«Мое отечество – Русь!»
материал (10 класс)

Каменских Ольга Сергеевна

2021 год объявлен Годом Владимира Даля в Луганской Народной Республике.

Владимир Иванович Даль вошел в историю как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Но список его достижений велик: собиратель фольклора, лексикограф, один из первых русских востоковедов-тюркологов, представитель «натуральной школы» в литературе, автор учебников по ботанике и зоологии, один из учредителей Русского географического общества, автор записок о последних часах жизни А. Пушкина.

Данное мероприятие проводится с целью воспитания патриотизма, уважения к людям, прославившим Луганский край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_otechestvo-rus.docx79.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОРДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ

ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

В ГОУ СПО ЛНР “Стахановский промышленно-экономический техникум” прошло  единое тематическое занятие “Мое Отечество – Русь!” | СПЭТ

                                                        Подготовили:

Пояснительная записка

2021 год объявлен Годом Владимира Даля в Луганской Народной Республике.

Владимир Иванович Даль вошел в историю как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Но список его достижений велик: собиратель фольклора, лексикограф, один из первых русских востоковедов-тюркологов, представитель «натуральной школы» в литературе, автор учебников по ботанике и зоологии, один из учредителей Русского географического общества, автор записок о последних часах жизни А. Пушкина.

Данное мероприятие проводится с целью воспитания патриотизма, уважения к людям, прославившим Луганский край.


Тема урока: «Мое отечество – Русь!»

Цель урока: развитие патриотизма, уважения к людям, прославившим Отечество.

Задачи урока:

ознакомление с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля, воспитание интереса к изучению литературного краеведения;

формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, интереса к изучению истории родного края;

воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за своих земляков, за их вклад в науку и искусство.

Оборудование: презентация о жизни В. И. Даля, видеоматериал.

Эпиграф:

«Я любил Отчизну свою и отдал
ей должную мною крупицу по силам…»
В. И. Даль

Уважаемые обучающиеся, педагоги и гости!

Мы рады приветствовать вас в нашем зале!

Глава Луганской Народной Республики Леонид Пасечник объявил 2021 год в Республике Годом Владимира Даля, т.к. 22 ноября 2021 г. исполняется 220 лет со дня его рождения.

Он отметил, что "Даль оставил богатое творческое и научное наследие, за что народ свято чтит его имя", при этом он "всю свою жизнь называл себя Казаком Луганским, что говорит о любви и преданности к родному краю".

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой.

Ведущий 1. Отчизна, Родина, Родной край… Для каждого из нас эти слова святые.

Ведущий 2.Какое слово светлое – Отчизна.
Оно, как свет, струящийся по листьям.
Оно, как шёпот в травах родника.
Как белые, зимой в полях, снега.

Ведущий 3.Какое слово тёплое – Отчизна.
Оно, как дом, как печь, как хлеб душистый.
Как детский сон под маминым крылом.
Как трель скворца весною за окном.

Какое слово гордое – Отчизна.
Я в нём читаю деда с фронта письма,
Он не пришёл тогда назад с войны,
Его победе – слышишь, нет цены!

Ведущий 4.Какое слово мудрое – Отчизна.
Оно, как русло бесконечной жизни:
Живая в нём и мёртвая вода
Смешались в сплав единый навсегда.

Ведущий 1.Всего семь букв – и сколько сразу смысла.
Какое слово ёмкое – Отчизна…
(С. Каргашин)

        

Однажды В.Даль сказал: «Отец мой выходец, а мое отечество Русь». Даль сказал это не в автобиографии, не в записках, не в частном письме. Сокровенные слова поставлены в «Толковом словаре» — среди пословиц и ходячих выражений.

2.     Актуализация опорных знаний, самоопределение целей урока.

Ведущий. Ребята, как вы понимаете слово «Отчизна»?

(Ответы детей: дом, Родина, Отечество, место, где родились.)

 Отечество, — толкует Даль, — «родная земля, отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку, вере, принадлежит».

Что значит любить свою Родину?

(Ответы детей: защищать от врага, прославлять в стихах, песнях и т. п.).

Что вы можете сделать для своей Родины сейчас?

(Хорошо учиться, участвовать в олимпиадах, приносить победу гимназии, городу, участвовать в спортивных мероприятиях и т. п.)

Когда вырастете?

(Защищать Родину, трудиться на благо Родине, совершать открытия, приносить победу в спортивных соревнованиях и т. п.)

3.     Раскрытие темы урока (беседа).

 Сегодня мы поговорим о великом человеке, который всем сердцем любил свою Родину, он посвятил ей всю свою жизнь. Он и защищал ее, служил ей и прославлял ее.  Это Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в местечке Луганский завод, Екатеринославской губернии (отсюда взятый им псевдоним Казак Луганский).

ВИДЕО 1 МИНУТА

Ведущий 1. Во время учёбы в Морском кадетском корпусе, у него впервые появился интерес к языку - он составил словарь кадетских жаргонов из 34 слов. Из Морского кадетского корпуса он был выпущен мичманом и отправлен на службу в Николаев.

Ведущий 2. Молоденький мичман ехал на паре почтовых лошадей. День был морозный, а новая, с иголочки, мичманская шинель грела плохо. Ямщик, поглядывая на небо, спешил. Вдруг он сказал: «Замолаживает».

- То есть как замолаживает? - переспросил Даль. - Вот ведь русское слово, а непонятно.

Ямщик стал объяснять:

- Значит, к теплу, у нас в Новгородской губернии так говорят о пасмурной погоде.

Даль вытащил из кармана записную книжку и, коченевшими от холода пальцами записал: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучками, клониться к ненастью».

Ведущий 1. В этот морозный мартовский день Даль принял решение, которое изменило всю его жизнь. Он стал собирать слова, а в дороге записал своё первое слово «замолаживать».

4.     Викторина.

Ведущий. Сегодня мы с вами поучаствуем в литературной викторине, посвященной творчеству великого Владимира Даля.

а) «Таблица умножения»

Ведущий Владимир Иванович хотел дать народу полезные для него знания и даже придумал, как легче выучить таблицу умножения.

Вот как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля.

Учитель произносит строку из стихотворения, а ребята хором называют цифры.

1.     Придет маслена – будет и блин, одиножды один – (один).

2.     Волга Дону пошире, дважды два (четыре).

3.     Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре (восемь).

4.     Без закваски хлеб не месят, дважды пять (десять).

5.     На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть (двенадцать).

6.     Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь (четырнадцать).

7.     Дважды девять – восемнадцать, дважды десять (двадцать).

б) «Собери пословицу»

Ведущий. Мы с вами знаем много пословиц. Но вы даже не догадываетесь, что мы знаем только начало, а есть еще концовка. Я предлагаю составить пословицы. Учитель называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.

1.     Один в поле не воин                 [а путник].

2.      У страха глаза велики                 [да ничего не видят].

3.     Язык мой - враг мой                 [прежде ума рыщет, беды ищет].

4.     Голод не тетка                         [пирожка не поднесет].

5. Заварил кашу –                         [не жалей масла].

6. Москва слезам не верит,                 [ей дело подавай].

в) «Назови русское слово»

Ведущий.Владимир Иванович Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какие иностранные слова Даль предлагал заменить этими русскими словами:

 

Ведущий называет слова Даля, а обучающиеся пытаются назвать слово, которое Даль предлагал заменить.

Водомет (фонтан)

Насылка (адрес)

Светило (природа)

Самотник или себятник (эгоист)

Небозем (горизонт)

Колоземица (атмосфера)

Ловкосилие (гимнастика)

Мокроступы (галоши)

Тождеслово (синоним)

Желтосливник (абрикос)

Своеручник (автограф)

Денник (газета)

г) Определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.

Яблоку негде упасть (тесно);

• Хоть глаз выколи (темно);

• Хоть пруд пруди (много);

• Кот наплакал (мало);

• Не успел оглянуться (быстро);

• Черепашьим шагом (медленно);

Ведущий. Молодцы ребята! В это викторине вы увидели, насколько богат и колоритен наш язык.

 

Ведущий. В. И. Даль отдал 47 лет своей жизни собиранию слов. Он считал себя русским человеком.

Он говорил: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски.“

        Умер Владимир Иванович в Москве, на 71-м году жизни, 22 сентября 1872 г., но память о нём вот уже 220 лет живёт в сердцах многих поколений.

5.     Рефлексия.

Продолжи выражение:

Теперь я знаю, что…

Мне стало понятно….

Дома я расскажу о…

Я бы больше хотел(а) узнать о…

6.     Итог урока.

Ведущий. Владимир Иванович Даль был одним из авторитетнейших русских писателей. Обладал врождённым талантом и имел серьёзное образование. Природа наделила его чутким умом. Наблюдательность, знание быта, обычаев, нравов русского народа, четкий слог и живость изложения делают сочинения В. И. Даля историческими. Обращаясь к трудам Даля, мы изучаем народный язык во всех его видах и в полном богатстве. Мы относимся к творчеству Даля, как к великому наследию.

         Наш земляк - поэт-песенник М. Матусовский посвятил В. Далю такие строки. «В музее Даля»

Ты ловишь отзвук древнего напева,

То говор поздних дней.

И слово состоит, как будто древо,

Из веток и корней.

Незыблема его первооснова

На много сотен лет,

Выходит так, что у любого слова

Есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся как звенья,

И так растет строка,

И можно различить сердцебиенье

Живого языка……

Сидят сейчас четыре института

Над словарём одним,

А Даль все так же нужен почему-то,

А Даль-незаменим.

Говорят: «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь!» Владимир Иванович поймал слово так искусно, что им можно пробуждать чувства, воспитывать и образовывать людей любых возрастов.

Ведущий 2.

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для духовной и нравственной жизни, для преданности родным местам, следования заветам предков, для моральной самодисциплины.

На этом мы закончим наш урок. Любите свой край, цените труд других людей и стремитесь сами сделать что-то полезное для своей малой родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории Отечества 10 класс по теме: "Русь в XIII-XV веках".

Работа предназначена для проверки знаний учащихся по периоду истории руси с XIII по XV век....

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".

Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе. Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".(Царевой дорогой по земле Брасов...

Игровая программа "Сыны Отечества, гордится вами Русь!"

Игровая программа "Сыны Отечества, гордится вами Русь!" расчитана на детей в возрасте 12-14 лет. Основная цель - формирование нравственного и патриотического сознания подростков, воспитание чувства лю...

Методическая разработка по проведению итоговой контрольной работы по истории отечества 6 класс. Контрольное тестирование по теме «Русь в 9– 13 веках».

Данная методическая разработка по проведению итоговой контрольной работы по истории отечества 6 класс, может быть использована в качестве котрольного тестирования по теме " Русь в 9-13 веках"....

Единый урок "Мое Отечество-Русь"

Единый урок "Мое Отечество-Русь"...

ЕДИНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОК «МОЁ ОТЕЧЕСТВО – РУСЬ!»

ЕДИНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОК  «МОЁ ОТЕЧЕСТВО – РУСЬ!»...