Авторская статья "Технология изучения художественного текста"
статья
Авторская статья "Технология изучения художественного текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_izucheniya_hudozhestvennogo_teksta_.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология изучения художественного текста
(использование собственных технологий в реализации образовательной программы по предмету Литература. Диагностика).
«Если душа родилась крылатой -
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей и что – Орда!
Два не миру у меня врага,
Два близнеца – неразрывна слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!»
Стихотворение Марины Цветаевой о силе духа возникает в моей памяти как могучий толчок к творческому началу. Оно как некий транквилизатор, когда мало сил и как путеводная звезда в моей однажды избранной дороге. Пусть она светит всегда. Чтобы не было равнодушия у людей, чтобы каждый стремился к своей высоте, чтобы крылья творчества никогда не слабели и возносили к Парнасу.
Ведь всё, что сотворено человеком, остаётся в веках.
Основной моей педагогической концепцией является
- технология изучения художественного текста.
- Воспитание нравственно-развитой личности.
Достижение цели осуществляется через текстовую методику.
Художественный текст – это художественная модель мира (сумма знаний о мире, глобальный обряд мира, летающий в основе мировидения человека).
Мир – это текст. Мы его читаем. Но нужно развивать ум и мир предстанет как нечто ясное.
Моя задача – научить делать мыслительные операции на тексте. Понять текст, научить прочитать, подготовить встречу с миром, в котором им жить.
Текстовая методика предусматривает единство нравственного, интеллектуального и речевого развития.
В своей технологии я использую различные анализы текста.
- мифологический
- риторический
- литературоведческий
- Стилистический
- лингвистический
- психологический
- логический
- биографический
Рассмотрим I стилистический анализ, который имеет 3 уровня
1) уровень узнавание художественного приёма
2) уровень объяснение стиля как особого хода мысли писателя, особых художественных приёмов.
т.е учащиеся не только узнают, но и могут с ними работать.
(Например, ,, Красная шапочка ”. , творческая работа – как бы её написали Бунин или Маяковский)
Приёмы стилистического анализа:
1) объяснение этимологии слова
2) сравнение вариантов (поему это слово, а не другое)
Например, в произведении «Войне и мир» Кутузов подрёмывал, а не дремал.
3) Переложение с древнерусского языка на современный и наоборот.
а) ,, Бедная Лиза ”на современный лад.
б) переложение басни на язык прозы
(Что изменится при этом?)
в) Упражнение с пропущенными эпитетами.
Учащиеся выполняли эту работу со стихотворениями Тютчева ,, Фонтан”.
4) Декламация с подчёркиванием звуковой природы слова.
игра: ,, Узнай чужое слово” (стилистический эксперимент).
Моделируется текст, похожие тексты соединяются.
5) Стилизация – это конструктивный приём, это художественная доминанта текста, общая закономерность в подчинении одних элементов другим.
Собакевич – кресло, как он говорил: ,, Я тоже Собакевич ”.
«и вся мебель тоже была похожа на своего хозяина», т.е характер героя показывается через его вещи.
II Мифологический анализ – нахождение первого слова (первослова), т.е изначального сюжета.
Можно использовать сюжет сказок.
Например: сюжет сказки:
Существует запрет, нарушение, отлучка, герой, помощники, вредитель – выведыватель.
Мы рассмотрели мифологический подтекст ,, Бедной Лизы ”.
Мать не хотела, чтобы Лиза отлучалась, говорила: ,, Не вступай в беседу с незнакомцами”.
Она ослушалась. (происходит нарушение запрета)
Появляется Эраст ( вредитель, выведывает у матери о местонахождении Лизы)
и у М. Булгакова есть похожее:
,,Никогда не разговаривайте с незнакомцами”.
III Литературоведческий анализ – изучение хронотопов, тропов.
Уметь определить хронотоп.
Например: в романе М.Булгакова ,, Мастере и Маргарита” хронотоп места Москва – Ершалаим.
Времени библейское – Москва 20-х г.г.
Также учащиеся выводят тему и идею произведения.
Например: в произведении Распутина ,, Уроки французского ” вышли мы с ребятишками к идее. Жизнь – это игра, игра ума и сердца, в процессе которой происходит самопознание и нужно играть, чтобы познавать и себя, и другого.
IV Психологический анализ.
Примеривание ситуаций на себя.
Наблюдение за душевными колебаниями героя.
Рисуем график настроения героя, причина его изменения.
V Биографический анализ.
Биографический комментарий. Как некие события в жизни писателя влияют на хронотоп сюжета.
Например В. Ерофеев ,, Москва – Петушки ”, герой умирает от рака в горле, сам автор умирает от рака горла.
Биографический анализ особенно если можно проследить на творчестве поэтов.
VI Логический анализ – общее понимание художественного произведения.
Сюжет, композиция, концепция картин мира, выделение слова – доминанты.
VII Лингвистический анализ, когда, наблюдая за единицами текста, мы приходим к идее.
Писатель отражает мир не прямо, а через творческую или образную систему произведения, которая называется художественная модель мира.
М. Бахтин: ,, Читатель творит художественный образ вслед за автором” .
В своей технологии изучения текста я использую следующие принципы лингвистического анализа.
1) Учёт экстралингвистических факторов т.е перед тем как читать произведение, мы должны знать, кто автор, его творчество, особенности мировидения, эпоху, время, в котором пишется произведение, нравы, традиции, события.
Например, при изучении ,, Евгения Онегина ” ,, А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждённый ”
Почему ,, Барабаном пробуждённый ”?
Потому что в то время рядом с Петербургом находился военный гарнизон, и в 6 утра стреляли солдаты.
,, С кувшином охтенка спешит”
(Охтенка – молочница в то время)
,, И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке не раз уж отворял своей васисдас”
(васисдас – форточка, в то время хлеб подавали через форточку в Петербурге).
2) Анализ языка с позиций норм современного русского языка.
(Если есть архаизмы в тексте, мы с учащимися их трактуем).
3) Принцип учёта жанровых особенностей (жанр этот определяет язык: предложения громоздящие).
Теперь рассмотрим технологию лингвистического изучения прозаического текста, т.е в его структуре, которая состоит:
1) Словесная организация
2) Хронотоп (Пространственно-временная организация).
I Словесную организацию её рассматриваем с позиций 3-х типов художественного слова.
1) Слово повествователя, автор (т.е конкретный человек)- одна из причин автора, которая абстрактная). Непосредственно направлено на предмет отображения и вырастает в свою точку зрения.
Слово повествователя объективно, автор знает всё.
2) Слово персонажа, его речь направлена на свой предмет отображения и выражает точку зрения персонажа. (прямая речь).
3) Формально повествователь, но точка зрения героя. Слово с ориентацией на чужое слово выражает 2 взгляда на мир, 2 оценочные позиции
Это многоголосое слово, в то время там слова повествователя и персонажа одноголосое.
Например, при изучении ,, Капитанской дочки ” Пушкина следует выделить
- Повествователя – мемуариста Петра Андреевича Гринева
- Юного Петрушу Гринева
- историка
Учащиеся находят в тексте сигналы (одиночные слова, смене стиля, глаголы чувственного восприятия и т.д)
Например, точка зрения мемуариста – повествователя он судит о событиях отстранённо, с
позиции жизненного опыта.
,, Я вёл себя как мальчишка, вырвавшийся на волю ”.
Субъективность повествователя выражена оценочным сравнением (вёл себя, как мальчишка), подчёркивающим временную дистанцию по отношению к себе в прошлом.
II Как используется в работе с учащимися хронотоп?
а) Например, хронотоп повествователя. Рассмотрим местоположение автора, Гоголь всегда наверху, над событиями. Пушкин всегда среди героев, но не участник. У Лермонтова – срединное положение.
б) Хронотоп времени.
Художественное время может быть конечно и бесконечно.
,, Горе от ума” – время конечно
,, Степь ” Чехова для его… время растянуто, оно бесконечно.
в) Хронотоп дороги.
,, Дорога и Идущий” – достаточно ощутимые культурные символы.
Идущий по дороге передвигается к цели – этим он отличается от ,,Скитальца” – человека, вручившего свою судьбу неведомым силам.
Движущийся герой – либо погибающий либо возрождающийся.
,, Кладовая солнца” Пришвина.
Учащиеся делают вывод о движущемуся герое. Герой Митраша возрождающийся.
Он имел цель, контактировал с окружающим миром, и он не гибнет на болоте.
Таким образом, технологии изучения художественного текста основывается на разных видах анализа.
Роль художественного текста в изучении картин мира огромна.
Данная концепция изучения текста позволяет помочь ученикам в ознакомлении с миром, учит совершать мыслительные операции применимо к тексту, позволяет понимать живое слово, позволяет самому творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Е.В. Котельникова Авторский сборник художественных текстов "Радуга жизни"
Е.В. Котельникова Сборник рассказов "Радуга жизни"...
Статья "Лингвокультурологический подход к изучению художественного текста на уроках литературы"
Статья о лингвокультурологическом подходе к работе при изучении художественного текста на уроках литературы....
Представление авторской программы "Поэтика. Теория и практика анализа художественного текста"
Авторская радикальная программа по обучению основа анализа текста, создана для гуманитарной профильной группы. Возможна адаптация в рамках элективного курса....
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ С БИБЛЕЙСКОЙ ТЕМАТИКОЙ
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВС БИБЛЕЙСКОЙ ТЕМАТИКОЙ (НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ)...
Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.
Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....
Модель перевёрнутого класса при изучении художественного текста на уроках литературы.
Цель данной работы - поделиться опытом по формированию навыков вдумчивого, неторопливого, осознанного чтения....
Авторская система упражнений направленных на обучение стилистическому анализу иноязычных художественных текстов на уроках английского языка в 10-11 классах
На современном этапе развития общества возросла необходимость владения иностранным языком, причем язык должен быть максимально аутентифицирован, служить средством коммуникации, не быть лишенным экспре...