Программа кружка "Фантазия" 5-6 класс
материал (5 класс)
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.1.6_kruzhok_fantaziya_5-6_klassy.docx | 450.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа для кружка «Фантазия» 5-6 классов создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы», рабочей программы под редакцией «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011.
Рабочая программа кружка «Фантазия» по внеурочной деятельности изобразительного искусства для 5 классов и рассчитана на 157, 5 часов по 4,5 часа в неделю.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, нетрадиционного рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Данная образовательная программа имеет художественно – эстетическую направленность.
Программа предназначена для разных возрастных категорий обучающихся и имеет различные уровни её усвоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности.
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа, раскрывает понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа.
Основная цель программы:
формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно - творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
- Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- Обучить технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
- Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- Воспитывать нравственные качества детей;
- Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения;
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- Формировать эстетический и художественный вкус;
- Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- Развивать положительные эмоции и волевые качества;
- Развивать моторику рук, глазомер.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
- формирование ценностных основ культуры личности (обогащение внутренней культуры и воспитание внешней культуры);
- опора на личностно- ориентированный подход в образовании;
- учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), а также особенностей местной региональной культуры.
Структура программы
Программа кружка декоративно - прикладного искусства основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т. е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с природным материалом
- Работа с нетрадиционным материалом
- Работа с бумагой
- Декоративная роспись
- Работа с пластичными материалами
- Выставки, экскурсии, праздники
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых, коллективных)
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
- эскиз
- воплощение в материале
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Педагогические принципы:
-Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
- ведущие виды деятельности в различных возрастных группах;
- потребности, интересы учащихся;
- уровень развития первичного коллектива;
- уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход.
-Создание ситуаций успеха для каждого ребенка.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
-формирование практических навыков
Формы и методы проведения занятий.
В программе кружка предусмотрены разные типы занятий: упражнения, вариации, импровизации, помогающие создать условия творческого участия школьников в учебном процессе. В процессе обучения дети развивают способности воспринимать искусство как образное отражение действительности, это позволяет воздействовать на духовный мир школьника, формировать его мировоззрение.
Проектирование орнаментальных или сюжетных композиций должно вестись в единстве с целостным решением художественного произведения, что поможет развивать у них чувство четкого понимания композиционных законов построения форм и декора. Поэтому эта работа должна быть положена в основу обучения учащихся декоративно – прикладному искусству. И начинается с самого простого: дать школьникам общее представление об орнаменте, его связи а природой, национальной культурой, о характерных особенностях его построения., раскрытии понятия симметрии. В программу включены беседы по технике безопасности и личной гигиены, так как курс вмещает в себя разные техники изображения с различными материалами и инструментами.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета на занятиях кружка «Фантазия»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства4
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Планируемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку.
Технологии организации образовательного процесса:
– личностно-деятельностная;
– проблемно-диалогическая;
– коллективная;
– проектная деятельность.
Тематический план
работы кружка по изобразительному искусству «Фантазия»
5-6 классы
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов |
Работа с природным материалом. 23 ч. | |||
1 | Вводный урок ДПИ. Основы художественного изображения. Виды искусства. | 3 | |
2 | Орнамент в искусстве народов мира. Виды орнамента. | 3 | |
3 | Беседа: «Что такое флористика». Понятия «композиция», «фон», « основа». Практическая работа: создание композиции из листьев. | 6 | |
4 | Изготовление поделок из природного материала, декоративное украшение предмета быта. Выполнение эскиза вазы. | 3 | |
5 | Создание эстампа с засушенных листьев. | 3 | |
6 | Знакомство с семенами растений, создание композиции из семян растений. | 3 | |
7 | Практическая работа: аппликация из семян растений «Сказочная птица» (коллективная работа) | 2 | |
Работа с нетрадиционным материалом- 34.5ч. | |||
1 | Точечное рисование. | 1.5 | |
2 | Рисуем солью. | 1.5 | |
3 | Фантазии из карандашной стружки. | 1.5 | |
14 | Необычная мозаика. | 3 | |
15 | Граттаж. Творческая работа. | 3 | |
16 | Живопись по стеклу. Витраж. | 6 | |
17 | Аппликация из бисера. | 3 | |
18 | Рисуем клеем. | 1.5 | |
19 | Выполнение новогодних плакатов. | 1.5 | |
20 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление новогодних украшений | 3 | |
21 | Работа в технике изонить. Знакомство с техникой, основные приемы работы. | 3 | |
22 | Декоративное украшение макаронными изделиями «Елка» | 3 | |
23 | Печать по трафарету. | 3 | |
Работа с бумагой- 28 ч. | |||
1 | Виды бумаги, назначение. Работа с канцелярским ножом. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Практическая работа: прорези по криволинейному контуру. | 1.5 | |
2 | Объемная бумажная пластика. | 1.5 | |
3 | Симметричное силуэтное вырезание. Понятия симметрия, силуэт. | 3 | |
4 | Моделирование из гофрированной бумаги. | 3 | |
5 | Коллаж. Композиция « Кошка у окошка». | 2 | |
6 | Коллективная работа. Моделирование бумажных цветов. Практическая работа: изготовление декоративного панно «Цветы» с использованием креповой бумаги. | 2 | |
7 | Коллективная работа « Русская деревня». | 3 | |
8 | Изготовление бумажной куклы в русском народном костюме. Знакомство с видами русского народного костюма. | 3 | |
9 | Изготовление бумажной куклы в современном костюме. Знакомство с видами современной одежды. | 3 | |
10 | Папье - Маше. Практическая работа: изготовление и роспись декоративной тарелки. | 6 | |
Декоративная роспись - 48 ч. | |||
1 | Городец. Упражнения на выполнения основных элементов росписи. Роспись деревянной доски. Основные мотивы росписи: конь, птица, цветы. | 6 | |
2 | Хохлома. Роспись посуды из папье-маше. | 3 | |
3 | Северодвинская роспись. Роспись деревянной доски. Основные мотивы росписи. Упражнения на выполнения основных элементов росписи. | 3 | |
4 | Полхов – Майдан. Изготовление туеска. Роспись | 3 | |
5 | Мезенская роспись. | 3 | |
6 | Дымковская игрушка. Изготовление и роспись. | 6 | |
7 | Синие узоры Гжели. Изготовление чайника и его роспись. | 6 | |
8 | Жестовские узоры. Композиция. | 3 | |
9 | Ракульская роспись. Роспись тарелочки. | 3 | |
10 | Мотивы северных орнаментов. Особенности орнамента ханты. Национальный костюм ханты. | 6 | |
11 | Орнамент древней Греции в шестиугольнике. | 1.5 | |
12 | Орнамент древнего Египта в треугольнике. | 1.5 | |
13 | Африканский орнамент. Построение композиции в прямоугольнике. | 1.5 | |
14 | Экскурсия в музей реки Обь на выставку «Югорское наследие». | 1.5 | |
Работа с пластичными материалами- 24ч. | |||
1 | Введение в технику лепки соленым тестом. Технология изготовления теста, его свойства. Материалы для работы. | 6 | |
2 | Лепка и роспись матрешки. | 6 | |
3 | Коллективная работа. Выполнение эскиза. Изготовление и роспись декоративного панно из соленого теста «Корзина с фруктами». | 6 | |
4 | Изготовление сувениров из теста. Лепка объёмных фигурок кулонов, подвесок. цветовое оформление поделок. Покрытие их лаком. | 6 | |
Итого часов | 157,5 |
Список литературы:
- Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
- Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
- Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
- Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.– М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...