Конспект занятия по спортивному туризму "Юные спасатели"
план-конспект
Технологическая карта открытого занятия по спортивному туризму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_itog.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия педагога дополнительного образования на тему: «Юные спасатели»
Автор: Пшеничникова Оксана Юрьевна
Педагог дополнительного образования объединения «Азбука туризма»
ГБОУ школы №106 Приморского района Санкт-Петербурга
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
(возраст 9-10 лет)
Ф.И.О. педагога: Пшеничникова Оксана Юрьевна
Место работы: ГБОУ школа №106 Приморского района Санкт-Петербурга
Должность: педагог дополнительного образования
Объединение: «Азбука туризма»
Группа: мальчики, девочки, возраст 9-10 лет
Тема программы: Обучение основам техники пешеходного туризма и навыкам полевого походного быта.
Тема занятия: «Юные спасатели». Организация спасательных работ в условиях природной среды.
УМК:
Информационные источники для педагога:
- Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. С. 54-55.
- Педагогика массовых туристско-краеведческих форм работы с детьми: пособие для педагогов школ и учреждений дополнительного образования / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 1999. 77 с.
- Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК. 2006.
Информационные источники для обучающихся:
- Константинов Ю.С. Ориентирование, как образ жизни, или с улыбкой об ориентировании. – М.: ФЦДЮТиК, 2007. – 296 с., илл.
- Словарь юного туриста. М., ЦДЮТ, 2003. - 76с., илл.
Интернет ресурсы:
- https://www.youtube.com/watch?v=O1Lf56yBFMw&t=11s - основы спортивного туризма для начинающих, элементы личного снаряжения
- https://www.youtube.com/watch?v=XaKcpzH34Cs - основы спортивного туризма для начинающих, технические приёмы
Цель занятия: Отработка (закрепление) командных навыков организации спасательных работ в условиях природной среды.
Задачи:
Воспитательные:
· Воспитание умения работать в команде, уважительного отношения друг к другу.
· Воспитание уверенности в своих силах, лидерских качеств.
Развивающие:
- Укрепление здоровья учащихся, их физического развития.
· Раскрытие потенциальных способностей каждого учащегося и создание условий для самореализации в максимально комфортной обстановке.
- Развитие стремления и способности преодолевать трудности.
Образовательные:
-Углубление и закрепление знаний по технике пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походе, доврачебной помощи.
- Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Усвоение правил индивидуального и коллективного поведения в условиях природной среды.
- Умение общаться и сотрудничать с педагогом и сверстниками.
- Способность к эмпатии.
-Формирование установки на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Владение навыками действий в малой туристической группе.
- Умение самостоятельно выстраивать план своих действий в определенных условиях, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Умение выполнять различные социальные роли во время проведения туристических походов.
Предметные результаты:
- Умение технически правильно выполнять действия из базовых видов туризма.
- Знание основ техники безопасности при занятиях туризмом.
- Овладение первичными навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
- Умение распределять должности в походе, работать с рацией, проходить технические этапы (маятниковое бревно, маятник, кочки), работать с топографической картой и легендой.
Форма проведения занятия: Занятие комбинированное: теория : беседа-объяснение нового материала, инструктаж по ТБ, практика- выполнение практических заданий, эстафеты, игра .
Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная - при объяснении нового материала, групповая - при выполнении практических заданий.
Методы обучения:
- “Погружение”– позволяет обеспечить учащимся символический доступ в иную среду.
- Информационный –сообщение готовой информации.
- Продуктивный – предусматривает постановку проблемы.
- Репродуктивный – предусматривает использование в работе системы заданий.
- Исследовательский – побуждает учащихся обращаться к добыванию и обобщению информации своими силами, предполагает активизацию деятельности собственного интеллекта.
Необходимое техническое снаряжение: веревка основная 10 мм – 4 шт, веревка основная 6 мм- 4 шт. жумар - 2 шт, скамейка – 2 шт., рюкзак -2 шт., карабины – 6 шт., «Пострадавший» -2 шт., набор продуктов – 2 комплекта, рации – 4 шт., аптечка – 2 шт.
Наглядно-иллюстрационный материал: карточки, легенда, топографическая карта, условные знаки, медали.
Схема-план занятия
Этап занятия | Задачи этапа | Содержание этапа | Время,мин. | Ожидаемые результаты | |
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ||||
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 6-11 минут | |||||
1.Организа-ционный этап | -Проверить готовность обучающихся к занятию. -Познакомить обучающихся с основами техники безопасности на занятиях туризмом в спортивном зале. | Проверяет готовность обучающихся к занятию, наличие спортивной формы. Знакомит обучающихся с основами техники безопасности/показ презентации. Здравствуйте, ребята! Мы с вами занимаемся в туристическом кружке уже не первый год и много успели узнать нового и интересного о туризме. Правда? Но сегодня у нас особенное занятие! Впереди -настоящий 3-х-дневный поход! И сегодня мы должны решить-стали мы настоящей командой, верными друзьями, на которых можно положиться в трудную минуту? Но прежде, чем мы пойдем в поход-тренировку, давайте с вами вспомним технику безопасности на занятиях в спортивном зале. | Построение в одну шеренгу. Подготовка класса к занятию. Обучающиеся здороваются, внимательно слушают . Смотрят презентацию «Основы техники безопасности». | 1-2 | Положительный настрой обучающихся на работу. Проявление заинтересованности, увлеченности Закрепление знаний по технике безопасности . |
2.Определение темы занятия | -Постановка цели и задач занятия. | Озвучивает тему , цель и задачи занятия. Давайте представим, что мы- отважные туристы и находимся с вами не в спортивном уютном зале, а отправились далеко- далеко в лес в поход. Шумит ветер в деревьях, рядом с нами течет речка, вдалеке красивые горы, где-то есть болота. И вдруг, на одном длинном переходе случилась беда и один участник похода заблудился. Наша задача , как вы думаете, какая? Может идти дальше? Вернуться домой? Остаться на месте и ждать потерявшегося или помощи? Правильно! Мы должны организовать спасательные работы! Потерявшемуся участнику нужна ваша помощь и нужны ваши знания! А почему мы не должны бездействовать? И сегодня мы с вами научимся организовывать спасательные работы в условиях природной среды. Научимся работать с картой и легендой, рацией, проходить технические этапы. Вперед, «Юные спасатели»! | Внимательно слушают, воспринимают информацию, задают вопросы. Проявляют сочувствие и желание найти потерявшегося участника Называют варианты опасности для человека в лесу | 1-2 | Формирование образного мышления, способности к эмпатии, командного духа. Формирование основ безопасного образа жизни. |
-Распределение на группы и разделение должностей (социальные роли) | Распределяет учащихся на две группы. А сейчас нам с вами необходимо распределиться на две походные группы. Предлагает детям карточки с должностями и обязанностями А теперь каждой команде необходимо распределить должности, ознакомиться с их обязанностями и прикрепить карточку со своей должностью на руку. Построение команд в две колонны. А теперь давайте построимся в две колонны по командам. | Делятся на две команды. Распределяют обязанности в походе. Крепят выбранную карточку с должностью на руку. Строятся в две колонны по командам. | 1-2 | Формирование умения работать в команде. Закомство с обязанностями должностей (социальными ролями) в походе. Умение аргументированно отстоять свое желание по выполнению определенной должности в походе (при необходимости). | |
-Подбор снаряжения и укладка рюкзака | Выдает каждой команде по рюкзаку. На расстоянии от каждой команды находится коврик, с разложенными туристскими нужными и ненужными вещами. А теперь, ребята, нам необходимо собраться. Сейчас каждый участник должен принести по одной вещи, которую он считает необходимой в походе. Помните, какая у вас должность в группе! Молодцы! Вы справились с этими важными задачами, и теперь мы начнем поиск нашего заблудившегося участника. | Бегают эстафету. Выбирают нужное туристское снаряжение. Собирают рюкзак. | 3-5 | Достижение нужных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ( эффект последействия) Умение быстро принимать решения, заявленное в соответствии с выбранной должностью. Развитие ловкости, скорости. | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 14-23 минут | |||||
3.Практическая работа. Открытие новых знаний | -Радиограмма | Забирает одного участника (разведчика) для передачи радиограммы. «Разведчику» дается легенда о местонахождении заблудившегося участника. Рассказывает принцип работы раций. Раздает командам листочки и ручки для записи радиограммы. Кто у нас «разведчик»? Пора пойти на разведку. Вот там лежит для вас подсказка. И вы должны передать по рации всю информацию для вашей команды. Команды должны принять всю информацию и записать ее. Радиограммы получены! Пора искать пропавшего участника дальше. | Разведчик передает информацию по рации остальной команде. Команда записывает радиограмму. | 3-5 | Умение работать с рацией, передавать радиограммы. Умение общаться и сотрудничать со сверстниками. |
-Работа с картой | Выдает каждой команде по комплекту топографических карт и подсказок условных знаков. Рассказывает принцип работы с топографической картой. Показывает место старта участников. А вот и наша карта. Теперь необходимо с помощью полученной радиограммы найти местоположение потерявшегося участника. | По полученной радиограмме команды на карте находят местоположение участника. | 1-3 | Умение работать с топографической картой и легендой. | |
-Техника пешеходного туризма | Показывает прохождение этапов: кочки, маятниковое бревно и маятник. Пора в путь! Сейчас вам необходимо пройти сложный путь, пройти через болото, перейти речку и не упасть в овраг. Помните, что вы одна команда! Помогайте друг другу! | Проходят технические этапы: переправа по кочкам, маятниковое бревно, маятник. | 5-7 | Умение проходить технические этапы спортивного туризма: переправа по кочкам, маятниковое бревно, маятник. Умение строить план своей работы , корректировать его, взаимодействовать в команде. | |
-Спасательные работы | Объясняет этап спасательных работ «Спасаем пострадавшего». Вот и наш отставший участник. Оказывается, у него случилась травма и он застрял на горе. Необходимо организовать спасательную операцию. Для этого один участник по веревке поднимается наверх, прицепляет страховочную веревку пострадавшему, и вся команда спускает его вниз. | Проводят спасательную операцию «Спаси пострадавшего». | 3-5 | Умение работать с веревкой, карабином. Умение работать в команде. Умение принимать решения в сложной ситуации. | |
-Первая медицинская помощь | Работает с медиком команд. Объясняет основы первой медицинской помощи. Раздает аптечки. Теперь настала работа медиков наших групп. У нашего пострадавшего травма ноги. Что мы будем делать? Правильно, накладываем повязку. | Медики групп оказывает первую медицинскую помощь пострадавшему. Остальная команда помогает. | 2-3 | Начальные навыки оказания первой медицинской помощи, умение работать с аптечкой. | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 2-4 минуты | |||||
4.Закрепле-ние материала, рефлексия | -Закрепление знаний | Задает вопросы. А теперь давайте вспомним у кого какие должности в походе, и все ли выполнили свои обязанности? Что нового мы сегодня узнали? Какие были трудности? Что помогло преодолеть их? | Рассказывают о проделанной работе. Перечисляют свои должности. Рассказывают о своих впечатлениях. | 1-2 | Усвоение базовых действий по технике пешеходного туризма. |
-Подведение итогов | Сообщает итоги занятия и вручает медали. И вот наша спасательная операция закончилась. Пострадавший спасен и команда снова в полном составе. Вы работали , как настоящая команда профессионалов! Вы все получаете медали за лучшую спасательную операцию! | Внимательно слушают. Получают медали. | 1-2 | Положительный эмоциональный отклик, хорошее физическое самочувствие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»
Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...
План – конспект занятия по спортивным бальным танцам «Медленный вальс. Основы взаимодействия в паре»
Цель: Сформировать и закрепить в паре навыки исполнения единичных действий и фигур танца медленный вальс.Задачи....
Методическая разработка «Конспект занятия по спортивным бальным танцам с использованием ЭОР. Венский вальс»
Тема: Венский вальс. Принципы движения в базовых фигурах. Основы взаимодействия в паре.Цель: Сформировать и закрепить навыки исполнения единичных действий в базовых фигурах танца венский вал...
Конспект занятия по спортивной акробатике "Обучение элементу переворот через локти в шпагат".
Цель занятия: способствовать обучению элементам кувырка (группировке, перекатам, вперед и назад).Образовательные (предметные) задачи: обучить элементу переворот через локти в шпагат, совершенств...
Методическая разработка «Конспект занятия по спортивным бальным танцам с использованием ЭОР. Квикстеп»
Тема: Квикстеп. Принципы движения в базовых фигурах. Основы взаимодействия в паре....