Формы, методы организации деятельности учащихся, средства
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Формы и методы организации деятельности учащихся по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_formy_organizatsii_deyatelnosti_uchashchihsya.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы организации деятельности, средства
Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.
В своей образовательной деятельности я использую такие формы уроков как:
- Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
- Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок мудрости, творческий отчет.
- Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, дискуссия, диспут.
- Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие.
- Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
- Уроки-фантазии: сказка, спектакль.
- Интегрированные уроки.
Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
- Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
- Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
Также использую такие методы обучения:
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
- Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Выбор метода зависит от многих условий:
- цели обучения;
- уровня подготовленности учащихся;
- возраста учащихся;
- времени, отведенного на изучение материала;
- оснащенности школы;
- теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
В своей практике использую активные методы обучения, потому что они помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче. Поэтому при планировании учебной работы я планирую не только количество часов, но и обязательно формы занятий и виды деятельности учащихся. "При деятельностном подходе в преподавании истории и обществознания активные формы и методы обучения помогают формировать навыки социального общения, раскрывать потенциальные возможности и создают условия для самореализации личности на любом этапе развития:
- 5 класс - рисунок, рассказ, историческое моделирование, историческое проектирование;
- 6 - 7 класс - сообщение, анализ источников, анализ статистики и графиков, исторический проект, исследовательская работа;
- 8 - 9 класс - сообщение, эссе, исторический проект, историческое моделирование, исследовательская работа; проект, доклад, презентация, историческая справка, эссе, исследовательская работа.
Средства организации деятельности учащихся.
- Средства наглядности как элемент системы средств обучения помогают полноценному раскрытию и усвоению содержания учебного материала, но иногда они выступают и как самостоятельный источник информации.
Основная функция средств наглядности - иллюстрация, по мощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления. Данные функции в разной степени реализуются во всех типах учебных предметов.
Используемые в процессе обучения средства наглядности разделяют на два вида. Изображения предметов и явлений. Сюда относят схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п. Сами предметы, их действующие макеты, модели. Первые считаются идеальными средствами обучения, вторые - материальными.
- Учебные компьютерные программы по теме урока. Компьютерная техника как средство обучения обладает огромными возможностями. Любую тему урока можно изложить в увлекательной форме. Однообразные и надоедающие упражнения могут быть представлены в форме игры, составленной очень увлекательно.
- Отдельные тексты по теме урока. Вторым по значимости средством обучения (после речи учителя) выступает текст с изложением учебного материала. Для этого обычно используются учебники, учебные пособия или книги-первоисточники. У разных учителей тексты выполняют различные функции. Так, если учитель доступно, полно и понятно излагает материал, и учащиеся достаточно глубоко его усваивают, то текстам отводится вспомогательная роль (при повторении во время подготовки домашнего задания). Такую роль тексты выполняют в основном в начальной и средней школе. К старшим классам роль текстов значительно меняется. Учащиеся уже сами способны прорабатывать учебный материал, и поэтому какую-то часть его учителя обычно оставляют для самостоятельных и домашних работ.
- Задания, упражнения, задачи играют такую же важную роль в обучении, как и тексты. Различие состоит в том, что тексты используются для получения учащимися новых знаний, а задания и упражнения применяют для закрепления полученных знаний, выработки умений и навыков.
- Тестовый материал представляет собой задания, предназначенные для проведения контроля и оценки знаний и умений учащихся. Иногда результаты тестов используются в учебном процессе не только для контроля, но и для коррекции выявленных недостатков, т.е. для обучения и развития. Такие разработки называют тестовыми дидактическими материалами.
- Технические средства обучения (ТСО) - пожалуй, самое разработанное в педагогической литературе средство обучения. Функции технических средств обучения не ограничиваются реализацией наглядности в обучении, в ряде случаев они являются самостоятельным источником информации, средством индивидуализации обучения, средством машинного контроля и самоконтроля. Введение в школы компьютеров и достаточно большого набора учебных программ поможет реализовывать указанные функции полнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры
В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики
laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения
Выбор методов, форм основывается на цели обучения, уровня возможности обучающихся, на их познавательном интересе, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье учащихся....
Формы, методы организации деятельности учащихся и средства
В данном разделе описываются применяемые мною на уроках формы, методы и средства...