ДООП гитара 4 года 2022 год
рабочая программа
дополнительная образовательная общеразвивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obshcherazvivayushchaya_po_gitare_4_goda_2022.docx | 77.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Рославльская детская музыкальная школа им. М.И. Глинки»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____________/М.И. Ульяшов/
«____» ___________2022 г.
МП
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы музыкального исполнительства
название предмета
дополнительная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства «Гитара»
срок обучения 4(3) года
г. Рославль
2022 г.
ОДОБРЕНО: Методическим советом МБУ ДО «Рославльская ДМШ им. М.И. Глинки» «____»_________2022г. |
|
Рабочая программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств со сроком обучения 4 года.
Организация-разработчик: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей «Рославльская детская
музыкальная школа им. М.И. Глинки»
Разработчики: Бурдыгова Т.В., Белов И.С. преподаватели МБУ ДО «Рославльская детская музыкальная школа им. М.И. Глинки».
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 4. |
2. | СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 6. |
3. | КОНТРОЛЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 12. |
4 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 14. |
5. | КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 16. |
6. | СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 18. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы музыкального исполнительства»
1.1.Область применения программы:
рабочая программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Гитара» со сроком освоения 3(4) года.
1.2. Рабочая программа учебного предмета может быть использована: в учебном процессе МБУ ДО «Рославльская детская музыкальная школа им. М.И. Глинки»
1.3. Место предмета в структуре дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства: музыкальное исполнительство, обязательная часть. Предмет изучается в 1-4 классах.
1.4. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Цели предмета:
- обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
обучающегося;
- овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве;
- формирование практических умений и навыков игры на гитаре;
- формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства;
- формирование комплекса исполнительских умений и навыков, позволяющих использовать свободу в выборе гитарного репертуара, включающих произведения разных стилей и жанров;
- освоение профессиональной терминологии;
- изучение художественно-исполнительских и технических возможностей инструмента;
Задачи предмета:
- ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
- читать с листа несложные музыкальные произведения;
- использовать музыкально-исполнительские средства выразительности;
- выполнять анализ исполняемых произведений;
- развитие музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти;
- изучение художественно-исполнительских и тембровых возможностей;
- применять элементарные навыки репетиционно - концертной работы в
качестве солиста.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- историю инструмента и его культурное наследие;
- музыкальную грамоту, музыкальную терминологию;
- гитарный репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров (сонаты, пьесы полифонического склада, старинную музыку, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знать конструктивные особенности инструмента;
- знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
- знать основы музыкальной грамоты;
- знать игровые навыки и уметь применять их самостоятельно;
- знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, темп и т. д.);
- знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
- знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для гитарного исполнительства;
- рационально использовать работе игровой аппарат гитариста.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- выполнять анализ исполняемых произведений;
- читать с листа несложные музыкальные произведения, применяя навыки слухового контроля;
- самостоятельное разучивание произведений различных жанров и стилей;
- художественно – музыкальное обрамление произведений, используя различные виды техники исполнения;
- преодолевать технические трудности исполняемого произведения;
- различать различные стили и жанры музыкальных произведений;
- уметь самостоятельно настраивать инструмент;
- самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную.
В результате освоения предмета обучающийся должен владеть:
- навыками сольного исполнительства на музыкальном инструменте гитара;
- навыками самостоятельной творческой работы на разных этапах
разучивания музыкального произведения;
- навыками трудолюбия, усидчивости и терпения;
- навыками конкурсной и концертной деятельности;
- техническими средствами и приемами игры;
- средствами и приемами, необходимыми для создания художественного
образа музыкального произведения.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 412 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 204 | |
В том числе: | ||
Практические занятия | 204 | |
Контрольные уроки, участия в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно – просветительской, творческой деятельности школы и др. | 3 | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 204 | |
В том числе: | ||
Итоговая аттестация в форме выпускного экзамена. | 1 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы музыкального исполнительства (гитара)
Наименование
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Кол-во часов |
Тема 1. Посадка и постановка игрового аппарата. | Содержание учебного материала. | |
Посадка исполнителя. Преодоление мышечных напряжений. Постановка левой и правой руки. Координация правой и левой руки. Упражнения «Пешеход»; «Змейка». Формирование начальных навыков игры, музыкально - образного мышления. Понятия аппликатуры. | ||
Практические занятия | ||
Контрольные уроки | ||
Самостоятельная работа | ||
Тема 2. Основные приемы звукоизвлечения игры на гитаре. | Содержание учебного материала | |
Освоение основных приемов игры: тирандо и апояндо, арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato. Простые одноголосные песни, попевки. Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. Формирование исполнительского мастерства. | ||
Практические занятия | ||
Контрольные уроки | ||
Самостоятельная работа | ||
Тема 3. Работа над инструктивным материалом. | Содержание учебного материала | |
Гаммы: однооктавные и двухоктавные по аппликатуре М. Каркасси. Упражнения. Арпеджио. Аккорды. Этюды. Способствует развитию различных технических навыков как левой, так и правой руки, освоению позиций. | ||
Практические занятия | ||
Контрольные уроки | ||
Самостоятельная работа | ||
Тема 4. Методика разбора произведения. | Содержание учебного материала | |
Чтение нот с листа. Особенности фактуры. Анализ формы произведения. Фразировка, динамика, артикуляция, агогика. Средства музыкальной выразительности: мелодия, гармония, ритм. Развитие музыкальной памяти и образности произведения. | ||
Практические занятия | ||
Контрольные уроки | ||
Самостоятельная работа | ||
Тема 5. Работа над аккордовой техникой. | Содержание учебного материала | |
Работа от простых до усложненных аккордовых цепочек. Знание буквенных обозначений аккордовых последовательностей. | ||
Практические занятия | ||
Контрольные уроки | ||
Самостоятельная работа | ||
Тема 6. Детальная работа над музыкальным произведением. | Содержание учебного материала | |
Развитие исполнительской техники. Работа над качеством звукоизвлечения. Работа над исполнительскими трудностями. Превращение исполнительского навыка в динамический стереотип. | ||
Практические занятия | ||
Контрольные уроки | ||
Самостоятельная работа | ||
Тема 7. Произведения малой формы. | Содержание учебного материала | |
Работа над произведениями техничного характера. Оригинальные произведения. Переложения и аранжировки. Обработки русских народных песен. | ||
Практические занятия | ||
Контрольные уроки | ||
Самостоятельная работа | ||
Тема 8. Изучение старинной музыки и полифонических произведений. | Содержание учебного материала | |
Эскизное ознакомление с произведениями старинной музыки с элементами полифонии, старинные вариации. | ||
Практические занятия | ||
Контрольные уроки | ||
Самостоятельная работа | ||
Тема 9. Работа над произведениями крупной формы. | Содержание учебного материала | |
Освоение способов решения различных стилистических и исполнительских задач. Классические вариации. Рондо. Сонатины. Сонаты. | ||
Практические занятия | ||
Контрольные уроки | ||
Самостоятельная работа | ||
Тема 10. Подготовка к публичному выступлению. | Содержание учебного материала | |
Работа над созданием художественного образа произведения. Преодоление эстрадного волнения и умение создавать оптимальное концертное состояние перед выступлением. | ||
Практические занятия | ||
Контрольные уроки | ||
Самостоятельная работа |
2.1 Виды аттестации по учебному предмету по годам и полугодиям:
Год обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Четверть учебного года | II | IY | II | IY | II | IY | II | IY |
Промежуточная аттестация Зачет/Экзамен | З | Э | З | Э | З | Э | З | |
Итоговая аттестация | И А |
2.2 Содержание предмета по годам обучения.
Первый год обучения.
Содержание: донотный период: история создания инструмента, знакомство с инструментом и его устройством. Формирование правильной, удобной посадки, постановки левой и правой руки. Подбор по слуху от разных звуков с пением различных песенных попевок. Знакомство с нотной грамотой. Чтение нот с листа.
Освоение приемов тирандо и апояндо. Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного характера.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 музыкальных произведений.
Освоение нотной грамоты первой и второй позициях. Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты.
Подготовка к игре в ансамбле на простейшем музыкальном материале (фольклорная и эстрадная музыка). Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки:
Учащийся:
- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
- применяет на практике натуральные флажолеты.
Развитие технических навыков: игра гамм C-dur, d-moll – начиная с открытой струны (М. Каркасси).
Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.
Второй год обучения.
Содержание: закрепление и развитие навыков, полученных ранее. Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Развитие техники исполнения основных приемов игры (тирандо, апояндо, стаккато, восходящее, нисходящее легато).
Произведения современных композиторов и обработки народных песен. Игра в ансамбле.
Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом. Музыка из кинофильмов, произведения старинных и современных композиторов. Подбор на слух произведений, различных по жанрам и стилям.
Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата. Знакомство с основными музыкальными терминами.
Работа над звукоизвлечением, интонацией и фразировкой. Чтение с листа пьес различных жанров.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Развитие технических навыков: гаммы в аппликатуре М. Каркасси в различных тональностях. Упражнения и этюды.
Третий год обучения.
Содержание: закрепление и развитие навыков, полученных ранее. Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм. Игра в ансамбле Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Совершенствование техники аккордовой игры, вибрации и легато. Произведения зарубежной и русской классики. Работа над развитием навыков и техники, приобретенных ранее. Знакомство и изучение простых примеров крупной формы. Закрепление навыков чтения с листа. Дальнейшее развитие навыка игры в ансамбле. Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.
Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа). Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники барре. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии или старинной музыки.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных произведений, включая ансамбли и этюды.
Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой).
Игра в ансамбле. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Развитие технических навыков: гаммы в аппликатуре М. Каркасси в различных тональностях. Упражнения и этюды.
4 год обучения.
Содержание: дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Включение в план произведений с элементами полифонии или старинной музыки. Произведения классической и народной музыки.
Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.
В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.
Контроль педагогом самостоятельной работы ученика. 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Развитие технических навыков: гаммы в аппликатуре М. Каркасси в различных тональностях. Упражнения и этюды.
3. КОНТРОЛЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.
Промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по ансамблю, аккомпанементу.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы или участие в ансамбле.
По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Обучающиеся на экзамене итоговой аттестации должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения гитарой для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
Содержание промежуточной и итоговой аттестации.
Первый год обучения.
I полугодие - два разнохарактерных произведения.
II полугодие - два разнохарактерных произведения
Второй год обучения.
I полугодие - контрольный урок, разучивание народных песен, обработок и простых пьес песенного и танцевального характера, зарубежных и современных композиторов.
II полугодие - два разнохарактерных произведения. Третий год обучения.
I полугодие - контрольный урок, разучивание народных песен, простых классических произведений.
II полугодие - два разнохарактерных произведения.
Четвертый год обучения.
I полугодие – разучивание народных песен и простых пьес песенного и
танцевального характера, современных и зарубежных композиторов.
II полугодие - итоговый экзамен в виде трех разнохарактерных произведений.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации.
По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4»; «4-»; «4+»; «3»; «3-»; «3+»; «2».Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную
В абсолютном значении «5» отлично; «4» хорошо; «3» удовлетворительно;
«2» неудовлетворительно. В случае проведения зачета (без оценки) отражается достаточный уровень подготовки и исполнения программы на данном этапе обучения.
Оценка «5» («отлично»);
- увлеченность исполнением музыкальных произведений;
- художественное исполнение в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- убедительное понимание формы исполняемого музыкального произведения;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие
Оценка «4» («хорошо»);
- нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения содержания;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа и др.
Оценка «3» («удовлетворительно»);
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»);
- частые остановки при исполнении музыкального произведения;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- метро-ритмическая неустойчивость
- без элементов выразительности.
Зачет (без оценки);
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
4 .УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
«Основы музыкального исполнительства »
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета площадью не менее 12 квадратных метров и доступа к репетициям и выступлениям в концертном зале.
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета, зала для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: гитары, пульты, стол, стулья, подставки для ног, пюпитр.
Технические средства: метроном, звукотехническая аппаратура.
Книжный шкаф для хранения методической литературы.
Освещение учебного класса согласно норм СНИП 23-05-95
4.2. Информационное обеспечение - интернет-ресурсы.
http://www.lute.ru/library/index.htm
http://www.mutopiaproject.org/piece-list.html
Педагогические условия и средства реализации учебного предмета:
форма реализации: индивидуальный урок, типы уроков:
- урок – изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
виды уроков:
- урок – сообщение новых знаний;
- урок – закрепление знаний;
- урок – повторение знаний;
- урок-репетиция;
- урок-игра, проверка знаний.
Методы обучения:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1) словесные, наглядные, практические;
2) индуктивные, дедуктивные;
3) репродуктивные, проблемно-поисковые;
4) самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
1) стимулирование и мотивация интереса к учению;
2) стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
1) исполнительского контроля, самоконтроля, самоанализа.
педагогические технологии обучения:
- традиционные: объяснительно-иллюстративные технологии;
- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества,
гуманно-личностная технология:
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии.
принципы обучения:
- научности обучения;
- связи теории с практикой;
- системности;
- сознательности и активности в обучении;
- личностно-ориентированный подход;
- принцип наглядности;
- доступность обучения;
- принцип прочности усвоения знаний, умений, навыков.
5. КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМАЯ В
РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Сформированные профессиональные компетенции | Основные показатели результатов освоения учебного предмета |
Техническая оснащенность выпускника. | Владение основными видами гитарной техники. Усвоенные аппликатурные принципы. Грамотное применении натуральных и искусственных флажолетов, приемом баре, динамики, принципов музыкальной фразировки. Совершенствование игровой техники гитариста, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники; знание позиционной игры. Владение основными средствами и приемами, необходимыми для создания художественного образа музыкального произведения, |
Сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности гитары для достижения убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельного накопления репертуара из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм. | Умение самостоятельно грамотно разобрать нотный текст, определить его жанр и стиль, исполнить музыкальное произведение, включая в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, воплотив в исполнении художественный замысел композитора. |
Владение профессиональной терминологией. | Знание профессиональной терминологии умение точно выполнять основные динамические, артикуляционные, темповые, колористические требования нотного текста; элементарный анализ разных редакций нотного текста, умение; выбрать наиболее актуальную интерпретацию произведения. |
Грамотное исполнение музыкальных произведений как сольно, так и при игре в ансамбле. | Применение художественно-исполнительских возможностей, музыкально-теоретических знаний и целесообразных технических приемов в исполнительской практике; знание репертуара для гитары, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной форм в соответствии с программными требованиями; в старших классах ориентированных на профессиональное обучение, умение самостоятельно выбрать для себя программу; |
Публичные выступления. | Опыт участия в концертах, конкурсах, фестивалях, тематических мероприятиях; понимание специфики публичного выступления; умение справляться со сценическим волнением; умение довести до слушателя основной замысел авторского текста; владеть навыком публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях. |
Чтение с листа и музыкальный анализ исполняемых произведений. | Умение упрощать и стандартизировать музыкальную фактуру навыками чтения с листа и музыкального анализа исполняемых произведений; иметь навык игры по нотам; владеть навыком чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого музицирования.
|
Сформированные общекультурные компетенции | Основные показатели результатов |
Интерес к музыкальному искусству, сольному исполнительству. | Посещение концертов, фестивалей, конкурсов; прослушивание аудио и видеозаписей исполнения музыкальных произведений, интерес к творчеству значимых музыкантов-исполнителей, дирижеров, композиторов. |
Стремление к духовному развитию, приобщение к ценностям мировой культуры. | Осознание взаимосвязи между различными видами искусства, интерес к образцам отечественного и всемирного музыкального наследия. |
Проявление интереса к музыкальной деятельности, профессиональная ориентация выпускника, выбор музыкальной деятельности в качестве будущей профессии. | Уважение и понимание сущности будущей профессии, желание расти и совершенствоваться в области музыкального исполнительства стремиться стать профессионалом своего дела. |
6. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная учебная литература:
- Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
- Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
- Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
- Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
- Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
- Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
- Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
- Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
- Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ/ Сост. П. Вещицкий. - М., 1967
- Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
- Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
- Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
- Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары/ Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
- Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1983
- Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1984
- Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1980, 1984
- Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1981, 1985
- Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1982, 1986
Дополнительная литература:
- Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
- Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
- Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970- 2009
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
- Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература:
- Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
- Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
- Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
- Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
1класс Приложение 1.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. Упражнение на первой и второй струнах.
2. Упражнение на трех струнах.
3. Упражнение на шестой струне.
4. Упражнение на пятой и шестой струнах.
5. Упражнение на басах.
6. И. Рехин. Упражнение "Морские волны".
7. Упражнение "Маленький кораблик".
8. Упражнение на прием арпеджио.
9. Этюд на прием арпеджио.
10. Х.Сагрерас. Этюд.
11. Ф.Сор. Этюд.
2 класс
Рекомендуемые упражнения и этюды
Во втором классе можно использовать:
Несложные этюды Д. Агуадо, А. Лоретти, Ф. Карулли, Д. Фортеа.
Рекомендуемые ансамбли
Итал. нар. песня «Санта Лючия», И.С. Бах «Менуэт», джазовые этюды А. Виницкого, Ф. Дуранте «Гальярда»
3 класс
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения М. Каркасси,
100 упражнений из «Школы игры» М. Джулиани,
этюды Н.Паганини, Ф. Молино, М. Каркасси и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В. Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д. Лермана; А. Виницкий «Лирическая мелодия»
4 класс
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения М. Каркасси,
100 упражнений из «Школы игры» М. Джулиани,
этюды Н. Паганини, Ф. Молино, М. Каркасси и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В. Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д. Лермана; А. Виницкий «Лирическая мелодия»
Приложение 2.
1 класс
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И. Рехин «Колокольный перезвон»
П. Румянцев Этюд №1 «Мячик»
Л. Иванова «Тучка»
2 вариант
В. Козлов. Полька «Топ-топ»
Ф. Карулли Этюд
И. Кюффнер Экосез
3 вариант
М. Каркасси Этюд (10)
Англ. нар. песня «Зеленые рукава» в обр. П. Агафошина
В.Борисевич Постановочный этюд №1
4 вариант
Л. Иванова «Избушка в лесу»
В. Надтока «Дождик»
Г. Перселл Ария
5 вариант
М. Каркасси Андантино
А. Мори «Пьеса для мальчика»
Л. Иванова «Тараканище»
6 вариант
М. Джулиани Аллегро
Д. Дюарт «Мой менуэт»
В. Бортянков «Частушка»
2 класс
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И. Рехин «Грустная песенка для Лауры»
Л. Иванова «Маленькая вариация»
Т. Хренников «Лодочка» из к/ф «Верные друзья», обр. Л. Шумидуба
2 вариант
Ю. Литовко «Маленький гитарист»
М. Каркасси Рондо
«Ходила младешенька», обр. В. Яшнева
3 вариант
Ю. Смирнов «Крутится колесико»
Г. Каурина «Осенний вальс»
Ф. Карулли Рондо
4 вариант
В. Ерзунов Этюд №2
Н. Паганини Ариетта
Ф.де Милано «Канцона»
5 вариант
Г. Перселл Менуэт
Д. Агуадо Этюд e -moll
«Пойду ль я, выйду ль я», обр. А. Иванова-Крамского
6 вариант
А. Иванов-Крамской Прелюдия
В. Борисевич «Рождество»
Ц. Кюи «Весеннее утро»
3 класс
Примерные исполнительские программы
1 вариант
А. Рамирес «Странник»
М. Каркасси Прелюд
В. Бортянков «У причала»
2 вариант
И. Рехин Маленький блюз
В. Козлов Вальс из сюиты «Трик-трак»
«Клен ты мой опавший», обр.П. Иванникова
3 вариант
Дж.Леннон -П. Маккартни «Yesterday»
А. Диабелли Менуэт
Л. Шумеев «Испанские мотивы»
4 вариант
Л. Иванова «Меланхолический вальс»
А. Виницкий «Маленький ковбой»
А. Варламов «То не ветер ветку клонит»
5 вариант
Я. Френкель Вальс из кинофильма «Женщины»
Л. Иванова Гавот
В. Ерзунов «Наездник»
6 вариант
В.А. Моцарт Аллегро
Аноним Блюз
М. Шишкин «Ночь светла»
4 класс
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л. Ивановой
Р. Бартольди Романс
А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
2 вариант
Цыганская нар. песня «Сосница», обр. М. Александровой
А. Виницкий «Маленький влюбленный червячок из земляники»
Н. Кост Баркарола
3 вариант
Н. Ган «Медленный вальс»
Аргентинская нар. мелодия, обр. М.Л. Анидо
Н. Кост «Меланхолия»
4 вариант
Старинный русский вальс «Бедная девица», обр. С. Руднева
А. Виницкий «Курьез»
Б. Калатаунд Фантангильо
5 вариант
В. Харисов Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)
В. Ерзунов «Тихая река»
О. Копенков «Неоромантическая сонатина»
6 вариант
Л. Иванова. «Романс кузнечика»
Рус. нар. песня «На окошке два цветочка», обр. В. Козлова
И.С. Бах Ария, обр. А. Ширшова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет участницы муниципального этапа конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА-2022»
Аналитический отчет...
Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса Учитель года — 2022
Информационная карта участникамуниципального этапа Всероссийского конкурса«Учитель года — 2022»...
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Конспект и технологическая карта урока обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
Урок обществознания 10 классТема: «Право в системе социальных норм» с элементами ЕГЭ....
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Презентация к уроку обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
Презентация к уроку обществознания 10 класс Тема: «Право в системе социальных норм»...
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022". САМОАНАЛИЗ УРОКА ТЕМА: "ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ"
САМОАНАЛИЗ УРОКА ТЕМА:ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ" обществознание 10 класс...
«Население Северной Америки» 2022 г конкурс "Учитель года 2022"
Предмет: ГеографияКласс: 7а классТип урока: комбинированный: проверка ранее изученного материала и усвоение новых знаний.Цель: продолжить формирование представлений о народах мира, о коренном и пришло...
Муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2022» в номинации «Учитель года».
Муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2022», в номинации «Учитель года»....