Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми
презентация к уроку

Костенко Полина Петровна

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования на тему :"Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми Разработала: методист Костенко П.П. Рубцовск, 2024

Слайд 2

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Слайд 3

Требования , предъявляемые к педагогу, работающему с одаренными детьми : • наличие собственной педагогической концепции; • профессиональная компетентность; • высокая теоретическая подготовка; • активная научно-методическая деятельность; • знание возрастной психологии; • стремление к самообразованию и самосовершенствованию; • требовательность и умение найти подход к нестандартным детям; • доброжелательность, чуткость, педагогический такт; • наличие организаторских способностей.

Слайд 4

При работе с одаренными детьми необходимо уметь : - обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; - стимулировать познавательные способности учащихся; - работать по специальному учебному плану; - работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; - принимать взвешенные психолого-педагогические решения; - анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всей группы; - отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел; - регулировать и улаживать конфликты; - уменьшать стрессы учащихся.

Слайд 5

Критерии готовности педагога к работе с одаренными детьми. Критерий готовности Основные показатели Мотивационный Принятие детей данной категории. Желание работать с одаренными детьми. Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми. Научно-исследовательский Творческое мышление, исследовательские умения и навыки. Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах. Статус педагога-исследователя. Публикации. Участие в профессиональных конкурсах. Методический Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни). Использование разнообразных интерактивных методов и технологий. Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения. Знание психологии одаренных детей. Профессиональная компетентность (по направленности). Регулярное повышение квалификации. Коммуникативный Коммуникативная компетентность. Организаторские способности. Личностный Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция. Высокий уровень эмпатии . Толерантность, гибкость. Лидерские способности, стремление к личностному росту. Уравновешенность. Рефлексия , способность к самоанализу.

Слайд 6

МЕТОДЫ выявления одаренных детей Различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности, дополнительном образовании); Специальные психодиагностические тренинги; Экспертное оценивание поведения детей педагогами, родителями, воспитателями; Проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; Организация различных интеллектуальных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.

Слайд 7

УСЛОВИЯ проведение психологической диагностики учащихся с признаками одаренности 1 этап. Выявление детей с признаками одаренности. На этом этапе первичным источником информации служат родители, сверстники, педагоги, другие специалисты образовательных учреждений, которые могут наблюдать деятельность детей и выделять среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенной ситуации и решение её необычным путем. Основной метод на этом этапе – наблюдение.

Слайд 8

2 этап. Углубленное знакомство с одаренными детьми. На этом этапе проводится как традиционное тестирование , так и игровые формы диагностики интеллекта. При тестировании могут использоваться методики только с учетом возраста учащихся. Важным моментом в выявлении одаренности ребенка являются его достижения, отраженные в портфолио (участие в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, смотрах, соревнованиях и т.п.).

Слайд 9

3 этап. Поддержка и сопровождение. Предполагает поддержку и сопровождение одаренных детей: оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т. п.) и профессиональное самоопределение.

Слайд 10

Матрица определения видов одаренности Признаки Методы выявления Интеллектуальная Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели. Систематизировать наблюдение, опросники, школа Станфорд-Бине , школа Векслера, тест Слоссона . Академическая Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания, сложн . прич. - следствие связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета. Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения, тесты Равена . Критериально - ориентированные тесты. Психо -мониторная Проявляет повышенную активность в движениях, предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации, двигательных процессов, пластики; спортивность, соревновательность , усиленный кинестетический самоконтроль

Слайд 11

Творческая Умение переструктуировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода " заморочек ", стремление мыслить и делать все по-своему, изобретать, разрушать стериотипы обыденной среды, исследовать, активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам Тесты Морренса , Горшаха . Лидерская Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, в определенной мере регулирует взаимоотношения соклассников , проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, оказывает помощь советами, рекомендациями. Тесты- опросники, шкала оценки характеристик одаренных учащихся ( Рензулли ). Художественно- исполнительская Предпочитает визуальную информацию, подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное, обостренная интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности, оригинальность художественных, музыкальных, оценических видов продукции; неповторимость в самовыражении, сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства. Опросники, специализиров . тесты, контр. Записи наблюдений, тесты Люшера , Розенцвейга.

Слайд 13

Обработка результатов. Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом: за ответ «а» - 3, «б» -1; «в» - 2. 49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся. От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы. Диагностика определения склонности педагога к работе с одарёнными детьми (Панютина Н.И.).

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапное профессиональное самосовершенствование педагога в работе с одаренными детьми.

Схема поэтапного  профессионального самосовершенствования педагога в работе с одаренными детьми...

Методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми

Данный материал содержит методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...

Требования к профессиональной компетентности педагога при работе с одаренными детьми.

В профессиональном стандарте «Педагог» к необходимым умениям отнесена следующая функция: «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательн...

Буклет Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми

Буклет Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...