Креативное мышление учащихся на уроках русского языка и литературы
статья

Закутнева Светлана Викторовна

В докладе представлены задания на развитие у учащихся креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Креативное мышление учащихся в учебном процессе

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Предлагаю познакомиться с некоторыми заданиями для развития креативного мышления.

Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Поэтому полезно прибегнуть к иллюстрациям. Предложите детям создать картинки к литературному тексту.  

Есть знаменитая песня Владимира Высоцкого  «Про жирафа». В ней такие строки:

Пусть жираф был не прав,
Но виновен не жираф.
А тот, кто крикнул из ветвей:
"Жираф большой - ему видней!"

 Изобразите иллюстрацию к данной строфе.

Другие идеи: проиллюстрировать пословицу, загадать пословицу с помощью рисунка. 

Всем знакомы фразеологизмы. Часто художники шуточно изображают его прямое значение. Задание для ученика:  креативно изобразить переносное значение фразеологизма. Например, «спать без задних ног»  или «как собаке пятая нога».

Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание произведения, поменять место действия, изменить характер главного персонажа в книге.  Сочините историю, используя слова: "дедушка", "фотоальбом", "почта", "спички".

Выбрать любой предмет и придумать как можно больше способов его использования. Например, стакан. Возможные способы использования: подслушать соседей, в качестве подсвечника, вазы, подставки для карандашей или зубных щёток, вместо скалки и так далее.

Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.   Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.

Игра «Общение в чате». Вы общаетесь с другом в чате. Предложите ему  описать погоду за окном, используя слова на одну букву, например, вы пишете на букву «К», а друг -  на букву «С». Напишите полученный диалог.

В качестве примера:

- Какой кошмар!

- Согласен.

-  Капает, капает…

- Снова сыро…

Большое значение в развитии креативного мышления играют командные игры. Например, мы проводим для учащихся 5-11 классов «Интеллектуальные битвы», а также семейные игры.

 Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач.

Также можно учить подбирать ассоциации.         Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.

Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри.

Ассоциативное мышление также развивается при составлении схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон.

Таким образом, креативное мышление — это способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи, смотреть на мир иначе. Задания по развитию креативного мышления нравятся учащимся, поэтому можно сказать, что использование креативных задач – это учение с увлечением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Пробуем применить технологию "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках в основной школе. Очень интересно!...

Статья "Особенности использования критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"

Использование на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности у уча...

Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...

Презентация "Кроссенс как метод логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...