Религия и культура
план-конспект урока (5 класс)

Пояснительная записка

  1. Класс – 5
  2. Тема урока: «Религия и культура»
  3. Цель урока: познакомиться с понятиями культура и религия, узнать как они взаимосвязаны между собой.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о религии и культуре, познакомиться с мировыми религиями.

Развивающие: развивать умения у учеников правильно и четко отвечать на вопросы, искать главную информацию в дополнительных источниках, заполнять таблицу, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитать уважение к другим религиям.

  1. Методы обучения: поисковые, проблемные.
  2. Технологии обучения: проблемного обучения, критического мышления, информационно-коммуникационного обучения.
  3. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.
  4. Технические средства и наглядность: фильм «Традиционные религии России», рабочие листы.
  5. Ожидаемые учебные результаты:

Предметные:

  • сформировать представление о религии и культуре, познакомиться с мировыми религиями.

                 Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

  • формировать умения  планировать последовательность действий, осуществлять контроль и коррекцию результатов;
  • находить необходимую информацию, производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

                Личностные:

  • осознавать важность влияния религии на развитие и сохранение                                                культурного наследия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл religiya_i_kultura.docx491.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Класс – 5
  2. Тема урока: «Религия и культура»
  3. Цель урока: познакомиться с понятиями культура и религия, узнать как они взаимосвязаны между собой.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о религии и культуре, познакомиться с мировыми религиями.

Развивающие: развивать умения у учеников правильно и четко отвечать на вопросы, искать главную информацию в дополнительных источниках, заполнять таблицу, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитать уважение к другим религиям.

  1. Методы обучения: поисковые, проблемные.
  2. Технологии обучения: проблемного обучения, критического мышления, информационно-коммуникационного обучения.
  3. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.
  4. Технические средства и наглядность: фильм «Традиционные религии России», рабочие листы.
  5. Ожидаемые учебные результаты:

Предметные:

  • сформировать представление о религии и культуре, познакомиться с мировыми религиями.

                 Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

  • формировать умения  планировать последовательность действий, осуществлять контроль и коррекцию результатов;
  • находить необходимую информацию, производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

                Личностные:

  • осознавать важность влияния религии на развитие и сохранение                                                культурного наследия.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к учебной деятельности

В начале урока учитель предлагает ученикам на дереве «Знаний» нарисовать листья того цвета в зависимости от того, что ученик хочет получить на этом уроке (рабочий лист задание №1) 

  • Зеленый лист - ожидает успех на сегодняшнем занятии.
  • Оранжевый лист - желает общаться.
  • Желтый лист – проявить активность.

https://papik.pro/uploads/posts/2023-03/1678180592_papik-pro-p-malenkoe-derevo-bez-listev-risunok-19.jpg

  1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает  для того чтобы узнать тему урока отгадать ребусы

И

Тема нашего урока «Религия и культура». Запишите, пожалуйста, в рабочие листы.

  1. Изучение нового материала

А сейчас я предлагаю поиграть в игру облако слов. У вас в рабочих листах есть два облака. В первое облако запишите слова, которые у вас ассоциируются с религией, а во второе с культурой. Примерные ответы обучающихся:

А сейчас давайте дадим с вами определения словам культура и религия. В рабочих листах у вас есть готовое определение, только все слова перепутаны местами. Вам надо составить определение, так чтобы все слова были использованы:

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Правильные определения должны звучать так:

Культура – это всё, что создано человеком в процессе его деятельности.

Религия – это взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога.

А как же связаны между собой культура и религия?

Ученики пытаются дать объяснение, учитель редактирует их ответы и подводит к выводу, что: Религия и культура связаны тем, что религия является частью культуры, ее элементом, ее составляющим. Если культура является совокупностью достижений в духовном отношении, то религия именно то, что заключается в духовном.

Именно религия дала толчок для развития русской культуры, когда было принято христианство на Руси стали строить монастыри, церкви, писать иконы, при монастырях открывались школы. Поэтому религия и культура неразрывно связаны друг с другом.

Давайте выполним в рабочей тетради задания, выберите, пожалуйста, правильный вариант связи культуры и религии.

         https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c287f1222b52bf68ca11a809d18ff116-4463294-images-thumbs&n=13   

Учитель предлагает посмотреть фильм про религии и на основании просмотрено материала заполнить таблицу в рабочих листах. («Традиционные религии России»: https://www.youtube.com/watch?v=tSdYyM1o_a8/ )

Название религии

Основатель религии

Книга

Религиозное сооружение

Православие

Ислам

Буддизм

Иудаизм

Проверка таблицы, корректировка записей

Название религии

Основатель религии

Книга

Религиозное сооружение

Православие

Иисус

Библия

Храм

Ислам

Мухаммед

Коран

Мечеть

Буддизм

Будда

Трипитака

Дацан

Иудаизм

Моисей

Танах

Синагога

5. Закрепление нового материала

Чтобы закрепить наш изученный материал, учитель предлагает составить синквейн для 1 –го варианта со словом религия, для 2-го варианта со словом культура. Возможные варианты:

  1. Культура
  2. Материальная, духовная
  3. Развивает, притягивает, обогащает
  4. Культура даёт нам силу, делает нас людьми
  5. Воспитание
  1. Религия
  2. Древняя, почитаемая
  3. Объясняет, призывает, успокаивает
  4. Приносит утешение людям.
  5. Вера

6. Рефлексия

А теперь давайте заполним наше дерево плодами:

  • Красное яблоко – мне было интересно и всё понятно на уроке
  • Зеленое яблоко – были моменты, когда я не понял (а) тему
  • Желтое яблоко – мне было скучно и не интересно
  1. Домашнее задание: приготовить сообщение об одной из традиционных религий России.

Рабочий лист

Дата: 26.10.2023

Тема урока: _____________________________________________

https://papik.pro/uploads/posts/2023-03/1678180592_papik-pro-p-malenkoe-derevo-bez-listev-risunok-19.jpg

2.

 C:\Users\%D0%9D%D0%BE%D1%83%D1%82%D0%B1%D1%83%D0%BA\Downloads\%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F.pngИ

3.

4.Составить определения

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Религия -_______________________________________________________

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Культура - _______________________________________________________

  1. Выберите варианты взаимодействия культуры и религии. Отметьте правильный вариант галочкой.

А)    б) https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c287f1222b52bf68ca11a809d18ff116-4463294-images-thumbs&n=13 в)

6.

Название религии

Основатель религии

Книга

Религиозное сооружение

Православие

Ислам

Буддизм

Иудаизм

7.Синквейн

  1. Домашнее задание: приготовить сообщение об одной из традиционных религий России.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.

Религия - это на основываются в Бога вере на мир взгляды которые

Культура – создано это всё его деятельности это что процессе в человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Религия и культура Древней Индии

Конспект урока истории (Вигасина А.А.)5 классТема: Природа и люди Древней Индии.Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Ин...

Презентация по обществознанию по теме "Религия как элемент духовной культуры. Мировые религии".

Презентация является дополнением к занятию при изучении темы "Религия"...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

27.03 Урок 2 Религия - феномен культуры

Задание1 .Изучить материал учебниеа, стр.186- 1902 .Ответить на контрольные вопросы, стрю 190 - 1913. Выполнить творческое задание:    Сравните приведённые ниже высказывания. В чём состоят р...

лекция "Религия как феномен культуры. Мировые религии"

Религия как феномен культуры. Мировые религии.Религия — тип мировоззрения, опирающийся на веру в сверхъестественное и священное....