Методика изучения мотивации обучения обучающихся. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина
материал
Методика изучения мотивации обучения обучающихся. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Методика изучения мотивации обучения обучающихся. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина
(для обучающихся 5-11 класса)
Анкета
Дата Ф.И. Класс
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I.1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) получения хороших отметок;
б) продолжения образования, поступления в институт;
в) поступления на работу;
г) того, чтобы получить хорошую профессию;
д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;
е) солидности.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было учебников;
в) не воля родителей;
г) мне не хотелось учиться;
д) мне не было интересно;
е) не мысли о будущем;
ж) не долг перед Родиной;
з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б) приложенные усилия и трудолюбие;
в) мои способности;
г) выполнение домашнего задания;
д) хорошую работу;
е) мои личные качества.
II. 4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить высшее образование;
б) мне пока неизвестна;
в) стать отличником;
г) состоит в учебе;
д) получить хорошую профессию;
е) принести пользу моей Родине.
5. Моя цель на уроке...
а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;
б) усвоить материал и понять тему;
в) получить новые знания;
г) сидеть тихо, как мышка;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить пятерку.
6. Когда я планирую свою работу, то...
а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
б) тщательно продумываю все ее аспекты;
в) сначала стараюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим;
е) сначала отдыха.
III 7. Самое интересное на уроке — это...
а) различные игры по изучаемой теме;
б) объяснения учителем нового материала;
в) изучение новой темы;
г) устные задания;
д) классное чтение;
е) общение с друзьями;
ж) стоять у доски, то есть отвечать
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне нравится;
б) он легкий;
в) он мне интересен;
г) я его хорошо понимаю;
д) меня не заставляют;
е) мне не дают списать;
ж) мне надо исправить двойку.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) они несложные;
б) остается время погулять;
в) они интересные;
г) есть настроение;
д) нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV 10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) мысли о будущем;
б) родители и(или) учителя;
в) возможная покупка желаемой вещи;
г) низкие оценки;
д) желание получать знания;
е) желание получать высокие оценки.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю похвалы;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
12. Хорошие отметки — это результат...
а) хороших знаний;
б) моего везения;
в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;
г) помощи друзей;
д) моей упорной работы;
е) помощи родителей.
V 13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных мной усилий;
д) моего везения;
е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.
14. Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо;
е) иногда мне так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI 16. Ошибившись при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно;
б) теряюсь;
в) нервничаю;
г) исправляю ошибку;
д) отказываюсь от его выполнения;
е) прошу помощи у товарищей.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) анализирую его повторно;
б) огорчаюсь;
в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;
г) откладываю его на время;
д) обращаюсь к учебнику;
е) списываю у товарища.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) сложные и большие;
б) легко решаемы;
в) письменные;
г) не требуют усилий;
д) только теоретические или только практические;
е) однообразны и их можно выполнять по шаблону.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.
Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.
Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл. 10).
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла.
Социальный мотив — 4 балла.
Учебный мотив — 5 баллов.
Таблица 1 Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений | Варианты ответов | Показатели | |||||||
и баллы, им соответствующие | а | б | в | г | д | е | ж | 3 | мотиваций |
1 | 2 | 5 | 4 | 3 | 5 | 0 | - | I | |
2 | 0 | 0 | 0 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | |
3 | 2 | 5 | 2 | 4 | 5 | 3 | - | - | |
4 | 3 | 0 | 2 | 5 | 4 | 4 | - | - | II |
5 | 4 | 5 | 5 | 0 | 3 | 2 | - | — | |
6 | 3 | 5 | 5 | 3 | 0 | 1 | - | - | |
7 | 1 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 | 3 | - | III |
8 | 3 | 1 | 3 | 3 | 0 | 0 | 2 | - | |
9 | 3 | 1 | 3 | 3 | 0 | 5 | - | - |
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. 2 можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.
Таблица 2
Оценочная таблица
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 27—29 | 25—29 | 20—23 | 70—81 |
II | 24—26 | 20—24 | 16—19 | 58—69 |
III | 18—23 | 13—19 | 10—15 | 39—57 |
IV | 10—17 | 6—12 | 4—9 | 18—38 |
V | до 9 | до 5 | до 3 | до 17 |
I – очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
III— нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV— сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.
Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл. 2):
Условные обозначения мотивов:
У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.
Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.
Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.
Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).
Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и —5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в —5 баллов.
Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; —10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом из содержательных блоков — IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; —10; —20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:
+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);
+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;
—20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.
Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
--- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.
Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:
- количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);
- количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);
- количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);
- количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);
- количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).
Аналитическая справка
по результатам мониторинга по изучению мотивации обучения подростков в МБОУ «Будницкая ОШ».
Мониторинг по изучению мотивации обучения подростков мною проводился в течение трёх лет. Для мониторинга я выбрала 7 класс, где являлась классным руководителем и преподавала математику. Моей целью было проследить, как меняется мотивация к обучению у подростков с взрослением, какие результаты будут к концу 9 класса.
Первый этап мониторинга проводился в 7 классе в 1 четверти 2020-2021 учебного года.
2020-2021 учебный год 1четверть
Класс | Очень высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Сниженный уровень | Низкий уровень |
7 (7 учащихся) | 0 | 0 | 2(29%) | 3(42%) | 2 (29%) |
Второй этап мониторинга проводился в 7 классе в конце учебного года.
2020-2021 учебный год 4 четверть
Класс | Очень высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Сниженный уровень | Низкий уровень |
7 (7 учащихся) | 0 | 0 | 3(43%) | 3(43%) | 1(14%) |
Третий этап мониторинга проводился в 8 классе в начале учебного года.
2021-2022 учебный год 1 четверть
Класс | Очень высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Сниженный уровень | Низкий уровень |
8 (7 учащихся) | 0 | 0 | 3(43%) | 3(43%) | 1(14%) |
Четвёртый этап мониторинга проводился в 8 классе в конце учебного года.
2021-2022 учебный год 4 четверть
Класс | Очень высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Сниженный уровень | Низкий уровень |
8 (7 учащихся) | 0 | 1 (14%) | 3(43%) | 3(43%) | 0 |
Пятый этап мониторинга проводился в 9 классе в начале учебного года.
2022-2023 учебный год 1 четверть
Класс | Очень высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Сниженный уровень | Низкий уровень |
9 (7 учащихся) | 0 | 1 (14%) | 3(43%) | 3(43%) | 0 |
Заключительный этап мониторинга проводился в 9 классе в конце учебного года.
2022-2023 учебный год 4 четверть
Класс | Очень высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Сниженный уровень | Низкий уровень |
9 (7 учащихся) | 0 | 2(29%) | 3(42%) | 2(29%) | 0 |
Вывод: Сравнительный анализ показывает, что с взрослением у подростков наблюдается положительная динамика мотивации обучения математике и к учёбе в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. Обработка с помощью Excel
Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьник...
Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"
Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....
Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"
Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса. [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
диагностика личности...
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса. [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такойпоказатель мотивации, как личностный смысл обучения.Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II ме...
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса ( М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М)
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние. Методика изучения мотивации обучения подростков ( для учащихся 6-7 классов). Методика изучения мотивации об...
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса. [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]...