Программа театральной студии "Синяя птица"
учебно-методический материал (5 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы актерского мастерства»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации – 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_studiya_2.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Минусинска
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Кретова ул., д. 9, Минусинск, красноярский край, 662603
тел. (39132)2-60-31, E-mail: shkola016@mail.ru
СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета протокол №___ от _________
|
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МОБУ «СОШ №16» ___________ Егорова Т. А. приказ №_______ от _________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Основы актерского мастерства»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации – 2 года
Автор-составитель: Крылосова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования |
г. Минусинск, 2021 г.
Раздел 1. Основные характеристики программы.
- Пояснительная записка.
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области дополнительного образования РФ и Красноярского края:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. В центре современной концепции общего образования лежит идея формирования и воспитания личности ребёнка, умеющей вести творческую, созидательную деятельность в обществе. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе театрального объединения становится снятие психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощение детей, что значительно «оздоравливает» отношения в детском коллективе. Изменяются взаимоотношения между взрослыми и детьми, которые влияют на культуру поведения, речи, чувств.
Отличительная особенность программы - обучение детей продуктивным эмоциональным методом происходит через игровую деятельность. Работа по программе проходит под девизом: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце мудрым будет» (С. Я. Маршак). В программе использованы основные элементы системы великого русского актера Михаила Чехова, направленные на формирование театрального мышления, в котором главная роль отводится воображению, фантазии, вниманию, поиску. Основу программы составляет комплексы упражнений, нацеленные на развитие памяти, чувства гармонии в себе и окружающим миром, владения голосом, речью, состоянием тела. Работа по программе ориентирована на изучение истории театра, овладение навыками актерской профессии. Практико-ориентационная деятельность детского театрального коллектива способствует повышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на воспитательный процесс.
Адресат программы - учащиеся 5-8 классов (12-15 лет), для которых характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает интерес. В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе, самоутверждаться. Подростки могут хорошо концентрировать внимание в значимой для них деятельности, способны управлять своим произвольным запоминанием.
Объем и срок освоения программы - 2 года, по 153 часа в год, всего 306 часов.
Форма обучения – очная, включающая практические учебные занятия, репетиции, постановки и анализ спектакля, этюды, беседы, наблюдение, упражнения, групповые тренинги, ролевые игры, творческие мастерские (театральные этюды).
Особенности организации образовательного процесса: театральная группа формируется из учащихся различного возраста от 12-15лет. При желании новый участник может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если после испытательного срока проявит знания, умения и навыки, соответствующие данному году обучения. Постоянный состав театральной группы формируется по программе к концу второго года занятий.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей этюд, ролевая игра), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке творческой задачи), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения мини- спектаклей), коллективное (постановка театрализованных программ).
Режим занятий.
Программа рассчитана на два года обучения.
1, 2 годы обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа и 2,5 часа; 153 часа в год.
- Цель и задачи программы.
Цель: развитие личности подростка через обучение основам актерского мастерства.
Задачи:
Личностные:
- формировать потребность в творческой самореализации в социально-полезной и социально-приемлемой деятельности;
- формировать творческую активность личности;
- формировать нравственные качества личности, гражданскую позицию, ответственность.
Метапредметные:
- развить мотивацию к овладению сценическим искусством;
- развить потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, аккуратности;
- формировать навык работы в команде.
Образовательные (предметные):
- развить интерес к театральному искусству и театральному творчеству;
- включить в познавательную деятельность в области театрального искусства;
- обучить навыкам актерского мастерства, сценического искусства.
1.3. Содержание программы.
Учебный план. 1 год обучения.
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Театр как вид искусства. | 4,5 | 2 | 2,5 | Собеседование наблюдение. | |
Раздел 1. Театральная игра. | |||||
2. | Я наблюдаю мир. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет |
3. | Я слышу мир. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет |
4. | Я осязаю и обоняю мир. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет |
5. | Язык жестов, движений и чувств. | 9 | 2 | 7 | Зачет |
6. | Я и мир предметов. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет |
7. | Мир художественных произведений. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет |
Раздел 2. Основы сценической речи. | |||||
8. | Работа над дикцией. | 4,5 | 1 | 3,5 | Турнир. |
9. | Фонационное дыхание. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет. |
10. | Искусство звучащего слова. | 4,5 | 1 | 3,5 | Выход на сцену. |
Раздел 3. Основы актёрского мастерства. | |||||
11. | Работа актёра над собой. | 18 | 6 | 12 | Зачет. |
12. | Коммуникация. | 4,5 | 1 | 3,5 | Педагогическое наблюдение |
13. | Творческое оправдание и фантазия. | 4,5 | 2 | 2,5 | Выход на сцену. |
Раздел 4. Репетиционно - постановочная работа. | |||||
14. | Мускульная свобода. | 4,5 | 1 | 3,5 | Мини концерт. |
15. | Основы сценического движения. | 18 | 6 | 12 | Мини концерт. |
16. | Темпо – ритм. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет. |
17. | Пластика. | 4,5 | 1 | 3,5 | зачет |
18. | Работа над произведением. | 45 | 4,5 | 40,5 | Таблица результативности актерского мастерства. |
Итого: | 153 | 34,5 | 118,5 |
Учебный план. 2 год обучения.
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Основы сценической речи. | |||||
1. | Освобождение голоса. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет. |
2. | Сценическая речь. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет. |
3. | Работа с литературным текстом. | 9 | 3 | 6 | Зачет. |
Раздел 2. Основы актёрского мастерства. | |||||
4. | Атмосфера. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет. |
5. | Ощущение пространства. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет. |
6. | Импровизация. | 9 | 2 | 7 | Зачет. |
7. | Мизансцена. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет. |
8. | Внутренний монолог. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет. |
9. | Овладение словесным действием. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет. |
10. | Этюды. | 9 | 2 | 7 | Мини концерт. |
Раздел 3. Репетиционно - постановочная работа. | |||||
11. | Работа над произведением, спектаклем. | 45 | 3 | 42 | Концерт, смотр, конкурс |
Раздел 4. Основы сценического движения. | |||||
12. | Речевая и двигательная гимнастика. | 4,5 | 1 | 3,5 | Зачет. |
13. | Характерность движения. | 9 | 2 | 7 | Зачет. |
14. | Пластическая импровизация. | 13,5 | 2,5 | 11 | Зачет. |
15. | Построение композиций. Баланс и координация. | 9 | 2 | 7 | Зачет. |
16. | Работа над сценическим движением. Репетиции сценического действия. | 13,5 | 2,5 | 11 | Зачет. |
Итого: | 153 | 27 | 126 |
Содержание учебного плана. 1 год обучения.
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: театральные термины: театр, актер, зритель, аплодисменты, сцена, декорации, кулисы, костюмер, гример. Из истории первых театральных подмостков.
Практика: ролевая игра «Сказкотерапия».
Формы контроля: зачет.
Раздел 1. Театральная игра.
Тема 2. Я наблюдаю мир.
Теория: объяснение темы «Я наблюдаю мир». Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры.
Практика: упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Три точки» и др.
Форма контроля: зачет.
Тема 3. Я слышу мир.
Теория: объяснение темы «Я слышу мир». Значение в театральном искусстве игры.
Практика: упражнения: «Круги внимания», «Угадать шумы», «искусственные шумы», «радио», «Слышать одного» и др.
Форма контроля: зачет.
Тема 4. Я осязаю и обоняю мир.
Теория: объяснение темы «Я осязаю и обоняю мир». Понятие театральная игра. Значение театральной игры.
Практика: упражнения: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др.
Форма контроля: зачет.
Тема 5. Язык жестов, движений и чувств (эмоции).
Теория: понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве.
Практика: упражнения: «Информация через стекло. Дальнее расстояние», упражнения на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «Лес» и др.
Форма контроля: зачет.
Тема 6. Я и мир предметов.
Теория: важность развития навыков сценического общения.
Практика: работа с воображаемым и реальным предметом. Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»). Упражнения «Шнурок», «Конверт» и др.
Форма контроля: зачет.
Тема 7. Мир художественных произведений.
Теория: понятие «художественное произведение».
Практика: этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений, сказок.
Форма контроля: зачет.
Раздел 2. Основы сценической речи.
Тема 8. Работа над дикцией.
Теория: понятие «сценическая речь». Значение сценической речи.
Практика: комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок. Речевые упражнения с движением и др.
Форма контроля: турнир.
Тема 9. Фонационное дыхание.
Теория: понятие «фонационное дыхание».
Практика: комплекс упражнений на дыхание. Развитие навыков правильного фонационного дыхания. Упражнения «Пёрышко», «Машинка», «Колокола», «Мы по лестнице шагаем», и др.
Форма контроля: зачет.
Тема 10. Искусство звучащего слова.
Теория: определение средств логической эмоционально-образной выразительности: интонация, пауза, темпо - ритм, правила литературного произношения.
Практика: работа над текстами стихов и отрывками прозы.
Форма контроля: выход на сцену.
Раздел 3. Основы актёрского мастерства.
Тема 11. Работа актёра над собой.
Теория: знакомство с основами системы Станиславского.
Практика: тренинги на развитие актёрских способностей. Приёмы релаксации, концентрации внимания. Упражнения на развитие актёрских способностей «Я – предмет», «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства», инсценировка песен, имитация песен. Развитие артистической смелости и актерского внимания при работе на сцене в присутствии зрителей и т.д.
Форма контроля: зачет.
Тема 12. Коммуникация.
Теория: понятие «сценическое общения». Правила работы ведущего при проведении мероприятия выбранной формы.
Практика: работа с партнёром. Упражнения на «общение»:
«Я знаю, что ты любишь», «Импровизированный диалог», «Передатчик-приёмник», и др. Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»). Взаимодействие со зрительской аудиторией. Проведение праздничных мероприятий, концертов в качестве ведущих.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Тема 13. Творческое оправдание и фантазия.
Теория: объяснение сценической правды.
Практика: придумать простейший бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действия;
- показать индивидуальный этюд, по опорным словам; коллективный этюд с 1-3 партнерами;
- найти оправдание любой произвольной позе (бытовой и в пределах сюжета);
- описать картины, возникающие перед внутренним взором;
- развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
- рассказать о том, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
- рассказать о своих наблюдениях за миром людей, природы;
- выполнить индивидуальные задания, не реагируя на сигналы, поступающие со стороны зрителей;
- распределиться по площадке, не перекрывая друг друга;
- вспомнить и описать реальные происшествия и реальное состояние по заданной педагогом теме.
Форма контроля: выход на сцену.
Раздел 4. Репетиционно - постановочная работа.
Тема 14. Основы сценического движения.
Теория: понятие «мышечные зажимы». Приёмы снятия мышечных зажимов.
Практика: упражнения на снятие мышечных зажимов: «Напряжение-расслабление», «Перекат напряжения», «Огонь-лёд», «Масло», «Центр тяжести», «Пластилиновые фигурки», «Марионетки».
Форма контроля: мини концерт.
Тема 15. Темпо-ритм.
Теория: темпо-ритмическое решение представления.
Практика: упражнения на развитие чувства ритма «Хлопки», «Барабанщик», и т.д.
Форма контроля: зачет.
Тема 16. Мускульная свобода.
Теория: «Тело, как инструмент актёра».
Практика: упражнения на освобождение мышц, координацию в пространстве. Аутотренинг на раскрепощение мышц тела.
Форма контроля: мини концерт.
Тема 3. Пластика.
Теория: важность пластики тела при работе не сцене.
Практика: комплекс упражнений на пластику движения: «Шаги на месте», «Волны», «Танцы народов мира» и т.д.
Форма контроля: зачет.
Тема 17: Работа над произведением (театрализованным представлением, концертом и т.п.)
Теория: читка сценария. Распределение ролей. Логика действия. Сценическая задача и чувство. Мысль и подтекст.
Практика: репетиции отчетной программы (показательные занятия, театрализованные представления, концерт, инсценировка стихотворений, этюдов и др.). Создание сценических костюмов, декораций.
Форма контроля: таблица результативности актерского мастерства.
Содержание учебного плана. 2 год обучения.
Раздел 1. Основы сценической речи.
Тема 1. Освобождение голоса.
Теория: о строении речевого, голосового аппарата. Какие системы, механизмы входят в речевой аппарат.
Системы:
- энергетическая (дыхательно-органическая), легкие, трахеобронхиальное дерево, диафрагма, костные мышцы грудной клетки.
- генераторная система (голосовые связки с гортанью, глотка).
- артикуляционно-резонаторная система (система резонаторов, система звукооформления).
Резонаторы: головной (усиление звука), лицевой, грудной, глоточный, губы, зубы, язык, мягкое и твердое небо, маленький язычок.
Практика: дыхательные упражнения «Опора», «Насос», «Пёрышко», «Лыжи», «Свеча» и др. Упражнения на раскрытие гортани «Яйцо», «Замёрзшее стекло» и др. Упражнения с гласными:
- установка звуков
- определенные гласные с согласными
- произношение по кругу гласных стаккато, легато (вопрос – ответ)
- слова с гласной
Имитация звуков: жужжит муха, фырчит мотор машины, воет ветер. Далее произносим сочетания звуков: ми, мэ, ма, мо, му, мы; ди, дэ, да, до, ду и т. д.
Упражнения на развитие резонаторов «Колокола», «Грузинский хор», «Машинка» и др. Голосовой тренинг.
Формы контроля: зачет.
Тема 2: Сценическая речь
Теория: понятие «сценическая речь», для чего она необходима. Сценическая речь – речь на сцене.
Практика: артикуляционная гимнастика (служит для разогрева и для развития мышц артикуляции):
а) губы
б) упражнения для языка
в) упражнения для челюсти
Гигиенический массаж (для снятия напряжения мышц лица, для поднятия тонуса, для разогрева кровеносных сосудов и нервных окончаний).
Вибрационный массаж (для массажа голосовых связок). Свобода звучания, микстовое звучание, то есть среднее.
Дикционные упражнения – произношение буквосочетаний (би, бэ, ба, ди, дэ, да, врли, врлэ, врла и т д.), скороговорок.
Формы контроля: зачет
Тема 3. Работа с литературным текстом.
Теория: логика речи, логические ударения. Разбор текста по логике речи и логическим ударениям.
Практика: работа с литературным текстом.
Формы контроля:зачет.
Раздел 2. Основы актёрского мастерства.
Тема 4. Атмосфера.
Теория: понятие атмосфера - окраска, настроение ситуаций, созданная
психофизическим действием и сценическим самочувствием, среда, в которой развиваются события.
Практика: упражнения на столкновение атмосфер, например, абитуриенты ждут результаты экзамена - атмосфера общая, все нервничают, волнуются, пытаются поддержать друг друга. Выходит педагог и зачитывает списки. Атмосфера разделяется на две группы поступивших и не поступивших.
Формы контроля: зачет.
Тема 5. Ощущение пространства.
Теория: понятие сценическое пространство.
Практика: упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах тренировать умение действием заполнить пространство. Уметь создать атмосферу «внутри меня» и существовать в атмосфере «вокруг меня».
Формы контроля: зачет.
Тема 6. Импровизация.
Теория: понятия «творческая индивидуальность», «импровизационное мышление», «действенная задача», «событие» и его «оценка».
Практика: упражнения на овладение ощущением пространства, сценическим самочувствием, внутренним монологом и приступить к самому сложному действию – воздействию словом.
Формы контроля: зачет
Тема 7. Мизансцена (расположение на сценической площадке).
Теория: понятие мизансцена. Какой должна быть мизансцена (действенной, «говорящей»).
Практика: упражнение «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Запомнить основные правила сценического этикета никогда не вставать спиной к зрителю, использовать кулисы только для выхода на сцену, не задевать и не трогать их во время сценического действия.
Формы контроля: зачет.
Тема 8. Внутренний монолог - мысли и чувства, обращенные к себе.
Теория: понятие «внутренний монолог», его значение в актёрской игре.
Второй план – это всегда личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что я хочу?».
Первый план – это тактика поведения, т.е. что я делаю, для того чтобы получить то, что я хочу.
Практика: примерное упражнение: "Ум, чувства, тело”. Придумывается ситуация «Я в предлагаемых обстоятельствах». Один из учащихся выбирает из группы троих, кто будет его "умом”, кто – "чувствами”, кто – "телом”. Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали "частями” участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.
Формы контроля: зачет.
Тема 9. Овладение словесным действием.
Теория: понятие «словесное действие».
Практика: упражнения «Помоги мне», «В магазине», и др.
Формы контроля: зачет.
Тема 10. Этюды.
Теория: Действенная задача отвечает на вопросы: «Чего я хочу? Для чего я это делаю?»
Факт - (поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств), который заставляет изменить предыдущее сценическое поведение.
Событие – это некий факт, или внешнее или внутреннее обстоятельство, или действие партнера, которые изменяют сценическое поведение, психофизическое самочувствие и эмоциональное состояние.
Оценка факта состоит из двух частей – фиксация факта и реакция на факт.
Практика:
Примерные задания и темы этюдов:
На достижение цели - «на уроке рисования»- нарисовать портрет
этого мальчика, который сидит к тебе спиной.
Этюды на события - «Впервые в жизни», «Записка», «Находка»,
«Сломал!?» ...
Этюды – наблюдения
1.Наблюдения за животными: «Мой питомец», «В зоопарке», «В цирке»…
2.Наблюдения за людьми: «В транспорте», «На улице», «В магазине»…
3.Пародии: « Мой любимый артист, певец, телеведущий», «Пародии
друг на друга»…
Одиночные этюды на зону молчания - «Не могу решить задачу!»,
«Объяснительная записка», «Письмо от друга», «Сказать или не сказать?»…
Этюды на рождение слова - «Не хочу!», «Прости», «Надоело».
Формы контроля: мини концерт.
Раздел 3. Репетиционно - постановочная работа.
Тема 11. Работа над произведением, спектаклем.
Теория: читка сценария. Распределение ролей. Логика действия. Сценическая задача и чувство. Мысль и подтекст.
Практика: репетиции спектакля. Показательные занятия, индивидуальная работа над ролью, показ спектакля. Создание сценических костюмов, декораций.
Формы контроля: концерты, смотр, конкурс.
Раздел 4. Основы сценического движения.
Тема 12. Речевая и двигательная гимнастика.
Теория: важность речевой и двигательной гимнастики для работы на сцене.
Практика: дыхательные упражнения, гимнастика на снятие зажимов конечностей и шейного отдела. Упражнения на тренировку подвижности
пальцев. Работа с предметом. Произношение текста в движении.
Формы контроля: зачет.
Тема 13. Характерность движения. Гротеск, пародия.
Теория: понятия «гротеск», «пародия».
Практика: различные характерные движения. Упражнения на фантазию посредством преобразования обычного, повседневного движения в гротеск. Переключение и смешение серьезного и смешного.
Формы контроля: зачет.
Тема 14. Пластическая импровизация.
Теория: понятие «пластическая импровизация».
Практика: импровизация под различное музыкальное сопровождение. Пластика героя и его характерности. Массовые пластические зарисовки и их воздействие на эмоции зрителя.
Формы контроля: зачет.
Тема 15. Построение композиции. Баланс и координация.
Теория: важность умения владеть своим телом в сценическом пространстве.
Практика: упражнения для развития координации. Упражнения на баланс. Переключение «скоростей» движения.
Формы контроля: зачет.
Тема 16. Работа над сценическим движением. Репетиция сценического действия.
Теория: особенности движения на сцене при работе в спектакле.
Практика: упражнения на передачу чувств, на внутреннее состояние человека. Работа над сценическим действием спектакля. Проработка действия и мизансцен спектакля.
Формы контроля: зачет.
- Планируемые результаты:
В результате реализации программы каждый воспитанник должен:
Знать:
- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над театрализованным представлением, спектаклем;
- законы сценического действия;
- теоретические основы сценической речи;
- принципы подачи художественного материала
Уметь:
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- подавать художественный текст с учётом логики и внутреннего понимания.
Владеть:
- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- сценической пластикой;
- речевым общением.
У каждого учащегося должны быть сформированы следующие компетенции и личностные качества:
- приобретение навыков и знание основ, актёрского мастерством;
- способность сотрудничать, работать в команде, выстраивать взаимоотношения;
- психологическая раскрепощенность и стремление к творческому успеху;
- ориентация на человеческие ценности. Умение уважительно относиться к чужому мнению, умение слушать и слышать другого, принимать и высказывать критику, радоваться успехам своих товарищей, принимать других детей такими, какие они есть; ответственность за свои поступки, «болеть» душой за коллективное творческое дело.
Личностные результаты:
- сформирована потребность в творческой самореализации в социально- полезной и социально-приемлемой деятельности;
- развита творческая инициатива и активность личности;
- сформированы нравственные качества личности, гражданская позиция и ответственность.
Метапредметные:
- развита мотивацию к овладению сценическим искусством;
- развита потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, аккуратности;
- формирован навык работы в команде.
Образовательные (предметные):
- умение использовать полученные знания и умения в области театрального искусства;
- использование необходимых актерских навыков: взаимодействовать с партнером, умение импровизировать, и общаться со зрителем;
- владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
- использование практических навыков при работе над внешним обликом героя – использование грима, костюма, прически.
- повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра.
- активное использование своих индивидуальных способностей в работе над общим делом- оформление декораций, подбор и организация музыкального сопровождения спектакля .
- создание спектаклей различной направленности, участие студийцев в различном сценическом качестве.
Раздел 2.Организационно – педагогические условия.
2.1. Календарный учебный график.
Год реализации программы | Начало учебного года | I четверть | I каникулярный период | II четверть | II каникулярный период | III учебный период | III каникулярный период | IV учебный период | Летний период | Продолжительность учебного периода | ||
Июнь | Июль | Август | ||||||||||
1-2 год | 1-ый рабочий день сентября | 8 недель | 9-я неделя, 7 дней | 7 недель | 17-18-ая неделя, 14 дней | 11 недель | 30-ая неделя, 9 дней | 8 недель | 4 недели | 4 недели | 5 недель | 34 недели |
1 год обучения.
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Раздел, тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 2 | Сентябрь | 05 07 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Игровой урок | 2 2,5 | Вводное занятие. Театр как вид искусства. | Актовый зал | собеседование, наблюдение. |
3 4 | Сентябрь | 12 14 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Игровой урок | 2 2,5 | Раздел 1. Театральная игра. Я наблюдаю мир. | Актовый зал | Зачет. |
5 6 | Сентябрь | 19 21 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Урок | 2 2,5 | Я слышу мир. | Актовый зал | Зачет. |
7 8 | Сентябрь | 26 28 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Тренинг | 2 2,5 | Я осязаю и обоняю мир. | Актовый зал | Зачет. |
9 10 11 12 | Октябрь | 03 05 10 12 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Урок игра | 2 2,5 2 2,5 | Язык жестов, движений и чувств. | Актовый зал | Зачет. |
13 14 | Октябрь | 17 19 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Игровой урок | 2 2,5 | Я и мир предметов. | Актовый зал | Зачет. |
15 16 | Октябрь | 24 26 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Тренинг | 2 2,5 | Мир художественных произведений. | Актовый зал | Зачет. |
17 18 | Ноябрь | 07 09 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Упражнения в равновесии | 2 2,5 | Раздел 2. Основы сценической речи. Работа над дикцией. | Актовый зал | Турнир. |
19 20 | Ноябрь | 14 16 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Игровые упражнения, тренинг | 2 2,5 | Фонационное дыхание. | Актовый зал | Зачет. |
21 22 | Ноябрь | 21 23 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Упражнения-игры | 2 2,5 | Искусство звучащего слова. | Актовый зал | Выход на сцену. |
23 24 25 26 27 28 29 30 | Ноябрь Декабрь | 28 30 05 07 12 14 19 21 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 12.00-14.00 12.00 – 14.30 12.00-14.00 12.00 – 14.30 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Выступление | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Раздел 3. Основы актёрского мастерства. Работа актёра над собой. | Актовый зал | Зачет. |
31 32 | Декабрь | 26 28 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Тренинг, упражнения. Игровой урок | 2 2,5 | Коммуникация. | Актовый зал | Педагогическое наблюдение. |
33 34 | Январь | 09 11 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Упражнения. тренинг | 2 2,5 | Творческое оправдание и фантазия. | Актовый зал | Выход на сцену. |
35 36 | Январь | 16 18 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Мастер класс | 2 2,5 | Раздел 4. Репетиционно - постановочная работа. Мускульная свобода. | Актовый зал | Мини концерт. |
37 38 39 40 41 42 43 44 | Январь Февраль | 23 25 30 01 06 08 13 15 | 12.00-14.00 12.00 – 14.30 12.00-14.00 12.00 – 14.30 12.00-14.00 12.00 – 14.30 12.00-14.00 12.00 – 14.30 | Урок-игра | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Основы сценического движения. | Актовый зал | Мини концерт. |
45 46 | Февраль | 20 22 | Урок | 2 2,5 | Темпо – ритм. | Актовый зал | Зачет. | |
47 48 | Февраль Март | 27 01 | Урок танцевальной пластики | 2 2,5 | Пластика. | Актовый зал | Зачет. | |
49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 | Март Апрель Май | 06 09 13 15 20 22 03 05 10 12 17 19 24 26 03 10 15 17 22 29 | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Работа над произведением. | Актовый зал | Таблица результативности актерского мастерства. | ||
Всего часов: | 153 |
2 год обучения.
№ | Месяц | число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Раздел. Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 2 | Сентябрь | 05 07 | 14.00-16.00 14.30-17.00 | урок | 2 2,5 | Раздел 1. Основы сценической речи. Освобождение голоса. | Актовый зал | Зачет. |
3 4 | Сентябрь | 12 14 | 14.00-16.00 14.30-17.00 | урок | 2 2,5 | Сценическая речь. | Актовый зал | Зачет. |
5 6 7 8 | Сентябрь | 19 21 26 28 | 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 | урок | 2 2,5 2 2,5 | Работа с литературным текстом. | Актовый зал | Зачет. |
9 10 | Октябрь | 03 05 | 14.00-16.00 14.30-17.00 | тренинг | 2 2,5 | Раздел 2. Основы актёрского мастерства. Атмосфера. | Актовый зал | Зачет. |
11 12 | Октябрь | 10 12 | 14.00-16.00 14.30-17.00 | тренинг | 2 2,5 | Ощущение пространства. | Актовый зал | Зачет. |
13 14 15 16 | Октябрь | 17 19 24 26 | 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 | урок | 2 2,5 2 2,5 | Импровизация. | Актовый зал | Зачет. |
17 18 | Ноябрь | 07 09 | 14.00-16.00 14.30-17.00 | урок | 2 2,5 | Мизансцена. | Актовый зал | Зачет. |
19 20 | Ноябрь | 14 16 | 14.00-16.00 14.30-17.00 | тренинг | 2 2,5 | Внутренний монолог. | Актовый зал | Зачет. |
21 22 | Ноябрь | 21 23 | 14.00-16.00 14.30-17.00 | тренинг | 2 2,5 | Овладение словесным действием. | Актовый зал | Зачет. |
23 24 25 26 | Ноябрь Декабрь | 28 30 05 07 | 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 | урок | 2 2,5 2 2,5 | Этюды. | Актовый зал | Мини концерт. |
27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 | Декабрь Январь Февраль | 12 14 19 21 26 28 09 11 16 18 23 25 30 01 06 08 13 15 20 22 | 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 | урок | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Раздел 3. Репетиционно - постановочная работа. Работа над произведением, спектаклем. | Актовый зал | Концерт, смотр, конкурс. |
47 48 | Февраль Март | 27 01 | 14.00-16.00 14.30-17.00 | урок | 2 2,5 | Раздел 4. Основы сценического движения. Речевая и двигательная гимнастика. | Актовый зал | Зачет. |
49 50 51 52 | Март | 06 09 13 15 | 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 | тренинг | 2 2,5 2 2,5 | Характерность движения. | Актовый зал | Зачет. |
53 54 55 56 57 58 | Март Апрель | 20 22 03 05 10 12 | 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 | урок | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Пластическая импровизация. | Актовый зал | Зачет. |
59 60 61 62 | 17 19 24 26 | 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 | урок | 2 2,5 2 2,5 | Построение композиций. Баланс и координация. | Актовый зал | Зачет. | |
63 64 65 66 67 68 | Май | 03 10 15 17 22 29 | 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 14.00-16.00 14.30-17.00 | тренинг | 2 2,5 2 2,5 2 2,5 | Работа над сценическим движением. Репетиции сценического действия. | Актовый зал | Зачет. |
153 |
2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
- Помещение для репетиций. – актовый зал, сцена, стулья для зрителей. Актовый зал 24 м длина 18 м ширина, глубина сцены 5 м. Высота до подвесного потолка 6 м. Ограничение по мощности 25, освещенность -люминесцентными лампами.
- Костюмерная – 9 кв. метров
- Музыкальная аппаратура (акустическая система).
- Оргтехника (ноутбук, принтер, проектор, экран).
- Материал для изготовления костюмов и декораций.
Информационное обеспечение:
интернет источники, методическая и художественная литература.
Кадровое обеспечение:
Программа может быть реализована при условии работы преподавателя педагога дополнительного образования, имеющего подготовку
по основам театрального искусства.
2.3.Формы аттестации.
Формы аттестации учащихся:
Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка, оценка знаний и навыков учащихся. В рамках программы используются три вида контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий, фиксация посещаемости и участия в журнале детского театрального коллектива;
- промежуточный – праздники, конкурсы, концерты, проводимые в общественной жизни студии;
- итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- Мониторинг участия воспитанников в концертах спектаклях, театрализованных программ, фестивалях, конкурсах.
- Защита творческих работ (этюды, пластические образы, технология гримирования, миниатюры)
- Выявление уровня развития.
- Анализ творческой активности воспитанников.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- Открытое занятие.
- Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники данному виду мероприятия. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы
2.4. Оценочные материалы.
При оценке достижений учащихся используются следующие диагностические методики:
- Диагностическая карта оценки творческих способностей участников театрального коллектива.
№1.Входная диагностика по актерскому мастерству
№ | ФИО Участника театрального коллектива | Эмоциональная выразительность | Речевая выразительность | Пластика | Вера в вымысел | Сценическое обаяние | Общий бал |
1. |
Каждый раздел оценивается в балах:
Высокий уровень (3)- яркое творческое начало
Средний уровень (2)- наличие актерских способностей.
Низкий уровень (1)-небольшое проявление актерских данных
По результатам диагностики баллы суммируются:
12-15- высокий уровень
8-11 – средний уровень
1-7 – низкий уровень.
№2 .Таблица журнала результативности актерского мастерства.
№ | ФИО | Название постановки | Дата | Персонаж | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 |
1(2)- ничего не делает
2.(-3)- ничего не получается, но есть желание, стремление.
3(3) -не проявлены пять элементов актерской техники.
4(4)- не проявлены четыре элемента актерской техники.
5(4+)- не проявлены три элемента актерской техники.
6.(5-)- не проявлены два элемента актерской техники.
7.(5)- не проявлен один из вышеперечисленных критериев.
8.(5)- эмоциональная выразительность
9.(10)- пластическая выразительность.
10.(5+)- образное видение
11.(5+)-актерская смелость.
12.Общий результат:
От 7и более 10- высокий уровень.
От 4-6- средний уровень.
От 1-3- низкий уровень.
2.5.Методические материалы
Образовательный процесс по данной программе предполагает очное обучение.
При реализации программы используются следующие методы:
- Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно– иллюстративный.
- Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия:
- репетиция;
- постановка и анализ спектакля;
- этюды;
- беседы;
- наблюдение;
- упражнения;
- групповые тренинги;
- ролевые игры;
- творческая мастерская.
Используется следующие технологии:
- развивающего обучения;
- игровой деятельности,
- коммуникативная,
- коллективной творческой деятельности,
- здоровьесберегающая.
Алгоритм учебного занятия:
- Подготовительный этап:
- разминка: упражнения на снятие двигательных зажимов, артикуляционные упражнения…
- Основной этап:
- введение в тему занятия;
- знакомство с теорией;
- отработка практических навыков.
- Заключительный этап:
- постановочный (спектакли. театрализованные программы, концерты).
Дидактические материалы:
- Сценарный материал
- Раздаточный материал
- Задания, упражнения
- Образцы изделий для изготовления декораций реквизитов, костюмов.
2.6 Список литературы:
1. Артоболевский А.В. «Художественное чтение», М.,1987 г.,
2. Демидов Н.В. «Искусство жить на сцене», М., 1980г.,
3. Когтев Г.В. «Грим и сценический образ», М., 1981 г.,
4. Кузьмин А.И. «У истоков театра», М., 1984 г.,
5. Кристи Г. В. «Основы актерского мастерства». М., 1970-71 г., вып.I, II;
6 Мочалов Ю.А. «Композиция сценического пространства», М.,1981 г,
7.Мочалов Ю.А. «Первые уроки театра», М.,1986 г.
8. Нахимовсий А.М, «Театральное действо», М.,2002 г.;
9. Образцов С.В. «Эстафета искусств», М., 1980 г.;
10. Ремез О.С. «Ваш первый спектакль» , М.,1971г.;
11. Шильгави В.П. «Начнем с игры», М., 1980 г.;
12 Янсюкевич В.И. «Репертуар для школьного театра», М.,2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"
Данная презентация поможет уителю в проведении урока-путешествия по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"....
Презентация к учебнику Селивановой Н. "Синяя птица"
Презентация с иллюстративным материалом "Музей Клюни" для учащихся, изучающих французский язык в 9 классе к теме "Я гуляю по Парижу". В презентации отражена история возникновения музея и фотографии пр...
Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) Музыкально-хоровая студия "Синяя птица" Обучение игре на фортепиано.
Вид деятельности: "инструментальное исполнительство"...
История детской организации "Синяя птица"
История детской организации МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка...
Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Синяя птица"для 6 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА6 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 6 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...
"Синяя птица", спектакль
Этот спектакль был поставлен в дошкольной гимназии детьми 5-6 лет, и являлся частью Новогоднего праздника...
«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)
Данная разработка является одним из примеров эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...