Внеклассное мероприятие по русскому языку "О русском языке играючи"
план-конспект занятия (5, 6 класс)

Данная методическая разработка  будет полезна учителям русского языка и литературы. Материал мероприятия можно использовать при проведении предметной недели. Мероприятие построено по принципу  эксурссии, которая рассказывает об истории  развития  языка. Этапы путешествия сопровождаются рассказами экскурсовода, стихотворениями, песнями, инсценировками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon o_russkom_yazyke_igrayuchi.zip2.65 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

О русском языке играючи

(конспект внеклассного мероприятия по русскому языку)

Подготовила и провела: Демидова Оксана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Цель -  формирование интереса к изучению русского языка через приобщение  к  искусству слова.

Задачи:

  • воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
  • развитие интереса к изучению русского языка, во внеурочной деятельности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие их творческих способностей, смекалки, сообразительности;
  • привлечение внимания учащихся  к нарушению норм культуры речи;
  • формирование и пропаганда норм и правил русского языка среди учащихся;
  • сплочение коллектива.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, атрибуты к сценкам.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Учащиеся исполняют вступительную песню на мотив « Учат в школе»

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,          

Собрались сегодня в нашем светлом зале,

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

Слайд 2

Учитель: Сегодня нас ждет интересное событие. Мы совершим необычную экскурсию по волшебной книге, страницы которой представляют собой некоторые разделы русского языка. Вы увидите множество интересных экспонатов, услышите занимательные рассказы о языке. «О языке – занимательно!» – это наш девиз. Экскурсоводы  познакомят вас с некоторыми вопросами языка – историей его жизни, развития. Но сначала мы услышим ответ на вопрос: почему же сегодняшняя экскурсия посвящена русскому языку? А помогут  нам наши знатоки.

Экскурсовод 1: Всем хорошо известно, что не  бывает общества без языка и языка без общества. Русский язык – язык наших прадедов. На нём написаны замечательные произведения, которые знают во всём мире. Язык Пушкина, Тургенева, Достоевского  велик и могуч. Именно на русском языке мы произносим свои первые слова – «мама», «хлеб». Прочитали в букваре – «мама моет раму». Выучили первое стихотворение «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу». Вся наша жизнь пронизана песнями, сказками, загадками и все на русском языке.

Экскурсовод 2: Всё, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, искусство, жизнь.

Чтец 1: Всему название дано,

К примеру, зверь, предмет.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нет.

Чтец 2: И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Чтец 3: Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Слайд 3

Страница «История письменности»

Экскурсовод 1: Приглашаем Вас на страницы «Истории письменности». Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали.

Сценка о первобытном человеке. (Учащиеся выбегают под музыку из песни «О вещах» в исполнении М. Боярского)

Ученик 1: 

 - Первобытный человек на свете жил.

Человек тот очень-очень грустным был.

Ученик 2: 

- Ну а вы бы разве грустными не ходили,

Если б тоже первобытным очень были?

Ученик 1: 

- Отчего же ты горюешь и грустишь?

Может, всё же грусть свою нам объяснишь?

Ученик 2: 

-  В шкуру мамонта одетым я хожу,
И удобной я её не нахожу!
И еду мне в магазине не купить-
На охоте должен я еду добыть!
А оружие моё – ну просто смех!
Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

Ученик 1: 

 - Но зато с тобой весь дружный род.
И на помощь вся община вмиг придёт.

Ученик 2: 

- Хорошо разумным людям рассуждать,
Вам с природою не надо воевать.
Нам же двигать эволюцию вперёд,
«Хомо сапиенсам» чтоб пришёл черёд.
Я, как вы, хочу уметь читать, писать,
Я разумным существом мечтаю стать!

Слайд 4

Экскурсовод 1: Оказывается, первобытные люди думали не только об охоте, а еще и грамотными людьми хотели стать. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А возникло письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:

Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. И для этого они делали рисунки на камне.

Такое письмо рисунками называется пиктографией.

 Слайд 5

Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире. В настоящее время пиктограммы имеют узкоспециальную и второстепенную роль. Например, дорожные знаки, значки-элементы графического интерфейса пользователя ЭВМ

Слайд 6

Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов, и все их надо запомнить!

Слайд 7

Третий этап развития письменности - звукобуквенный, когда каждый звук обозначается буквой.

Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у финикийцев.  Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Слайд 8

Звуковым письмом пользуется большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет.

Слайд 9

Страница «Пунктуация» 

Экскурсовод 2: Мы рады приветствовать на странице пунктуации!

Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них.

Слайд 10

Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. “Я сам все исправлю!” - заявил парикмахер, и, действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: “Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы моют”.

Давайте посмотрим, что  может произойти с теми ребятами, которые плохо знают русский язык.

Слайд 11

Сценка  «На необитаемом острове». (Звучит музыка «Остров невезения» в исполнении А.Миронова)

Двоечник 1:  Неужели мы на необитаемом острове?

Двоечник 2: Можно ничего не делать!

Двоечник 3: Не учить какие-то орфограммы правильного написания.

Двоечник 2: Не склонять слова!

Двоечник 1: Клево! Скучно только, что веселых перемен нет!

Двоечник 3: Ой, что-то есть захотелось... Да, сейчас хотя бы пирожок.

Двоечник 4: Так, обед откладывается. Солнце припекает. Давайте построим шалаш!

Двоечник 1:А ты умеешь?

Двоечник 2:Может, лодку построим?

Двоечник 3: Ты что, здесь физику надо знать,

Двоечник 2:Ура! Придумал! Давайте напишем письмо!

Двоечник 3: Точно, давайте писать.

Слайд 12

Все вместе пишут письмо на большом листе ватмана. Затем демонстрируют письмо зрителям:

«Мы, ученики средней школы №1 школы, папали на ниабитаемый остров

и просим помащи. Нас нильзя аставить на острове».

Двоечник 4: По-моему, здесь нужна запятая. (Ставит запятую после слова «нельзя».) Теперь точно спасут.

(Раздается гром, все двоечники встают на колени, протягивая руки к небу).

Все: Господи, спаси нас!

Двоечник 3: Помогите нам выбраться отсюда!

Двоечник 4: Я буду хорошо учиться!

Двоечник 1: Я выучу все падежи!

Двоечник 4: А я - орфограмму правописания безударных гласных!

Все: Мы все будем делать правильно - только спаси!

Экскурсовод 2: Вот что бывает, если не учить русский язык!

Слайд 13

Страница « Части речи»

Экскурсовод 3: Следующая наша страница посвящена частям речи.

Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено все, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину. Произнесите слово “темнота”, и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.

Все слова в русском языке объединены в большие групп, которые называются части речи. Великий писатель М. Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку. Но, чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.

Слайд 14

Сценка: «Ученик возле доски»

Учитель:  Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

Ученик: выходит к доске и готовится писать.

Учитель: (диктует): «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».

Ученик: пишет под диктовку на доске.

Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена  существительные.

Ученик: подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Ученик: Да!

Учитель: Начинай!

Ученик: «Папа и мама». Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

 Ругали кого, чего? Вову. «Вова» - это имя. Значит, падеж  именительный.

 Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у «поведения» падеж творительный.

 Вова молчал виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж винительный.

 Ну, а «обещание», конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал!

 Вот и всё!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик:  Какую? Конечно, пятёрку!

Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово – «пятёрку»?

Ученик:  В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик:  Ну, я же её сам предложил!

Слайд 15

Экскурсовод 3: Вот так бывает с теми, кто не знает основных падежей русского языка.

Слайд 16

«Страница современного русского языка»

Экскурсовод 4: Следующая страница, которую мы посетим, называется «Страница современного русского языка».

Экскурсовод 4: Говоря о русском языке, очень часто употребляют словосочетание «живое слово». А ведь живое слово, как живая вода в сказках. К.Алтайский писал:

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник, многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, Русский Язык!

Эта страница расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении её содержательности и чистоты. Итак, представьте себе…

Читает подготовленный ученик:
Агафье говорила Нюра:
- Чудесна нынче 
конъюнктура,
И мой 
опинион таков,
Что есть немало женихов.
Но, хоть я этому и рада,
Дифференцировать их надо,
Давай, Агафья, мы вдвоем
По ним 
дебаты проведем.
Во-первых, исключим из 
квоты
Тех, у которых нет работы
Или валюты в банке нет,
А есть с нуждою 
паритет.
И тех, кто ростом слишком мал,
Пусть и имеет капитал.
Но 
финишируем вступленье -
Начнем само перечисленье:
Варфоломей еще студент,
Он не создаст 
истаблишмент,
Ивана я не уважаю,
Ему 
импичмент выражаю,
И мне не нравится Семен -
Спонтанно
нелоялен он,
А 
трансформировать Павлина

Весьма опасно в семьянина.
Зато Василий мной любим:
Есть у меня 
консенсус с ним!

Экскурсовод 4:  Интересно, сама Нюра поняла, о чем сказала?

Наше слепое подражание Западу наносит непоправимый вред русской речи. Мог ли предположить Тургенев, что в начале двадцать первого века наш великий и могучий язык окажется в таком катастрофическом положении? Люди  стали забывать его могущество и величавость родного языка. А это грозит бедой, катастрофой.

Экскурсовод 4: Давайте задумаемся  над тем, стоит ли так издеваться над своим родным, красивым языком!

Работа с плакатом «Объявим войну словам-паразитам!» (ребята по очереди выходят с мини плакатами)

Если слова-паразиты присутствуют в вашей речи, и вы хотите от них избавиться, используйте следующие методы:

Экскурсовод 1:Начните  возвращать словам их смысл. 

Не произносите их бездумно, а каждый раз вспоминайте, что каждое из них означает. Этот способ не применим к слову «собственно», но вот вспомнить, что слово «короче» - часть выражения «короче говоря», совсем несложно.

Экскурсовод №2: Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. Это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно.
Экскурсовод №3: Наказывай себя штрафом. Сказал «типа» и день без сладкого.

Экскурсовод №4: Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе «День паразита». Целый день (выходной) объясняйтесь только при помощи слов-паразитов. И вы наглядно убедитесь, что в общении от них нет абсолютно никакойппользы.
Экскурсовод №5: Читай больше! 

Это обогатит словарный запас. И в следующий раз вам не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы» и «типа».

Слайд 17

Все участники исполняют песню Читайки на слова В.Борисова

«Читайка»
Как только появился я,
Читателем я стал,
Читала книжки мама мне,
Мне папа их читал.
Припев:
Не просто так, не просто так
Страницы книг листать,
А чтобы я и чтобы ты
Сумел читайкой стать.

Припев.
Я от родителей своих
Решил не отставать,
Брал в руки книги
И меня читайкой стали звать.
Припев.
Все буквы знал назубок
Взял и сложил в слова.
И книга стала о себе
Рассказывать сама.

Припев.
Чтоб лучше быть, чтоб больше знать,
Ты книгу почитай,
Ее как друга каждый день
Ты к сердцу прижимай.
Припев.
Не просто так, не просто так
Страницы книг листать,
А чтобы я и чтобы ты
Сумел читайкой стать.

Слайд 18

Экскурсовод 1: Пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

Чтец 1: Когда ты хочешь молвить слово

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Чтец 2: Оно то жаворонком въётся,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Чтец 3: Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Чтец 4: Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В заключении звучит отрывок из песни Б.Окуджавы «Давайте восклицать…»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это всё любви счастливые моменты…

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь каждый день правильно общаться со словом!

Источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/636301/
  2. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1.htm
  3. http://iplayer.fm/q/песня+читайки/
  4. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1511901.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие (брейн-ринг) по русскому языку для 5-6 классов.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры "Брейн-ринг" сделает досуг учащихся 5-6 классов не только занимательным, но и познавательным....

внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"

Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...

Внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка и литературы

Мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов. Содержит интересные материалы из истории русского языка. Проводится в игровой форме с привлечение сценок и стихотворений о русском языке....

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы

Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...

Сценарий внеклассного мероприятия «Муса Джалиль» (на русском и татарском языках)

Сценарий внеклассного мероприятия посвященное известному татарскому поэту-герою Муса Джалилю. Мероприятие  проводится на двух языках: русский и татарский...