Развитие креативного мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Яук Наталья Васильевна

«Слово - дело великое!» – говорил Л.Н.Толстой. Чтобы научить детей владеть словом, грамотно и красиво излагать свои мысли, писать сочинения, необходимо развивать креативное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы                                                                                                 Яук Наталья Васильевна

 Развитие креативного мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы

       «Слово - дело великое!» – говорил Л.Н.Толстой. Чтобы научить детей владеть словом, грамотно и красиво излагать свои мысли, писать сочинения, необходимо развивать креативное мышление.

В данной статье я приведу примеры заданий, которые использую на уроках. На уроках русского языка в 5 классе при изучении темы «Второстепенные члены предложения» ребятам предлагаю обсудить: на что похожи линии, которыми мы подчёркиваем  второстепенные члены  предложении? Обучающиеся могут предложить свои варианты ответов. Такие ассоциации помогут запомнить, как подчёркиваются второстепенные члены (определение – змейка, обстоятельство – дождевой червь, дополнение – следы человека на снегу).

При изучении темы «Лексика» в 6 классе ребятам задаётся вопрос:

  «Могут ли ваши бабушки и дедушки использовать в своей речи слова некоторых групп, которые используете вы? В каких ситуациях? Опишите их.

При обучении написания сочинения на лингвистическую тему можно предложить следующие вопросы, на которые обучающиеся отвечают письменно. Если бы я не знал правил правописания, как бы я писал? Опишите все варианты вашей возможной орфографии и пунктуации.

Если бы я не знал, что такое прилагательное, глагол, или предлог, союз, или фразеологизм, как бы описал иностранцу эту часть речи, лексическую единицу, чтобы он понял, что эго такое, и мог применять но назначению?

Если бы я не знал, что такое вопросительный, восклицательный знак, точка, запятая, тире, как бы я смог понять, для чего эго предназначено?

Если бы я не знал, как построить обращение к человеку в определенной жизненной ситуации, как бы я его выстроил? Опишите разные ситуации, где бы вы могли обратиться к людям.

И обязательный вопрос учителя: «Как это меняет ваш взгляд на уже известные слова/категории/способы.,.?» Приведу примеры заданий на уроках.

«Рисуем орфограмму»

Рисование орфограмм - это не развлечение на уроке. В этом процессе у ребенка активно включаются многие мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рисовать можно в рабочей тетради. Главное - ученик должен обязательно объяснить нарисованное, изложить свою логику. Например, тема «Правописание суффиксов чик и щик. Ребята изображают чик в виде воробушка, щик – щенок.

«Даем урокам имена»

Этот прием можно применять на любом уроке. Целесообразнее использовать прием, конечно, в конце урока, когда детям уже понятно, что происходило в течение учебного занятия. Тему урока «Антонимы» ребята назвали «Антоша».

При работе с текстом предлагается вопрос: «Можно ли разделить этот текст на дополнительные части? Каким образом? Почему именно так? Такие задания заставляют обучающихся мыслить и учат правильно делить текст на абзацы.

 В начале урока, когда ребятам предлагается план работы на уроке, их можно спросить: «Можно ли разделить наш урок еще на несколько частей? Каких?»

При обсуждении темы урока обсуждается вопрос «Можно ли разделить данную тему урока еще на несколько частей? Каких?»

Когда изучаются разряды местоимений, имён прилагательных обсуждается вопрос: «Можно ли разделить прилагательные/местоимения еще на какие-либо разряды?» Придумайте их.

«Цепочки из ассоциаций

Перед изучением темы «Сказки народов мира» в 5 классе можно обучающимся предложить слова: «кошка», «дом», «улица». Задача: слова использовать в том порядке, как они написаны, написать 3-5 предложений. Пример написанного текста.

«Кошка  жила в красивом доме. Вся семья её очень любила, и часто её брали с собой на прогулки. муське там  очень нравилось. Она резвилась, каталась по земле, ела какую- то травку. Но однажды она выбежала на улицу. Что с ней стало?

Переходим  к теме урока: «А что стало с кошкой в рассказе Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе?»

«Что, если бы...»

Что если бы мы все могли читать мысли животных?

 «Аббревиатура» (тема «Сложносокращённые слова»).

Предлагается записать 1-2 коротких слова из трёх букв. Затем необходимо к каждому слову придумать расшифровку (Том – таинственный отдел мимишек. НОС – Новый отдел службы.

 «Буквенный бенефис»

Задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну и ту же букву.

Это упражнение можно использовать при изучении любой темы морфологии, синтаксиса. Например, тема деепричастный оборот: Зина звонко закричала, зацепившись за зонтик.

 «Ассоциации» (повторение частей речи)

Придумать как можно больше ассоциаций к слову. Условие: начинать нужно с самых очевидных, а потом стараться как можно дальше уйти от них. (учебник, параграф, листы, абзац, буквы и т.д.)

 «Создай загадку»

При изучении темы «Изобразительно- выразительные средства языка» на основе метафоры предлагается создать загадку (В саду горит осенью  костёр, светит, но не греет).

         При изучении басен в 5 классе с обучающимися можно обсудить следующие вопросы.

В каких жизненных ситуациях нам может пригодиться мораль какой- либо басни? Каким образом? Опишите ситуацию.

Были ли у меня в жизни подобные ситуации? Кому я могу подражать? Что я могу скопировать/позаимствовать? Чьи идеи мне могут пригодиться? Какие идеи / чьи поступки можно адаптировать под мои цели?

Где и как я могу' использовать идеи, принадлежащие герою произведения?

После обсуждения- обязательный вопрос учителя: «Почему вы выбрали именно эти идеи, решения, героев, персонажей, ситуации.? Объясните свой выбор».

Обучающимся 10 класса предлагаю порассуждать над вопросами: Если бы  произведение (например, «Отцы и дети» появилось в 20 веке,  на что бы эго повлияло?

Если бы герой данного произведения оказался в другом произведении, как бы это изменило сюжет? (например, если бы Раскольников встретился с Базаровым?).

И обязательный вопрос учителя: «Какой эффект бы это произвело? Чему бы помогло?»

Как бы идею Раскольникова о праве сильной личности использовал другой человек, например, другого возраста?

 При изучении любого произведения можно порассуждать над вопросами: «Есть ли в литературе герой, подобный этому? Существуют ли произведения, имеющие сходство с данным?»  И обязательный вопрос учителя: «Почему это так? Объясните свой выбор».

«Иллюстрация - книга»

Сначала учитель показывает обучающимся иллюстрации из книги, кадры из фильма, снятого по произведению, цитаты из произведения. Лучше, если ничего ранее об этой информации детям известно не будет.

Далее следует простой вопрос учителя: «Предположите, о чем это произведение, книга». Заслушиваются ответы обучающихся' чем больше высказывается предположений, тем лучше. А затем сразу или по ходу изучения текста произведения ответы обучающихся сравниваются с теми идеями, которые изначально лежали в основе изучаемого.

«Создание учебных мемов»

Мемы - это чаще всего изображения с надписями (обычно юмористического содержания), которые очень быстро распространяются но Сети в среде тех, кому данная тема может быть интересна. Например, создание мемов к сюжету произведения, характеру героя или его поступку, биографии писателя, а также создание мемов к лингвистическим явлениям будет школьникам интересно и позволит по-повому осмыслить уже изученный материал. После разработки можно выставить «аукцион» мемов к любой теме и предложить обучающимся составить рейтинговый список самых креативных мемов.

      Таким образом, креативное мышление как компетенция современного школьника не является отдельным, не связанным с ФГОС результатом: это личностный результат школьника, базирующийся на овладении им метапредметными и предметными результатами. И также, как метапредметные результаты в целом, креативное мышление должно стать базисом, основой в овладении ребёнком предметными знаниями и умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления ученика на уроках русского языка и литературы.

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Обобщение педагогического опыта учителя по теме "Развитие критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческ...

Развитие креативного мышления обучающихся на уроках английского языка

В данной статье автор рассматривает стратегии развития креативного мышления обучающихся на уроках английского языка....

Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Статья посвящена приемам формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления на уроках русского языка и литературы...

«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»

Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...

Креативное мышление учащихся на уроках русского языка и литературы

В докладе представлены задания на развитие у учащихся креативного мышления на уроках русского языка и литературы...