«Формы работы с родителями в МБУДО «Эколого-биологический Центр»
статья

Дополнительное образование – это особый мир, где раскрываются способности ребенка, формируются отдельные навыки. Перед педагогом стоит задача развивать эти способности, направить их в нужное русло.

Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности

Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании (ДО) построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями в МБУДО «Эколого-биологический Центр»

Дополнительное образование – это особый мир, где раскрываются способности ребенка, формируются отдельные навыки. Перед педагогом стоит задача развивать эти способности, направить их в нужное русло.

Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности

Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании (ДО) построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.

Как правило, запись в МБУДО «ЭБЦ» (экологические кружки) - это выбор самого ребенка, а не его родителей.  В основном родители принимают в этом пассивное участие, зачастую считая это дело несерьезным и регулярное посещение занятий необязательным.

Поэтому основная задача педагога дополнительного образования – это не только воспитание гармонически развитой личности и вооружении её необходимыми знаниями, способствующими в дальнейшем природосообразному поведению в окружающей среде, но и работа с родителями этих обучающихся. Перед педагогами стоит сложная задача – изменить отношение родителей, сделать их своими союзниками и помощниками.

Для этого педагогический коллектив ЭБЦ разработал систему работы с родителями, обучающимися.

Мы используем разные формы.  Их можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным относятся:

  • родительские собрания,
  • конференции,
  • уголки для родителей,
  • консультации.

Нетрадиционные формы работы:

  • дни открытых дверей;
  • тематические мероприятия и семейные конкурсы («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т.д.);
  • выставки творческих работ
  • творческие мастерские (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта), новогодние сюрпризы и т.д.);
  • мастер-классы («С мамой вдвоем украсим свой дом»);
  • родительские субботы (по творческим объединениям)
  • заседания семейного клуба
  • семейные экскурсии выходного дня.

Для проведения совместного выходного дня нашим Центром организованы семейные экскурсии. У ребят и родителей есть невероятная возможность не только провести вместе время, но и познакомиться с удивительными животными нашего Центра

Более подробно, хотелось бы остановимся на клубной форме, предполагающей более свободное проведение, нежели собрание, круглый стол и др. Так возник экологический семейный клуб «Подснежник», который смог решить следующие задачи:

  • Вооружить родителей элементарными знаниями по экологии;
  • Дать возможность родителям пообщаться с детьми в нетрадиционной обстановке, которая позволяет лучше узнать друг друга;
  • Привлечь родителей к практическим работам в Центре.

 Тематика клубных встреч разнообразна. Это и даты экологического календаря (например, всемирный день защиты домашних животных, прилет птиц, день земли и день воды, и т.д.), дни открытых дверей, общенародные праздники (23 февраля и 8 марта), творческие мастерские.

Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, их необходимо вовлечь в совместную деятельность с детьми.

Современным родителям среди перегруженности повседневными делами очень важно найти время для общения с детьми. Родителям следует распределить его так, чтобы хватило и для выполнения домашних дел, и для прогулки с детьми, и для занятий любимым делом. Родителям надо учиться быть другом для своего ребенка.

В этом случае учреждение дополнительного образования имеет преимущества, обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка и его семьи.

Чтобы помочь родителям проявить себя осознанными, внимательными и понимающими, стать для детей источником вдохновения на новые, интересные дела, партнером, союзником, другом в их детском мире педагогами Центра  был разработан ряд интерактивных игр.

        Целью этих интерактивных игр является содействие воспитания у учащихся и родителей норм экологической грамотности и безопасного поведения в природе.

         Опрос родителей показал, что данная форма является более современной и удобной для совместного изучения окружающего мира.

         Хочется верить, что наши обучающиеся будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.

   

Список используемой литературы:

  1. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методическихидей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И.Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с родителями"

"Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью". "Без семьи - мы , я имею ввиду школу - были бы бессильны"  В.А.Сухомлинский.Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной вос...

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

Из опыта работы: эффективные формы работы с родителями

Одним из важных направлений  работы  классного руководителя является работа с семьёй в которой растет и воспитывается ребенок,  где и   формируется его личность, характер и мо...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ...