Круглый стол «Выбор профессии»
план-конспект занятия (9 класс)

Иванова Ирина Васильевна

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Сегодня мы  собрались за этим круглым столом, чтобы обсудить важный для вас вопрос – выбор будущей профессии. Мы  будем с вами обсуждать, какие факторы влияют на выбор профессии, что такое профессия, специальность, специализация, и как не ошибиться с выбором профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_vybor_professii_seminar.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Выбор профессии»

"Правильный выбор профессии

позволяет реализовать свой творческий потенциал,

 избежать разочарования, оградить себя и свою семью

 от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".

Виктор Гюго

Цель: формирование центральной задачи возраста выпускника: самостоятельного выбора профессии.

Задачи:1.Выделить критерии выбора профессии и их соотношение с жизненными планами выпускника.

2.Осознание  собственных ресурсов профессионального самоопределения.

Учитель: Здравствуйте, ребята,  гости. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Сегодня мы  собрались за этим круглым столом, чтобы обсудить важный для вас вопрос – выбор будущей профессии. Мы  будем с вами обсуждать, какие факторы влияют на выбор профессии, что такое профессия, специальность, специализация, и как не ошибиться с выбором профессии.

Мотивация: 

 РАЗМИНКА «СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ПРОФЕССИЙ?»

Прежде чем двигаться дальше, предлагаю сделать небольшую разминку Скажите, а какие профессии окружают нас каждый день? (Учитель, повар, продавец, воспитатель, библиотекарь и т.д.).

Учитель: В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессий… По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий. И  как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям, обществу. Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.

 Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор». Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Обсуждение

Учитель:

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Что нужно учитывать выбирая профессию? Обсуждение

Формула выбора профессии

Интерес – побуждение познавательного характера

Склонности — это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Способности — это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности

Состояние здоровья

Личные качества

Потребности рынка труда  наличие рабочих мест по избранной специальности

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.

Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами:

«нужно» - потребности рынка труда;

«хочу» - желания, интересы, склонности личности;

«смогу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

В том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу”, “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».

Как вы понимаете это высказывание? (У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы. И работа получается качественной.)

Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это – счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.

А как это можно назвать одним словом? (Призвание.)

Тест «Какая профессия мне подходит».

Учитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута. (музыка)

— Теперь подсчитаем количество треугольников.

— А теперь слушайте ключ к тесту.

Первый тип: 6-8 треугольников- тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.

Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди. хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

— Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Выступление учащихся «Моя будущая профессия»

Учащиеся рассказывают, кем они хотят быть, чем привлекает эта профессия, что о ней знают, какие качества нужно иметь для этой профессии.

Каждая группа получает карточки, в которых указаны способности и личностные качества. Необходимо определить. Какие именно качества соответствуют этой группе профессий.

Способности:

Личностные качества:

Человек – Человек

Доброжелательность

Терпимость

Эрудированность, широкий кругозор.

Инициативность.

Требовательность к себе и другим.

Бескорыстие.

Высокие моральные качества.

Коммуникативные способности.                

Способность контролировать свои эмоции.

Развитое логическое мышление.

Умение быстро ориентироваться в ситуации.

Способность анализировать факты и делать выводы.

Развитые ораторские способности.

Умение слушать и слышать собеседника.

Человек - Техника

Способность длительное время заниматься определенным видом деятельности.

Развитое пространственное воображение.

Развитое внимание.

Гибкость мышления.

Хороший глазомер.

Хорошая память.

Хорошая координация движения.

Организованность и аккуратность.

Усидчивость и терпение.

Систематичность в работе.

Физическая и психическая выносливость.

Тщательность.

Умение находить ошибки.

Человек - Природа

Наблюдательность.

Самостоятельность и гибкость мышления.

Развитая интуиция.

Аналитическое мышление.

Высокая помехоустойчивость.

Способности замечать незначительные изменения  окружающей среде.

Интерес к живым организмам.

Тщательность и аккуратность.

Терпеливость.

Любознательность.

Добросовестность.

Стремление преодолевать трудности.

Человек – Знаковая система

Методичность и рациональность.

Усидчивость.

Осторожность и рациональность.

Ответственность.

Находчивость.

Самообладание.

Уверенность в себе.

Способность долгое время заниматься монотонной, кропотливой работой.

Способность воспринимать информацию.

Хорошая память на числа и символы.

Человек – Художественный образ

Эмоциональность и чувствительность.

Чувство гармонии и вкуса.

Упорство в достижении цели.

Оригинальность, новаторство.

Умение перевоплощаться.

Стремление к саморазвитию. 

Развитые творческие способности.

Развитое воображение.

Развитое внимание.

Художественный вкус.

Чувство гармонии.

Коммуникативные способности.

- А как вы думаете, такие качества характера, как доброта, справедливость, вежливость, нужны людям какой-то определенной группы профессий?

Просмотр видеофильма « 10 САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ ПРОФЕССИЙ БУДУЩЕГО»

За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим, что это за профессия?

* Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

* Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

*    Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта  бренд - и продвигает этот образ в массы.

* Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

*Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

  • Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает всё больший спрос, для её получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.
  • PR-агент – специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом, как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях
  • Фандрайзер – ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах

Профориентационная игра «День из жизни»  (в группах)

 

Инструкция: Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего выбранного работника. Это будет рассказ только из существительных.

Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким:      звонок – завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок — дом — постель.

В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо вы представляете себе работу человека выбранной профессии, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству. Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него

Итог Учитель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые, наша встреча подошла к концу. Я благодарю всех, кто принял участие в ней. Надеюсь, что данная встреча помогла подробнее узнать о некоторых профессиях, о профессионально-значимых качествах, о том, как не ошибиться с выбором, как найти свою профессию, которая даст вам возможность чувствовать себя уверенным и счастливым. Неважно, какую профессию выберете вы, станете знаменитым или нет, главное – хорошо делать свое дело, любить свою профессию. Помните слова нашего земляка В.М.Шукшина «Кто бы ты ни был – комбайнер, академик, художник, живи и выкладывайся весь, без остатка, старайся много знать, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным – это будет завидная судьба».   Пусть выбранная вами профессия, поможет раскрыть вам свои способности как можно лучше и тогда вы будете полезны людям и уверенны в себе. Давайте на память запишем наши мечты, а с реальностью встретимся лет через 10 в этом же классе на вечере встречи выпускников. ( На плакате учащиеся пишут  на память  мечты о своей будущей профессии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"

Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для 8-11 классов. Круглый стол - «Что такое выборы?»

Цель:  повысить  уровень  правовой  грамотности  и  политической  культуры  будущих  избирателей – обучающихся  школы.Задачи:Образовательные: освоение...

Круглый стол на тему: "Секреты успешного выбора профессии"

Целью круглого стола является создание условий для успешного выбора профессии. Задачи: - способствовать поиску интересов учащихся; - содействовать развитию умения выделять общее в различных вида...

Круглый стол "Секреты выбора профессии"

Круглый стол "Секреты выбора профессии"...

Методическая разработка круглого стола "Женские профессии в армии" для девушек 10-11 классов в разделе ОВС

Занятие по модулю "Жинщины и армия" в разделе ОВС  в курсе Основ безопасности жизнедеятельности 10-11 кл. в форме кргуглого стола по теме "Женские профессии в армии"  Возрастная катгеори : д...

Круглый стол «Выбор профессии – это серьезно» 11 класс

Круглый стол «Выбор профессии – это серьезно» 11 класс...