ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
статья

Александра Андреевна Чернышова

В тезисах говорится об особенностях речевой активности детей с ДЦП, причинах нарушений в развитии речи, упражнениях для стимуляции речевой активности.

Ключевые слова: младший школьный возраст, детский церебральный паралич, речевая активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernyshova_a._a_1.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В тезисах говорится об особенностях речевой активности детей с ДЦП, причинах нарушений в развитии речи, упражнениях для стимуляции речевой активности.

Ключевые слова: младший школьный возраст, детский церебральный паралич, речевая активность.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это комплекс двигательных расстройств, которые возникают вследствие повреждения мозга в перинатальном периоде. С каждым годом количество детей, рождающихся с этим диагнозом, стремительно увеличивается. В среднем, детским церебральным параличом страдают 6 и 1000 детей. Для родителей таких детей, зачастую, проблемный вопрос заключается в следующем: «Как помочь ребенку правильно развиваться?», «Как обеспечить ему полноценную жизнь, обучение, социализацию?». В современной системе образования предусмотрены пути и способы всестороннего развития детей с ДЦП в рамках начальной школы. Моя работа является весьма актуальной, поскольку в тезисах будут рассмотрены особенности развития речи детей с детским церебральным параличом.

Как известно, при ДЦП отмечаются двигательное и речевое расстройства, между которыми можно проследить некоторую взаимосвязь, т.к. нарушения скелетной и речевой мускулатуры связаны между собой.

Если говорить о речевых нарушениях, то можно выделить самые частые из них:

– фонетические и фонематические, которые являются следствием дизартрии (нарушение произношения вследствие поражения нервной системы);

– индивидуальное и специфическое усвоение лексической системы языка, связанное со спецификой самого расстройства;

– нарушение освоения грамматики в речи, которое неразрывно связано с вышеуказанными нарушениями;

– сложности с формированием собственной речи и пониманием речи собеседника;

– дисграфия и дислексия во всех проявлениях.

Вопросы недоразвития речи при детском церебральном параличе изучались такими исследователями, как М. Я. Брейтман, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова. Все они отмечали связь моторики верхних конечностей с развитием речи. Н. Н. Малофеев и Л. Б. Халилова изучали вопрос освоения лексики детьми с ДЦП и выявили, что у детей с этим расстройством семантический запас на 90% состоит из существительных, глаголов и предлогов, а остальные части речи ими предствлены в их лексиконе недостаточно.

Если говорить о письменной речи, следует отметить, что наблюдаются затруднения в звуко– буквенном анализе, пропускание некоторых звуков и букв, замена одних букв другими. Также часто встречается у детей с ДЦП так называемое «зеркальное» письмо, т.е. дети рисуют и пишут справа налево, а буквы изображают на письме в зеркальном отражении. Специалисты связывают это явление с поражением правых конечностей. В основном, все затруднения на письме связаны с недостатком зрительных впечатлений и представлений, а также со слабой связью зрительных образов с звуковыми и артикуляционными.

Можно сделать вывод, что необходимы специальные упражнения по развитию речевой активности для детей с ДЦП.

Упражнения необходимо проводить по следующим направлениям:

– нормализация и активное функционирование органов артикуляции;

– развитие слухового и зрительного восприятия;

– развитие эмоциональных реакций;

– развитие движений кистями рук и действий с различными предметами;

– формировать понимание «что такое речь»;

– научить применять речь в конкретных ситуациях;

– формировать позитивный настрой на занятиях по развитию речи.

Главный залог успешности упражнений – это настрой самого ребенка. Чтобы занятия приносили необходимые плоды, нужно подбирать такие игры и упражнения, чтобы ребенок был постоянно увлечен и заинтересован в результате.

Примерный комплекс упражнений для развития речевой активности:

1. Упражнения по методике «Расскажи стихи руками».

Ученики произносят текст и выполняют точные выразительные движения и жесты.

«Ученые мартышки»

Две проказницы мартышки

Полистать любили книжки.

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело

И очки они надели.

  1. Игры и упражнения на координацию голоса и движений.

а). Ученики произносят текст и вместе с педагогом выполняют движения.

«Лесная азбука». К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

У– У– У – идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

А– У– У – путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

Ы– Ы– Ы – пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

б). «Косари». Вдох и «отведение косы» в строну, выдох и «взмах косой» с произнесением междометий «ух», «эх», «ах».

Повреждения центральной нервной системы неблагоприятно отражаются на формировании речи, но в процессе развития ребенка происходит компенсация, успешность которой определяется как внутренними резервами самого организма, так и методами и способами, дающими толчок этим резервам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью....

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью....

Методическая разработка Дидактические игры в коррекционно-развивающей работе младшего школьника с детским церебральным параличом. Воспитатель Колоненкова М.И.

ВведениеВ настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так эта патология чрезвычайн...

Особенности развития образа Я у подростков с детским церебральным параличом

В данной статье описываются особенности развития образа Я у подростков с детским церебральным параличом, а также факторы, влияющие на его развитие....

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Данная статья включает в себя характеристику адаптивной физической культуры и ее особенности при занятиях с детьми имеющими диагноз детский церебральный паралич....

Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников с детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью в системе логопедического сопровождения (из опыта работы)

Трудности обучения младших школьников, имеющих сложный дефект (ДЦП и интеллектуальную недостаточность), определяются не только тяжестью и многообразием их двигательных расстройств, стойким недоразвити...

Особенности письменной речи у младших школьников с нарушениями зрения

Данная публикация будет полезна педагогам, работающих с детьми с нарушениями зрения...