соотнесена с программой по русской литературе. Вместе с тем...
Рабочая программа по русской родной литературе
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эст...
Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе
Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе...
Планирование уроков по русской родной литературе и родному русскому языку для 7 классов
Содержит тематическое планирование и рабочую программу по новому предмету. Составлена на основе примерной программы ,вязтой с сайта НИРО(Нижегородский институт развития образования)...
Преподавание курса "Родная литература"
Выступление на секции РМО...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...