Формы и методы организации деятельности учащихся
методическая разработка

АЮША ЛУБСАНОВИЧ БАЯРТУЕВ

Формы и методы организации деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории

В основе работы лежат ведущие принципы педагогики сотрудничества: индивидуализация и дифференциацияпозволяющие создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их индивидуальность.

Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения), реализую в соответствии с ними активные методы обучения.

Преобладающими типами учебных занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, повторительно-обобщающие уроки.

Урок начинается с определения темы, целей или проблемного вопроса. Формулируют перечисленные элементы сами учащиеся при содействии учителя и на основе проблемных заданий, им составленных. В качестве проблемных заданий могут выступать схемы, тексты, отдельные слова и словосочетания, вопросы, картинки, аудио-видео файлы. Приведу несколько примеров творческих проблемных заданий, которые я использую на уроках истории и обществознания.

Проблемное задание в форме текста

На уроках обществознания в 6-9 классах, например, я часто использую притчи, которые есть в метод. пособии. Учащиеся должны определить тему и проблемный вопрос урока. Это сравнительно простое задание.

Проблемное задание в форме картинки. Всеобщая история. 7 кл. тема «Великие географические открытия». На доске изображение каравеллы и карта полушарий.

Проблемное задание в форме схемы. Генеалогическое древо Романовых. Тема «Начало правления Петра I»

Проблемное задание в форме музыкального произведения. Тема «Начало Великой Отечественной войны». Звучит известная песня «Вставай страна огромная».

При объяснении нового материала я использую формы проблемного обучения – проблемное изложение, поисковую беседу, создание мотивационно-проблемных ситуаций, постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы.

При этом решающая роль учителя совсем не означает пассивной роли учащихся. И на уроках истории и на уроках обществознания, где дети гораздо активнее принимают участие в изучении темы, я использую наиболее подходящую для небольших классов – фронтальную форму обучения и связанные с ней способы обратной связи: фронтальный опрос, эвристическую беседу, проблемное изложение, иллюстративный метод, составление алгоритма по теме, работу с книгой, дидактические игры, а также – индивидуальную форму обучения, которая находит свое воплощение преимущественно в разнообразных практических задачах.

Возвращаясь к активным формам обучения, хотелось бы рассказать об использования кроссвордов. Разгадывание кроссвордов проводится индивидуально каждым учащимся или коллективно всем классом. Ребята сами с удовольствием участвуют в составлении кроссвордов. Все эти формы и методы способствуют формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.

Использование интернета на уроках истории значительно увеличивает объём информации, задействованной в историческом образовании. Позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные. Также можно широко использовать готовые мультимедийные программы; создавать собственные разработки с помощью стандартного программного обеспечения.

Опять-таки к созданию этих средств надо подходить очень ответственно. К программам такого рода предъявляются определенные требования.

В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы. Уже несколько лет в практике преподавания истории мною используется 

  1. История России XX век. 4 ч. КЛИО СОФТ
  2. История Древнего мира. Электронное картографическое пособие.
  3. Уроки истории с применением информационных технологий. 5 класс. (Мультимедийные презентации, интерактивные исторические карты, видеофрагменты)
  4. Уроки истории. Средние века. С применением информационных технологий. 6 класс.
  5. Электронное приложение к учебнику. История России: с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.
  6. Электронное приложение к учебнику. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс.
  7. История России. 8 класс. Интерактивные дидактические тренировочные задания.
  8. От Кремля до Рейхстага.
  9. Священная война. Хрестоматия. Мультимедиа (содержит различные типы исторических источников: текстовые документы, аудиодокументы, фрагменты кинохроники, анимированные карты и др.)

Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом.

Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.

Применение в моей практике преподавания интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся на таких уроках включаются в активную деятельность.

Важным направлением в моей работе является прослеживание причинно-следственных связей. Для этого использую следующие методические приемы: составление схем, таблиц, опорного конспекта, деловые игры.

Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки - путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. Ввожу элементы игры на определенном этапе урока: перестрелка исторических терминов, аукцион дат, «крестики-нолики» и др.

В основе большинства изучаемых тем – личность как фактор исторического процесса. В связи с этим применяю такие виды работ, как составление исторических портретов, интервью, написание эссе и др.

Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся. В 8 классе при изучении темы «Положение основных слоев общества» (п. 32-33) ученики работают над «выпуском» журнала «Общественная жизнь». Каждый пишет статью (эссе, интервью и тд.) о положении одного из слоев общества. По итогам – дискуссия по теме.

       Большое предпочтение отдаю тестам, так как они способствуют подготовке учащихся к сдаче экзаменов.

Уроки обобщающего повторения часто провожу в форме игры: «Брейн-ринг», «Штурм крепости» 6 кл., «Историческая эстафета», «Своя игра» и др.  

Интересно и плодотворно проходят уроки «погружения в историю»: уроки-путешествия, уроки-экскурсии. «Путешествие в Древние Афины», 5 класс.

«Путешествие в Древний Египет».

Урок-эстафета «Россия в VIII в.»

Урок-салон по истории культуры

Исследовательский проект это долгий, кропотливый труд учителя и учеников, в ходе которого формируются предметные, метапредметные и личностные результаты.

Все эти образовательные технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы организации деятельности учащихся

     Основной формой организации учебной работы по физическому воспитанию является учебное занятие (урок). Урок физической культуры является для всех учащихся обязательной формой...

Формы, методы организации деятельности учащихся, средства

Формы и методы организации деятельности учащихся по ФГОС...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках

Методический материал для учитей физичкской культуры. В помощь начинающим свою трудовую деятельность учителям физической культуры....

Формы и методы организации деятельности учащихся на уроках географии.

Формы и методы организации деятельности учащихся на уроках географии....

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языкаВ современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток...

Методы, формы и средства организации деятельности, учащихся на уроках химии

Методы, формы и средства организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету ...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках

Методический материал для учитей физичкской культуры....