Дополнительная образовательная программа «Волшебная песочница»
проект

Айметова Рузиля Ахатовна

Дополнительная образовательная программа «Волшебная песочница» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_pesochnitsa.docx71.28 КБ

Предварительный просмотр:











Дополнительная образовательная программа

 «Волшебная песочница»

МБДОУ «Детский сад № 7 «Антошка»
















                                                                                      Составила : Айметова Р.А.

                                                   
г .Урай     2021г. 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

  1. Целевой раздел программы………………………………………………..3
  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Цели и задачи программы………………………………………………...4

2. Организационный раздел……………………………………………………5

2.1 Принципы содержания программы………………………………………….5

3. Содержательный раздел программы………………………………………7

3.1 Тематическое планирование игр-занятий по песочной анимации в кружке «Волшебный песок» для всех возрастных групп……………………………….7

3.2 Перспективный план работы с родителями………………………………..11

4. Диагностический раздел программы……………………………………..12

Список литературы………………………………………………………………14

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...15






Введение

Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим занятием, ведь песок обладает свойством поглощать негативную эмоцию. Игра с песком улучшает самочувствие, поднимает настроение и приносит радость. Поэтому рисование песком – не просто увлекательное, но и интересное открытие нового мира песочной фантазии.

Песок – загадочный природный материал. Он доступен, пластичен, может быть легким, теплым, обладает способностью принимать любые формы.

В процессе работы с песком происходит создание нового «продукта». Основное внимание обращается на творческое самовыражение, благодаря которому происходит «снятие внутреннего напряжения» и поиск путей развития.


  1. Целевой раздел программы «Волшебная песочница»

1.1 Пояснительная записка

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.

 Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе.

          У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее.

  По результатом психологической диагностики мы пришли к выводу, что дети у которых есть трудности  в общении со  сверстниками и взрослыми, часто демонстрируют  негативное поведение, условно можно разделить на 3 группы:

  • Дети, которые пытаются избежать неудач;
  • Дети, которые пытаются привлечь внимание;
  • Дети, с задатками негативного лидерства.

  Изучив художественные и развивающие возможности этого вида искусства, мы решили попробовать ввести занятия с песком как дополнительную образовательную программу, способствующую творческому развитию дошкольника, коррекции эмоционального фона ребенка. Способность песка вызвать при работе с ним определенные сенсорные ощущения часто служит мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с песком могут дать выход своему раздражению. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенные ощущения в процессе использования песка. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет психологу, педагогу наблюдать за состоянием ребенка.

Эта работа – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Когда ребенок сам или с родителем в работе изучают свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимо внести в работу.

Данная программа сформирована в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и позволяет применить «психотерапевтические инструменты» сказкотерапии, игротерапии, терапии песком.

Направленность программы:

Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.

Данная программа рассчитана для воспитанников  в возрасте от 4 до 7 лет, не имеющих противопоказаний для работы с песком:

1. дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

2. аллергия на пыль и мелкие частицы

3. легочные заболевания

4. кожные заболевания, порезы на руках.


Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, ребенок  ощущает покой и одновременно огромные возможности - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений; самостоятельно преодолевать трудности, проигрывая на песке ситуации из жизни; стремится к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи.

 

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: развитие творческого воображения,  креативных способностей  и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.

Задачи: 

 1. Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; 

2. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук; 

3. Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие (креативные) способности;  

4. Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т. д.  

  1. Организационный раздел


Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми.

2.1. Принципы содержания программы:


  1. Системностьв течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций.


  1. Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях детского сада и в семьедля эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.


  1. Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий.


  1. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.


  1. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.

Реализация программного материала рассчитана на 3 года.


Структура занятий

Мл. группа

15

1 занятия+1занятие с родителями (по желанию)

Средняя группа

25

2 занятий+1занятие с родителями (по желанию)

Старшая группа

30

2 занятий+1занятие с родителями (по желанию)

01-14 января – зимние каникулы

Форма работы с детьми

Задачи и содержание

работы

Форма организации

Объем времени и занятий

  1. Слушание
  2. Говорение
  3. Выполнение

Групповая (индивидуальная)

Групповая (индивидуальная)

Групповая (индивидуальная)

1/3 занятия

1/3 занятия

1/3 занятия


Моделирование игр-сказок (анимация) на песке

Песок

Сказка (тема)

Анимационный стол

Совместная работа с детьми

  1. работа на анимационном столе - рисование песком

Песок

Сказка (тема)

Анимационный стол

Помощь, совместная работа с детьми


Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.

Во время работы необходимо создать естественную среду для работы с ребенком (важен комфорт ребенка), узнать с каким персонажем ребенок хочет поработать («оживление» персонажа), и наконец, реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций, историй, сказок, песенок, музыки вместе с героями.

Занятия можно проводить как с группой детей, так и индивидуально, с родителями и без них. Главное комфорт ребенка и его желание работать с песком.

Материал и оборудование:

-«кварцевый песок» 0,1-0,3(1-2кг)

-стол для песочной анимации с подсветкой,

-возможен песок разного цвета,

-музыкальное сопровождение (аудио сказки, музыкальные файлы на компьютере, мультимедийные презентации, мультфильмы),

-интерактивная доска,

-фото и видео аппаратура для съемки мультфильмов и клипов.

Обновляется песок 1 раз в год, песок прокаливается (меняется) 1раз в 3-4 месяца. Песок можно заменить мукой или манкой.


Ожидаемые результаты:

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
  • развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • снижение эмоциональной тревожности;
  • повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие самосознания;
  • улучшение детско-родительских отношений;
  • закрепление положительных поведенческих реакций.

  1. Содержательный раздел программы кружка «Волшебная  песочница»

  1. Тематическое планирование игр-занятий по песочной анимации в кружке «Волшебная  песочница»:

Тематическое планирование включает в себя:

-историю возникновения работы с песком (песочную анимацию);

- знакомство с материалом;

- работа в терапевтической песочнице на летних прогулках;

- основы композиции, значение музыки в работе;

- разработка сюжета и сценария.


                     
для детей 3-4 лет (младшая группа) 1 занятие в месяц

тема

задачи

сентябрь

Знакомство с песком

Развитие познавательных процессов. Тренировка мелкой моторики рук. Знакомство со свойствами песка.

октябрь

Моя семья

Помочь детям понять родственные отношения в семье, закреплять умение называть членов семьи. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

ноябрь

«Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»

Прививать интерес и любовь к русским народным сказкам. Вызвать эмоциональный отклик на знакомые и любимые сказки на примере русских народных сказок. Дать детям сведения о сказке, как жанре словесного фольклора.

декабрь

Веселые снеговики

Формирование знаний о свойствах снега. Активизировать речь детей через художественное слово.

Развивать мелкую моторику рук.

февраль

Папы разные нужны, папы разные важны (песни про папу)

Помочь детям понять родственные отношения в семье. Воспитывать любовь и уважение к отцу, желание заботится о родных и близких.

март

Цветочек для мамы

Оптимизация детско-родительских отношений.

Воспитание доброго отношения к маме.

Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи

апрель

«Быстрые ракеты»

Формировать представления детей о первом космонавте Ю.А.Гагарине;

Расширять словарный запас: космос, звезда, комета, планета, космонавт..

май

Индивидуальные занятия с родителями «Мама, папа, я - мы друзья»

Развитие творческой фантазии, мелкой моторики. Становление единения с семьей, положительный эмоциональный настрой

                  для детей 4-5лет (средняя группа) 2 занятия в месяц

тема

задачи

сентябрь

Знакомство с песком

Развитие познавательных процессов. Тренировка мелкой моторики рук. Знакомство со свойствами песка.

По мотивам сказки Сутеева «Под грибом» (просмотр презентации)

Знакомство с произведением В.Сутеева «Под грибом». Развивать умение слушать взрослого, усидчивость и внимание. Формировать умение рассуждать, анализировать причинно-следственную связь. Активизировать речь, развивать мелкую моторику.

октябрь

Моя семья

Помочь детям понять родственные отношения в семье, закреплять умение называть членов семьи. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких. Формировать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта. Знакомство с жанром искусства – портрет.

Рисование-релаксация «Музыка дождя»

Развивать у детей умение самостоятельно выбирать сюжет для рисунка, стараясь передавать характер мелодии. Расслабление, успокоение.

ноябрь

Сказка «Три поросёнка.»

Познакомить детей со сказкой «Три поросенка». Развитие речи- обогащение словарного запаса прилагательными: соломенный, каменная, лубяная. Закрепить навыки счета до 3-х. Развитие мелкой моторики.

«Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»

Прививать интерес и любовь к русским народным сказкам. Вызвать эмоциональный отклик на знакомые и любимые сказки на примере русских народных сказок. Дать детям сведения о сказке, как жанре словесного фольклора.

декабрь

«Как котенок зиме удивился»

Развивать умение слышать речь взрослого, обращенную к группе детей; познакомить с эмоцией удивление; составлять короткий рассказ по схеме; подбирать слова обозначающие действие, признак; закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает; активизировать произношение звука (у) изолированно;

Воспитывать умение совместно выполнять общие действия;

Воспитывать любовь к животным и вызвать желание заботиться о них.

Веселые снеговики

Формирование знаний о свойствах снега. Активизировать речь детей через художественное слово.

Развивать мелкую моторику рук.

февраль

Птички прилетели, зернышки поели

Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей. Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций. Формировать умение создавать образ птиц по памяти.

Папы разные нужны, папы разные важны (песни про папу)

Помочь детям понять родственные отношения в семье. Воспитывать любовь и уважение к отцу, желание заботится о родных и близких.

март

По стихотворению Е. Благиной «Посидим в тишине…»

Оптимизация детско-родительских отношений.

Воспитание доброго отношения к маме.

Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи

По произведению В. Катаева «Цветик-семицветик». (просмотр музыкального клипа «Цветик-семицветик»)

Нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи.

апрель

Кто сказал мяу? (где спрятался котенок?)

Познакомить детей со сказкой Сутеева В.Г. «Кто сказал «мяу»?». Воспитывать умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия в сказке. Учить понимать смысл произведения. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы. Побуждать детей участвовать в драматизации наиболее понравившегося отрывка сказки.

«Земля- наш общий дом»

Закрепить знания детей о первом космонавте Ю.А.Гагарине; закрепить умение рассказывать уже знакомый текст по схеме, активировать слуховые и зрительные анализаторы.. Расширять словарный запас: космос, звезда, комета, планета, небосвод, космическое пространство, космонавт. Совершенствовать знания о природе, ее ресурсах, планете Земля.

май

Индивидуальные занятия с родителями «Мы волшебники»

Развитие творческой фантазии, мелкой моторики. Становление единения с семьей, положительный эмоциональный настрой

                        для детей 5-6лет (старшая группа) 2 занятия в месяц

«Дом, который построил Джек…»

(«Дом, который построю Я…»)

Активизировать речь. Развитие творческой фантазии, мелкой моторики. Учить рисовать здание, выделяя его конструкторские особенности (стены, фундамент, крыша, потолок, пол, балкон, окно и т.д.)

По произведению В.Бианки «Сова»

Закрепить у детей понятие о взаимосвязи и взаимозависимости всех живых существ в природе.

Заложить в детях в эмоциональной игровой форме экологическое восприятие мира.

ноябрь

По произведению В. Катаева «Цветик-семицветик»

Нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи.

Моя семья «Папа, мама, я…»

Помочь детям понять родственные отношения в семье, закреплять умение называть членов семьи. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботится о родных и близких. Учить составлять небольшие рассказы о маме, папе из личного опыта. Знакомить с жанром искусства--портрет.

декабрь

«Как котенок зиме удивился»

Закрепить знания детей о характерных признаках зимы, учить передавать в рисунке картину зимы; упражнять в рисовании деревьев.

«Дед Мороз и золотая рыбка»

Развивать познавательную и продуктивную деятельность. Вовлечение детей в сказочную атмосферу праздника.

январь

Кормушка для птиц (просмотр презентации «Зимующие птицы»)

Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей.

«Если только захотим, все вокруг мы превратим в …» (игра-фантазирование)

Предоставить детям простор для развития творческой фантазии.

февраль

По мотивам сказки «Кошкин дом» (просмотр мультфильма)

Закрепление правил поведения во время пожара.

По правилам дорожного движения

«Наш помощник - светофор»

Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении. Обобщить знания о правилах уличного движения.

март

Букет для милой мамочки. Снимаем мультфильм для поздравления мамам.

Уточнить знания детей о празднике «8марта». Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать близких добрыми делами.

По прослушиванию мелодии «Весенние ручьи»

Создать условия для расслабления, отдыха детей. Погружение в творческий процесс рисования песком.

апрель

По прослушиванию мелодии «Птичий пересвист» (релаксация)

Расширение знаний о характерных признаках весны-о прилете птиц. Продолжить создавать условия для расслабления.

«Сказка-сочинялка» (игра-фантазирование)

Прививать интерес к созданию новой сказки. Развивать речь.

май

Занятие с родителями «Песочные сказки»

С помощью сказки заинтересовать и привлечь дошкольников к исследовательской работе по изучению свойств и видов песка.

Способствовать укреплению детско-родительских отношений.

В течении учебного года

Упражнения для самостоятельной деятельности: «Там на неведомых дорожках, следы невиданных зверей…»; «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый…»; Страна «Поездландия» - страна поездов, вагонов, паровозов; «Солнце красное»; «Что (кто) меня пугает»; «Четыре стихии»; «Нарисуй эмоцию».


2.3 Перспективный план работы с родителями

Знакомство с техникой рисования песком.

Выявление детей, родителей желающих посещать занятия и детей, которым необходимы эти занятия (по направлению психолога).

Сплочение детско-родительских отношений.

Информирование родителей о ходе образовательной и коррекционной работе с детьми.

Видеоролик «Волшебный песок»

Открытое занятие с родителями

Информирование родителей о результатах первичной диагностики детей.

Анкетирование «Большой мир маленького человека»

Октябрь

Консультация «Коррекция детских страхов песочной терапией»

Буклет для родителей «Игры с песком»

Ноябрь

Статья: «Роль семьи и детского сада в формировании психологического здоровья детей»,

Открытое занятие с родителями

Декабрь

Консультация «Сказочные игры на песке»

Видеоролик «Наши мультфильмы»

Январь

Открытое занятие с родителями

Рекомендации в родительском уголке: «Психофизическая зрелость ребенка и готовность его к школе».

Февраль

Круглый стол «Творческие способности ребенка: изучаем, развиваем, радуемся успехам!».

Март

Открытое занятие с родителями

Индивидуальные консультации с психологом ДОО.

Апрель

Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”

Май

Родительское собрание «Арт-терапия в оздоровлении детей».

Информирование родителей о результатах итоговой диагностики детей.


4. Диагностический раздел программы

Программа работает в нашей группе с сентября 2021г.

Для выравнивания психоэмоционального фона работа проводилась групповая и индивидуальная. По мере адаптации ребенка к условиям детского сада (работа в  младшей группе с родителем), воспитанник становился более спокоен и самостоятелен, что позволяло перейти к индивидуальной работе ребенка (без родителя) с песком.

Адаптация детей в группе младшего возраста.

Диагностические мероприятия проводятся с использованием «Денверского скринингового теста оценки развития» (процентное соотношение.

Диаграмма)

По результатам проведенной работы в группе, активного участия родителей и детей по программе в период  учебного года, заметна  положительная динамика развития детей.

 Это говорит о хорошей адаптации детей к детскому саду, о включенности детей в предлагаемые занятия.

Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики.

Отдельно может быть  сформирована группа с целью развития графомоторных навыков. В результате работы с этой группой,  больше проявляют интерес на занятиях по общей программе детского сада к рисованию карандашами, работе с бумагой (оригами), пластилином.

Диаграмма 3


Развитие речи.

Работа с мелким песком, эмоциональная включенность в занятия, проговаривание сюжета, эпизода рисования способствуют развитию речевых навыков и речи в целом.

Психоэмоциональное  состояния воспитанников, посещающих индивидуальные и групповые занятия по программе «Волшебная песочница» улучшается:

 дети становятся спокойнее и самостоятельнее; преодолевают страхи (боязнь темноты, боязнь расставания, боязнь докторов и т.д.); становятся  общительнее.

В настоящее время  программа «Волшебная песочница» дополнена технологией «Сказкотерапия», что повысило эффективность работы с воспитанниками.


Список литературы

  1. Бабина Н. 600 практических совета для родителей. Ребенок 0 до 9 лет. М., 2002.
  2. Борба Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться: Пер. С англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2006. – 320с.
  3. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2
  4. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
  5. 3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
  6. Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. «Чудеса на песке». Практикум по песочной терапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб. Изд. «Речь», 2007г.
  7. Н.В. Козуб, Э.И.Осипук «В гостях у песочной Феи». Организация педагогической песочницы и игр. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольного учреждения. СПб. Изд. «Речь», М. «Сфера» 2011г- 61с.





Приложения

«Правила Песочной страны»

Знакомство с правилами поведения в песочнице. Песочная королева.

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

Настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах.

Инструкция: «Сегодня ты будешь волшебником. Ты очень долго ходил по свету и искал, то место, где не ступала нога человека. И вот ты пришел в пустыню, где один только песок. И сейчас, тебе надо превратить эту пустыню в сказочную страну. Смелее, ты уже видел, как я делала горы, море, луга. Леса. 

Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

Ведущий. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

 Ритуал «выхода» из Песочной страны
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!

Конспекты игр-занятий и упражнений с песком

Занятие №1

Тема: Знакомство с песком

Цель: Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Задачи:

Развития:

  • Развивать творческое воображение;
  • Развитие познавательных процессов;
  • Тренировка мелкой моторики рук.

Образования:

  • Дать знания о свойствах песка;
  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования песком.

Воспитания:

  • Обогащать коммуникативные навыки, основываясь на свободном обмене мнениями;

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята сегодня я приглашаю вас в песочную сказку. Смотрите, какой у нас необычный стол. Как вы думаете, а можно с ним поиграть? (высказывания детей) Давайте попробуем?

Основная часть:

Под мелодичную музыку воспитатель предлагает детям поиграть в песочек, потрогать его руками.

Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки кистей: внутренней и внешней стороной ладони. Важно задержать руку в песке, слегка пошевелив пальцами и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:

«Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Я ощущаю маленькие песчинки. А ты что чувствуешь?» (ответы детей)

Ребенок, по полученному образцу проговаривания, рассказывает о своих ощущениях.

Далее проводится упражнение «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (машинки, змейка, санки и др.) Воспитатель предлагает детям выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро. (дети, проговаривая, выполняют предложенное упражнение, рассказывают о своих ощущениях)

Воспитатель: Ребята, а что будет если намочить песочек? (ответы детей) А, бывает ли дождик без воды? (обсуждение детей)

Упражнение «дождик», при этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх- вниз».

Воспитатель: Ребята, вы уже большие и, наверное, знаете букву на которое начинается ваше имя или имя мамы (папы)? (ответы детей) А, умеете её рисовать? (ответы детей)

Упражнение «нарисуй свою букву».

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с песочком? (ответы детей) А, как вы сегодня научились играть с песком? (рисовать, ездить на машине, санках, оставлять следы и др. высказывания детей)

Ребята, но, чтобы снова вернуться в песочную сказку нам нужно сказать какие-то волшебные слова. Вы не знаете какие? (дети высказываются) придумывают ритуал прощания с песком: поглаживание песка, похлопывание ручек друг о друга, поговариваем придуманные слова прощания.


Занятие№ 2

Тема: Песочная страна (диагностическое)

Цель: Дать возможность ребенку раскрыться эмоционально, избавится от отрицательных эмоций.

Задачи:

Развития:

  • Развитие пространственного воображения;
  • Развитие творческой индивидуальности ребенка;
  • Развитие речи, мелкой моторики;

Образования:

  • Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования песком.

Воспитания:

  • Закреплять коммуникативные навыки.
  • Воспитывать умение выражать свою индивидуальность посредством творческой работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята сегодня каждый из вас сам станет настоящим сказочником. Вы хотите стать сказочниками? (ответы детей)

Звучит волшебная музыка

Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова и отправимся в сказку: Вокруг три раза обернись в сказочника ты превратись! (дети повторяют)

Основная часть:

Воспитатель: Вот вы и стали настоящими сказочниками, давайте нарисуем свою сказку. Ребята давайте представим, что внутри каждого из нас есть своя сказочная страна. Там есть горы, водоемы, леса, может быть болота, вулканы и т.д. Что еще будет в вашей сказочной стране? (ответы детей)

Какое название вы дадите своей стране? (ответы детей)

Кого вы пригласите к себе в гости? (ответы детей)

Давайте нарисуем эту сказочную страну и поиграем в ней. (дети самостоятельно под спокойную музыку рисуют песком)

Давайте дадим названия рекам, горам, озерам и т.д. (дети рассказывают какие они дали названия горам, озерам и т.д.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать себя в сказочной стране (где они находятся). Затем просит нарисовать стрелочками-куда бы они хотели отправится в своей стране. А кого вы пригласили бы в свою страну? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята ваша сказочная страна-это место где вы можете отдохнуть, спрятаться, пригласить друзей и, наверное, вам не хочется, что бы сюда проникло сказочное зло. Я права? (дети обсуждают, кто может проникнуть в их сказочную страну, что может сделать…)

Давайте заметем дорожки к вашей стране, что бы этого не произошло.

Игровое упражнение «Метель», «Буря»

Заключительная часть:

Воспитатель: Наше путешествие закончилось, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: Вокруг три раза обернись и в ребяток превратись! (под волшебную музыку превращения)

Ребята вам понравилось быть сказочниками? Хотелось бы вам снова вернуться в вашу сказку? А придумать другую? (высказывания детей)

На прошлом занятии мы придумали, как прощаться с песочной сказкой, давайте попрощаемся: дети поглаживают песок, похлопывают ручки друг о друга, поговаривают придуманные слова прощания. (слова каждый придумал свои)

Сказка на песке «Жадный мышонок».

Открытое занятие с родителями (по запросу)

Цель: Профилактика детской жадности. Сплочение детско-родительских отношений.

Ход занятия:

Сказка «Жадный мышонок» проигрывается в песочнице при участии родителей и ребенка.

Родители и педагог озвучивают героев этой сказки, а ребенок проигрывает сказку на песке.

Сказочные герои (мышонок, пчела, божья коровка, бабочка, лягушка) — маленькие пластмассовые или резиновые игрушки.

Жадина — воздушный шарик.

Жадный мышонок

(Взрослый  надувает воздушный шар небольшого объема).

ЖАДИНА:  Вот какая неприятность!

                    Позабыли меня – Жадность.

                    Где же жадину найти,

                    Чтоб расти, расти, расти…

                    Если жадину найду,

                    Я с ним не пропаду.

(В песочнице появляется мышонок).

Однажды летом под кустом

В тени листвы прохладной

Лежал, мечтал о сем, о том

Мышонок очень жадный.

МЫШОНОК: Эх, если б мне по морю плыть

Почти до края мира,

И остров чудный бы открыть,

Чтоб был он весь из сыра!

Я съем весь этот остров сам!

Ни крошки, ни кусочка,

Ни дырки сырной не отдам!

Весь остров мой, и точка!

ЖАДИНА: Ха-ха-ха!!! Неужели нашла?

Мой, мой, мой!

Сокровище мое!

МЫШОНОК: Ты кто? Волшебница?

ЖАДИНА: Я – самая добрая волшебница на свете.

                  Хочешь, я найду для тебя твой сырный остров?

МЫШОНОК: Хочу! А ты можешь?

ЖАДИНА: Могу, могу. Только ты мне должен дать клятву верности. Запомни ее: Ничего, никому,

Все себе лишь одному.

МЫШОНОК:

Ничего, никому,

Все себе лишь одному.

Ребенок проводит полосу в песочнице, разделяя песочницу на две части: сырный остров – для мышонка, полянка – для героев сказки).

И остался Мышонок на сырном острове.

И кто б играть его не звал,

Не мог он согласиться.

Он всех подряд подозревал

И не хотел делиться.

Вот пчелки начали жужжать:

(В песочнице появляются пчелки).

ПЧЕЛКИ: Пойдем играть в пятнашки!

                    Мышонок принялся кричать:

МЫШОНОК:  Эй, прочь пошли, букашки!

        Вы набиваетесь в друзья,

                     Чтоб сыром угоститься!

                     Но догадался сразу я

                     И не хочу делиться!

                Ничего, никому,

                Все себе лишь одному.

ЖАДИНА: Ха – ха – ха!

(«Растет» – надувается шарик).

(В песочнице появляется бабочка).

На кашке бабочка сидит, нектаром угощает.

Сердито жадина пищит:

МЫШОНОК:  Твои уловки знаю!

       Ничего, никому,

       Все себе лишь одному.

ЖАДИНА: Ха – ха – ха!

(«Растет» – надувается шарик).

(В песочнице появляется божья коровка)

Коровка Божья приползла:

КОРОВКА БОЖЬЯ: Чего один скучаешь?

Мышонок побелел со зла:

МЫШОНОК: И ты про сыр мечтаешь?

                           Ничего, никому,

                           Все себе лишь одному.

ЖАДИНА: Ха – ха – ха!

(«Растет» – надувается шарик)

( В песочнице появляется лягушка).

Лягушка прыгает вокруг.

ЛЯГУШКА: Давай сыграем в прятки!

МЫШОНОК: Ты мне, зеленая, не друг!

                            Скачи-ка без оглядки!

Ничего, никому,

Все себе лишь одному.

ЖАДИНА: Ха – ха – ха!

(«Растет» – надувается шарик)

Пока он жадничал, мечтал,

Как съест весь остров вкусный.

Друзей мышонок растерял.

И стало ему грустно!

МЫШОНОК: Зачем мне сыр,  подумал он

                            С  друзьями веселее!

Ведь этот остров – просто сон,

А дружба- то важнее!

За жадность и за злобный нрав

Мышонок повинился:

МЫШОНОК:  Простите все, я был неправ.

Что с вами не делился!

ЖАДИНА: Замолчи, замолчи немедленно.

                     Зачем тебе друзья?

                     С ними нужно делиться.

МЫШОНОК: Мне очень, очень нужны друзья.

(Жадина становится все меньше и меньше. Шарик выпускают из рук. Сдаваясь, он исчезает.)

Не будет с жадиной играть

Никто на целом свете!

Делиться надо, отдавать!

Не жадничайте, дети!

 Этап обсуждения сказки.

Открытое занятие с родителями «Песочные сказки»

Цель: С помощью сказки заинтересовать и привлечь дошкольников к исследовательской работе по изучению свойств и видов песка. Сплочение детско-родительских отношений.

Задачи:

Развития:

  • Развивать творческое воображение;
  • Развитие познавательных процессов;
  • Тренировка мелкой моторики рук.

Образования:

  • Дать знания о свойствах песка;
  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования песком.

Воспитания:

  • Обогащать коммуникативные навыки, основываясь на свободном обмене мнениями;

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята и родители сегодня я приглашаю вас в песочную сказку. Смотрите, какой у нас необычный стол. Как вы думаете, а можно с ним поиграть? (высказывания детей) Давайте попробуем?

Основная часть:

Под мелодичную музыку воспитатель предлагает детям поиграть в песочек, потрогать его руками.

Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки кистей: внутренней и внешней стороной ладони. Важно задержать руку в песке, слегка пошевелив пальцами и прислушаться к своим ощущениям.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку. Я расскажу вам сказку, а вы попробуйте ее нарисовать вместе с мамой (папой).

В далекой-далекой стране, среди гор и холмов родился мальчик. Он был очень любознательный. Но родители никак не могли придумать ему имя. Так и рос мальчик без имени.

Однажды, гуляя в долине цветов, мальчик нашел палочку. Она ему очень понравилась. Он стал с ней играть. Играя, мальчик произнес волшебные слова: ку-кум-ба, и взмахнул палочкой. В этот же миг, ползущая по цветку гусеница превратилась в бабочку. Это так понравилось мальчику, что он стал целыми днями твердить волшебные слова: ку-кум-ба, ку-кум-ба, играя со своей палочкой.

Смотрели родители на игру своего малыша, смотрели и решили назвать его Кукумба. Так у мальчика появилось имя.

Прошло ни много ни мало времени, Кукумба вырос и стал добрым волшебником. Однажды он отправился путешествовать. Бродя по свету, Кукумба узнавал много нового и интересного. Путешествуя волшебник очутился в необычном месте. Здесь ничего не было кроме песка. «Что это?» – подумал Кукумба, глядя на песок. Он взял горсть песка и стал рассматривать его в лупу.  «Это же песок!» - воскликнул добрый волшебник. Он вспомнил как в детстве, в одной книге, читал про песок и с интересом рассматривал иллюстрации.
Смотрел Кукумба на песок и думал: «Интересно, а из чего же он получается?»
И волшебник решил исследовать песок и построить в этом месте песочную страну. Только как он ни старался все его постройки рассыпались. Тогда Кукумба взмахнул своей палочкой, произнес волшебные слова: «Ку-кум-ба», и на песок полил веселый теплый дождик. Песок намок и добрый волшебник построил дворцы, замки, деревья, животных. А чтобы они не рассыпались он вызывал дождик и смачивал свои постройки.  Так в пустыне появилась песочная страна. Жили в этой стране песочные человечки. Но как ни старался Кукумба, а солнце грело так сильно, что ему с каждым разом становилось все сложнее и сложнее поддерживать песок в мокром стоянии.
Но Кукумба не привык сдаваться. Он построил большую исследовательскую лабораторию, закрылся в ней и стал изучать песок. Каждый день он проводил множество опытов, совершая новые открытия. Но что происходило в секретной лаборатории доброго волшебника никто не знал, не знаем и мы…
Но вы, ребята, не отчаивайтесь, ведь мы знаем, что все тайное становится явным. Ведь это еще не сказка, это присказка, а сказка будет впереди.

Заключительная часть:

Ребята, вам понравилось играть с песочком? (ответы детей и родителей) А, как вы сегодня научились играть с песком? (рисовать, ездить на машине, санках, оставлять следы и др. высказывания детей)

Ребята, но, чтобы снова вернуться в песочную сказку нам нужно сказать какие-то волшебные слова. Вы не знаете какие? (дети высказываются, родители помогают) придумывают ритуал прощания с песком: поглаживание песка, похлопывание ручек друг о друга, поговариваем придуманные слова прощания.

Ритуалы приветствия:

Приветствие «Снежный ком»

Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.

Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.

Приветствие «Солнечные лучики»

Цель: сплочение группы

Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

Приветствие «Ладошки»

Цель: развитие групповой сплоченности

Дети садятся в круг на стульчики. Ведущий предлагает им поздороваться друг с другом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям, как можно это сделать.

Приветствие «Чуткие руки»

Цель: сплочение группы

Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.

А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.

Приветствие «Злюка»

Цель: сплочение группы, навыков сплочения

Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.

Приветствие «Радуга»

Цель: снятие психомышечного напряжения, развитие воображения

Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.

Приветствие «Радость»

Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения

Дети начинают рисовать свое настроение на песочном столе.

Игры на развитие коммуникации:

«Интервью»

Цель: развитие навыков общения детей.

Ведущий, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.

«Подари улыбку»

Цель: учить ребенка справляться с грустью

Участники становятся в круг, берутся за руки за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

«Ласковое имя»

Цель: развивать чувства доверия друг к другу

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».

«Обзывалки»

Цель: учить детей выплескивать свой гнев, развивать дружеские отношения

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться). Это могут быть  названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: « А ты, ……, морковка!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.

«Доброе  животное»

Цель: помочь детям истратить накопившуюся негативную энергию

Ведущий тихим и спокойным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад.

«Тух, тух»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение

В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух, тух!» сердито. Через некоторое время они не могут не смеяться.

«Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений

«Два барана»

Цель: учить снимать напряжение, злость

Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: «Рано –рано, два барана , повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями  и лбами  друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места , как можно дольше.

«Маленькое приведение»

Цель: учить детей выплескивать накопившийся гнев

Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга.

«Комплимент»

Цель: учить детей создавать позитивное настроение

Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент»

Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.

«Бутон»

Цель: учить создавать позитивное настроение детей

 Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на  ветру.

Упражнения с использованием песка:

«Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь  с расставленными  пальчиками, взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок  называет этот палец. Затем они меняются.

«Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать  такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.

«Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить  самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.

«Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листке»

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.

«Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Взрослый погружает руку под песок, шевеля пальцами под песком. Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.

«Отпечатки»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине.

«Кто к нам приходил»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.

«Песочные строители»

Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти

Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь.

«Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки. Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот. Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».

«Песочный детский сад»

В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением последовательностей выполнения основных режимных моментов, а также все доступные ребенку навыки самообслуживания.

 

«В гостях у Песочной феи»

 Песочная фея: В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

«Следы на песке»

 Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

«Во саду ли в огороде»

 По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

 

«Песочный ветер»

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Приложения

  №1 «Ритуал Входа»

 Дети встают во круг песочницы и чистые руки ставят на края бортика. Углу песочницы сидит «Волшебный мешочек». Педагог просит прислушаться ребят, раздается храп, «Волшебный мешочек» спит. Педагог предлагает его разбудить, так как в нем храниться волшебный песок, который нам нужен для занятия. Все отходят на шаг назад и говорят, делая все движения:

 Мы ногами топ, топ, топ Мы руками хлоп, хлоп, хлоп

Мы чуть, чуть попрыгаем Ножками подрыгаем

 Очень сильно хлопать будем и мешочек наш разбудим.

 В момент когда дети сильно хлопают, просыпается волшебный мешочек: И мешочек вдруг проснулся Всем ребятам улыбнулся!!! (Мешочек начинает здороваться и знакомиться с ребятами). После этого он предлагает поделиться с каждым ребенком своим песком. Дети подставляют ручки и каждому из мешочка достается немного «волшебного» песка, который они потом высыпаю в песочницу и начинают пальчиками перемешивать. Весь песок в песочнице становиться волшебным! Можно приступать к занятию, но сначала с песком надо поздороваться: Дети кладут обе ладошки в песочницу и говорят нажимая на песок: Здравствуй, здравствуй, наш песок!

  №2 «Ритуал выхода» 

Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы.

 Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят:

 Спасибо милый Наш песок Ты всем нам подрасти помог

 В ладоши наши посмотри Мудрее стали ведь они!

Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря : До свидания Песочек!

  №3 «Игры с песком»

 

Упражнение "Здравствуй, песочек" Цель: снижение психоэмоциональго напряжения. Дети различными способами дотрагиваются до песка. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!". Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...

 

Упражнение "Необыкновенные следы" Цель: развитие тактильной чувствительности. "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

 Упражнение " Холодно - горячо"

Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом. Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать

Упражнение "Секретик"

 Цель: возможность выражения позитивных эмоций Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д. Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть?

Упражнение "Сказочная страна" 

Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем Задание: оценить собственные ощущения Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те, которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню. Задумал волшебник превратить ее в сказочную с разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь. Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют, какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? в каких взаимоотношениях они находятся между собой'.' всем ли существам хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше?

 Обучающие игры 

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук Тактильнокинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.

Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.

"Отпечатки наших рук". 

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?" "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками

Тактильные игры 

1. поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);

2. выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

3. "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

4. создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

5. "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);

 6. "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

7. «Чьи они?»

 сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?) Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

 8  "Что же спрятано в песке?"

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.

9"Чудесный мешочек"

 В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры) и т.п. Любой из этих вариантов игры можно предлагать ребенку в виде сказки.

10"Откопай разгадку".

Засекречивать" можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры. «Норки для мышки» Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр

11«Я пеку, пеку, пеку»

Ребенок «выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол

12. «Заборчики»

 Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке» Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д. Игры с песком для детей от трех до пяти лет.

13«Следы»

 Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы.

14 «Отпечатки»

 Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира. «Игра на пианино» Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

15 «Страна слов»

 На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.

16  «Мое имя»

В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен. Можно предложить детям слепить их песка первую букву своего имени или имя полностью (в зависимости от возраста детей).

17«Бусы для мамы»

«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей? Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!» С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебная кисть"

Направленность – художественное творчество.Программа ориентирована на младшего школьника (7-10 лет). Период обучения – 72 часа. Режим работы. Занятия целесообразно проводить  один раз в неделю по...

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Волшебная петелька» для детей 10 -14 лет на 1 год обучения

      Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ор...

Сообщение на районном методическом объединении «Педагогическое сопровождение творческого развития детей в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька»»

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирова­ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации. Оно подразу...

Дополнительная образовательная программа "Волшебная бумага"

Программа кружка "Радуга творчества".Мне было очень интересно составлять эту программу. Моим воспитанникам нравится постигать азы различных творческих техник....

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир театра"

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству....

Дополнительная Образовательная Программа "Волшебный Английский" (возраст детей 5 - 7 лет)

Настоящая рабочая программа разработана на основании дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей «Волшебный английский»....