Статья "Дети с расстройствами аутистического спектра в ДОУ"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detmi_s_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra_v_dou.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ
Современные условия в образовании диктуют новые правила: в современно детском саду должны быть созданы условия для детей всех видов дизоногенеза (нозологии). Среди различной нозологии особое место занимают дети с РАС.
Детский сад предлагает 3 режима сопровождения ребенка с ОВЗ:
− режим пребывания «полный день» (12 часов);
− режим пребывания «неполный день» (4-6 часов);
− режим, предусматривающий посещение только отдельных занятий и других мероприятий, проводимых в ДОУ (фронтальные музыкальные занятия, индивидуальные занятия специалистов).
Организация психолого-педагогической помощи детям, посещающим дошкольное учреждение в сопровождении взрослого, ориентирована на решение трех основных задач:
− расширение социально адаптации;
− активизация познавательной деятельности и реабилитации детей с РАС;
− развитие функциональны навыков: элементарной коммуникации (приветствия, прощания, выражения просьбы и т. д.), гигиены (своевременное посещение туалета, правильное мыте рук), самообслуживания во время одевания, приема пищи и т. д.
Зачастую родители искаженно воспринимают проблемы своего ребенка, подменяя уровень реального его развития вымышленными, заменяют поведенческие проявлении особенностями характера. Излишне опекая ребенка. Неосознанно лишают малыша возможности действовать и развиваться самостоятельно.
Посещение детского сада требует от семьи приспособления к новой социальной среде, выстраивания контактов со взрослыми и сверстниками, а значит развития гибкости поведения и адаптивным механизмов. Вместе со своими детьми у родителей есть возможность проводить адаптационный период. Подготовить воспитанников с РАС к переходу на инклюзивное образование в общеразвивающих группах, среди нормативно развивающихся сверстников.
Полученный практический опыт обучения детей с РАС подтвердил, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели
обучения, позволяющие максимально реализовывать право детей на получение адекватного их возможностям и способностям дошкольного образования.
Выделены этапы психолого-педагогической работы:
Первый этап – индивидуальное обучение, в ходе которого корректируются индивидуальные особенности ребенка, затрудняющие обучение в общеобразовательной среде.
Эффективная подготовка ребенка на этапе индивидуального обучения позволяет специалистам психолого-педагогического консилиума ДОО принять решение о переводе ребенка на инклюзивную форму обучения.
Большая ответственность за результат инклюзивного включения ребенка ложится на педагогов группы.
Во-первых, воспитателям совместно с учителем-дефектологом приходится адаптировать задания к индивидуальным особенностям ребенка и оказывать своевременную помощь.
Во-вторых, воспитатели прививают детям взгляд на различия как нормальное явление в социальной среде.
В-третьих, воспитателям приходится искать баланс между повышенным вниманием к ребенку с особенностями и отношением к нему как к равному среди равных.
Профилактическое информирование родителей необходимо потому, что родители могут испытывать тревогу и разъяснение преимуществ, которые получает ребенком с ОВЗ в общении с дети, способно помочь им с этой тревогой справиться.
Надо понимать, что нормотипичные дети с вопросами: «А почему он так себя ведет?» придут к родителям. А от ответа родителей зависит, будут ли дети относится к особенному ребенку с принятием или насмешкой.
Усилия педагогов в период адаптации поэтапно направляются на адаптацию с помощью визуального расписания. Ребенка готовят к тому, что сейчас он пойдет на занятие к другому педагогу, выполнить задание и вернется в свою группу.
Время пребывания на занятии начинается с пяти минут. За время выполняются легкие задания, и ребенок покидает занятие при первых признаках нежелательного поведения или по истечении времени.
На втором этапе адаптации к выполнению задания педагога ребенка учат
ориентироваться на голос педагога и выполнит задания общеобразовательной группы, в то время, когда учитель-дефектолог работает помощником и оказывает минимальные подсказки ребенку в выполнении заданий. Воспитатель в случаях затруднения должен повторно задать вопрос или дать задание ребенку и обязательно похвалить его.
На третьем этапе ребенок учится отвечать. С одними детьми приходится выходить за руку учителю-дефектологу и лишь постепенно уменьшать поддержку.
Другие дети сами справляться с такими нагрузками самостоятельно, и не требуют дополнительной помощи.
Первоначальная работа с родителями детей с РАС заключается со сбора информации (анкетировании). У каждого ребенка индивидуальные особенности, западения в разных сферах. Чтобы узнать о слабых и сильных сторонах детей подключаются родители. Учителю-дефектологу легче работать через сильные стороны ребенка над слабыми.
Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это сложно для родителей, но важно помнить- добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип, и ребёнку с РАС будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться!
Список литературы
https://cloud.mail.ru/public/uodD/7BkFtgQCE
1. Блейлер Е. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1981 – С. 112–125.
2. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. – Донецк, 1999.
3. Богдашина О. Что такое аутизм? – Горловка, 1995.
4. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг,
Т. Питере. – СПб., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расстройства аутистического спектра
В презентации популярно изложена сущность раннего детского аутизма, причины его возникновения, особенности проявления и основные пути коррекции....
Психолого-педагогическая характеристика ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Материал, который поможет вам в написании психолого- педагогической характеристики ребёнка с расстройствами аутистического спектра....
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...
Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы
Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости проекта3.4.J Ожидаемые результаты и э...
Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»
Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...