Деловая игра
статья
Деловая игра – моделирование процессов и механизмов принятия решений. В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_mo.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра – один из методов обучения старшеклассников.
Деловая игра – моделирование процессов и механизмов принятия решений. В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д.
Для деловых игр характерно:
- жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;
- регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;
- конфликтность и скрытые резервы. Как известно, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы, а отсутствие резервов не позволяет решить ситуацию;
- отсутствие полной информации, т.е. принятие решения в условиях неопределенности, в ситуации риска или противодействия;
- влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты;
- действующие лица: участники и ведущие;
- наглядность последствий принимаемых решений;
- определенные правила и регламентация игры.
Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать свое решение.
Порядок проведения деловой игры.
В деловой игре выделяют следующие этапы.
- Введение в игру.
- Разделение участников на группы.
- Изучение ситуации.
- Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры.
- Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление).
- Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп.
- Разбор оптимального варианта.
- Общая дискуссия.
Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения.
Разделение участников на группы: оптимальный размер группы – 3-5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.
Изучение ситуации: для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).
Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего – управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать.
Важным моментом является фактор времени. Конечно, не стоит постоянно напоминать участникам, сколько времени осталось, однако было бы разумно, если в кабинете, где проводится игра, висели часы.
Игровой процесс: после изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения.
Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами.
Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т.д.
Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений.
Разбор оптимального варианта: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.
Общая дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.
Роль ведущего в деловой игре
Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры – он инструктор, в процессе игры – консультант, по ее окончании – судья, и, наконец, – руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков.
Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра – это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни, и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом – роль ведущего.
Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения.
Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики /А.Д. Гонеев – М.: Академия, 1999. – С. 35-58.
- Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов –М. Просвещение 1990.- С. 13-20.
- Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика/ Е.Г. Речицкая – М. Владос, 2004. – С. 39-60.
- Контаев С.С. Интернат как среда саморазвития
- Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"
Открытый урок (фрагмент) в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »
Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...
Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"
Знакомство с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...
Презентация .Деловая игра с педагогами "Подвижные игры в ДОУ"
Для проведении деловой игры были подобраны иллюстрации к подвижным играм, педагоги разделились на две команды и отвечали на вопросы , а на закрепление материала на методическом обьединении, педагоги п...
«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры
Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....