Программа театральной студии "Синяя птица"
учебно-методический материал (5 класс)

Крылосова  Татьяна Александровна

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы актерского мастерства» 

    Возраст обучающихся: 12-15 лет

    Срок реализации – 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnaya_studiya_2.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Минусинска

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Кретова ул., д. 9, Минусинск, красноярский край, 662603

тел. (39132)2-60-31, E-mail: shkola016@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического совета

протокол №___ от _________

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОБУ «СОШ №16»

___________   Егорова Т. А.

приказ №_______ от _________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Основы актерского мастерства»

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации – 2 года

Автор-составитель:

Крылосова Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Минусинск, 2021 г.

Раздел 1.  Основные характеристики программы.

  1. Пояснительная записка.

 Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области дополнительного образования РФ и Красноярского края:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Направленность программы: художественная.

Актуальность программы. В центре современной концепции общего образования лежит идея формирования и воспитания личности ребёнка, умеющей вести творческую, созидательную деятельность в обществе. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе театрального объединения становится снятие психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощение детей, что значительно «оздоравливает» отношения в детском коллективе. Изменяются взаимоотношения между взрослыми и детьми, которые влияют на культуру поведения, речи, чувств.

                Отличительная особенность программы - обучение детей продуктивным эмоциональным методом происходит через игровую деятельность. Работа по программе проходит под девизом: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце мудрым будет» (С. Я. Маршак). В программе использованы основные элементы системы великого русского актера Михаила Чехова, направленные на формирование театрального мышления, в котором главная роль отводится воображению, фантазии, вниманию, поиску. Основу программы составляет комплексы упражнений, нацеленные на развитие памяти, чувства гармонии в себе и окружающим миром, владения голосом, речью, состоянием тела. Работа по программе ориентирована на изучение истории театра, овладение навыками актерской профессии. Практико-ориентационная деятельность детского театрального коллектива способствует повышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на воспитательный процесс.

Адресат программы - учащиеся 5-8 классов (12-15 лет), для которых характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает интерес. В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе, самоутверждаться. Подростки могут хорошо концентрировать внимание в значимой для них деятельности, способны управлять своим произвольным запоминанием.

Объем и срок освоения программы - 2 года, по 153 часа в год, всего 306 часов.

Форма обучения – очная, включающая практические учебные занятия, репетиции, постановки и анализ спектакля, этюды, беседы, наблюдение, упражнения, групповые тренинги, ролевые игры, творческие мастерские (театральные этюды).

Особенности организации образовательного процесса: театральная группа формируется из учащихся различного возраста от 12-15лет. При желании новый участник может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если после испытательного срока проявит знания, умения и навыки, соответствующие данному году обучения. Постоянный состав театральной группы формируется по программе к концу второго года занятий.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей этюд, ролевая игра), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке творческой задачи), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения мини- спектаклей), коллективное (постановка театрализованных программ).

Режим занятий.

Программа рассчитана на два года обучения.

1, 2 годы обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа и 2,5 часа; 153 часа в год.

  1. Цель и задачи программы.

Цель: развитие личности подростка через обучение основам актерского мастерства.

Задачи:

Личностные:

  • формировать потребность в творческой самореализации в социально-полезной и социально-приемлемой деятельности;
  • формировать творческую активность личности;
  • формировать нравственные качества личности, гражданскую позицию, ответственность.

Метапредметные:

  • развить мотивацию к овладению сценическим искусством;
  • развить потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, аккуратности;
  • формировать навык работы в команде.

Образовательные (предметные):

  • развить интерес к театральному искусству и театральному творчеству;
  • включить в познавательную деятельность в области театрального искусства;
  • обучить навыкам актерского мастерства, сценического искусства.

1.3. Содержание программы.

Учебный план. 1 год обучения.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Театр как вид искусства. 

4,5

2

2,5

Собеседование

наблюдение.

Раздел 1. Театральная игра.

2.

Я наблюдаю мир.

4,5

1

3,5

Зачет

3.

Я слышу мир.

4,5

1

3,5

Зачет

4.

Я осязаю и обоняю мир.

4,5

1

3,5

Зачет

5.

Язык жестов, движений и чувств.

9

2

7

Зачет

6.

Я и мир предметов.

4,5

1

3,5

Зачет

7.

Мир художественных произведений.

4,5

1

3,5

Зачет

Раздел 2.  Основы сценической речи.

8.

Работа над дикцией.

4,5

1

3,5

Турнир.

9.

Фонационное дыхание.

4,5

1

3,5

Зачет.

10.

Искусство звучащего слова.

4,5

1

3,5

Выход на сцену.

Раздел 3. Основы актёрского мастерства.

11.

Работа актёра над собой.

18

6

12

Зачет.

12.

Коммуникация.

4,5

1

3,5

Педагогическое наблюдение

13.

Творческое оправдание и фантазия.

4,5

2

2,5

Выход на сцену.

Раздел 4. Репетиционно - постановочная работа.

14.

Мускульная свобода.

4,5

1

3,5

Мини концерт.

15.

Основы сценического движения.

18

6

12

Мини концерт.

16.

Темпо – ритм.

4,5

1

3,5

Зачет.

17.

Пластика.

4,5

1

3,5

зачет

18.

Работа над произведением.

45

4,5

40,5

Таблица результативности актерского мастерства.

Итого:

153

34,5

118,5

Учебный план. 2 год обучения.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.  Основы сценической речи.

1.

Освобождение голоса.

4,5

1

3,5

Зачет.

2.

Сценическая речь.

4,5

1

3,5

Зачет.

3.

Работа с литературным текстом.

9

3

6

Зачет.

Раздел 2. Основы актёрского мастерства.

4.

Атмосфера.

4,5

1

3,5

Зачет.

5.

Ощущение пространства.

4,5

1

3,5

Зачет.

6.

Импровизация.

9

2

7

Зачет.

7.

Мизансцена.

4,5

1

3,5

Зачет.

8.

Внутренний монолог.

4,5

1

3,5

Зачет.

9.

Овладение словесным действием.

4,5

1

3,5

Зачет.

10.

Этюды.

9

2

7

Мини концерт.

Раздел 3. Репетиционно - постановочная работа.

11.

Работа над произведением, спектаклем.

45

3

42

Концерт, смотр, конкурс

Раздел 4. Основы сценического движения.

12.

Речевая и двигательная гимнастика.

4,5

1

3,5

Зачет.

13.

Характерность движения.

9

2

7

Зачет.

14.

Пластическая импровизация.

13,5

2,5

11

Зачет.

15.

Построение композиций. Баланс и координация.

9

2

7

Зачет.

16.

Работа над сценическим движением.  Репетиции сценического действия.

13,5

2,5

11

Зачет.

Итого:

153

27

126

Содержание учебного плана. 1 год обучения.

Тема 1.Вводное занятие.

Теория: театральные термины: театр, актер, зритель, аплодисменты, сцена, декорации, кулисы, костюмер, гример. Из истории первых театральных подмостков.

Практика: ролевая игра «Сказкотерапия».

Формы контроля: зачет.

Раздел 1. Театральная игра.

Тема 2. Я наблюдаю мир.

Теория: объяснение темы «Я наблюдаю мир». Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры.

Практика: упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Три точки» и др.

Форма контроля:  зачет.

Тема 3. Я слышу мир.

Теория: объяснение темы «Я слышу мир». Значение в театральном искусстве игры.

Практика: упражнения: «Круги внимания», «Угадать шумы», «искусственные шумы», «радио», «Слышать одного» и др.

Форма контроля: зачет.

Тема 4. Я осязаю и обоняю мир.

Теория: объяснение темы «Я осязаю и обоняю мир». Понятие театральная игра. Значение театральной игры.

Практика: упражнения: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др.

Форма контроля: зачет.

Тема 5. Язык жестов, движений и чувств (эмоции).

Теория: понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве.
Практика: упражнения: «Информация через стекло. Дальнее расстояние», упражнения на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «Лес» и др. 

Форма контроля: зачет.

Тема 6. Я и мир предметов.

Теория: важность развития навыков сценического общения.

Практика: работа с воображаемым и реальным предметом. Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»). Упражнения «Шнурок», «Конверт» и др.

Форма контроля: зачет.

Тема 7. Мир художественных произведений.

Теория: понятие «художественное произведение».

Практика: этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений, сказок.

Форма контроля: зачет.

Раздел 2. Основы сценической речи.

Тема 8. Работа над дикцией.

Теория: понятие «сценическая речь». Значение сценической речи.

Практика: комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок. Речевые упражнения с движением и др.

Форма контроля: турнир.

Тема 9. Фонационное дыхание.

Теория: понятие «фонационное дыхание».

Практика: комплекс упражнений на дыхание. Развитие навыков правильного фонационного дыхания. Упражнения «Пёрышко», «Машинка», «Колокола», «Мы по лестнице шагаем», и др.

Форма контроля: зачет.

Тема 10. Искусство звучащего слова.

Теория: определение средств логической эмоционально-образной выразительности: интонация, пауза, темпо - ритм, правила литературного произношения.

Практика: работа над текстами стихов и отрывками прозы.

Форма контроля: выход на сцену.

Раздел 3. Основы актёрского мастерства.

Тема 11. Работа актёра над собой.

Теория: знакомство с основами системы Станиславского.

Практика: тренинги на развитие актёрских способностей. Приёмы релаксации, концентрации внимания. Упражнения на развитие актёрских способностей «Я – предмет», «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства», инсценировка песен, имитация песен. Развитие артистической смелости и актерского внимания при работе на сцене в присутствии зрителей и т.д.

Форма контроля: зачет.

Тема 12. Коммуникация.

Теория: понятие «сценическое общения». Правила работы ведущего при проведении мероприятия выбранной формы.

Практика: работа с партнёром. Упражнения на «общение»:

«Я знаю, что ты любишь», «Импровизированный диалог», «Передатчик-приёмник», и др. Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»). Взаимодействие со зрительской аудиторией. Проведение праздничных мероприятий, концертов в качестве ведущих.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 13. Творческое оправдание и фантазия.

Теория: объяснение сценической правды.

Практика: придумать простейший бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действия;

-    показать индивидуальный этюд, по опорным словам; коллективный этюд с 1-3 партнерами;

-    найти оправдание любой произвольной позе (бытовой и в пределах сюжета);

-    описать картины, возникающие перед внутренним взором;

-    развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;

-    рассказать о том, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;

-    рассказать о своих наблюдениях за миром людей, природы;

-    выполнить индивидуальные задания, не реагируя на сигналы, поступающие со стороны зрителей;

-    распределиться по площадке, не перекрывая друг друга;

-    вспомнить и описать реальные происшествия и реальное состояние по заданной педагогом теме.

Форма контроля:  выход на сцену.

Раздел 4. Репетиционно - постановочная работа.

Тема 14. Основы сценического движения.

Теория: понятие «мышечные зажимы». Приёмы снятия мышечных зажимов.

Практика: упражнения на снятие мышечных зажимов: «Напряжение-расслабление», «Перекат напряжения», «Огонь-лёд», «Масло», «Центр тяжести», «Пластилиновые фигурки», «Марионетки». 

Форма контроля:  мини концерт.

Тема 15. Темпо-ритм.

Теория: темпо-ритмическое решение представления.

Практика: упражнения на развитие чувства ритма «Хлопки», «Барабанщик», и т.д.

Форма контроля: зачет.

Тема 16. Мускульная свобода.

Теория: «Тело, как инструмент актёра».

Практика: упражнения на освобождение мышц, координацию в пространстве. Аутотренинг на раскрепощение мышц тела.

Форма контроля:  мини концерт.

Тема 3. Пластика.

Теория: важность пластики тела при работе не сцене.

Практика: комплекс упражнений на пластику движения: «Шаги на месте», «Волны», «Танцы народов мира» и т.д.

Форма контроля: зачет.

Тема 17: Работа над произведением (театрализованным представлением, концертом и т.п.)

Теория: читка сценария. Распределение ролей. Логика действия. Сценическая задача и чувство. Мысль и подтекст.

Практика: репетиции отчетной программы (показательные занятия, театрализованные представления, концерт, инсценировка стихотворений, этюдов и др.). Создание сценических костюмов, декораций.

Форма контроля: таблица результативности актерского мастерства.

Содержание учебного плана. 2 год обучения.

Раздел 1. Основы сценической речи.

Тема 1. Освобождение голоса.

Теория: о строении речевого, голосового аппарата. Какие системы, механизмы входят в речевой аппарат.

 Системы:

- энергетическая (дыхательно-органическая),  легкие, трахеобронхиальное дерево, диафрагма, костные мышцы грудной клетки.

- генераторная система (голосовые связки с гортанью, глотка).

- артикуляционно-резонаторная система  (система резонаторов, система звукооформления).

Резонаторы: головной (усиление звука), лицевой, грудной, глоточный, губы, зубы, язык, мягкое и твердое небо, маленький язычок.

Практика: дыхательные упражнения «Опора», «Насос», «Пёрышко», «Лыжи», «Свеча» и др. Упражнения на раскрытие гортани «Яйцо», «Замёрзшее стекло» и др. Упражнения с гласными:

  • установка звуков
  • определенные гласные с согласными
  • произношение по кругу гласных стаккато, легато (вопрос – ответ)
  • слова с гласной

Имитация звуков: жужжит муха, фырчит мотор машины, воет ветер. Далее произносим сочетания звуков: ми, мэ, ма, мо, му, мы; ди, дэ, да, до, ду и т. д.

Упражнения на развитие резонаторов «Колокола», «Грузинский хор», «Машинка» и др. Голосовой тренинг.

Формы контроля: зачет.

Тема 2: Сценическая речь

Теория: понятие «сценическая речь», для чего она необходима. Сценическая речь – речь на сцене.

Практика: артикуляционная гимнастика (служит для разогрева и для развития мышц артикуляции):

а) губы

б) упражнения для языка

в) упражнения для челюсти

Гигиенический массаж (для снятия напряжения мышц лица, для поднятия тонуса, для разогрева кровеносных сосудов и нервных окончаний).

Вибрационный массаж (для массажа голосовых связок). Свобода звучания, микстовое звучание, то есть среднее.

Дикционные упражнения – произношение буквосочетаний (би, бэ, ба, ди, дэ, да, врли, врлэ, врла и т д.), скороговорок.

Формы контроля: зачет

Тема 3. Работа с литературным текстом.

Теория: логика речи, логические ударения. Разбор текста по логике речи и логическим ударениям.

Практика: работа с литературным текстом.

Формы контроля:зачет.

Раздел 2. Основы актёрского мастерства.

Тема 4. Атмосфера.

Теория: понятие атмосфера - окраска, настроение ситуаций, созданная

психофизическим действием и сценическим самочувствием, среда, в которой развиваются события.

Практика: упражнения на столкновение атмосфер, например, абитуриенты ждут результаты экзамена - атмосфера общая, все нервничают, волнуются, пытаются поддержать друг друга. Выходит педагог и зачитывает списки. Атмосфера разделяется на две группы поступивших и не поступивших.

Формы контроля: зачет.

Тема 5. Ощущение пространства.

Теория: понятие сценическое пространство.

Практика: упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах тренировать умение действием заполнить пространство. Уметь создать атмосферу «внутри меня» и существовать в атмосфере «вокруг меня».

Формы контроля: зачет.

Тема 6. Импровизация.

Теория: понятия «творческая индивидуальность», «импровизационное мышление», «действенная задача», «событие» и его «оценка».

Практика: упражнения на овладение ощущением пространства, сценическим самочувствием, внутренним монологом и приступить к самому сложному действию – воздействию словом.

Формы контроля: зачет

Тема 7. Мизансцена (расположение на сценической площадке).

Теория: понятие мизансцена. Какой должна быть мизансцена (действенной, «говорящей»).

Практика: упражнение «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Запомнить основные правила сценического этикета никогда не вставать спиной к зрителю, использовать кулисы только для выхода на сцену, не задевать и не трогать их во время сценического действия.

Формы контроля: зачет.

Тема 8. Внутренний монолог - мысли и чувства, обращенные к себе.

Теория: понятие «внутренний монолог», его значение в актёрской игре.

Второй план – это всегда личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что я хочу?».

Первый план – это тактика поведения, т.е. что я делаю, для того чтобы получить то, что я хочу.

Практика: примерное упражнение: "Ум, чувства, тело”. Придумывается ситуация «Я в предлагаемых обстоятельствах». Один из учащихся выбирает из группы троих, кто будет его "умом”, кто – "чувствами”, кто – "телом”. Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали "частями” участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.

Формы контроля: зачет.

Тема 9. Овладение словесным действием.

Теория: понятие «словесное действие».

Практика: упражнения «Помоги мне», «В магазине», и др.

Формы контроля: зачет.

Тема 10. Этюды.

Теория: Действенная задача отвечает на вопросы: «Чего я хочу? Для чего я это делаю?»

Факт - (поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств), который заставляет изменить предыдущее сценическое поведение.

Событие – это некий факт, или внешнее или внутреннее обстоятельство, или действие партнера, которые изменяют сценическое поведение, психофизическое самочувствие и эмоциональное состояние.

Оценка факта состоит из двух частей – фиксация факта и реакция на факт.

Практика:

Примерные задания и темы этюдов:

На достижение цели - «на уроке рисования»- нарисовать портрет

этого мальчика, который сидит к тебе спиной.

Этюды на события - «Впервые в жизни», «Записка», «Находка»,

«Сломал!?» ...

Этюды – наблюдения

1.Наблюдения за животными: «Мой питомец», «В зоопарке», «В цирке»…

2.Наблюдения за людьми: «В транспорте», «На улице», «В магазине»…

3.Пародии: « Мой любимый артист, певец, телеведущий», «Пародии

друг на друга»…

Одиночные этюды на зону молчания - «Не могу решить задачу!»,

«Объяснительная записка», «Письмо от друга», «Сказать или не сказать?»…

Этюды на рождение слова - «Не хочу!», «Прости», «Надоело».

Формы контроля: мини концерт.

Раздел 3. Репетиционно - постановочная работа.

Тема 11. Работа над произведением, спектаклем.

Теория: читка сценария. Распределение ролей. Логика действия. Сценическая задача и чувство. Мысль и подтекст.

Практика: репетиции спектакля. Показательные занятия, индивидуальная работа над ролью, показ спектакля. Создание сценических костюмов, декораций.

Формы контроля: концерты, смотр, конкурс.

Раздел 4. Основы сценического движения.

Тема 12. Речевая и двигательная гимнастика.

Теория: важность речевой и двигательной гимнастики для работы на сцене.

Практика: дыхательные упражнения, гимнастика на снятие зажимов конечностей и шейного отдела. Упражнения на тренировку подвижности

пальцев. Работа с предметом. Произношение текста в движении.

Формы контроля: зачет.

Тема 13. Характерность движения. Гротеск, пародия.

Теория: понятия «гротеск», «пародия».

Практика: различные характерные движения. Упражнения на фантазию посредством преобразования обычного, повседневного движения в гротеск. Переключение и смешение серьезного и смешного.

Формы контроля: зачет.

Тема 14. Пластическая импровизация.

Теория: понятие «пластическая импровизация».

Практика: импровизация под различное музыкальное сопровождение. Пластика героя и его характерности. Массовые пластические зарисовки и их воздействие на эмоции зрителя.

Формы контроля:  зачет.

Тема 15. Построение композиции. Баланс и координация.

Теория: важность умения владеть своим телом в сценическом пространстве.

Практика: упражнения для развития координации. Упражнения на баланс. Переключение «скоростей» движения.

Формы контроля:  зачет.

Тема 16. Работа над сценическим движением. Репетиция сценического действия.

Теория: особенности движения на сцене при работе в спектакле.

Практика: упражнения на передачу чувств, на внутреннее состояние человека. Работа над сценическим действием спектакля. Проработка действия и мизансцен спектакля.

Формы контроля: зачет.

  1. Планируемые результаты:

В результате реализации программы каждый воспитанник должен:

Знать:

  • теоретические основы актёрского мастерства;
  • этапы работы над театрализованным представлением, спектаклем;
  • законы сценического действия;
  • теоретические основы сценической речи;
  • принципы подачи художественного материала

Уметь:

  • воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
  • представлять движения в воображении и мыслить образами;
  • находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
  • самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
  • самостоятельно анализировать постановочный план;
  • создавать точные и убедительные образы;
  • выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • подавать художественный текст с учётом логики и внутреннего понимания.

Владеть:

  • элементами внутренней и внешней техники актёра;
  • приёмами аутотренинга и релаксации;
  • словесным действием в спектакле;
  • сценической пластикой;
  • речевым общением.

У каждого учащегося должны быть сформированы следующие компетенции и личностные качества:

  • приобретение навыков и знание основ, актёрского мастерством;
  • способность сотрудничать, работать в команде, выстраивать взаимоотношения;
  • психологическая раскрепощенность и стремление к творческому успеху;
  • ориентация на человеческие ценности. Умение уважительно относиться к чужому мнению, умение слушать и слышать другого, принимать и высказывать критику, радоваться успехам своих товарищей, принимать других детей такими, какие они есть; ответственность за свои поступки, «болеть» душой за коллективное творческое дело.

     Личностные результаты:

  • сформирована потребность в творческой самореализации в социально-    полезной и социально-приемлемой деятельности;
  • развита творческая инициатива и активность личности;
  • сформированы нравственные качества личности, гражданская позиция и ответственность.

Метапредметные:

  • развита мотивацию к овладению сценическим искусством;
  • развита потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, аккуратности;
  • формирован навык работы в команде.

Образовательные (предметные):

- умение использовать полученные знания и умения в области театрального искусства;

  • использование необходимых актерских навыков: взаимодействовать с партнером, умение импровизировать, и общаться со зрителем;
  • владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
  • использование практических навыков при работе над внешним обликом героя – использование грима, костюма, прически.
  • повышение интереса к изучению материала, связанного  с искусством  театра.
  • активное использование своих индивидуальных способностей в работе над общим делом- оформление декораций, подбор и организация  музыкального сопровождения спектакля .
  • создание спектаклей различной направленности, участие  студийцев в различном сценическом качестве.

Раздел 2.Организационно – педагогические условия.

        2.1. Календарный учебный график.

Год реализации программы

Начало учебного года

I

четверть

I

каникулярный

период

II

 четверть

II каникулярный период

III учебный период

III каникулярный период

IV учебный период

Летний период

Продолжительность учебного периода

Июнь

Июль

Август  

1-2 год

1-ый рабочий день сентября

8

 недель

9-я

неделя, 7 дней

7

недель

17-18-ая

неделя, 14 дней

11

недель

30-ая

неделя, 9 дней

8

недель

4

недели

4

 недели

5

 недель

34

недели

1 год обучения.

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма

 занятий

Кол-во часов

Раздел, тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

2

Сентябрь

05

07

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Игровой урок

2

2,5

Вводное занятие.

Театр как вид искусства. 

Актовый зал

собеседование, наблюдение.

3

4

Сентябрь

12

14

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Игровой урок

2

2,5

Раздел 1. Театральная игра.

Я наблюдаю мир.

Актовый зал

Зачет.

5

6

Сентябрь

19

21

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Урок

2

2,5

Я слышу мир.

Актовый зал

Зачет.

7

8

Сентябрь

26

28

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Тренинг

2

2,5

Я осязаю и обоняю мир.

Актовый зал

Зачет.

9

10

11

12

Октябрь

03

05

10

12

12.00-14.00

12.00 – 14.30

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Урок  игра

2

2,5

2

2,5

Язык жестов, движений и чувств.

Актовый зал

Зачет.

13

14

Октябрь

17

19

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Игровой урок

2

2,5

Я и мир предметов.

Актовый зал

Зачет.

15

16

Октябрь

24

26

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Тренинг

2

2,5

Мир художественных произведений.

Актовый зал

Зачет.

17

18

Ноябрь

07

09

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Упражнения в равновесии

2

2,5

Раздел 2.  Основы сценической речи.

Работа над дикцией.

Актовый зал

Турнир.

19

20

Ноябрь

14

16

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Игровые упражнения, тренинг

2

2,5

Фонационное дыхание.

Актовый зал

Зачет.

21

22

Ноябрь

21

23

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Упражнения-игры

2

2,5

Искусство звучащего слова.

Актовый зал

Выход на сцену.

23

24

25

26

27

28

29

30

Ноябрь

Декабрь

28

30

05

07

12

14

19

21

12.00-14.00

12.00 – 14.30

12.00-14.00

12.00 – 14.30

12.00-14.00

12.00 – 14.30

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Выступление

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

Раздел 3. Основы актёрского мастерства.

Работа актёра над собой.

Актовый зал

Зачет.

31

32

Декабрь

26

28

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Тренинг, упражнения. Игровой урок

2

2,5

Коммуникация.

Актовый зал

Педагогическое наблюдение.

33

34

Январь

09

11

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Упражнения. тренинг

2

2,5

Творческое оправдание и фантазия.

Актовый зал

Выход на сцену.

35

36

Январь

16

18

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Мастер класс

2

2,5

Раздел 4. Репетиционно - постановочная работа.

Мускульная свобода.

Актовый зал

Мини концерт.

37

38

39

40

41

42

43

44

Январь

Февраль

23

25

30

01

06

08

13

15

12.00-14.00

12.00 – 14.30

12.00-14.00

12.00 – 14.30

12.00-14.00

12.00 – 14.30

12.00-14.00

12.00 – 14.30

Урок-игра

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

Основы сценического движения.

Актовый зал

Мини концерт.

45

46

Февраль

20

22

Урок

2

2,5

Темпо – ритм.

Актовый зал

Зачет.

47

48

Февраль

Март

27

01

Урок танцевальной пластики

2

2,5

Пластика.

Актовый зал

Зачет.

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Март

Апрель

Май

06

09

13

15

20

22

03

05

10

12

17

19

24

26

03

10

15

17

22

29

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

Работа над произведением.

Актовый зал

Таблица результативности актерского мастерства.

Всего часов:

153

2 год обучения.

Месяц

число

Время проведения занятий

Форма

 занятий

Кол-во

часов

Раздел. Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

2

Сентябрь

05

07

14.00-16.00

14.30-17.00

урок

2

2,5

Раздел 1.  Основы сценической речи.

Освобождение голоса.

Актовый зал

Зачет.

3

4

Сентябрь

12

14

14.00-16.00

14.30-17.00

урок

2

2,5

Сценическая речь.

Актовый зал

Зачет.

5

6

7

8

Сентябрь

19

21

26

28

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

урок

2

2,5

2

2,5

Работа с литературным текстом.

Актовый зал

Зачет.

9

10

Октябрь

03

05

14.00-16.00

14.30-17.00

тренинг

2

2,5

Раздел 2. Основы актёрского мастерства.

Атмосфера.

Актовый зал

Зачет.

11

12

Октябрь

10

12

14.00-16.00

14.30-17.00

тренинг

2

2,5

Ощущение пространства.

Актовый зал

Зачет.

13

14

15

16

Октябрь

17

19

24

26

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

урок

2

2,5

2

2,5

Импровизация.

Актовый зал

Зачет.

17

18

Ноябрь

07

09

14.00-16.00

14.30-17.00

урок

2

2,5

Мизансцена.

Актовый зал

Зачет.

19

20

Ноябрь

14

16

14.00-16.00

14.30-17.00

тренинг

2

2,5

Внутренний монолог.

Актовый зал

Зачет.

21

22

Ноябрь

21

23

14.00-16.00

14.30-17.00

тренинг

2

2,5

Овладение словесным действием.

Актовый зал

Зачет.

23

24

25

26

Ноябрь

Декабрь

28

30

05

07

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

урок

2

2,5

2

2,5

Этюды.

Актовый зал

Мини концерт.

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

Декабрь

Январь

Февраль

12

14

19

21

26

28

09

11

16

18

23

25

30

01

06

08

13

15

20

22

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

урок

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

Раздел 3. Репетиционно - постановочная работа.

Работа над произведением, спектаклем.

Актовый зал

Концерт, смотр, конкурс.

47

48

Февраль

Март

27

01

14.00-16.00

14.30-17.00

урок

2

2,5

Раздел 4. Основы сценического движения.

Речевая и двигательная гимнастика.

Актовый зал

Зачет.

49

50

51

52

Март

06

09

13

15

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

тренинг

2

2,5

2

2,5

Характерность движения.

Актовый зал

Зачет.

53

54

55

56

57

58

Март

Апрель

20

22

03

05

10

12

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

урок

2

2,5

2

2,5

2

2,5

Пластическая импровизация.

Актовый зал

Зачет.

59

60

61

62

17

19

24

26

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

урок

2

2,5

2

2,5

Построение композиций. Баланс и координация.

Актовый зал

Зачет.

63

64

65

66

67

68

Май

03

10

15

17

22

29

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

14.00-16.00

14.30-17.00

тренинг

2

2,5

2

2,5

2

2,5

Работа над сценическим движением.  Репетиции сценического действия.

Актовый зал

Зачет.

153

         

            2.2 Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

  • Помещение для репетиций. – актовый зал, сцена, стулья для зрителей.  Актовый зал 24 м длина 18 м ширина, глубина сцены 5 м. Высота до подвесного потолка 6 м. Ограничение по мощности 25, освещенность  -люминесцентными лампами.

-    Костюмерная – 9 кв. метров

-    Музыкальная аппаратура (акустическая система).

  • Оргтехника (ноутбук, принтер, проектор, экран).
  • Материал для изготовления костюмов и декораций.

          Информационное обеспечение:

интернет источники, методическая и художественная литература.

          Кадровое обеспечение:

Программа может быть реализована при условии работы преподавателя   педагога дополнительного образования, имеющего подготовку

по основам театрального искусства.

           2.3.Формы аттестации.

        Формы аттестации учащихся:

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка, оценка знаний и навыков учащихся. В рамках программы используются три вида контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий, фиксация посещаемости и участия в журнале детского театрального коллектива;
  • промежуточный – праздники, конкурсы, концерты, проводимые в общественной жизни студии;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • Мониторинг участия воспитанников в концертах спектаклях, театрализованных программ, фестивалях, конкурсах.
  • Защита творческих работ (этюды, пластические образы, технология гримирования, миниатюры)
  • Выявление уровня развития.
  • Анализ творческой активности воспитанников.

    Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • Открытое занятие. 
  • Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники данному виду мероприятия. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы 

2.4. Оценочные материалы.

        При оценке достижений учащихся используются следующие    диагностические методики:

  1. Диагностическая карта оценки творческих способностей участников театрального коллектива.

№1.Входная диагностика по актерскому мастерству

ФИО Участника театрального коллектива

Эмоциональная выразительность

Речевая выразительность

Пластика

Вера в вымысел

Сценическое обаяние

Общий бал

1.

Каждый раздел оценивается в балах:

Высокий уровень (3)- яркое творческое начало

Средний уровень (2)- наличие актерских способностей.

Низкий уровень (1)-небольшое проявление актерских данных

По результатам диагностики баллы суммируются:

12-15- высокий уровень

8-11 – средний уровень

1-7 – низкий уровень.

№2 .Таблица журнала результативности актерского мастерства.

ФИО

Название постановки

Дата

Персонаж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

1(2)- ничего не делает

2.(-3)- ничего не получается, но есть желание, стремление.

3(3) -не проявлены пять элементов актерской техники.

4(4)- не проявлены четыре элемента актерской техники.

5(4+)- не проявлены три элемента актерской техники.

6.(5-)- не проявлены два элемента актерской техники.

7.(5)- не проявлен один из вышеперечисленных критериев.

8.(5)- эмоциональная выразительность

9.(10)- пластическая выразительность.

10.(5+)- образное видение

11.(5+)-актерская смелость.

 

12.Общий результат:

От 7и более 10- высокий уровень.

От 4-6- средний уровень.

От 1-3- низкий уровень.

       2.5.Методические материалы

Образовательный процесс по данной программе предполагает очное обучение.

При реализации программы используются следующие методы:

  • Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно– иллюстративный.
  • Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуально-групповая.

Формы организации учебного занятия:

  • репетиция;
  • постановка и анализ спектакля;
  • этюды;
  • беседы;
  • наблюдение;
  • упражнения;
  • групповые тренинги;
  • ролевые игры;
  • творческая мастерская.

Используется следующие технологии:

  • развивающего обучения;
  •  игровой деятельности,
  • коммуникативная,
  • коллективной творческой деятельности,
  • здоровьесберегающая.

Алгоритм учебного занятия:

  1. Подготовительный этап:
  • разминка: упражнения на снятие двигательных зажимов, артикуляционные упражнения…
  1. Основной этап:
  • введение в тему занятия;
  • знакомство с теорией;
  • отработка практических навыков.
  1. Заключительный этап:
  • постановочный (спектакли. театрализованные программы, концерты).

      Дидактические материалы:

  •  Сценарный материал
  • Раздаточный материал
  • Задания, упражнения
  • Образцы изделий для изготовления декораций реквизитов, костюмов.

2.6 Список литературы:

1. Артоболевский А.В.  «Художественное чтение», М.,1987 г.,

2. Демидов Н.В. «Искусство жить на сцене», М., 1980г.,

3. Когтев Г.В. «Грим и сценический образ», М., 1981 г.,

4. Кузьмин А.И. «У истоков театра», М., 1984 г.,

5.  Кристи Г. В. «Основы актерского мастерства». М., 1970-71 г., вып.I, II;

6 Мочалов Ю.А. «Композиция сценического пространства», М.,1981 г,

7.Мочалов Ю.А.  «Первые уроки театра», М.,1986 г.

8. Нахимовсий А.М, «Театральное действо», М.,2002 г.;

9. Образцов С.В. «Эстафета искусств», М., 1980 г.;

10. Ремез О.С. «Ваш первый спектакль» , М.,1971г.;

11. Шильгави В.П. «Начнем с игры», М., 1980 г.;

12 Янсюкевич В.И. «Репертуар для школьного театра», М.,2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"

Данная презентация поможет уителю в проведении урока-путешествия по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"....

Презентация к учебнику Селивановой Н. "Синяя птица"

Презентация с иллюстративным материалом "Музей Клюни" для учащихся, изучающих французский язык в 9 классе к теме "Я гуляю по Парижу". В презентации отражена история возникновения музея и фотографии пр...

История детской организации "Синяя птица"

История детской организации МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Синяя птица"для 6 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА6 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 6 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

"Синяя птица", спектакль

Этот спектакль был поставлен  в дошкольной гимназии детьми 5-6 лет, и являлся частью Новогоднего праздника...

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...