Круглый стол «Выбор профессии»
план-конспект занятия (9 класс)
Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Сегодня мы собрались за этим круглым столом, чтобы обсудить важный для вас вопрос – выбор будущей профессии. Мы будем с вами обсуждать, какие факторы влияют на выбор профессии, что такое профессия, специальность, специализация, и как не ошибиться с выбором профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_vybor_professii_seminar.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Выбор профессии»
"Правильный выбор профессии
позволяет реализовать свой творческий потенциал,
избежать разочарования, оградить себя и свою семью
от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".
Виктор Гюго
Цель: формирование центральной задачи возраста выпускника: самостоятельного выбора профессии.
Задачи:1.Выделить критерии выбора профессии и их соотношение с жизненными планами выпускника.
2.Осознание собственных ресурсов профессионального самоопределения.
Учитель: Здравствуйте, ребята, гости. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Сегодня мы собрались за этим круглым столом, чтобы обсудить важный для вас вопрос – выбор будущей профессии. Мы будем с вами обсуждать, какие факторы влияют на выбор профессии, что такое профессия, специальность, специализация, и как не ошибиться с выбором профессии.
Мотивация:
РАЗМИНКА «СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ПРОФЕССИЙ?»
Прежде чем двигаться дальше, предлагаю сделать небольшую разминку Скажите, а какие профессии окружают нас каждый день? (Учитель, повар, продавец, воспитатель, библиотекарь и т.д.).
Учитель: В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессий… По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий. И как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям, обществу. Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.
Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор». Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?
Обсуждение
Учитель:
Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.
Что нужно учитывать выбирая профессию? Обсуждение
Формула выбора профессии
Интерес – побуждение познавательного характера
Склонности — это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.
Способности — это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности
Состояние здоровья
Личные качества
Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности
Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.
Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами:
«нужно» - потребности рынка труда;
«хочу» - желания, интересы, склонности личности;
«смогу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
В том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу”, “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.
Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».
Как вы понимаете это высказывание? (У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы. И работа получается качественной.)
Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это – счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать одним словом? (Призвание.)
Тест «Какая профессия мне подходит».
Учитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута. (музыка)
— Теперь подсчитаем количество треугольников.
— А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников- тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди. хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
— Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Выступление учащихся «Моя будущая профессия»
Учащиеся рассказывают, кем они хотят быть, чем привлекает эта профессия, что о ней знают, какие качества нужно иметь для этой профессии.
Каждая группа получает карточки, в которых указаны способности и личностные качества. Необходимо определить. Какие именно качества соответствуют этой группе профессий.
Способности: | Личностные качества: |
Человек – Человек | |
Доброжелательность Терпимость Эрудированность, широкий кругозор. Инициативность. Требовательность к себе и другим. Бескорыстие. Высокие моральные качества. | Коммуникативные способности. Способность контролировать свои эмоции. Развитое логическое мышление. Умение быстро ориентироваться в ситуации. Способность анализировать факты и делать выводы. Развитые ораторские способности. Умение слушать и слышать собеседника. |
Человек - Техника | |
Способность длительное время заниматься определенным видом деятельности. Развитое пространственное воображение. Развитое внимание. Гибкость мышления. Хороший глазомер. Хорошая память. Хорошая координация движения. | Организованность и аккуратность. Усидчивость и терпение. Систематичность в работе. Физическая и психическая выносливость. Тщательность. Умение находить ошибки. |
Человек - Природа | |
Наблюдательность. Самостоятельность и гибкость мышления. Развитая интуиция. Аналитическое мышление. Высокая помехоустойчивость. Способности замечать незначительные изменения окружающей среде. | Интерес к живым организмам. Тщательность и аккуратность. Терпеливость. Любознательность. Добросовестность. Стремление преодолевать трудности. |
Человек – Знаковая система | |
Методичность и рациональность. Усидчивость. Осторожность и рациональность. Ответственность. Находчивость. Самообладание. Уверенность в себе. | Способность долгое время заниматься монотонной, кропотливой работой. Способность воспринимать информацию. Хорошая память на числа и символы. |
Человек – Художественный образ | |
Эмоциональность и чувствительность. Чувство гармонии и вкуса. Упорство в достижении цели. Оригинальность, новаторство. Умение перевоплощаться. Стремление к саморазвитию. | Развитые творческие способности. Развитое воображение. Развитое внимание. Художественный вкус. Чувство гармонии. Коммуникативные способности. |
- А как вы думаете, такие качества характера, как доброта, справедливость, вежливость, нужны людям какой-то определенной группы профессий?
Просмотр видеофильма « 10 САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ ПРОФЕССИЙ БУДУЩЕГО»
За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим, что это за профессия?
* Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.
* Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.
* Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта бренд - и продвигает этот образ в массы.
* Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.
*Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.
- Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает всё больший спрос, для её получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.
- PR-агент – специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом, как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях
- Фандрайзер – ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах
Профориентационная игра «День из жизни» (в группах)
Инструкция: Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего выбранного работника. Это будет рассказ только из существительных.
Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок – завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок — дом — постель.
В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо вы представляете себе работу человека выбранной профессии, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству. Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него
Итог Учитель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые, наша встреча подошла к концу. Я благодарю всех, кто принял участие в ней. Надеюсь, что данная встреча помогла подробнее узнать о некоторых профессиях, о профессионально-значимых качествах, о том, как не ошибиться с выбором, как найти свою профессию, которая даст вам возможность чувствовать себя уверенным и счастливым. Неважно, какую профессию выберете вы, станете знаменитым или нет, главное – хорошо делать свое дело, любить свою профессию. Помните слова нашего земляка В.М.Шукшина «Кто бы ты ни был – комбайнер, академик, художник, живи и выкладывайся весь, без остатка, старайся много знать, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным – это будет завидная судьба». Пусть выбранная вами профессия, поможет раскрыть вам свои способности как можно лучше и тогда вы будете полезны людям и уверенны в себе. Давайте на память запишем наши мечты, а с реальностью встретимся лет через 10 в этом же классе на вечере встречи выпускников. ( На плакате учащиеся пишут на память мечты о своей будущей профессии)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"
Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для 8-11 классов. Круглый стол - «Что такое выборы?»
Цель: повысить уровень правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей – обучающихся школы.Задачи:Образовательные: освоение...
Круглый стол для старшеклассников "Сделай свой выбор!", посвященный позитивной профилактике употребления ПАВ
Презентация для проведения Круглого стола...
Круглый стол на тему: "Секреты успешного выбора профессии"
Целью круглого стола является создание условий для успешного выбора профессии. Задачи: - способствовать поиску интересов учащихся; - содействовать развитию умения выделять общее в различных вида...
Круглый стол "Секреты выбора профессии"
Круглый стол "Секреты выбора профессии"...
Методическая разработка круглого стола "Женские профессии в армии" для девушек 10-11 классов в разделе ОВС
Занятие по модулю "Жинщины и армия" в разделе ОВС в курсе Основ безопасности жизнедеятельности 10-11 кл. в форме кргуглого стола по теме "Женские профессии в армии" Возрастная катгеори : д...
Круглый стол «Выбор профессии – это серьезно» 11 класс
Круглый стол «Выбор профессии – это серьезно» 11 класс...